Основная информация

Дата опубликования: 10 августа 2009г.
Номер документа: ru46000200900289
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Курская область
Принявший орган: Правительство Курской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО

КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10.08.2009 г. №387-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012 ГОДЫ»

1. Утвердить прилагаемую Концепцию областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2010-2012 годы».

2. Определить государственным заказчиком областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2010-2012 годы» (далее - Программа) Главное управление МЧС России по Курской области.

3. Установить что прогнозный объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета составляет 123560,0 тыс. рублей.

4. Главному управлению МЧС России по Курской области (В.Н. Зубков) обеспечить разработку проекта Программы в срок до 1 сентября 2009 года и внесение его в установленном порядке в Правительство Курской области.

И.о. первого заместителя

Губернатора - Председателя

Правительства Курской области

А.Н. Демин

УТВЕРЖДЕНА

распоряжением Правительства

Курской области

от 10 августа 2009 г. № 387 -р

КОНЦЕПЦИЯ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2010-2012 ГОДЫ»

1. Анализ проблемы за последние 3 - 5 лет, причины ее возникновения.

В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) для устойчивого социально-экономического развития страны одним из важных элементов обеспечения национальной безопасности России является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов.

За последние 30 лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экологический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом (далее - ВВП) Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3 %, пострадавших - 8,6 %, материальному ущербу - 10,4 %. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий ЧС в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7 % ВВП страны.

На территории Курской области опасность техносферы для населения и окружающей среды обуславливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий.

На территории области насчитывается 118 потенциально опасных объектов, в том числе один радиационно-опасный объект, 28 химически опасных, 82 взрывопожароопасных, 7 гидротехнических сооружений.

Возможные источники ЧС составляют зону опасности воздействия поражающих факторов площадью 3752 кв.км с населением 670 тыс. человек.

За 2006-2008 годы на водных объектах Курской области погибло 215 человек, в том числе 14 детей. За первое полугодие 2009 года погибло 23 человека, в том числе 2 детей.

Сохраняющаяся тенденция ежегодного роста количества и масштабов последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий заставляет искать новые пути решения проблемы защиты населения и территории от ЧС, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения.

Проблема заключается в обеспечении снижения рисков ЧС и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций.

Имеющиеся ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности человека, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.

С 2006 года в Курской области перешла на решение комплексной безопасности программно-целевым методом в рамках областных целевых программ «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2006-2009 годы», «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2009 год» (далее - ранее действующие Программы).

В ходе их реализации был получен положительный опыт решения проблемы обеспечения комплексной безопасности в Курской области программно-целевыми методами с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций.

Общий объем финансирования программы составлял 743,91 млн. рублей, в том числе:

средства федерального бюджета - 474,23 млн. рублей;

средства областного бюджета - 60,85 млн. рублей;

средства местных бюджетов - 42,10 млн. рублей;

собственные средства организаций - 161,49 млн. рублей;

внебюджетные источники финансирования - 5,24 млн. рублей;

Приоритетными направлениями реализации ранее действующей Программы являлись:

совершенствование объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) Курской области;

обеспечение безопасности критически важного и потенциально-опасных объектов;

обеспечение химической и биологической безопасности на территории Курской области;

безопасность гидротехнических сооружений Курской области;

приоритетное направление отводится системе антикризисного управления, особое место в которой занимает развитие и совершенствование Объединенной системы оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ).

В основу функционирования ОСОДУ Курской области положена эксплуатация и развитие телекоммуникационной среды, созданной по административно-территориальному принципу, автоматизированной системы и геоинформационных ресурсов.

Основу ОСОДУ составляют Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) Курской области, дежурная диспетчерская служба Курской области, единые дежурно-диспетчерские службы городских округов и муниципальных районов и диспетчерские службы потенциально-опасных объектов.

ЦУКС является вышестоящим органом повседневного управления для всех созданных в городских округах и муниципальных районах Единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) по вопросам сбора, обработки и обмена информацией, а также координирующим органом по вопросам совместных действий дежурно-диспетчерских служб (ДДС) функциональных подсистем при ликвидации ЧС. Его полномочия закреплены в Законе Курской области «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Результатом централизации в ЦУКС управления различными звеньями функциональных и территориальной подсистем РСЧС явилось то, что не допущено перерастания предпосылок к ЧС в чрезвычайные ситуации, в том числе на объектах жизнеобеспечения населения и особенно в осенне-зимний отопительный период. Временные рамки реагирования не вышли за пределы нормативных, а по ряду показателей улучшились. Развитие ОСОДУ позволило повысить качество управляемости муниципальных и объектовых звеньев РСЧС.

Со всеми ЕДДС городских округов и муниципальных районов области, ДДС экстренных служб оборудованы прямые каналы связи, введены единые стандарты в области оснащения оборудованием, обучения персонала, единых алгоритмов работы.

Для включения их в единое информационное пространство и обеспечения доступа к объединенным информационным ресурсам всей областной системы организована работа по созданию единой информационно-справочной базы данных.

За счет средств областного бюджета (6,5 млн. рублей) разработан технический проект и рабочая документации ОСОДУ и другое.

На развитие автоматизированной системы ОСОДУ и совершенствование ЕДДС районов были направлены средства местных бюджетов в сумме 480 тыс. рублей.

Второй этап развития ОСОДУ предусматривает разработку и внедрение в эксплуатацию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, осуществление их программно-технического сопряжения с взаимодействующими дежурно-диспетчерскими службами милиции, обеспечения безопасности дорожного движения, скорой медицинской помощи и др.

Одним из приоритетных направлений в вопросах защиты населения явилось совершенствование автоматизированной системы централизованного оповещения (АСЦО).

Отдельным направлением в рамках ранее действующей Программы являлось создание на территории Курской области Системы-112.

Централизация и автоматизация как приема и обработки всех сообщений, так и организации реагирования на них являлась одним из основных принципов оперативно-диспетчерского управления. Система-112 позволяет решать задачи по приему сообщений по единому номеру «112», обеспечению психологической поддержки позвонившему лицу и передачи информации о происшествиях в ДДС для организации экстренного реагирования.

Создана опытная зона Системы-112 на базе муниципального образования город Курск, готовится подключение к ней городов Железногорск, Курчатов.

На создание Системы-112 из федерального и областного бюджетов, средств Курского филиала ОАО «ЦентрТелеком» было израсходовано около 400 млн. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года № 1 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» на территории Курской области в рамках областной Программы организована работа по созданию областного сегмента Общероссийской комплексной системы оповещения и информирования населения (ОКСИОН).

Решением антитеррористической комиссии Курской области (протокол № 2 от 16.04.2007 г.) было принято решение о создании областного сегмента ОКСИОН с финансированием его в рамках областной целевой программы.

В 2008 году завершен 1-й этап работ. В рамках ранее действующей Программы на выполнение работ было выделено 6,5 млн. рублей, из бюджета г. Курска - 6 млн. рублей.

Создание областного сегмента ОКСИОН позволит проводить мониторинг обстановки в местах массового пребывания людей, своевременно осуществлять оповещение населения в случае угрозы или возникновения ЧС и при угрозе террористических актов, а также проводить обучение населения способам защиты от ЧС.

На базе ЦУКС создан Региональный информационный центр (РИЦ). Смонтированы и запущены в опытную эксплуатацию 1 пункт уличного информирования населения (ПУОН) и 1 пункт информирования и оповещения населения (ПИОН) в местах массового пребывания людей. В РИЦ заведена система «Безопасный город», позволяющая получать информацию с 15 поворотных видеокамер и 6 камер, установленных на объектах с массовым нахождением людей.

До конца 2009 года в г. Курске запланирована установка ПИОНов на объектах с массовым пребыванием людей на основе плазменных панелей и ПУОНов на основе устройств типа «бегущая строка». На развитие системы ОКСИОН из областного бюджета в 2009 году выделено 1,3 млн. рублей, из бюджета г. Курска - 8,2 млн. рублей.

В ходе реализации областной целевой программы «Снижение рисков и смятение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2006-2009 г.г.» на повышение защищенности критически важного и потенциально опасных объектов за счет собственных средств предприятий израсходовано 115,0 млн. рублей.

На Курской АЭС создана автоматизированная система контроля радиационной обстановки (АСКРО), совершенствуются и модернизуются системы аварийного контроля, проводятся профилактические инженерно-технические мероприятия по повышению надежности и безопасности АЭС (ремонты, профилактика, модернизация, а также реконструкция энергоблоков 1-го поколения).

За счет собственных средств организаций осуществлены поставка оборудования для модернизации локальной системы оповещения 5 км зоны вокруг Курской АЭС, доработан паспорт безопасности Курской АЭС, проведены мероприятия по страхованию рисков на потенциально-опасных объектах, разработана деклараций безопасности гидротехнических сооружений ОАО «Михайловский ГОК», совершенствование ведомственных дежурных служб ОАО «ТГК-4»-«Курская региональная генерация».

На территории Курской области завершена работа по разработке паспортов безопасности. Полностью разработан и распоряжением Губернатора Курской области введён в действие Паспорт безопасности территории Курской области.

Совместными усилиями органов исполнительной власти Курской области и Главного управления МЧС России по Курской области проведена работа по разработке планов защищенности и паспортов безопасности критически важных объектов, расположенных на территории Курской области, паспортов безопасности рынков и мест с массовым пребыванием людей. В ЦУКС создана электронная база данных с электронными версиями паспортов безопасности на 574 потенциально опасных объектов, общеобразовательных учреждений и мест массового пребывания людей.

В рамках программных мероприятий выполнен комплекс практических мероприятий по уменьшению риска возникновения ЧС на химически опасных объектах - переход на безопасные технологии, создание локальных систем оповещения, страхование населения, приобретение средств защиты.

В течение действия Программы на безопасные технологии перешли 29 объектов из 54, и до конца 2009 года планируют перейти еще 2 объекта.

Полностью исключен из оборота организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Курской области, хлор.

Решен вопрос по утилизации источников ионизирующего излучения с просроченными сроками хранения на безвозмездной основе, что позволило сэкономить финансовые средства.

Общий объём финансовых средств, затраченных на эти цели организациями, составляет более 6,2 млн. рублей.

Целенаправленное проведение этих мероприятий позволит в ближайшие годы полностью уйти от использований в производстве опасных химических веществ, что значительно уменьшит степень химической опасности для населения и природной среды Курской области, сократить количество контрольно-надзорных мероприятий, улучшит экологическую обстановку на территории Курской области.

На 10 химически опасных объектах созданы локальные системы оповещения.

При реализации областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области до 2009 года», только на цели обеспечения безопасности гидротехнических сооружений и речной системы Курской области освоено 234, 1 млн. рублей.

Более 4.9 млн. рублей средств местных бюджетов освоено органами местного самоуправления Курской области при выполнении мероприятий областной целевой программы по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Территориальным страховым фондом документации (ТСФД) организована и проводится работа по созданию тематических слоев (теплоснабжение, водоснабжение и канализация). Создан оперативный информационный ресурс на 690 объектов.

На территории Курской области завершается работа по разработке документов территориального планирования. Разработаны схема территориального планирования Курской области, схемы территориального планирования 27 муниципальных районов и генеральные планы 5 городских округов, проводится работа по разработке схем территориального планирования городских и сельских поселений.

Данная работа позволит оценить риски чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, минимизировать их последствия на основе инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности.

Всего общий объем финансирования в рамках ранее действующей Программы за 2006-2008 годы составил 448,93 млн. рублей.

Вместе с тем, мероприятия ранее действующей Программы в полной мере реализованы не были.

В ходе корректировки программных мероприятий был принят к финансированию только подраздел «Совершенствование объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ в ЧС) Курской области», что не позволило обеспечить комплексную безопасность населения и территории Курской области в полном объеме.

Данные обстоятельства требуют принятия Программы до 2012 года с учетом включения в ее состав таких направлений, как обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения, а также их защиты от негативных природных явлений, обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, совершенствование систем физической защиты и охраны объектов, системы мониторинга и прогнозирования ЧС, централизованного оповещения населения, связи, лесопожарной безопасности.

Решение проблемы комплексной безопасности на территории Курской области в период 2010-2012 годы будет осуществляться с учетом выполнения очередного этапа Федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации на период до 2010 года». Это в конечном итоге приведет к обеспечению необходимых условий для уменьшения и предотвращения гибели и травматизма людей при ЧС и сокращению материального ущерба.

С учетом разграничения функций и ответственности органов исполнительной власти Курской области и органов местного самоуправления мероприятия Программы планируется направить на создание условий для уменьшения рисков ЧС, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного накопленного ущерба.

Будет продолжена работа по развитию автоматизированной системы ОСОДУ в чрезвычайных ситуациях Курской области, дальнейшему созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, развитию территориального страхового фонда документации (ТСФД) Курской области и Территориального центра мониторинга и прогнозирования и лабораторного контроля Курской области.

В связи с переходом Курской области на цифровое вещание требуется дополнительное финансирование на реконструкцию и развитие региональной автоматизированной системы центрального оповещения (РАСЦО). Проект реконструкции РАСЦО будет разработан до конца 2009 года.

В течение указанного периода планируется продолжить выполнение комплекса мероприятий по обеспечению безопасности критически важных и потенциально опасных объектов на территории Курской области. На эти мероприятия за счет предполагаемых средств федерального бюджета и собственных средств организаций планируется израсходовать более 3 млрд. рублей.

В рамках реализации Программы планируется строительство защищенного пункта управления Курской АЭС в г. Курчатове (внешний аварийный центр), строительство убежища на территории АЭС на 1200 человек укрываемого персонала, модернизация системы безопасности станции, проведение мероприятий по совершенствованию системы технической и физической защищенности объектов, приобретение средств индивидуальной защиты.

Планируется провести комплекс мероприятий по обеспечению химической и биологической безопасности, для чего на утилизацию непригодных и запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов путем вывоза за пределы Курской области будет израсходовано около 2 млн. рублей.

В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений Курской области за счет предполагаемых средств федерального бюджета, средств областного бюджета и собственных средств организаций планируется провести их капитальный ремонт, выполнить комплекс мероприятий по строительству ограждающих сооружений хвостохранилища ОАО «Михайловский ГОК».

На современном этапе важным аспектом является значительное повышение эффективности реагирования на чрезвычайные ситуации любого характера, так как проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций приобрели сегодня государственные масштабы, в том числе и на территории области.

Наряду с формированием целостной системы управления это невозможно без повышения уровня технической оснащенности основных структурных подразделений Аварийно-спасательной службы Курской области в соответствии с нормами, утвержденными нормативными правовыми актами Курской области.

Затраты на содержание, ремонт и поддержание техники в готовности к предназначению, а также на проведение других профилактических мероприятий постоянно возрастают. Дальнейшее проведение ремонта становится экономически не целесообразным.

Необходимо 100 % переоснащение подразделений спасателей более современными образцами средств защиты кожи и органов дыхания от химически опасных отравляющих веществ.

Практика показывает, что при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий важное место занимает оказание своевременной медицинской помощи пострадавшим. Летальность пострадавших будет зависеть от сроков оказания первой медицинской помощи (30-60 мин.). Деблокирование раненых и пострадавших при ДТП приходится осуществлять в условиях ограниченного пространства и времени. Необходимо приобретение универсальных средств медицинской защиты, специальных наборов для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим.

Исходя из объема аварийно-спасательных и других неотложных работ, к ведению которых служба аттестована, распоряжением Администрации Курской области от 05.05.2008 г. № 170-р «О вопросах материально-технического обеспечения Аварийно-спасательной службы Курской области», утверждены нормы положенности основных видов имущества, техники и инженерного вооружения.

На сегодняшний день процент укомплектованности службы данными видами вооружения составляет 60 %.

Группой специальных работ осуществлено 143 выезда, обезврежено и уничтожено 1753 взрывоопасных предмета, в том числе 31 авиабомба, 1482 артиллерийских снаряда и мин, 240 прочих взрывоопасных предметов.

Группа специальных работ имеет на вооружении соответствующее инженерное вооружение, позволяющее выполнить стоящие перед ней задачи, но необходимо иметь более современные средства разведки взрывоопасных предметов (миноискатели, бомбоискатели, средства защиты личного состава).

Приобретение более современных образцов техники и средств инженерного вооружения для укомплектования основных структурных подразделений Аварийно-спасательной службы Курской области, позволит значительно повысить эффективность проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В результате реализации Программных мероприятий по предварительным оценкам в 2-3 раза сократятся затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и не менее чем на 18% уменьшатся суммарные потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случая будут полностью исключены.

2. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей областной Программы приоритетным задачам социально-экономического развития области и стратегии развития области

Обеспечение необходимого уровня комплексной безопасности и минимизация потерь вследствие ЧС является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития Курской области.

Органами исполнительной власти Курской области, органами местного самоуправления, организациями в рамках своих полномочий осуществляются меры по обеспечению комплексной безопасности населения.

Основными направлениями деятельности обеспечения комплексной защиты населения являются последовательное снижение рисков ЧС, повышение защиты критически важных и потенциально опасных объектов, населения и территории Курской области от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.

Основными направлениями деятельности, которые могут обеспечить требуемый уровень защиты населения и территории от ЧС, являются:

оптимизация финансовых и материальных ресурсов органов государственной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций, направляемых на решение проблем комплексной безопасности;

совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков ЧС, повышения защиты критически важных и потенциально опасных объектов Курской области и населения от угроз природного и техногенного характера, а также опасностей кризисных ситуаций;

создание и совершенствование научных основ анализа воздействия опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков ЧС, пожаров, применения средств поражения в кризисных ситуациях и конфликтах, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;

создание сегмента общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;

прогноз рисков ЧС на критически важных и потенциально опасных объектах Курской области и разработка основных элементов политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их безопасности;

совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в кризисных и чрезвычайных ситуациях;

совершенствование организационной основы сил ликвидации ЧС, тушения пожаров и гражданской обороны, а также их материально-технического оснащения;

развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

обеспечение необходимого уровня безопасности и оснащение населения средствами коллективной и индивидуальной защиты;

совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации ЧС, пожарной безопасности и гражданской обороны;

внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов.

3. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом

В настоящее время мероприятия в области обеспечения комплексной безопасности финансируются в основном за счет средств, выделяемых на осуществление основной деятельности органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов различных субъектов. Рассматриваемую проблему обеспечения комплексной безопасности в Курской области невозможно решить в приемлемые сроки без государственной поддержки.

С учетом существующего уровня рисков возникновения ЧС в Курской области эффективное обеспечение комплексной безопасности может быть достигнуто путем увеличения объемов финансирования за счет средств бюджетов всех уровней.

Для решения рассматриваемой проблемы требуется принципиальная высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий.

Разработка Программы предполагает использование следующих принципов, обеспечивающих обоснованный выбор мероприятий Программы:

системный подход, комплексность, концентрация на самых важных направлениях;

оценка потребностей в финансовых средствах мероприятий Программы;

оценка результатов и социально-экономической эффективности Программы, которая осуществляется на основе расчета целевых показателей.

Системный подход к разработке Программы предусматривает:

охват всех видов опасностей, возникающих при ЧС;

использование всех способов снижения рисков ЧС, в том числе организационных, методических, технических и других, и повышение уровня защиты объектов.

Комплексность мероприятий Программы предусматривает:

развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения ЧС, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания с учетом их природы;

информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков ЧС;

координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования;

реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение ЧС.

Концентрация финансовых средств и организационных усилий Программы на значимых направлениях предусматривает:

включение в состав мероприятий, в первую очередь межведомственного и межотраслевого характера, реализация которых относится к компетенции и расходным обязательствам органов исполнительной власти;

повышение защиты населения от ЧС и решение проблемы снижения рисков ЧС применительно к критически важным и потенциально опасным объектам Курской области;

развитие систем, технических средств и технологий, признанных наиболее значимыми и перспективными для решения проблемы снижения количества ЧС;

повышение готовности органов управления, сил и технических средств по выполнению основных функциональных задач, направленных на реализацию мероприятий Программы.

Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов и системное развитие инфраструктуры обеспечения комплексной безопасности на основе:

определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;

концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере защиты населения и территории от ЧС;

повышения эффективности государственного управления в области обеспечения комплексной безопасности;

повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.

Программно-целевой метод доказал свою эффективность при реализации ранее действующих программ, в других регионах Центрального федерального округа.

4. Ориентировочные сроки, этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию Программы предполагается осуществить на территории области в течение 2010-2012 годов в один этап.

5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам (показателям) и критериям, позволяющим оценивать эффективность реализации Программы по годам, предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Программа разработана для достижения следующей цели:

Обеспечение комплексной безопасности населения и территории Курской области.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

повышение безопасности критически важных и потенциально опасных объектов;

совершенствование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

повышение безопасности гидротехнических сооружений и речной системы Курской области;

совершенствование объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ в ЧС) Курской области;

развитие территориального страхового фонда документации (ТСФД) Курской области;

совершенствование и развитие Территориального центра мониторинга и прогнозирования и лабораторного контроля Курской области;

улучшение материально-технического обеспечения поисково-спасательных водолазных групп АСС Курской области;

проведение предупредительных мероприятий на водных объектах Курской области;

Основным ожидаемым результатом реализации Программы является повышение зашиты персонала организаций и населения от чрезвычайных ситуаций, повышение уровня реагирования сил и средств территориальной подсистемы РСЧС Курской области на чрезвычайные ситуации.

Концепцией предусматривается определение следующих целевых индикаторов и показателей оценки эффективности реализации Программы:

уменьшение среднего времени реагирования оперативных служб при происшествиях на 20-30 минут;

снижение количества гибели людей на 10 % по отношению к 2008 году

снижение количества пострадавшего населения на 15 % по отношению к 2008 году

снижение экономического ущерба на 4-5 % по отношению к 2008 году

повышение полноты мониторинга ЧС на 7-8 % по отношению к 2008 году

повышение достоверности прогноза на 15-20 % по отношению к 2008 году

повышение эффективности затрат на мероприятия предупреждения чрезвычайных ситуаций посредством изменения соотношения размера затрат на мероприятие по снижению рисков чрезвычайных ситуации и размера предотвращенного ущерба от 1:3 в 2008 году до 1:7 в 2012 году.

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей, характеризующие эффективность реализации Программы, приведены в приложении № 1 к настоящей Концепции.

6. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы, обоснование возможности привлечения средств федерального и местных бюджетов для софинансирования мероприятий Программы, а также собственных средств организаций

Мероприятия Программы реализуются за счет областного бюджета, предполагаемых средств федерального бюджета, предусмотренных в рамках федеральной целевой программы, предполагаемых средств бюджетов муниципальных образований Курской области, средств организаций Курской области.

Предлагается определить общий объем финансирования Программы в размере 3473,114 млн. рублей, в том числе:

предполагаемые средства федерального бюджета - 414,0 млн. рублей; средства областного бюджета - 81,510 млн. рублей; предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 7,891 млн. рублей;

предполагаемые собственные средства организаций - 2969,713 млн.рублей.

Финансирование Программы из различных бюджетов по годам предусматривает:

2010 год -1445,573 млн. рублей, из которых:

предполагаемые средства федерального бюджета - 414,0 млн. рублей; средства областного бюджета - 62,737 млн. рублей;

предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 4,873 млн. рублей;

предполагаемые собственные средства организаций - 963,963 млн. рублей.

2011 год - 1038,630 млн. рублей, из которых:

средства областного бюджета - 9,095 млн. рублей;

предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 1,434 млн. рублей;

предполагаемые собственные средства организаций - 1028,101 млн. рублей.

2012 год - 988,911 млн. рублей, из которых:

средства областного бюджета - 9,678 млн. рублей;

предполагаемые средства муниципальных бюджетов - 1,584 млн. рублей;

предполагаемые собственные средства организаций - 977,649 млн. рублей.

Реализация Программы и социально-экономическая ситуация в области могут потребовать корректировки отдельных мероприятий Программы и уточнения объемов ее финансирования, в том числе и в связи с привлечением средств внебюджетных источников в рамках действующего законодательства.

Прогнозируемый перечень мероприятий Программы с предложениями по объемам и источникам финансирования приведен в приложении № 2 к настоящей Концепции.

Обоснование потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации Программы приведен в приложении № 3 к настоящей Концепции.

Предельный прогнозный объем финансирования Программы приведен в приложении № 4 к настоящей Концепции.

7. Предложения по государственным заказчикам, исполнителям и разработчикам мероприятий Программы

Государственным заказчиком Программы является Главное управление МЧС России по Курской области.

Исполнителями Программы являются Главное управление МЧС России по Курской области, ОГУ «АСС Курской области», Центр ГИМС МЧС России по Курской области, ОГУ «ЦОД ГОЧС Курской области», Филиал ОАО «Газпром трансгаз Москва» «Курское УМГ» (по согласованию ), филиал ОАО «САН ИнБев», ОАО «Михайловский ГОК», филиал концерна «Росэнергоатом» «Курская атомная станция», ОАО «Сыродел» Курский филиал. ОАО «ЦентрТелеком», Филиал ОАО «САН ИнБев», ОАО «Курский хладокомбинат», Филиал «МРСК Центр»-«Курскэнерго», органы местного самоуправления.

Основным разработчиком Программы является Главное управление МЧС России по Курской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к Концепции областной целевой программы

«Снижение рисков и смягчения последствий

чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера в Курской области

на 2010-2012 годы»

Прогнозируемые значения целевых индикаторов и показателей

областной целевой программы «Снижение рисков и смягчения

последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера в Курской области на 2010-2012 годы»



п/п

Наименование индикаторов и показателей целей и задач программы

Единица измерения

Значение индикаторов и показателей Программы

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1.

Уменьшение среднего времени реагирования оперативных служб при происшествиях

Минут (по отношению к 2008 году)

на 5-7 мин.

на 10-15 мин

на 20-30 мин

2.

Снижение количества гибели людей

процентов (по отношению к показателю 2008 года)

на 2-3

На 5-7

на 10

3.

Снижение количества пострадавшего населения

процентов (по отношению к показателю 2008 года)

на 4-5

на 7-8

на 15

4.

Снижение экономического ущерба

процентов (по отношению к показателю 2008 года)

на 2

на 2-4

на 4-5

5.

Повышение полноты мониторинга ЧС

процентов (по отношению к показателю 2008 года)

на 2-3

на 4-5

на 7-8

6.

Повышение достоверности прогноза

процентов (по отношению к показателю 2008 года)

на 5-7

на 7-10

На 15-20

7

Повышение эффективности затрат на мероприятия предупреждения чрезвычайных ситуаций

Соотношение размера затрат на мероприятие по снижению рисков чрезвычайных ситуации и размера предотвращенного ущерба

1:3

1:5

1:7

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к Концепции областной целевой программы

«Снижение рисков и смягчение последствий

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного

характера в Курской области на 2010-2012 годы»

ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2010-2012 годы»

№ п/п

Сроки выполнения мероприятий

Исполнители мероприятий

Направление расходов (капвложения, НИОКР и прочие расходы)

Источники финансирования

Объем финансирования (ты с. руб.)

Ожидаемый результат (в натуральном выражении -целевые значения)

Всего

В том числе:

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1.

Мероприятия по повышению безопасности критически важных и потенциально опасных объектов

2010-2012

Филиал концерна «Росэнергоатом» «Курская атомная станция», Филиал ОАО «Газпром трансгаз Москва» «Курское УМГ», филиал ОАО «САН ИнБев», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Сыродел», Курский филиал ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «Курский хладокомбинат»

Капвложения, прочие расходы

Федеральный бюджет (предполагаемые средства))

414000,0

414000

Повышение защиты персонала

Средства организаций (предполагаемые

824382,0

253413,0

316020

254949,0

2.

Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

2010-2012

Главное управление МЧС России по Курской области, ОГУ «ЦОД ГОЧС Курской области», ОГУ «АСС Курской области», филиал «МРСК Центра»-«Курскэнерго»

Прочие расходы

Областной бюджет

14950,0

4900,0

4750,0

5300,0

Предполагаемые средства организаций

2076631,0

683550,0

700081,0

693000,0

3.

Мероприятия по повышению безопасности гидротехнических сооружений и речной системы Курской области

2010-2012

ОАО «Михайловский ГОК»

Капвложения

Предполагаемые средства организаций

68700,0

27000,0

12000,0

29700,0

4

Мероприятия по совершенствованию объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ в ЧС) Курской области

2010

Главное управление МЧС России по Курской области, ОГУ «ЦОД ГОЧС Курской области»

Прочие расходы

Областной бюджет

47000,0

45000,0

1000,0

1000,0

5

Мероприятия по развитию территориального страхового фонда документации (ТСФД) Курской области

2010

Главное управление МЧС России по Курской области, ОГУ «ЦОД ГОЧС Курской области»

Прочие расходы

Областной бюджет

9700,0

9700,0

6

Мероприятия по совершенствованию и развитию Территориального центра мониторинга и прогнозирования и лабораторного контроля Курской области

2010-2012

Главное управление МЧС России по Курской области, ОГУ «ЦОД ГОЧС Курской области»

Прочие расходы

Областной бюджет

1000,0

277,0

245,0

478,0

Всего по программе

Всего, в том числе

3456363,0

1437840,0

1034096,0

984427,0

областной бюджет

72650,0

59877,0

5995,0

6778,0

федеральный бюджет (предполагаемые)

414000,0

414000,0

средства организаций (предполагаемые)

2969713,0

963963,0

1028101,0

977649,0

Подпрограмма «Обеспечение безопасности людей на водных объектах Курской области на 2010-2012 годы»

1

Мероприятия по улучшению материально-технического обеспечения поисково-спасательных водолазных групп АСС Курской области

2010-2012

Главное управление МЧС Рос-си по Курской области, ОГУ «АСС Курской области»

Прочие расходы

Областной бюджет

8860,0

2860,0

3100,0

2900,0

2

Проведение предупредительных мероприятий на водных объектах Курском области

2010-2012

Органы местного самоуправления

Прочие расходы

Местные бюджеты (предполагаемые средства)

7891,0

4873,0

1434,0

1584,0

Всего по подпрограмме

Всего, в том числе

16751,0

7733,0

4534,0

4484,0

областной бюджет

8860,0

2860,0

3100,0

2900,0

местные бюджеты

(предполагаемые)

7891,0

4873,0

1434,0

1584,0

Итого по Программе и подпрограмме

3473114,0

1445573,0

1038630,0

988911,0

областной бюджет

81510,0

62737,0

9095,0

9678,0

федеральный бюджет (предполагаемые)

414000,0

414000,0

местные бюджеты(предполагаемые):

7891,0

4873,0

1434,0

1584,0

средства организаций (предполагаемые)

2969713,0

963963,0

1028101,0

977649,0

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

к Концепции областной целевой

программы «Снижение рисков и

смягчение последствий чрезвычайных

ситуаций природного и техногенного

характера в Курской области

на 2010-2012 годы»

Обоснование потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации Программы

Раздел 1 Программы «Мероприятия по обеспечению безопасности критически важных и потенциально опасных объектов»

1.1. Строительство защищенного пункта управления Курской АЭС в г. Курчатове (внешний аварийный центр), строительство убежища на территории АЭС на 1200 человек укрываемого персонала

Объем финансирования из Федерального бюджета на 2010-2012

годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из федерального бюджета (предполагаемые средства)

414000,0

414000,0

1.2. Оснащение профессиональных и нештатных аварийно-спасательных формирований оборудованием и имуществом

Объем финансирования из средств предприятий на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из собственных средств предприятий

117508,0

36364,0

39102,0

42112,0

1.3. Приобретение и освежение средств индивидуальной защиты

Объем финансирования из средств предприятий на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из собственных средств предприятий

8665,0

2838,0

2905,0

2922,0

1.4. Содержание и ремонт защитных сооружений

Объем финансирования из средств предприятий на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе:

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из собственных средств предприятий

3736,0

1212,0

1237,0

1287,0

1.5. Планирование и проведение мероприятий по страхованию рисков

Объем финансирования из средств предприятий на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе:

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из собственных средств предприятий

127848,0

42620,0

42642,0

42686,0

1.6. Планирование и проведение мероприятий по совершенствованию системы технической и физической защищенности предприятия

Объем финансирования из средств предприятий на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из собственных средств предприятий

2735,0

879,0

914,0

942,0

1.7. Модернизация системы безопасности станции

Объем финансирования из

средств предприятий на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из собственных средств предприятий

563720,0

169500,0

229220,0

165000,0

Раздел 2 Программы «Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

2.1. Повышение надежности системы жизнеобеспечения населения

Объем финансирования из средств предприятий на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из собственных средств предприятий

2076631,0

683550,0

700081,0

693000,0

2.2. Приобретение специализированного автомобиля для химико-радиометрической лаборатории

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

В том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

1500,0

1500,0

2.3. Приобретение аварийно-спасательной техники, материально-технических средств для обеспечения действий группы специальных работ и группы по проведению поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ АСС Курской области

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

13450,0

3400,0

4750,0

5300,0

Раздел 3 Программы «Безопасность гидротехнических сооружений и речной системы Курской области»

3.1 Строительство ограждающих сооружений хвостохранилища ОАС «Михайловский ГОК»

Объем финансирования из средств предприятий на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из собственных средств предприятий

68700,0

27000,0

12000,0

29700,0

Раздел 4 Программы «Совершенствование объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ОСОДУ в ЧС) Курской области»

4.1. Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

40000,0

40000,0

4.2. Создание сегмента общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения ОКСИОН

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

1000,0

1000,0

4.3. Приобретение оборудования, средств связи, ЭВТ, программного обеспечения и другого имущества, необходимого для функционирования ДДС Курской области

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

3000,0

3000,0

4.4. Приобретение средств радиосвязи и включение их в единую сеть оперативной связи на базе стандарта «ТЕТРА»

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

3000,0

1000,0

1000,0

1000,0

Раздел 5 Программы «Развитие Территориального страхового фонда документации (ТСФД) Курской области»

5.1. Приобретение микрофильмирующего и репрографического оборудования, вычислительной техники, материалов для функционирования СФД

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

9700,0

9700,0

Раздел 6 Программы «Совершенствование и развитие Территориального центра мониторинга и прогнозирования и лабораторного контроля Курской области»

6.1. Приобретение программного обеспечения, аппаратного оборудования

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

1000,0

277,0

245,0

478,0

Подпрограмма «Обеспечение безопасности людей на водных объектах Курской области на 2010-2012 годы»

Раздел 1 подпрограммы Материально-техническое обеспечение поисково-спасательных водолазных групп АСС Курской области

1.1. Приобретение аварийно-спасательной техники, материально-технических средств для обеспечения действий поисково-спасательных водолазных групп АСС Курской области, приобретение современных средств связи, подготовка водолазных специалистов

Объем финансирования из областного бюджета на 2010-2012 годы всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из областного бюджета

8860,0

2860,0

3100,0

2900,0

Раздел 2 подпрограммы «Проведение предупредительных мероприятий на водных объектах Курской области»

8.1. Проведение мероприятий по техническому оборудованию пляжей, Пропаганда и информирование населения с целью предупреждения несчастных случаев на водных объектах

(нумерация пункта дана в соответствии с официальным текстом документа)

Объем финансирования из местных бюджетов на 2010-2012 годы

всего (тыс. руб.)

в том числе

2010 г.

2011г.

2012 г.

Финансирование, предусмотренное Программой из местных бюджетов (предполагаемые средства)

7891,0

4873,0

1434,0

1584,0

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

к Концепции областной целевой программы

«Снижение рисков и смягчение

последствий чрезвычайных ситуаций

природного и техногенного характера

в Курской области

на 2010-2012 годы»

Ресурсное обеспечение областной программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Курской области на 2010-2012 годы»

Источники финансирования, направление расходов

Всего за период реализации программы

в т. ч. по годам

2010

2011

2012

Всего

3473114,0

1445573,0

1038630,0

988911,0

в том числе:

областной бюджет

81510,0

62737,0

9095,0

9678,0

федеральный бюджет

414000,0

414000,0

-

-

местные бюджеты

7891,0

4873,0

1434,0

1584,0

прочие источники

2969713,0

963963,0

1028101,0

977649,0

Из общего объема:

капитальные вложения

482700,0

441000,0

12000,0

29700,0

в том числе:

областной бюджет

-

-

-

-

федеральный бюджет

414000,0

414000,0

-

местные бюджеты

-

-

.

прочие источники

68700,0

27000,0

12000,0

29700,0

прочие расходы

2990414,0

1004573,0

1026630,0

959211,0

в том числе:

областной бюджет

81510,0

62737,0

9095,0

9678,0

федеральный бюджет

-

-

-

-

местные бюджеты

7891,0

4873,0

1434,0

1584,0

прочие расходы

2901013,0

936963,0

1016101,0

947949,0

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Федеральный регистр от 19.08.2009
Рубрики правового классификатора: 160.040.050 Пожарная безопасность, 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества, 110.010.130 Охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности (см. также 160.040.090), 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 160.040.080 Санитарно-эпидемиологическая безопасность (см. также 140.010.110), 160.040.060 Промышленная безопасность, 160.040.090 Экологическая безопасность (см. также 110.010.130), 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 160.040.070 Радиационная безопасность (см. также 090.030.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать