Основная информация

Дата опубликования: 13 августа 2018г.
Номер документа: RU14000201800690
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Глава Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РЕСПУБЛИКА САЗА (ЯКУТИЯ)

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

РАСПОРЯЖЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СБОРА, ИЗУЧЕНИЯ,

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ

МАТЕРИАЛОВ МАМОНТОВОЙ ФАУНЫ НА ТЕРРИТОРИИ

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях обеспечения государственного регулирования сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия):

1. Утвердить Концепцию развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Солодов В.В.) до 1 сентября 2018 года утвердить План мероприятий по реализации Концепции развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия).

3. Признать утратившим силу распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) от 22 июля 2011 г. N 484-РП «О Концепции развития добычи, реализации и переработки мамонтовой кости на территории Республики Саха (Якутия)».

4. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Солодова В.В.

5. Опубликовать настоящее распоряжение в официальных средствах массовой информации.

Временно исполняющий обязанности

Главы Республики Саха (Якутия)

А.НИКОЛАЕВ

13 августа 2018 года

N 649-РГ

Утверждена

распоряжением Главы

Республики Саха (Якутия)

от 13 августа 2018 г. N 649-РГ

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ СБОРА, ИЗУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПЕРЕРАБОТКИ

И РЕАЛИЗАЦИИ ПАЛЕОНТОЛОГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ МАМОНТОВОЙ ФАУНЫ

НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

I. Основные цели и задачи Концепции

Основными целями Концепции развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны (далее - МФ) на территории Республики Саха (Якутия) (далее - Концепция) являются:

1. Достижение положительного социально-экономического эффекта для коренного населения арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации и легализация внутреннего и экспортного оборота (рынка) МФ за счет:

создания открытой прозрачной системы торговли, в том числе на экспорт, бивнями мамонта;

увеличения закупочной и экспортной стоимости;

развития переработки бивня мамонта с получением полуфабрикатов;

вывода косторезного производства на уровень востребованности продукции на потребительских рынках в России и странах АТР.

2. Создание в Республике Саха (Якутия) международного центра изучения, хранения, экспонирования мамонтовой фауны.

Для достижения основных целей Концепции определены следующие задачи:

1) анализ и формирование нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях, охватывающей все процессы, связанные с оборотом палеонтологических остатков ископаемой мамонтовой фауны, в том числе вопросы государственного надзора;

2) организация общедоступной торговой площадки для централизации и контроля оборота МФ;

3) совершенствование государственного регулирования экспорта мамонтовых бивней и их фрагментов с приближением разрешительных процедур к местам реального сбора;

4) упрощение порядка внутреннего и экспортного оборота (рынка) мамонтового бивня;

5) организация переработки мамонтового бивня и развитие косторезного производства в Республике Саха (Якутия);

6) развитие мамонтового бренда;

7) организация государственного экологического надзора за сбором палеонтологических остатков мамонтовой фауны;

8) организация систематического изучения палеонтологических ископаемых остатков мамонтовой фауны;

9) создание условий для научного изучения и сохранения экспонатов мамонтовой фауны, представляющих культурную и научную ценность.

II. Общая информация

Ископаемые бивни мамонта являются невосстанавливающимся ископаемым ресурсом биогенного происхождения (биолиты). По экспертным оценкам более 80% ресурсов бивней мамонта в России сосредоточены на территории Республики Саха (Якутия). Потенциал мамонтового бивня крупнейшей на Земле Северо-Якутской костеносной провинции оценивается примерно в 500 тыс. т.

Международный запрет с 1990 года на торговлю слоновой костью создал спрос на ископаемые бивни мамонта, в связи с чем возобновился сбор и реализация мамонтовой кости на рынок, где основную роль, в том числе в экспортных поставках, играет территория Республика Саха (Якутия). Бивень мамонта пользуется устойчивым спросом на внутреннем и экспортном рынках, около 90% его экспортируется в страны Азии. Самый емкий рынок находится в Китае, куда из Российской Федерации экспортируется более 60 тонн бивня ежегодно, в основном из Республики Саха (Якутия).

В настоящее время проблемы, связанные с мамонтовой фауной, приобретают системный характер: необходимость упорядочивания научных исследований исполинов (мамонтов) неоплейстоценового возраста, музейной деятельности и организации международных выставочных экспозиций, развитие и популяризация туризма «По следам мамонтов» и создание прозрачной, надежной системы правового регулирования управления, оборота и надзора в сфере видов деятельности, связанной с мамонтовой фауной.

На настоящий момент сбор, изучение, использование, переработка и реализация палеонтологических материалов мамонтовой фауны не в полной мере урегулированы действующим законодательством Российской Федерации, в то время, как эти ресурсы почти 300 лет являются объектом традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Якутии, которые в процессе исторической традиционной хозяйственной деятельности (оленеводство, коневодство, охотничий и рыбный промысел) собирали бивни мамонта для поставки их купцам и промышленникам.

III. Оценка состояния отрасли

SWOT-анализ текущего состояния отрасли

Сильные стороны

Слабые стороны

- Рост спроса на бивень мамонта в связи с запретом экспорта бивня слона в Китае;

- территория РС(Я) - основной источник бивня мамонта - 80% объемов мирового сбора, ресурсная база - 500 тыс. т;

- в РФ имеются специалисты, техника и технология для первичной обработки бивня и изготовления заготовок для производства сувенирной продукции;

- относительно развито косторезное искусство;

- создается научная база для изучения мамонтовой фауны;

- территориальная близость Республики Саха (Якутия) к рынкам сбыта МФ

- Отсутствие в местах сбора бивней мамонта транспортной инфраструктуры;

- отсутствие нормативного обоснования коммерческого сбора бивней мамонта, как сырья для переработки и получения иной продукции;

- дуализм в терминологии «палеонтологические остатки», охватывающий скелетные и трупные остатки, имеющие научную и коллекционную ценность, и бивни мамонта, имеющие в большей степени коммерческую ценность;

- хаотичный, бессистемный характер распределения палеонтологических остатков в толще едомных отложений, не позволяющий проводить традиционные геологоразведочные работы с подсчетом запасов;

- отсутствие технологии организации промышленного сбора;

- сложные процедуры получения экспортной лицензии;

- произведения косторезных мастеров уникальные, штучные, сложные в технологии изготовления. Они, а также местная сувенирная продукция, не востребованы на потребительских рынках в других странах (КНР, Индия);

- развитый теневой рынос вовлечением конечного выгодоприобретателя на начальных этапах сбора и реализации;

- сезонный характер сбора МФ обуславливает необходимость хранения собранного материала в межсезонье

Возможности

Угрозы

- Рост доходов коренного населения;

- увеличение доходной части бюджета муниципальных образований;

- создание бренда «бивни мамонта», «изделия из бивней мамонта»;

- создание перерабатывающего производства с использованием современного оборудования для массовой обработки бивня мамонта. Получение добавленной стоимости от углубленной переработки (производства полуфабрикатов и изделий);

- создание косторезной промышленности с выпуском продукции, востребованной на потребительских рынках России и других стран;

- создание современной научной инфраструктуры, способной обеспечить полный цикл исследований палеонтологических материалов мамонтовой фауны;

- минимизация теневого рынка оборота МФ

- Захват рынка сырья иностранными компаниями;

- захват локальных рынков сувенирной продукции иностранными производителями;

- развитие «теневого» рынка;

- криминализация оборота бивней мамонта;

- нанесение невосполнимого экологического ущерба при незаконном промышленном сборе мамонтового бивня;

- ужесточение административных процедур по сбору, реализации, экспорту бивня мамонта;

- лишение коренного населения источников доходов от традиционного образа жизни

IV. Проблемы правового регулирования

Разработка Концепции основывается на действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и требует развития нормативно-правовой базы. В связи с тем, что законодательство Российской Федерации не регулирует промышленный сбор ископаемой мамонтовой кости, Республика Саха (Якутия) предпринимала все возможные меры государственного регулирования: от проведения научных работ, геологического изучения, организации промышленного сбора, оборота и переработки мамонтовой кости до ежегодных международных аукционов по продаже мамонтовой кости и организации Всероссийских фестивалей косторезного искусства, образования особо охраняемых геологических объектов в районах уникального скопления остатков мамонтовой фауны.

4.1. Сбор мамонтовой фауны

С 2003 года Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию выдавал лицензии на сбор с поверхности бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны на срок до 1 года. Всего в 2007 году выдано 23 лицензии 14 недропользователям. Результатом легализации сбора бивня мамонта стало ежегодное увеличение объемов сбора (по отчетам недропользователей), а также увеличение налоговых поступлений в бюджет республики (НДПИ):

Годы

Объем сбора, т

НДПИ, тыс. рублей

2003

14,7

247

2004

23,1

332

2005

29,3

290,5

2006

28,1

554,6

2007

33,4

1 141,2

Для создания системы правового регулирования были приняты правовые документы:

Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 г. 250-З N 507-III «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны»;

«Положение о порядке выдачи лицензий (разрешений) на право пользования недрами на территории Республики Саха (Якутия) при изучении, сборе бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны в коммерческих целях, раскопке трупных и скелетных остатков мамонтовой фауны в научных целях» (постановление Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 N 425-III);

Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2005 г. N 2044 «Об особом статусе природных ресурсов - ископаемых остатков мамонтовой фауны и регулирования их оборота на территории Республики Саха (Якутия)».

По протесту Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Закон Республики Саха (Якутия) «О регулировании пользования и распоряжения особым природным ресурсом - ископаемыми остатками мамонтовой фауны» от 16 июня 2005 г. 250-З N 507-III и другие республиканские нормативные акты в сфере ископаемой мамонтовой фауны в 2007 году были приведены в соответствие с федеральным законодательством.

Сбор палеонтологических материалов мамонтовой фауны регулируется статьями 6, 10.1, 11, 16, 33 Закона Российской Федерации «О недрах» и утвержденным в рамках исполнения этого закона Приказом Минприроды России от 29 ноября 2004 г. N 711 Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Согласно этим документам право на сбор палеонтологических материалов возникает на основании решения, принятого уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), по согласованию с территориальным управлением Роснедра - Якутнедра. Срок действия лицензии был не определен.

Сбор палеонтологических материалов мамонтовой фауны в пределах особо охраняемых природных территорий проводится по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с положением данного ООПТ.

Условиями пользования недрами в лицензиях установлена ежегодная отчетность недропользователей в виде предоставления информационных отчетов в Якутнедра по количеству собранного материала, его качеству.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2016 г. N 1730-р утверждено Соглашение между Федеральным агентством по недропользованию и Правительством Республики Саха (Якутия) о передаче Правительству Республики отдельных полномочий в сфере недропользования, в части выдачи лицензий на сбор палеонтологических коллекционных материалов в Республике.

С 2016 года срок пользования недрами для сбора палеонтологических коллекционных материалов установлен в 5 лет. Пользователями недр ежегодно предоставляется отчетность в Якутнедра и Министерство промышленности и геологии Республики Саха (Якутия). За период действия Соглашения принято решений и выдано лицензий по более чем 100 участкам недр.

На начало 2018 года на территории Республики Саха (Якутия) количество зарегистрированных действующих лицензий по сбору коллекционных палеонтологических материалов составляло 509, из них только 2 - для научных целей, остальные - для реализации.

Информация о выданных лицензиях и количестве собранного материала за 5 лет: <*>

--------------------------------

<*> - с 2016 года лицензии выдаются на 5 лет.

Годы

Количество выданных лицензий

Количество недропользователей

Количество собранного материала, т

2013

217

37

20,3

2014

251

45

73,4

2015

383

71

108

2016

431

63

81

2017

78

82

78,8

(предварительно)

По состоянию на 1 января 2017 г. республиканским балансом перспективных объектов ископаемых остатков мамонтовой фауны Республики Саха (Якутия) учтены запасы и прогнозные ресурсы бивня мамонта (товарной кости) по 10 месторождениям и проявлениям, в том числе по категориям: С2 - 12613 кг, Р1 - 13346 кг, Р2 - 53340 кг, Р3 - 7315 кг. Общий прогнозный потенциал достигает 500 тыс. т.

Нормы Закона Российской Федерации «О недрах» и других федеральных подзаконных актов содержат значительные пробелы в части сбора ископаемого мамонтового бивня в значительных объемах с коммерческой целью, оплаты налогов и надзора за деятельностью лиц, занятых сбором, реализацией ископаемых бивней за пределы республики и Российской Федерации:

N

Проблемы

Предложения

1.

Приказ Минприроды России от 29 ноября 2004 г. N 711 не регулирует сбор бивней мамонта для коммерческих целей

Внести изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», в части отнесения сбора палеонтологических остатков бивней мамонта к участкам недр местного значения, и последующая доработка Порядка пользования участками недр местного значения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.06.2013 N 213

2.

Действующая система лицензирования, когда решение принимает орган государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным федеральным органом управления фондом недр, оформляет лицензию и направляет ее на регистрацию в территориальный федеральный орган управления фондом недр, является излишне бюрократической и длительной по времени, создает дополнительные барьеры

Необходимо сосредоточить все процедуры по оказанию государственной услуги в одном органе власти, путем отнесения сбора палеонтологических остатков бивней мамонта к участкам недр местного значения

3.

При лицензировании сбора палеонтологических материалов мамонтовой фауны, правовой статус научных организаций, ведущих научно-исследовательские работы, связанные со сбором остатков мамонтовой фауны, приравнивается к статусу коммерческих сборщиков, хотя характер и цели деятельности первых и последних значительно отличаются

Необходимо урегулировать лицензирование сбора палеонтологических объектов мамонтовой фауны в научно-исследовательских целях путем упрощения порядка выдачи лицензий на сбор и раскопки палеонтологических объектов научным организациям, осуществляющим сбор остатков мамонтовой фауны в некоммерческих целях в рамках научно-исследовательских работ

4.

Ограничение приказом Минприроды России от 29 ноября 2004 г. N 711 количества собираемых образцов палеонтологических материалов мамонтовой фауны «единичными образцами» привело к тому, что один заявитель обращается за 10 - 20 лицензиями по небольшим участкам, на которых не может быть собран заявленный объем. Таким образом, лицензии оформляются на одни участки, сырье собирается на других участках, скупается у местного населения лицензиатами, соответственно, нарушается законодательство, отчеты искажаются и т.д.

Необходимо снять ограничение по количеству собранного материала с коммерческого сбора бивня мамонта

5.

Коммерческий сбор палеонтологических материалов бивней мамонта не облагается налогом, поскольку они не отнесены к полезным ископаемым, а учтены в общероссийском классификаторе полезных ископаемых и подземных вод как коллекционные материалы. Бивни мамонта до 1991 года относились к полезным ископаемым и учитывались государственным балансом запасов полезных ископаемых

В Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод необходимо ввести понятие бивень мамонта в качестве полезного ископаемого. В этом случае НДПИ со сбора будут поступать в бюджет муниципальных образований (МО), на территории которых проводится сбор, по аналогии с добычей общераспространенных полезных ископаемых

6.

Фактически в силу ограничений, установленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», отсутствует надзор за сбором палеонтологических материалов мамонтовой фауны, который должен осуществляться Управлением Росприроднадзора. Органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не имеют полномочий по надзору и контролю над этим видом деятельности

Этот пробел можно устранить внесением изменений в Закон Российской Федерации «О недрах», отнеся сбор палеонтологических остатков бивней мамонта к участкам недр местного значения. Надзор за сбором в этом случае законодательно будет закреплен за субъектами Российской Федерации и далее предлагается делегировать его муниципальным образованиям, как наиболее заинтересованной стороне в упорядочении всего процесса и получении максимальных налогов

7.

Отсутствуют утвержденные на государственном уровне в установленном порядке стандарты, позволяющие квалифицированно однозначно проводить экспертную оценку собранного сырья и относить его или не относить к культурным ценностям, по аналогии с государственными стандартами, действовавшими до 1991 года

Необходимо внести предложение в Росстандарт по утверждению ГОСТ-р на бивень мамонта (биолит)

8.

Отсутствует нормативно закрепленный порядок информирования сборщиками палеонтологических материалов мамонтовой фауны о факте обнаружения палеонтологических объектов, представляющий интерес для науки или культуры, а также условия вознаграждения и возмещения (компенсации) затрат, в том числе с учетом упущенной выгоды от возможной реализации бивней мамонта по рыночным ценам, сборщику. При этом данный механизм не является достаточно эффективным и надежным способом сохранения палеонтологических объектов

Необходимо разработать и утвердить Порядок информирования сборщиками палеонтологических материалов мамонтовой фауны о факте обнаружения палеонтологических объектов, представляющий интерес для науки или культуры с учетом выплаты вознаграждения

4.2. Реализация мамонтовой фауны

В период 2015 - 2017 годы наблюдается увеличение объема поставок бивней мамонта за пределы Российской Федерации с 46,6 т до 71,9 т в 2017 году. Анализ динамики экспорта в период 2015 - 2017 годов показывает более равномерное распределение поставок в течение 2017 года, что объясняется увеличением количества организаций Республики Саха (Якутия), осуществляющих экспорт бивней мамонта. Если в 2015 году доля Республики Саха (Якутия) в экспортных поставках составляла 22%, то в 2017 году - 47%. При этом более 50% - экспорт из Москвы и Московской области, где не обнаружены значительные ресурсы МФ, но через которые проходит оформление поставок.

Основными покупателями экспортируемого сырья в 2017 году являлись Китай (83% экспорта) и Гонконг (14% экспорта).

N

Проблемы

Предложения

1.

В настоящее время недостаточно урегулирован Порядок реализации и экспорта мамонтовой фауны

Решить вопрос с Минкультуры России, Минпромторгом России, Федеральной Таможенной службой и иными заинтересованными органам власти по нормативно-правовому урегулированию всего процесса реализации и экспорта мамонтовой фауны с учетом интересов экономики региона

2.

При бесконтрольной реализации мамонтовой фауны есть угроза распространения заразных и иных болезней, сохраняющихся в замороженном состоянии в трупных остатках

В целях предотвращения распространения и ликвидации очагов заразных и иных болезней необходимо дополнить Перечень подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2015 N 648, палеонтологическими материалами (ископаемыми остатками мамонтовой фауны) в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 «О ветеринарии» и разработать порядок проведения ветеринарно-санитарной экспертизы палеонтологических материалов в соответствии с указанным законом

V. Практический механизм реализации Концепции

5.1. Проблемы

Проблемы реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны возникают с момента вывоза собранных остатков в ближайший населенный пункт:

а) в районных центрах отсутствуют закупочные пункты и эксперты по определению культурной ценности собранного материала;

б) отсутствие торговых площадок для организации публичных торгов собранными материалами, создающих условия для определения объективной рыночной стоимости, обеспечения прозрачности торгов, финансовых потоков, объединяющих поставщиков и покупателей сырья, в логистическом центре (Якутске), территориально близком к странам-импортерам, недостаточное количество сертифицированных экспертов, представителей федеральных органов и неразвитая инфраструктура рынка МФ;

в) уход в «тень» поставщиков и покупателей при контроле рынка криминальными структурами;

г) проблемным остается вопрос участия Республики Саха (Якутия) в регулировании оборота добываемых на ее территории объектов мамонтовой фауны, в частности, при проведении экспертизы и вывозе за пределы Российской Федерации.

Необходимо: заключить Соглашение между Правительством Республики Саха (Якутия), Министерством культуры Российской Федерации и Федеральной архивной службой России об организации на территории Республики Саха (Якутия) централизованной экспертной площадки на базе государственного бюджетного учреждения «Академия наук Республики Саха (Якутия)» для проведения ее специалистами экспертизы палеонтологических материалов на предмет научной и культурной ценности. Экспертная площадка должна объединять экспертов различного уровня (федеральные, международные и региональные), создать единую базу данных находок объектов мамонтовой фауны в форматах ГИС-технологий на территории Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), что позволит вести их учет и обработку;

д) проведение экспертизы собранного материала в целях подтверждения отнесения к культурным ценностям связано с непосредственным контактом заявителей и экспертов и предопределяет возможность сговора (коррупционная составляющая), субъективизм экспертов в условиях отсутствия четко прописанных параметров сортности, закрепленных ГОСТами, и критериев отнесения к культурным ценностям.

5.2. Предложения

5.2.1. Сборщики мамонтовой фауны

В соответствии с нормами Закона Российской Федерации «О недрах» сбор коллекционных материалов МФ осуществляется на основании выданной лицензии на право пользования участком недр. Сборщиками МФ являются пользователи недр, представленные субъектами предпринимательской деятельности. Физические лица могут осуществлять сбор МФ на основании заключенных трудовых договоров с субъектами предпринимательской деятельности или договоров гражданско-правового характера.

Реализация МФ может проводиться по 4 вариантам:

реализация по договорной цене Оператору (операция 1);

получение задатка от Оператора и передачи ему собранного материала для реализации на Торговой площадке путем проведения аукциона (операция 2) с последующим возмещением итоговой цены реализации за вычетом процентов за организацию торговых и др. процедур;

реализация на Торговой площадке без оказания услуг Оператором;

реализация местному товаропроизводителю по договорной цене.

5.2.2. Определение оператора, операторов

Оператор (пул операторов) организовывает сбор, хранение и подготовку бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны к реализации. Работу по сбору материалов мамонтовой фауны возможно проводить путем создания стационарных и выездных пунктов приема (фактории) для организации закупки или приема на реализацию, транспортировку, хранение и подготовку к реализации (создание лотов) собранного материала через Торговую площадку (приложение N 1). Данный механизм позволит ввести систему договорных взаимоотношений и безналичного расчета, включающих налоги, для легализации деятельности сборщиков бивней мамонта посредством оптимизации сотрудничества с муниципальными образованиями северных и арктических улусов.

Перемещение «теневого» бизнеса по обороту бивней мамонта на открытое и легальное поле позволит стабилизировать предпринимательскую деятельность (малый и средний бизнес) и создать сезонные рабочие места на договорной основе (трудовой договор, договор на оказание услуг), которые будут содействовать решению социально-экономических задач и пополнению бюджета муниципальных образований северных и арктических улусов и Республики Саха (Якутия) в целом за счет НДФЛ и т.д.

Приобретение МФ может осуществляться по 2 направлениям:

приобретение у Сборщиков по договорной цене (операция 1);

выплата задатка Сборщикам и прием собранного материала от Сборщиков для реализации на Торговой площадке путем проведения аукциона (операция 2) с последующим возмещением итоговой цены реализации за вычетом процентов за организацию торговых и других процедур.

В целях урегулирования процесса реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны возможно определить уполномоченного представителя - «Оператора» (приложение 1), коммерческой структуры с возможным государственным участием при необходимости государственного регулирования.

Оператор реализует МФ через Торговую площадку по утвержденному механизму подготовки и организации торгов. Осуществляет доставку МФ на Торговую площадку, обеспечение необходимых условий сохранности, несет ответственность за качество поставляемой МФ.

5.2.3. Ассоциации сборщиков

Ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов для достижения общественно полезных целей, а также иных, не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.

В ассоциацию должно входить максимальное количество сборщиков, заготовителей, местных производителей изделий и полуфабрикатов из материалов МФ для представления интересов различных сторон бизнеса, субъектов предпринимательской деятельности, представителей различных муниципальных образований.

5.2.4. Торговая площадка

Реализацию собранного материала мамонтовой фауны планируется проводить путем проведения аукционов и торгов через Торговую площадку, создание которой планируется с участием федеральных организаторов торгов и при поддержке федеральных экспортных структур. На первоначальном этапе в числе участников, помимо коммерческих и некоммерческих структур, определены представители федеральных структур, Республики Саха (Якутия), при принятии решения Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия). Федеральные и республиканские органы могут выйти из числа участников при достижении положительного эффекта и решения поставленных задач по защите интересов местного населения Республики Саха (Якутия).

Торговая площадка представляет из себя обособленное подразделение/отдельное юридическое лицо организации, обладающей лицензиями на организацию торговли.

С целью обеспечения функционирования и независимости от операторов рынка обладает следующей инфраструктурой:

площадью для организации торгов;

криохранилищем с разделением на отдельные камеры.

Для сохранения сортности бивня мамонта в хорошем качестве необходимо рассмотреть вопрос поэтапного строительства хранилища объемом до 100 т. Хранилище позволит предоставить комплекс услуг для сборщиков-продавцов бивня мамонта, ремесленников: приемка по физическим параметрам (вес, размер, влажность), экспертная оценка качественного состояния материала, сортировка по качеству, фотодокументирование, сертификация с описанием отдельных объектов экспертом, упаковка для хранения и транспортировки, ответственное хранение, хранение в отдельной ячейке, распиловка, выдача по распоряжениям поклажедателя, страхование, транспортные-логистические услуги. Хранилище позволит сборщикам избежать сезонного снижения цен, а местным ремесленникам и экспортерам/импортерам - получить доступ к сырью круглый год.

Для обеспечения контроля оснащенные ключами и фото/видео наблюдением. Данные услуги могут быть получены так же на условиях аутсорсинга у представителя.

Торговая площадка проводит аукционы по продаже бивней мамонта:

по созданным «Оператором» лотам, содержащим в определенных пропорциях бивни (фрагменты) I, II и III сорта;

по созданным «Оператором» специальным лотам для обеспечения потребностей науки и местного производства с возможностью отложенного выкупа на 1 месяц;

по лотам, представленным сборщиками бивня мамонта, без участия «Оператора».

Бивни мамонта, реализованные через торговую площадку должны сопровождаться необходимыми документами для легального экспорта приобретенных на аукционе бивней и специальным сертификатом, подтверждающим происхождение приобретенного материала. Для чего при Торговой площадке должен быть уполномоченный представитель Минкультуры России и Минпромторга России.

Организация экспертизы собранного материала будет осуществляться перед проведением торгов на торговой площадке для возможности находки уникальных палеонтологических объектов и определения возможной коллекционной ценности путем привлечения аккредитованных экспертов на конкурсной основе.

Следует учитывать возможное увеличение спроса на мамонтовые бивни и повышение на них цены при организации электронных аукционов за счет участия покупателей-заказчиков из других стран, традиционно использующих слоновую кость (Индия, Вьетнам, Европейские страны).

Таким образом, будет увеличен объем легальной поставки ископаемого мамонтового бивня с соответствующим выходом на рынки других стран.

Для развития конкуренции возможна деятельность нескольких Торговых площадок.

На I этапе Торговую площадку предлагается организовать в ТОСЭР «Кангалассы» или в г. Якутске.

5.2.5. Торгово-производственный комплекс

При необходимости регулирования процессов на основании сложившейся рыночной ситуации возможна организация в Республике Саха (Якутия) торгово-производственного комплекса - коммерческой структуры, обеспечивающей функционирование рынка мамонтового бивня путем организации местного косторезного производства в Республике Саха (Якутия) и введения системы экспорта по прямым договорам (контрактам) с соответствующим выходом на международный рынок в целях обеспечения перехода от экспортно-сырьевого типа к производственному - позиционирования Республики Саха (Якутия) в качестве не только центра сбора бивней мамонта, но и производства изделий из них в России.

Организация торгово-производственного комплекса в Республике Саха (Якутия) будет направлена на становление полноценной косторезной отрасли, предполагающей комплексное урегулирование оборота мамонтовой фауны на этапах сбора, закупа, экспорта, реализации и производства.

5.2.6. Наука

Благодаря мамонтовому бренду, активно продвигаемому в последние полтора десятка лет, Республика Саха (Якутия) постоянно дает информационные поводы для мировых СМИ с упоминанием не только уникальных находок, но и результатов их научных исследований.

Республика Саха (Якутия) имеет возможность стать мировым лидером в области исследования объектов мамонтовой фауны, при условии создания высокоэффективной системы, включающей в себя: поиск, раскопки, транспортировку, экспертизу, хранение, комплектование, морфометрические и лабораторные исследования, а также экспонирование палеонтологических объектов.

Это обуславливает создание в Республике Саха (Якутия) научного центра с современным оборудованием и с возможностью проведения аналитических работ и уникальных исследований, которые невозможно проводить нигде в мире, для повышения конкурентоспособности отечественной науки в мировом масштабе.

Научное изучение мамонтовой фауны состоит из следующих этапов (задач): создание системы мониторинга палеонтологических находок, включающей в себя: получение и анализ информации у сборщиков бивней мамонта, поиск, раскопки, полевое изучение местонахождений мамонтовой фауны, а также создание и обеспечение механизма финансирования выкупа уникальных палеонтологических объектов; организацию стационарных научных исследований, включающих в себя экспертизу, хранение и комплектование палеонтологических коллекций, морфометрические и лабораторные исследования, издание научных публикаций, продвижение имиджа Якутии, как мирового центра исследований мамонтовой фауны; научно-образовательную работу, подготовку научных кадров; музейно-выставочная деятельность, организацию коммерческих и некоммерческих (имиджевых) мамонтовых выставок; научно-просветительскую работу.

Для реализации этапов (задач) необходима следующая инфраструктура:

система мониторинга за находками мамонтовой фауны;

Всемирный центр мамонта в Республике Саха (Якутия).

Всемирный центр мамонта в Республике Саха (Якутия) объединяет два структурных подразделения - Криохранилище мамонтовой фауны и Музейно-выставочный комплекс мамонтовой фауны.

1. Криохранилище мамонтовой фауны

Создание условий для изучения палеонтологических объектов с максимальным сохранением их информативности является жизненно важным для проведения каких-либо научных исследований. Наиболее щадящим методом, при котором палеонтологические объекты с мягкими тканями могут изучаться неограниченно долго, является хранение при низких температурах в мерзлом состоянии - криогенное хранение.

Криогенное хранение при многих своих достоинствах обладает и определенными недостатками. При использовании для такого хранения морозильных камер рефрижераторного типа, довольно высоким является уровень затрат на электроэнергию. В существующих искусственных ледниках, функционирующих на запасенном холоде, часто не выдерживается температура хранения, что приводит к возобновлению гнилостно-окислительных процессов, постепенно разрушающих объекты.

Хранилище для криогенного хранения палеонтологических объектов должно сочетать лучшие качества от всех видов хранения: экономичность, стабильность температурного режима, нейтральную газовую среду в камерах длительного хранения и удобство для работы.

Криохранилище мамонтовой фауны включает в себя:

а) криохранилище мамонтовой фауны для круглогодичного хранения в замороженном состоянии палеонтологических объектов в нейтральной газовой среде. Криохранилище предполагает наличие следующих составных частей: криохранилище, санитарно-карантинный блок, санационно-смотровой блок, блок аппаратуры климат-контроля. Наличие блоков предусматривается для обеспечения:

криохранения палеонтологических объектов в условиях, максимально приближенных к естественно-природным;

проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий по исключению эпизоотий вследствие активизации древних микроорганизмов;

проведения сравнительных экспериментов по хранению замороженных биологических объектов в нейтральной и кислородной газовой средах;

длительного криосохранения в жидком азоте небольших лабораторных образцов;

б) остеологический коллектор, необходимый для обеспечения длительного хранения и сохранения сухих палеонтологических коллекций, хранящихся в остеологическом и мумифицированном виде. В коллекторе на постоянной основе должны храниться костные остатки ископаемых животных, черепа и скелетные остатки современных животных Якутии для сравнительных исследований, фоссилизированные остатки жизнедеятельности древних животных, насекомые, плоды и семена растений, извлеченные из ориктоценозов, гербарии;

в) научно-лабораторный комплекс, предназначенный для проведения научно-исследовательских работ и изучения внутренней анатомо-морфологической структуры крупных палеонтологических объектов; проведения палеозоологических, палеоботанических и палеоэкологических исследований, проведения радиоизотопных, генно-молекулярных, цитологических и гистологических исследований; ведение базы данных палеонтологических объектов в рамках информационно-аналитической системы «Мамонтовый портал».

В криохранилище мамонтовой фауны впервые в России будет установлено томографическое оборудование для сканирования крупногабаритных биологических объектов. Кроме ископаемых животных он может быть использован для изучения болезней внутренних органов современных крупных домашних животных, в том числе элитных пород крупного рогатого скота, лошадей, предназначенных для племенного разведения, и диких животных, содержащихся в зоопарках, природных парках и цирках.

Ввиду отсутствия аналогичного оборудования в Российской Федерации, научно-лабораторное подразделение может стать центром коллективного пользования (ЦОП) федерального или международного масштаба.

Кроме развития традиционных направлений палеонтологической науки как палеозоология, палеоботаника, палеоэкология с соответствующей лабораторно-технической базой, будут развиваться новые для республики радиоизотопные и генно-молекулярные исследования, что позволит проводить здесь полный спектр научно-исследовательских работ по изучению мамонтовой фауны.

2. Музейно-выставочный комплекс мамонтовой фауны.

Музей должен установить и развивать научные связи с национальными музеями и научными парками зарубежных стран по аналогичной тематике. На базе этого Музея будут проходить международные научные конференции, конгрессы, симпозиумы и другие мероприятия, включая развлекательные.

Центральной экспозицией музея будет служить геодинамический полигон: муляжи первобытных мамонтов, носорогов, других представителей ледниковой фауны в натуральную величину, имитация сцен из жизни кроманьонцев, чтобы отобразить ситуацию палеогеографии 42 - 10 тысяч лет назад, а также замороженные палеообъекты.

Музейно-выставочный комплекс мамонтовой фауны (Музей мамонта) включает в себя:

выставочные залы, демонстрирующие туши и скелеты мамонтов и других ископаемых, представителей древнего животного мира;

интерактивную палео-зону с использованием передовых IT-технологий для всех возрастов посетителей;

библиотеку и конференц-залы.

Экспонирование палеонтологических объектов на музейных площадках и передвижных выставочных экспозициях проводится с соблюдением условий хранения, концепция выставок и экспозиций разрабатывается при участии научных сотрудников. Выставки являются мощнейшим инструментом по продвижению имиджа Республики Саха (Якутия) и служат своеобразным отчетом о научных достижениях в области изучения мамонтовой фауны.

В целях обеспечения деятельности Всемирного центра мамонта необходимо определение источников финансирования выкупа трупных и в меньшей степени скелетных остатков при реализации приоритетного права государства на выкуп уникальных палеонтологических остатков мамонтовой фауны для пополнения экспозиционного фонда музея. Возможным источником финансирования могут быть доходы от проведения экспертной оценки, другие доходы от музейной и научной деятельности ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)», а также добровольные пожертвования частных лиц и организаций различного вида собственности, отчисление % от прибыли торговой площадки.

5.2.7. Экспертная площадка

Экспертиза палеонтологических находок в настоящее время проводится исключительно по заявлению недропользователей на их вывоз за пределы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» в порядке, установленном Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2001 г. N 322.

Текущее положение вещей с экспертизой палеонтологических объектов на предмет научной ценности не соответствует интересам Республики Саха (Якутия), когда есть риск того, что на территории Российской Федерации в руках частных лиц могут оставаться уникальные объекты мамонтовой фауны, которые постепенно теряют свою научную ценность и вывозятся нелегально за пределы Российской Федерации. Таким образом, теряется потенциально большой массив научной информации.

Для обеспечения централизованного процесса экспертизы палеонтологических объектов на предмет научной ценности планируется создать Экспертную площадку на базе государственного бюджетного учреждения «Академия наук Республики Саха (Якутия)» для проведения ее специалистами экспертизы палеонтологических материалов на предмет научной и культурной ценности. Экспертная площадка должна объединять экспертов различного уровня (федеральные, международные и региональные), создать единую базу данных находок объектов мамонтовой фауны в форматах ГИС-технологий на территории Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), что позволит вести их учет и обработку.

VI. Развитие косторезного производства

6.1. Обеспечение занятости

С целью повышения уровня занятости населения, предполагается привлечение мастеров Республики Саха (Якутия) в улусах к переработке кости, производству заготовок, сувенирной продукции, а также косторезному производству-искусству. Готовые изделия (в том числе заготовки) будут наравне с необработанным бивнем поставляться на мировой рынок.

Обеспечение сырьем косторезного производства возможно тремя путями:

приобретение специальных лотов на Торговой площадке;

приобретение сырья от Сборщиков по договорной цене;

оформление лицензий на сбор МФ организациями, занимающимися косторезным производством.

Сырье планируется перерабатывать на территории Республики Саха (Якутия), в том числе на территории Индустриального парка «Кангалассы», с учетом потребностей мирового рынка и с достижением уровня переработки до 50% от собранного бивня, включающего бивни не ниже II сорта.

Необходимо организовать работу по привлечению инвесторов, в том числе, обладающих необходимыми технологическими и квалифицированными кадрами.

Кроме того, одной из приоритетных задач развития данной отрасли является также ее интеграция в сфере туризма. Для этого должна производиться работа по развитию мест традиционного бытования данного вида ремесла в формате туристических комплексов общероссийского и международного значения, включение их в туристические маршруты, к примеру, фактории по приему объектов мамонтовой фауны, организованные «Оператором» (-ами), в дальнейшем могут выполнять функцию не только научно-лабораторных баз, но и нести туристический характер, Торговая площадка.

6.2. Развитие кадрового потенциала

Задачи развития косторезного искусства Якутии, как народного художественного промысла России, необходимо решать посредством подготовки и обучения специалистов декоративно-прикладного искусства (резьба по кости) за счет увеличения бюджетных мест якутского художественного училища и других учебных заведений, проведения мастер-классов представителями холмогорской, тобольской и южнокитайской косторезных школ, участия в выставочных мероприятиях в России и за рубежом с целью повышения уровня мастерства местных косторезов и продвижения якутских изделий из бивней мамонта.

Необходима организация работы по привлечению обучающихся на создаваемые перерабатывающие предприятия в период практики. Реализация задачи по привлечению и обучению местных кадров в эту отрасль.

Ведь продукция из бивней мамонта - не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие республики, ее индивидуальность. Это, без преувеличения, основа культуры родного края и один из лучших способов изучения ее традиции.

VII. Создание и развитие бренда и центра мамонта

Для того, чтобы иностранные партнеры обладали необходимым доказательством легального происхождения сырья и поделок (в т.ч. полуфабрикатов и сувениров) из него, а также подтверждением того, что сырье и продукция является ископаемой мамонтовой костью, а не слоновой, необходимо создать бренд «бивень мамонта», «изделие из бивня мамонта». На условиях взаимной договоренности с принимающей стороной провести мероприятия по оформлению международного сертификата соответствия, определить необходимый формат бренда, субъект его оформляющий (например, Торгово-промышленная палата), что откроет доступ на международные рынки товаров и снимет риски, связанные с ограничениями по обороту бивня слона.

Сотрудничество Оператора, Торговой площадки с Министерством предпринимательства, торговли и туризма Республики Саха (Якутия), институтами развития, а также при поддержке ГБУ «Академия наук Республики Саха Якутии» и Минкультуры России позволит создать новые направления использования ресурсов мамонтовой фауны с последующим оформлением интеллектуальной собственности и патентных прав для выхода на международный уровень в реализации эксклюзивных уникальных изделий из бивней мамонта.

Необходимо добиться повышения ценности на бивни мамонта и изделия из него путем организации проведения эффективной маркетинговой компании: агитационных и рекламных кампаний, направленных на популяризацию мамонтовой фауны (выставочно-ярмарочные мероприятия, конференции и другие соответствующие мероприятия) и на раскрытие уникальности, огромной ценности и значимости бивней мамонта.

Для обеспечения легальности вывозимого материала МФ и однозначной идентификации предлагается на последних этапах рассмотреть возможность чипирования (нанесение лазерной метки) изделий из МФ. Это обеспечить эффективный контроль происхождения МФ на всех этапах производственных условий и сбыта.

VIII. Ожидаемые результаты реализации Концепции

В настоящее время необходимо максимально использовать преимущества Республики Саха (Якутия), обусловленные расположением большей части ресурсов палеонтологических остатков мамонтовой фауны на ее территории.

Решение поставленных задач предлагается осуществить поэтапно:

I этап 2018 - 2020 годы.

При действующей системе лицензирования сбора, изучения палеонтологических материалов мамонтовой фауны необходимо:

1) решить вопрос по организации сбора, хранения и подготовки бивня мамонта к реализации;

2) организовать пилотный проект по проведению в г. Якутске аукционов по продаже ископаемых бивней мамонта. Для этого необходимо привлечь Торговую площадку, наделенную полномочиями организатора электронных международных торгов с привлечением федеральных организаторов торгов и федеральных экспортных структур, с обязательным получением необходимых документов для легального экспорта при приобретении бивней;

3) решить вопрос с Минкультуры России и Минпромторгом России об определении необходимого количества уполномоченных представителей на территории Республики Саха (Якутия) в целях выдачи необходимых документов для экспорта при реализации материалов МФ на территории Республики Саха (Якутия);

4) определить источник выкупа ценных уникальных бивней мамонта и других остатков мамонтовой фауны;

5) рассмотреть вопрос о введении повышающих экспортных пошлин на сырье МФ III - IV сорта для развития местного перерабатывающего производства и привлечения инвестиций в переработку;

6) создать совместные производства на территории Республики Саха (Якутия) с ведущими производителями в области косторезного искусства с целью создания новых рабочих мест, повышения квалификации местных работников, обеспечения повышения степени переработки и гарантирования сбыта произведенных полуфабрикатов на начальном этапе и готовой экспортной продукции в будущем.

При этом для исключения ситуации с негативными социально-экономическими последствиями необходимо предусмотреть переходный период 2018 г. для сохранения возможности обеспечения деятельности официально зарегистрированных субъектов, имеющих заключенные долгосрочные договоры, по которым ФТС подтверждены поставки в течение января 2017 года - 1 июля 2018 года, поставки МФ напрямую покупателям без участия в торговых процедурах на торговой площадке;

7) рассмотрение вопроса внесения изменений в действующую нормативно-правовую базу в части лицензирования сбора палеонтологических коллекционных материалов, распределения полномочий, определенных законодательством о недрах.

II этап: 2021 - 2024 годы.

1. Полное исключение прямых поставок по договорам.

2. Увеличение доли продаж сырья для переработки внутри Российской Федерации до 50% собираемого материала, включая I и II сорта.

3. Рассмотрение повышения экспортной пошлины на I и II сорта для развития местного производства высокой степени переработки.

В рамках реализации Концепции при условии решения проблемных вопросов планируется достичь следующих результатов:

1) достижение положительного социально-экономического эффекта для коренного населения арктических и северных территорий Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

2) создание дополнительных рабочих мест, занятых в сборе, изучении, переработке материалов мамонтовой фауны и косторезном производстве;

3) создание совместных производств на территории Республики Саха (Якутия) с ведущими производителями в области косторезного искусства с целью создания новых рабочих мест, повышения квалификации местных работников, обеспечения повышения степени переработки и гарантирования сбыта произведенных полуфабрикатов на начальном этапе и готовой экспортной продукции в будущем;

4) увеличение ежегодных налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований от организации открытого и легального оборота бивней мамонта;

5) достижение уровня переработки до 50% от собранного бивня, создание производств средней и высокой степени переработки;

6) повышение инвестиционной привлекательности и достижение финансовой обеспеченности научно-технической деятельности в сфере изучения палеонтологических материалов мамонтовой фауны за счет внебюджетных источников;

7) создание современной научной инфраструктуры, способной обеспечить полный цикл исследований палеонтологических материалов мамонтовой фауны;

8) увеличение объема и удельного веса палеонтологических материалов мамонтовой фауны, представляющих научный и культурный интерес, в общем объеме палеонтологических материалов мамонтовой фауны.

Настоящая Концепция в дальнейшем послужит основой для разработки Стратегии развития сбора, изучения, использования, переработки и реализации палеонтологических материалов мамонтовой фауны на территории Республики Саха (Якутия) с целью обеспечения принципов и мер системы планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия). Направлена на обеспечение эффективности государственного управления и устойчивого повышения благосостояния населения и динамичного развития экономики.

Приложение N 2

к Концепции развития сбора,

изучения, использования,

переработки и реализации

палеонтологических материалов

мамонтовой фауны на территории

Республики Саха (Якутия)

Термины и определения

мамонтовая фауна - палеонтологические ископаемые остатки мамонтов, других представителей ископаемой позвоночной фауны, совместно обитавших с мамонтами в доисторическое время (шерстистых носорогов, бизонов, овцебыков, пещерных львов, оленей и других представителей фауны): находятся в недрах, или извлечены (вытаяли, вымыты и пр.) на дневную поверхность природными процессами;

«мамонтовая кость» (по аналогии со «слоновой костью» и «моржовой костью»); этот термин может относиться как к бивням так и к костям. В последнем случае следует указывать: «череп», «нижняя челюсть», «кости посткраниального (ниже черепа) скелета» и т.д.;

«мамонтовый бивень» - ископаемый окаменевший верхний резец черепа мамонта, полезное ископаемое биогенного происхождения (биолит). Термин применяется как к целому бивню, так и к поврежденному бивню при жизни мамонта и последующими природными процессами;

«фрагмент»/»фрагмент мамонтового бивня» - (а) ископаемый бивень с утратами в концевой и/или альвеолярной частях, ограниченный естественными изломами или разрушениями, (б) часть бивня или фрагмента в значении (а), ограниченная искусственно с одной (отпиленная) или двух сторон (опиленная);

«щепа» - фрагмент ископаемого бивня мамонта с многочисленными продольными трещинами, количество и глубина которых вызывают или могут вызвать разрушение фрагмента (распадение на части по продольным трещинам), равно как и сами обломки, возникшие при разрушении. Иногда вместо «щепа» употребляется синоним «фрагменты бивней, четвертый сорт»;

«кора» - обломки, возникшие при распадении ископаемого бивня/фрагмента по концентрическим трещинам (как правило - наружный слой);

«коллекционный бивень» - устаревшее понятие, сохранившееся со времен разделения «мамонтовой кости» на «товарную» и «коллекционную»: ныне качество бивней определяется по сортности;

бивни мамонта восстановленные - изделия, созданные на основе низкосортных бивней и/или их фрагментов, подвергнутых различным технологическим операциям: склейка кусков, шпаклевка трещин и зазоров пастой на основе эпоксидного компаунда и порошка из вещества бивней, рихтовка, шлифовка, полировка, окраска (выравнивание цвета) и лакировка; (для упрочнения крупных изделий внутрь может вставляться металлический стержень) и т.д.;

скелетные остатки - ископаемые костные остатки мамонтовой фауны в мерзлых или частично оттаявших отложениях, представленные полными скелетами или их частями с фрагментами или без фрагментов мягких тканей, сохранившимися скелетами с фрагментами или без фрагментов мягких тканей, а также мумифицированных тканей;

трупные остатки - ископаемые остатки туш мамонтовой фауны в мерзлых или частично оттаявших породах с сохранившимися мягкими тканями без признаков или с признаками разложения, а также естественного мумифицирования;

раскопки - деятельность научных организаций для изучения и сбора трупных и скелетных остатков мамонтовой фауны в естественных обнажениях или переотложенных породах с использованием или без использования технических средств;

сбор бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны - извлечение (сбор) окаменелых остатков мамонтовой фауны из естественных обнажений (выведенных на дневную поверхность), отвалов горных пород и продуктов их переработки, действующих и заброшенных горных выработок без проведения горных и других видов специальных работ;

попутный сбор бивней мамонта и других ископаемых остатков мамонтовой фауны - вид пользования недрами по сбору ископаемых бивней мамонта коренными народами Республики Саха (Якутия), в том числе коренными малочисленными народами Севера, в процессе традиционной хозяйственной деятельности;

оператор - юридическое лицо (коммерческая структура, с возможным государственным участием). Оператор организовывает централизованный сбор, хранения и подготовку бивня мамонта и других остатков мамонтовой фауны к реализации;

торговая площадка - коммерческая структура, наделенная полномочиями организатора электронных международных торгов с привлечением федеральных организаторов торгов и федеральных экспортных структур, которые обязаны выдавать все необходимые документы для легального экспорта продукции;

сортность бивней мамонта. Для бивней мамонтов определение сортности проводится на основе разработанного Национальным мамонтовым фондом Республики Саха (Якутия) и Всемирным музеем мамонта (г. Якутск) документа «Технические условия на ископаемый бивень и его обломки, добываемые на территории Республики Саха (Якутия) ТУ 421-001-92», а также с учетом более раннего документа «Кость мамонтовая в сырье, ТУ 41-07-006-81», использовавшегося СПО «Северкварцсамоцветы» в 1982 - 1984 г.г.

I сорт: бивни мамонта без повреждений, приведших к утратам (кроме прижизненных); вещество бивней сухое, без трещин, минимальный диаметр при выходе из альвеолы - 10 см.; фрагменты без трещин, диаметр минимальный - 10 см, длина минимальная - 30 см.;

II сорт: бивни целые или поврежденные с утратами в альвеолярной и/или в свободной части; вещество бивней влажное или сухое, с отдельными (не более 3-х) продольными трещинами глубиной до 30% диаметра; диаметр минимальный - 7,5 см.; фрагменты с трещинами (не более 3-х), диаметр минимальный - 7,5 см., длина минимальная - 20 см.;

III сорт: бивни целые или поврежденные с утратами в альвеолярной и/или в свободной части; вещество бивней влажное или сухое, с несколькими продольными трещинами глубиной до 50% диаметра и/или с концентрическими трещинами в краевой зоне; диаметр минимальный - 5 см.; диаметр минимальный - 5 см, длина минимальная - 10 см.;

IV сорт (синонимы: «несортовой материал», щепа): фрагменты бивней в виде обломков или щепы (редко - сильно разрушенные бивни) с многочисленными продольными и кольцевыми трещинами и расслоениями; гидроксилапатит (костная ткань) и/или коллаген частично дегидратированы (обезвожены); параметры - без ограничений.

Факультативно существует практика выделения четырех сортов щепы, однако в спецификациях к экспортным контрактам это обстоятельство не учитывается.

Приложение N 3

к Концепции развития сбора,

изучения, использования,

переработки и реализации

палеонтологических материалов

мамонтовой фауны на территории

Республики Саха (Якутия)

История и перспективы развития научного изучения

1. Общие сведения

Палеонтологические остатки мамонтовой фауны традиционно добываются в северных территориях Российской Федерации уже не одну сотню лет, составляя в ряде регионов ощутимый источник дохода для местного населения. Благодаря широкому распространению многолетнемерзлых пород в плейстоценовых «едомных» (ледовый комплекс более 1 млн. км2) отложениях на территории Якутии сохранились палеонтологические остатки животных мамонтовой фауны и, в том числе, окаменевшего костного ценного сырья - мамонтового бивня.

На островах Новосибирского архипелага и побережье морей Лаптевых и Восточно-Сибирского, а также в других частях Якутии, имеются многочисленные скопления ископаемых остатков мамонтовой фауны, изучаемые палеонтологами и лицами добывающими бивни мамонта уже более 100 лет (Муостах, Этерикан, Зимовье, Тимирдях Хая, р. Максунуоха, Хапташинский яр и др.). В Якутии найдены уникальные останки мамонтов, ставшие известными экспонатами многих музеев.

Основные скопления ископаемых палеонтологических остатков бивней мамонта в Якутии формируются при ежегодном вытаивании, вымывании, при отступании морских берегов моря Лаптевых и Северо-Восточного моря, на островах Новосибирского архипелага (в среднем на 4 - 6 м/год), в речных долинах из мерзлых песков, супесей, суглинков, ископаемых льдов (едомный комплекс) в значительных объемах (50 - 100 тонн) с образованием обломочных россыпей, пригодных в основном для коммерческого сбора. Часть этого материала перезахоранивается, образуя современные скопления (россыпи), а большая часть ископаемых остатков, попадая на дневную поверхность (эрозионное воздействие воды, ветра, мороза, солнца), разрушается в течение 1 - 2 лет и теряют свою ценность (товарный вид) безвозвратно.

Коммерческий интерес, устойчиво сохраняющийся в последние десятилетия к мамонтовой кости, связан с запретом добычи и поставки современной слоновой кости на мировой рынок. По экспорту ископаемой мамонтовой кости Россия занимает первое место в мире.

Россия является практически монополистом по ресурсам ископаемой мамонтовой кости и до начала 20 века она обеспечивала значительную часть мировой торговли мамонтовой костью. В 20 веке мамонтовый бивень был почти полностью вытеснен с международного рынка за счет поставки на рынок слоновой кости из стран Африки, в значительной степени - Юго-Восточной Азии.

Данные по ценам, действующим до 2010 года в долл. США за кг., приведены ниже.

Сорт

Бивни

Фрагменты

Культурная ценность

I

85,00

60,00

+

I - II

65,00

43,75

+

II

45,00

27,5

+

II - III

36,00

23,75

+

III

27,50

20,00

+

III - IV

18,00

14,25

-

IV

-

8,50

-

С 2010 года ценовой диапазон изменился, а в практике согласования Росприроднадзором и выдачи Минпромторгом России экспортной лицензии используется менее развернутая спецификация товара:

долларов США

Бивни

75 - 130

Фрагменты бивней

40 - 90

Щепа бивней

10 - 15

Доход 10 основных российских компаний формируется за счет разницы внутренней и экспортной цены, что определяет максимальное снижение внутренней цены мамонтовой кости при «теневой» экономике в условиях отсутствия государственного регулирования в реализации мамонтовой кости за пределы Российской Федерации.

Отнести к научным ценностям бивни мамонта (фрагменты), степень сохранности которых позволит получить новые сведения об особенностях роста, развития и окружающей среде того времени, а также информацию о возрасте, поле мамонта, размерах и весе его бивня. Они идентифицируются по степени и совокупности сохранности определенных участков бивня, которые несут информацию представляющую интерес для науки, а именно: длина по наружной и внутренней дуге, по хорде (прямой линии), длина внутриальвеолярной части, глубина пульпарной полости бивня, диаметр на уровне выхода бивней из альвеол, максимальный диаметр бивня, а также диаметр проксимального (основания) конца, прижизненные патологии. Все эти данные необходимо фиксировать в единой, всероссийской базе данных с привязкой к месту находок. Кроме того имеют большое коллекционное значение бивни с уникальными характеристиками: крупный размер (вес от 100 кг и выше, длина более 400 см.), характер изогнутости и т.д.

В связи с неэффективностью существующей системы обнаружения и учета уникальных палеонтологических объектов (информирование сборщиками) необходимо внедрение механизма выкупа государством уникальных палеонтологических объектов по факту проведения экспертизы уже собранного материала на предмет научной или культурной ценности. Поскольку в настоящее время подобная экспертиза проводится исключительно при вывозе палеонтологических объектов за пределы Российской Федерации, необходимо проведение обязательной экспертизы до их вывоза - по факту сбора, что гарантирует сохранение практически всех уникальных палеонтологических объектов, найденных на территории Российской Федерации.

Со стороны федеральных органов исполнительной власти совместное ведение пользования недрами при сборе бивня мамонта сохраняется путем согласования выдачи лицензий на сбор научных и коллекционных образцов мамонтовой фауны в рамках приказа Минприроды России N 711 от 29.11.2004 и согласованием Перечня участков недр местного значения для выдачи лицензий на коммерческий сбор бивня мамонта.

Сезонный характер сбора останков мамонтовой фауны обуславливает необходимость хранения собранного материала в межсезонье. Биологические останки будут сохранны при температурах ниже -18°С. Для этого их следует держать в морозильных камерах. Бивень мамонта следует хранить в условиях без колебаний температуры и влажности, сократив по возможности доступ кислорода к материалам. На протяжении тысячелетий бивень мамонта находился в вечной мерзлоте при стабильной температуре и влажности. Сборщики доставляют найденные останки в Якутск в период с августа по февраль. Основная масса прибывает «зимником» в декабре и хранится в холодных помещениях при перепадах температур +/-10°С.

2. Развитие научного изучения

палеонтологических материалов мамонтовой фауны

Находки остатков животных мамонтовой фауны с мягкими тканями, находящиеся в мерзлом состоянии, неизменно вызывают значительный интерес со стороны мирового научного сообщества.

Несмотря на то, что первые палеонтологические находки датированы концом XVIII века, планомерное изучение мамонтовой фауны в Якутии началось в 60-х годах ХХ века с созданием Института геологии - ныне Институт геологии алмаза и благородных металлов Сибирского отделения Российской академии наук, где была открыта лаборатория четвертичной геологии и геоморфологии.

В 1960 - 1980 годах под руководством Б.С. Русанова и П.А. Лазарева была раскопана, привезена в город Якутск и смонтирована основная часть экспонатов вымерших животных ледникового периода: нога Берелехского мамонта, скелеты Аканского, Тирехтяхского, Хромского и Аллаиховского мамонтов, Чурапчинского шерстистого носорога, ископаемого гренландского кита.

В 1991 году П.А. Лазарев создал в городе Якутске первый в мире специализированный Музей мамонта (с 2011 г. в составе Института прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова). В то же время были сделаны новые палеонтологические находки - скелет Чурапчинского мамонта (1991 г.), часть шкуры молодого мамонта с острова Большой Ляховский (1994 г.), остатки Максунуохского мамонта (1995 - 2000 г.г.), часть кожи шерстистого носорога (1999 г.), остатки Юкагирского мамонта (2002 - 2004 г.г.) и Оймяконского мамонтенка (2004 г.), мумии Колымского шерстистого носорога (2007 г.) и Хромского мамонтенка (2009 г.), отдельные черепа и кости ископаемых животных. В настоящее время в лаборатории «Музей мамонта им. П.А. Лазарева» научно-исследовательского института имеется порядка 2500 объектов мамонтовой фауны.

Наиболее целые и редкие находки были обнаружены в начале XXI века: Юкагирский мамонт, Оймяконский мамонтенок, Колымский носорог, найденные гражданами в процессе хозяйственной деятельности (сбор мамонтовых бивней, добыча полезных ископаемых), которые стали достоянием Республики Саха (Якутия), Российской Федерации и мирового научного сообщества благодаря правовому регулированию рационального пользования ископаемой мамонтовой фауной на региональном уровне.

В 2011 году в составе Академии наук Республики Саха (Якутия) создан отдел изучения мамонтовой фауны Академии наук, где сконцентрирована коллекция из 1297 объектов.

В России крупнейшими научными центрами, занимающимися изучением мамонтовой фауны, являются: Палеонтологический институт РАН (Москва), Геологический институт РАН (Москва), кафедра палеонтологии геологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Зоологический институт РАН (Санкт-Петербург), Институт экологии животных и растений Уральского отделения РАН (Екатеринбург).

За рубежом специализированным научным центром по изучению мамонтовой фауны является «Мамут сайд» в Хот-Спрингс (США). Палеонтологи, изучающие мамонтовую фауну, работают в Университете Аляски, Мичиганском университете, в Музее естественной истории в Нью-Йорке, Калифорнийском университете, а в ряде европейских и японских университетов, медицинских центров и музеев проводят аналитические исследования изотопов, ДНК, в том числе производятся попытки клонирования мамонтов.

Изучение палеонтологических объектов, в том числе ископаемой мамонтовой фауны, включает в себя проведение палеозоологических, палеоботанических, палеоэкологических, радиоизотопных, генно-молекулярных, цитологических и гистологических исследований. Прогресс в области биологических и цифровых технологий позволяет прогнозировать разработку новых методов исследований, практическую ценность результатов которых в настоящее время трудно оценить. В последние годы акцент в палеонтологических исследованиях смещается в сторону генно-молекулярных и радиоизотопных исследований, к широкому применению ГИС-технологий.

Необходимо поддерживать достигнутые позиции имиджа Якутии как места концентрации уникальных палеонтологических объектов, а также усиливать работу в направлении освещения результатов научных изысканий, имеющих мировое значение. Актуальность работы в данном направлении подчеркивается также в свете изучения глобальных климатических изменений, являющихся современным мировым научным трендом.

В связи с этим планируется развитие сотрудничества ГБУ «Академия наук Республики Саха (Якутия)» и Торговой площадки для повышения имиджа и роли Республики Саха (Якутия) на рынке оборота мамонтовой кости, так и в других странах с целью дальнейшего привлечения инвестиций, в том числе на научные исследования, новые технологии и техническое обеспечение для сбора мамонтовой кости.

Приоритетной проблемой является определение источников финансирования выкупа уникальных палеонтологических объектов. В связи с тем, что существующее положение дел не гарантирует постоянного потока уникальных палеонтологических объектов в силу трудности прогнозирования предполагаемых доходов от внебюджетной деятельности, необходимо решить вопрос усиления финансово-экономических возможностей Академии наук Республики Саха (Якутия). Без решения данного вопроса отсутствует гарантия реализации приоритетного права Республики Саха (Якутия) на выкуп уникальных палеонтологических объектов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 07.11.2018
Рубрики правового классификатора: 260.000.000 НЕДРА

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать