Основная информация

Дата опубликования: 11 августа 2004г.
Номер документа: В200403804
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403804

В200403804

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2005, N 3, СТР. 18, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

11.08.2004 N ГКПИ04-436

[Пункты 1-14, 16 Порядка работы Министерства труда

и социального развития Российской Федерации и органов

социальной защиты населения субъектов Российской

Федерации по организации исполнения актов судебных

органов о взыскании за счет средств федерального

бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного

здоровью граждан, пострадавших вследствие

чернобыльской катастрофы и ядерного выброса

в Челябинской области (утвержденного постановлением

Министерства труда и социального развития Российской

Федерации от 24 января 2003 г. N 6; НГР:В0300154, в редакции

от 3 марта 2004 г.), признаны частично недействующими

со дня вступления решения суда в законную силу]

(Извлечение)

И. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействующими пп. 1-14, 16 Порядка работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации исполнения актов судебных органов о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области (утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 января 2003 г. N 6; НГР:В0300154, в редакции от 3 марта 2004 г., далее - Порядок).

В заявлении указано, что оспариваемый Порядок противоречит Федеральному закону "Об исполнительном производстве", Правилам взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143; НГР:Р0100332) и Гражданскому кодексу Российской Федерации; НГР:Р9405309.

Противоречие закону выражается в том, что в тексте оспариваемого Порядка термин "акт судебного органа" заменен, начиная с п. 1, термином "исполнительный лист", хотя это не тождественные термины, поскольку исполнительные листы выдаются судами на основании принимаемых ими судебных актов. Наряду с этим предписания пп. 8 и 9 Порядка ставят реализацию права гражданина на возмещение вреда здоровью в зависимость от наличия у органов социальной защиты лимитов финансовых средств, что противоречит общеобязательности судебных постановлений и не соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 19 июня 2002 г. N 11-П; НГР:Р0203371. Пункт 16 Порядка препятствует заявителю предъявлять исполнительный лист в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должника.

В связи с упразднением Министерства труда и социального развития Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которому в соответствии с п. 13 Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314; НГР:Р0400775 передана функция по принятию нормативных правовых актов упраздненного Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 11 августа 2004 г. по первой инстанции, заявление удовлетворила по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I; НГР:Р9100254 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с реализацией данного Закона, осуществляется из федерального бюджета и является целевым.

Пунктом 1 оспариваемого Порядка предусмотрено, что данный Порядок определяет организацию работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по исполнению органами социальной защиты населения актов судебных органов о взыскании в пользу граждан за счет средств федерального бюджета денежных сумм (ежемесячных денежных компенсаций и ежемесячных денежных сумм, предусмотренных соответственно п. 25 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I; НГР:Р9100254 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ; НГР:Р0100240 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") в возмещение вреда, причиненного здоровью вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области (далее - исполнительные листы).

При этом понятие "исполнительные листы" использовано в качестве синонима понятия "акты судебных органов".

Между тем эти понятия не тождественны, поскольку, как следует из положений ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ; НГР:Р9703415 "Об исполнительном производстве", исполнительные листы являются не актами судебных органов, а исполнительными документами, выдаваемыми судами на основании принимаемых ими судебных актов, а также решений иных указанных в законе органов.

Произведенная в п. 1 Порядка подмена правовых понятий не позволяет признать законными и другие пункты Порядка в оспариваемой заявителем части, в которых акты судебных органов отождествляются с исполнительными листами.

По смыслу оспариваемых предписаний Порядка граждане, в пользу которых взысканы денежные суммы в возмещение вреда здоровью вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области, должны предъявлять подлинники исполнительных листов для исполнения органам социальной защиты населения (органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а также органам социальной защиты населения районов, городов и иных муниципальных образований).

Однако такие предписания не согласуются с Правилами исполнения требований исполнительных листов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143; НГР:Р0100332, в редакции от 26 июля 2004 г., далее - Правила).

В силу п. 2 названных Правил исполнительный лист судебного органа по денежному обязательству должника предъявляется взыскателем в орган федерального казначейства по месту открытия должнику лицевых счетов, указанных в п. 1 данных Правил.

Орган федерального казначейства ведет учет исполнительных листов и документов, предусмотренных в п. 3 Правил, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации (п. 4 Правил).

Не соответствуют Правилам, а также ч. 2 ст. 134 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и оспариваемые заявителем предписания пп. 8 и 9 Порядка ("в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели" и "в соответствии с доведенным Минфином России лимитом финансирования на очередной месяц").

Недостаток финансовых средств у органов социальной защиты населения не может служить основанием для неисполнения вступивших в законную силу судебных постановлений.

Поскольку исполнительные листы по Правилам должны предъявляться в органы федерального казначейства, которые и ведут их учет, подлежит удовлетворению и требование заявителя о признании недействующим п. 16 Порядка об учете и регистрации подлинников исполнительных листов органами социальной защиты населения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление И. удовлетворила: признала недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Порядка работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации и органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации исполнения актов судебных органов о взыскании за счет средств федерального бюджета денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы и ядерного выброса в Челябинской области, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 января 2003 г. N 6; НГР:В0300154, в редакции от 3 марта 2004 г. N 26; НГР:В0400332: п. 1 в части слов "(далее - исполнительные листы)"; пп. 2-7, 10-12 в части слов "исполнительных листов"; п. 8 в части слов "в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств на указанные цели" и "исполнительных листов"; п. 9 в части слов "в соответствии с доведенным Минфином России лимитом финансирования на очередной месяц" и "исполнительных листов"; п. 13 в части слов "исполнительные листы"; п. 14 в части слов "исполнительными листами"; п. 16 полностью.

Решение вступило в законную силу.

[введено: 27.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 01.07.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2005 Стр. 18
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.030.000 Финансирование социального обеспечения и социального страхования (см. также 080.080.020, 200.160.030), 070.030.020 Финансирование пособий и компенсационных выплат, 180.000.000 Правосудие, 180.080.000 Исполнительное производство (см. также 020.060.060, 180.040.050, 180.050.040), 180.080.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать