Основная информация

Дата опубликования: 14 декабря 2004г.
Номер документа: В200403938
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403938

В200403938

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.11.2005, N 11, СТР. 15, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

14.12.2004 N ГКПИ04-1436

ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ О ПРОВЕДЕНИИ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛОТЕРЕИ (ПРИЛОЖЕНИЕ N 1),

УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 9 АВГУСТА 2004 Г.

N 66Н; НГР:В0402102 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ФОРМ И СРОКОВ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТЧЕТНОСТИ О ЛОТЕРЕЯХ

И МЕТОДОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОТЕРЕЙ", В ЧАСТИ

СРОКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КВАРТАЛЬНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

ДО 25 ЧИСЛА МЕСЯЦА, СЛЕДУЮЩЕГО ЗА ОТЧЕТНЫМ

КВАРТАЛОМ, ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ СО ДНЯ

ВСТУПЛЕНИЯ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЯ СУДА

(Извлечение)

Общероссийская общественная организация "Национальная федерация русского боулинга" обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н; НГР:В0402102 "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей", считая его положения противоречащими федеральному законодательству и нарушающими ее права.

В суде представители названной общественной организации, а также представитель участвовавшего со стороны заявителя ЗАО "Интерлот" поддержали требования и пояснили, что являются организаторами негосударственных лотерей и Форма отчетности о проведении негосударственной лотереи, утвержденная п. 1 упомянутого Приказа Минфина России, возлагает на организатора лотереи обязанность предоставлять в уполномоченный исполнительный орган сведения о проведении лотереи, не предусмотренные перечнем сведений о проведении лотерей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 338; НГР:Р0402822.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по первой инстанции, 14 декабря 2004 г. заявление удовлетворила частично, указав следующее.

Согласно ст. 251 ГПК РФ; НГР:Р0205496 организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н; НГР:В0402102 "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 10 сентября 2004 г. N 6014 и опубликован в "Российской газете" 21 сентября 2004 г., Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 20 сентября 2004 г.) в числе прочего утверждена Форма и сроки предоставления отчетности о лотереях (приложение N 1).

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ; НГР:Р0304559 "О лотереях" государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, включает в себя:

1) выдачу разрешений на проведение международных и всероссийских лотерей и проведение лотерей на территориях нескольких субъектов Российской Федерации;

2) ведение единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей;

3) издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей;

4) контроль за проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

5) установление форм и сроков представления отчетности о лотереях.

Государственное регулирование отношений по установлению форм и сроков представления отчетности о лотереях осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 338; НГР:Р0402822 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях" Министерство финансов Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию лотерейной деятельности, а также методологическое обеспечение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 Постановления).

Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329; НГР:Р0403270) предусматривает, что Минфин России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения лотерей.

Следовательно, Министерство финансов Российской Федерации, утвердив Приказом формы и сроки предоставления отчетности о лотереях, действовало в пределах предоставленных ему полномочий.

Доводы заявителя о том, что Форма отчетности о проведении негосударственной лотереи содержит сведения, не предусмотренные упомянутым выше перечнем сведений о проведении лотерей, подлежащих представлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу, и незаконно возлагает на организатора лотереи обязанность представлять сведения о проведении лотереи, несостоятельны.

Как пояснили в суде представители Минфина России, отчетность, утвержденная приказом Минфина России от 9 августа 2004 г. N 66н; НГР:В0402102, и перечень сведений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 338; НГР:Р0402822, являются различными самостоятельными методами государственного регулирования лотерейной деятельности, которые обеспечивают выполнение отдельных норм Федерального закона "О лотереях".

Поскольку государственное регулирование лотерейной деятельности включает в себя контроль за проведением лотереи (п. 4 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О лотереях"), то ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О лотереях" устанавливает, что по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченного органа местного самоуправления, выдавших разрешение на проведение лотереи или получивших уведомление о проведении стимулирующей лотереи, организатор лотереи и оператор лотереи обязаны представить сведения о проведении лотереи. Перечень таких сведений утверждается соответственно Правительством Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Перечень сведений о проведении лотерей, подлежащих представлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2004 г. N 338; НГР:Р0402822 "О мерах по реализации Федерального закона "О лотереях".

Утвержденные упомянутым Приказом Минфина России форма и сроки предоставления отчетности о лотереях являются самостоятельным способом государственного регулирования отношений, возникающих в области организации лотерей и их проведения, предоставляются ежеквартально и ежегодно.

Форма отчетности о проведении негосударственной лотереи, утвержденная приказом Минфина России от 9 августа 2004 г N 66н; НГР:В0402102, предусматривает срок представления квартальной формы отчетности до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Федеральным законом "О лотереях", составляющим правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определено, что сроки предоставления отчетности о лотереях устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Минфин России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере организации проведения лотерей, обязан при решении вопроса о сроках предоставления формы отчетности учитывать требования действующего законодательства о бухгалтерском учете.

В силу ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ; НГР:Р9605470 "О бухгалтерском учете" организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон "О лотереях" не установил иные сроки представления квартальной отчетности, поэтому приведенное положение Формы отчетности о проведении негосударственной лотереи не соответствует действующему законодательству и нарушает права организатора лотереи.

Что касается других оспоренных положений п. 1 приказа Минфина России от 9 августа 2004 г. N 66н; НГР:В0402102, оснований для признания их недействующими нет.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление общероссийской общественной организации "Национальная федерация русского боулинга" о признании недействующим п. 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2004 г. N 66н; НГР:В0402102 "Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей" удовлетворила частично: признала недействующими со дня вступления в законную силу решения суда положения Формы отчетности о проведении негосударственной лотереи (приложение N 1 к Приказу) в части срока представления квартальной отчетности до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; в остальной части требования оставила без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

[введено: 16.12.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 01.02.2006 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2005 Стр. 15
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.020.000 Управление в сфере финансов (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать