Основная информация

Дата опубликования: 15 сентября 2005г.
Номер документа: В200504400
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0504400

В200504400

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.07.2006, N 7, СТР. 15, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

15.09.2005 N ГКПИ05-1071

ПОЛОЖЕНИЕ П. 2.9.4 САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ

ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.4.2.1178-02, УТВЕРЖДЕННЫХ

И ВВЕДЕННЫХ В ДЕЙСТВИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГЛАВНОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНОГО ВРАЧА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 28 НОЯБРЯ 2002 Г. N 44; НГР:В0203259,

ПРИЗНАНО НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

В. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 2.9.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 (утвержденных и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44; НГР:В0203259 (далее - Правила) в части, устанавливающей медицинское освидетельствование детей при поступлении в образовательные учреждения. Она ссылалась на то, что оспариваемые в указанной части положения п. 2.9.4 Правил противоречат федеральному законодательству и нарушают права граждан, в том числе и ее ребенка, на добровольность обращения за медицинской помощью, а также на получение и общедоступность основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Заявительница полагала, что получение медицинской помощи является правом граждан Российской Федерации и не может предписываться в качестве обязательной меры, а также указываться в качестве обязательного условия для реализации каких-либо иных прав и свобод.

Оспариваемые положения Правил, по ее мнению, делают доступ к основному общему образованию (поступление в образовательные учреждения) обусловленным обязательными медицинскими осмотрами детей, предписывающими в качестве необходимого условия прохождение профилактических осмотров, психолого-медико-педагогической комиссии (консультации), что не соответствует требованиям действующего федерального законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 сентября 2005 г. отказала в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44; НГР:В0203259 утверждены и введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.1178-02, согласно абз. 2 п. 2.9.4 которых прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Утверждение заявительницы о том, что оспариваемым пунктом Правил нарушается право детей на добровольное обращение за медицинской помощью и право на получение основного общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, не может быть признано обоснованным.

Согласно п. 10 ст. 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Такие дети направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.

Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации указывали на то, что прохождение данной комиссии носит консультационный (рекомендательный) характер, а не лечебный, как указывала заявительница. В целях реализации установленного законом принципа адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся прием детей в образовательные учреждения осуществляется на основании заключения названной выше комиссии с целью выявления детей с отклонениями в развитии и последующей защиты их психического и физического здоровья, оказания помощи в усвоении образовательных программ, подбора индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи, консультирования их родителей (законных представителей) по вопросам общего состояния готовности ребенка к обучению, вероятности возникновения негативных психологических последствий в связи с интеграцией ребенка с отклонениями в общество, проблем его социальной адаптации.

Из приведенной выше нормы Закона и объяснений представителей заинтересованного лица усматривается, что заключение указанной комиссии, как и ее прохождение, направлено на охрану здоровья детей, носит консультационный (рекомендательный) характер и не является основанием к отказу в принятии ребенка в образовательное учреждение, т. е. не препятствует получению основного общего образования.

Ссылка заявительницы на ст. 4 Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", предусматривающую добровольность психиатрической помощи, не может быть принята во внимание, поскольку прохождение ребенком указанной выше комиссии не может быть отнесено к оказанию какого-либо вида принудительной медицинской помощи, в том числе и психиатрической.

Не содержит каких-либо требований об обязательном медицинском освидетельствовании поступающих в 1-й класс образовательного учреждения и обучающихся в них детей и оспариваемый пункт Правил.

Таким образом, предусмотренных законом оснований для признания недействующим пункта Правил в оспариваемой части не имеется.

То обстоятельство, что на местах должностными лицами неправильно применяются положения оспариваемого пункта Правил, на что фактически указывает В., также не может служить основанием к удовлетворению заявления, поскольку она в этом случае не лишена возможности обжаловать неправомерные действия названных лиц в соответствующий районный суд.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление В. о признании частично недействующим п. 2.9.4 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденных и введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. N 44; НГР:В0203259.

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. N КАС05-499 решение оставлено без изменения.

[введено: 26.10.2006 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 15.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 01.07.2006 Стр. 15
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 010.140.030 Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать