Основная информация

Дата опубликования: 26 октября 2015г.
Номер документа: В201507485
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201507485

В201507485

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.07.2016, N 8, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26.10.2015 N 75-КГ15-7

СУДАМИ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ СПОРА НЕ УЧТЕНО,

ЧТО РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОДНОВРЕМЕННОГО

ПОЛУЧЕНИЯ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ В ВИДЕ

ЕЖЕМЕСЯЧНОЙ ДЕНЕЖНОЙ ВЫПЛАТЫ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ

ЛИЦОМ ПО НЕСКОЛЬКИМ ОСНОВАНИЯМ (КАК ВЕТЕРАН

ТРУДА И КАК УЧАСТНИК ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС)

(Извлечение)

Прокурор, действующий в интересах В., обратился в суд с иском к учреждению социальной защиты населения о признании права на одновременное получение мер социальной поддержки. В обоснование исковых требований прокурор указал следующее. В ходе прокурорской проверки установлено, что 24 сентября 2014 г. В. присвоен статус "Ветеран труда", он является также получателем ежемесячной денежной выплаты как участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В связи с этим В. обратился в уполномоченный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда. В назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", В. было отказано в связи с тем, что он уже является получателем ежемесячной денежной выплаты на основании Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". По мнению прокурора, В., в связи с наличием у него статуса ветерана труда с 24 сентября 2014 г., имеет право на меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии со ст.ст. 22 и 231 Федерального закона "О ветеранах".

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах В., суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I и п. 2 ст. 231 Федерального закона "О ветеранах", пришел к выводу о том, что с учетом специфики правового статуса граждан, подвергшихся воздействию радиации, закон предполагает возможность предоставления указанным лицам в порядке исключения из общего правила ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям, в связи с чем у В. имеется право на   одновременное получение ежемесячной денежной выплаты и как у ветерана труда, и как у лица, подвергшегося воздействию радиации.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 октября 2015 г. признала выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, указав следующее.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I в случае, если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по данному Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по этому Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г.) меры социальной поддержки ветеранов труда определялись данным Федеральным законом.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) в Федеральный закон "О ветеранах" внесены существенные изменения, касающиеся мер социальной поддержки ветеранов труда.

С учетом внесенных изменений с 1 января 2005 г. меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., стали определяться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона "О ветеранах").

Финансирование социальной поддержки ветеранов труда в соответствии с п. 1 и подл. 24 п. 2 ст. 263 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей с 1 января 2005 г.) социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе получение ежемесячной денежной выплаты.

Пунктом 1 ст. 231 Федерального закона "О ветеранах" (введенной Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) определен перечень категорий ветеранов, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, установленную данным Федеральным законом, среди которых ветераны труда не названы. Данный перечень не подлежит расширительному толкованию.

Пунктом 2 ст. 231 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по этому Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Закона РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I), Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по данному Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

При разрешении спора судебные инстанции исходили из приведенных положений указанной нормы, полагая, что ветераны труда относятся к той категории лиц, меры социальной поддержки которым устанавливаются Федеральным законом "О ветеранах", и, следовательно, исключение, предусмотренное в данной норме, предполагающее возможность одновременного получения ежемесячной денежной выплаты одним лицом по нескольким основаниям, может быть применено к В., имеющему статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и ветерана труда.

Между тем в соответствии со ст. 12 Федерального закона "О ветеранах" данный Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, относящихся к категориям ветеранов, указанным в ст.ст. 2—4 этого Федерального закона, т.е. на ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий.

В то же время ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, действующей с 1 января 2005 г.) определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах", в частности предписание, содержащееся в п. 2 ст. 231 этого Закона, не регулирует отношения по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда.

Согласно ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 3 Закона Республики Карелия от 17 декабря 2004 г. N 827-ЗРК "О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия" социальная поддержка ветеранов труда осуществляется, в частности, в форме предоставления ежемесячной денежной выплаты с 1 января 2008 г. в размере 600 руб., с 1 июля 2008 г. — в размере 700 руб.

В ст. 4 Закона Республики Карелия (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) указано, что ветеранам труда, имеющим одновременно право на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, мера социальной поддержки предоставляется по одному из оснований.

При этом законодательство Республики Карелия в отличие от положений Федерального закона "О ветеранах" не содержит положений, предусматривающих возможность одновременного получения меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты одним и тем же лицом по нескольким основаниям.

С учетом приведенных нормативных положений вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что В. на основании п. 2 ст. 231 Федерального закона "О ветеранах" в порядке исключения из общего правила имеет право на одновременное получение ежемесячной денежной выплаты и как ветеран труда, и как лицо, подвергшееся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является неправильным.

Установленные данной нормой Федерального закона "О ветеранах" положения не затрагивают полномочия субъектов Российской Федерации по самостоятельному определению мер социальной поддержки ветеранов труда и условий предоставления этих мер, в том числе в случаях, когда указанные граждане одновременно имеют и статус лиц, подвергшихся воздействию радиации.

Ввиду изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала обжалуемые судебные постановления незаконными, принятыми с существенными нарушениями норм материального права, в связи с чем, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора в интересах В.

[введено: 20.09.2016 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 21.09.2016 специалист НЦПИ - Аленичева Л.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 22.07.2016 Стр. 4
Рубрики правового классификатора: 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать