Основная информация

Дата опубликования: 10 августа 2015г.
Номер документа: RU14000201500610
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Глава Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

От 10.08.2015 №634

Об утверждении проектной программы Республики Саха (Якутия) «Улучшение условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия)

на 2015-2017 годы»

В целях создания благоприятных условий труда и снижения уровня производственного травматизма, профессиональной заболеваемости в Республике Саха (Якутия) п о с т а н о в л я ю:

Утвердить проектную программу Республики Саха (Якутия) «Улучшение условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2015-2017 годы» согласно приложению к настоящему Указу.

Исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия):

являющимся ответственными исполнителями государственных программ и имеющим подведомственные казенные, бюджетные, автономные учреждения предусмотреть расходы на улучшение условий и охраны труда в виде отдельной подпрограммы, реализуемой в составе государственной программы;

являющимся ответственными исполнителями государственных программ и не имеющим подведомственные казенные, бюджетные, автономные учреждения предусмотреть расходы на улучшение условий и охраны труда в виде отдельных мероприятий государственной программы;

не являющимся ответственными исполнителями государственных программ составить планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Исполнительным органам государственной власти Республики Саха (Якутия) при разработке подпрограмм или планов мероприятий руководствоваться методическими рекомендациями по разработке исполнительными органами государственной власти Республики Саха (Якутия) показателей по улучшению условий и охраны труда для включения в государственные программы, утвержденными Министерством труда и социального развития Республики Саха (Якутия).

Рекомендовать главам муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в стратегиях социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение условий и охраны труда.

Рекомендовать руководителям хозяйствующих субъектов Республики Саха (Якутия) разработать планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда с выделением финансовых средств на эти цели  в соответствии с трудовым законодательством.

Контроль исполнения настоящего Указа возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Дьячковского А.П.

Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации Республики Саха (Якутия).

               Глава

Республики Саха (Якутия)                                                                                            Е.БОРИСОВ

г.Якутск

10 августа 2015 года

№ 634

1

УТВЕРЖДЕНА

Указом Главы

Республики Саха (Якутия)

от 10 августа 2015 г. № 634

ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

НА 2015 – 2017 ГОДЫ»

ПАСПОРТ

Наименование

Проектная программа Республики Саха (Якутия) «Улучшение условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия) на 2015-2017 годы» (далее – Программа)

Основание для разработки Программы

Статья 210 Трудового кодекса Российской Федерации от 03 декабря 2001 г. №197-ФЗ;

Указ Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г.
№ 228 «О стратегическом планировании в Республике Саха (Якутия)»;

Закон Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 г. 664-З
№ 209-IV «Об охране труда» (новая редакция);

Закон Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2005 г. 294-З
№ 595-III «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия)

Соисполнители Программы

Министерство по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия);

Министерство спорта Республики Саха (Якутия);

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия);

Министерство образования Республики Саха (Якутия);

Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);

Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров Республики Саха (Якутия);

Министерство архитектуры и строительного комплекса Республики Саха (Якутия);

Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия);

Министерство связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия);

Министерство промышленности Республики Саха (Якутия);

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия);

Министерство охраны природы Республики Саха (Якутия);

Министерство по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия);

Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию;

Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия);

Департамент по архивному делу Республики Саха (Якутия);

Департамент по лесным отношениям Республики Саха (Якутия);

Департамент ветеринарии Республики Саха (Якутия);

Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия);

Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия);

Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (по согласованию);

органы местного самоуправления (по согласованию);

организации и предприятия Республики Саха (Якутия)
(по согласованию);

Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия)
(по согласованию);

республиканское объединение работодателей
(по согласованию)

Цель Программы

Взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по реализации системы мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории республики и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости

Основные задачи Программы

1. Обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах.

2. Реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения.

3. Обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения.

4. Содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих улучшению условий и охраны труда.

5. Совершенствование нормативной правовой базы Республики Саха (Якутия) в области охраны труда.

6. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда

Целевые индикаторы (показатели) Программы

1. Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более.

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего.

1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров.

2. Динамика оценки условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда.

2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест.

2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда, подтвержденные результатами специальной оценки условий труда[1].

3. Условия труда:

3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.

3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников

Сроки реализации Программы

2015-2017 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Общий объем бюджетных ассигнований за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 233178 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год – 75127 тыс. рублей;

2016 год – 78824 тыс. рублей;

2017 год – 79227 тыс. рублей

Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц

Общий объем бюджетных ассигнований  за счет средств бюджетов муниципальных образований (по согласованию) – 329641 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год – 116131 тыс. рублей;

2016 год – 107513 тыс. рублей;

2017 год – 105997 тыс. рублей.

Общий объем финансирования из внебюджетных источников  3731200 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств Фонда социального страхования
(по согласованию) – 450879 тыс. рублей;

собственных средств работодателей (по согласованию) – 3223489 тыс. рублей;

внебюджетные средства государственных учреждений
(по согласованию) – 56832 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам:

2015 год – 17863 тыс. рублей;

2016 год – 19110 тыс. рублей;

2017 год – 19859 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

Снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на 2 человека;

снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более на 20 человек;

снижение количества дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего на 4 дня;

снижение численности работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров на 2 человека;

увеличение количества рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда на 98,5 тыс.ед.;

увеличение удельного веса рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест на 98%;

увеличение количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда, подтвержденные результатами специальной оценки условий труда до 39,4 тыс.ед.;

уменьшение численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда на 5 тыс.чел.;

уменьшение удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников на 2%

Раздел 1. Характеристика сферы реализации Программы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в Республике Саха (Якутия) имеют следующую динамику (таблицы 1-4).

Таблица 1

Численность пострадавших в результате несчастных случаев
на производстве со смертельным исходом в 2009-2013 годах

(по данным Государственной инспекции труда
в Республике Саха (Якутия))

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

34

36

20

31

31

Таблица 2

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2009-2013 годах

(по данным ГУ – РО ФСС РФ по РС (Я))

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

591

554

574

537

466

Таблица 3

Количество дней временной нетрудоспособности в связи
с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего

(по данным ГУ – РО ФСС РФ по РС (Я))

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

53,39

53,19

56,30

55,53

52,58

По данным Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) за 2013 год в организациях и предприятиях республики произошло всего 88 несчастных случаев (в 2012 г. -  90, уменьшение на 2,2%), из них: со смертельным исходом – 25 (в 2012 г. – 26 случаев, уменьшение на 3,8%); с тяжелым исходом – 56 случаев (в 2012 г. – 53 случая, увеличение на 5,3%) и 7 групповых несчастных случаев (в 2012 г. – 11 групповых несчастных случаев, уменьшение на 36,3%).

На фоне снижения общего уровня производственного травматизма за последние годы, состояние условий и охраны труда в республике нельзя считать удовлетворительным, уровень профессиональных рисков остается достаточно высоким, увеличивается количество рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, сохраняется высокий уровень травматизма.

В организациях Республики Саха (Якутия), подлежащих обследованию по условиям труда (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, транспорт и связь), по данным Территориального органа Росстата по Республике Саха (Якутия) в 2013 году было занято 116 112 человек (в 2012 году 115 077 человек).

Наибольший удельный вес пострадавших от несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями распределился по отраслям экономики следующим образом: добыча полезных ископаемых – 22,7%, транспорт и связь – 21,5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 9,6%, строительство – 6,9%, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 6,8%, операции с недвижимым имуществом – 5,6%, оптовая и розничная торговля – 4,6%, обрабатывающие производства – 3,4%, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 3,4%, здравоохранение – 2,2%, государственное управление и обеспечение военной безопасности – 2,2%; прочие – 11,1%.

Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в республике свидетельствуют, что работники получали травмы в результате падения с высоты, воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, падения, обрушения, обвалов предметов, материалов и земли, дорожно-транспортных происшествий. Основные причины несчастных случаев по-прежнему носят организационный характер, это - неудовлетворительная организация производства работ, нарушение правил дорожного движения и технологического процесса, а также неудовлетворительное содержание и недостатки в организации рабочих мест.

Профессиональная заболеваемость является негативным последствием неблагоприятного влияния вредных условий труда на здоровье работников, наличия профессиональных рисков повреждения здоровья.

В течение 2010 - 2013 годов около одной трети всех зарегистрированных профессиональных заболеваний было выявлено при обращении работников за медицинской помощью (таблица 4).

Анализ показателей профессиональной заболеваемости по видам экономической деятельности, рассчитанных на численность работников (по данным Территориального органа Росстата по РС (Я)), в 2013 году показал, что наиболее высокий уровень зарегистрирован на предприятиях, относящихся к разделу «Добыча полезных ископаемых». Второе ранговое место по уровню профзаболеваемости занимал раздел «Транспорт и связь», составил 11,2 на 10 тыс. работников. В основном это работники сферы воздушного транспорта.

                                                        

Таблица 4

Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2009-2013 годах

(по данным Якутского республиканского центра профпатологии)

Территория

Годы

2009

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

---

188

121

114

129

Важным механизмом стимулирования работодателей к контролю и улучшению условий труда на рабочих местах, а также созданию эффективных рабочих мест с безопасными условиями труда является оценка условий труда на рабочих местах. Анализ проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 2010-2013 годах (таблицы 5-6) позволяет сделать следующие выводы.

За последние три года наблюдается рост количества аттестованных рабочих мест, однако сохраняется низкий процент аттестации рабочих мест в расчете на общее количество рабочих мест, что обусловлено в первую очередь недостаточным финансированием работодателями мероприятий по охране труда.

Таблица 5

Количество рабочих мест, на которых проведена

аттестация рабочих мест по условиям труда

(по данным Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия))

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

----

405

7443

14374

Таблица 6

Удельный вес рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, в общем количестве рабочих мест 
(по данным Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия))

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

----

0,81

0,93

0,84

Таблица 7

Общая численность работников

(по данным ГУ – РО ФСС РФ по РС(Я))

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

405080

399331

390499

386039

   Таблица 8

Численность работников,

занятых во вредных и (или) опасных условиях труда

(по данным Территориального органа Федеральной

службы Государственной статистики по РС(Я))

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

119835

150547

146827

156345

Таблица 9

Удельный вес работников, занятых во вредных

и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников

Территория

Годы

2010

2011

2012

2013

Республика Саха (Якутия)

36,3

37,7

37,6

40,5

Анализ удельной численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда (таблица 7-9), позволяет сделать следующие выводы.

В 2013 году наблюдается рост удельного веса работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, на 2,9%. Из общего числа работающих во вредных условиях труда в 2013 году 38,4% приходилось на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых, 4,2%  - обрабатывающие производства, 31,8% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды, 8,3% - строительство, 17,3% - транспорт и связь.

На предприятиях, охваченных статнаблюдением, из числа лиц, занятых в условиях, не отвечающим санитарно-гигиеническим нормативам условий труда: 51,2% - работали под воздействием повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука; 26,2% - под воздействием повышенного уровня вибрации; 22,2% - при повышенной запыленности воздуха рабочей зоны; 17,1% - при повышенной загазованности; 3,7% - при повышенном уровне ионизирующего излучения; 0,4% - при повышенном уровне ионизирующего излучения.

Экономические издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда составили:

фактические расходы на компенсации и средства индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (из средств Фонда социального страхования) за 2013 год - 142,3 млн рублей (в том числе на СИЗ – 77,6 млн рублей), 2014 год - 150,4 млн рублей (в том числе  на СИЗ – 56,3 млн рублей);

экономические издержки вследствие потерь рабочего времени (сумма расходов по больничным листам вследствие травматизма на производстве по данным Фонда социального страхования) за 2013 год - 25,2 млн рублей,
2014 год - 28,3 млн рублей.

В результате контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны труда в 2013 году установлено, что наибольшее количество составляют нарушения по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда (18,1% от всех выявленных нарушений); обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (10,4%); проведения медицинских осмотров (5,3%); проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) (4,6%); обеспечения работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, лечебно-профилактическими питанием, молоком и другими равноценными пищевыми продуктами (2,2 %), а также нарушения соблюдения установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве (14%).

Государственное управление охраной труда в республике регулируется Законом Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 г. 664-З № 209-IV «Об охране труда (новая редакция)». Настоящий закон определяет основные направления государственной политики в области охраны труда в республике, определяет полномочия органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, отраслевых органов исполнительной власти и работодателей.

В соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «Об охране труда» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями в области охраны труда. Данная деятельность регулируется Законом Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2005 г. 294-З № 595-III «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» и постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25 мая 2006 г. № 227 «Об утверждении порядка расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на выполнение отдельных государственных полномочий в области охраны труда». Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) ведет координацию и контроль исполнения органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий в области охраны труда. В целях исполнения переданных государственных полномочий в области охраны труда в 36 муниципальных образованиях осуществляют 40 освобожденных единиц специалистов по охране труда, содержание которых финансируется из государственного бюджета республики в виде субвенций.

Основные направления государственной политики в области охраны труда, координация взаимодействий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, органов надзора и контроля, отраслевых министерств и ведомств, организаций определены в Положении о государственной системе управления охраной труда в Республике Саха (Якутия), утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 23 ноября 2009 г. № 497.

С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ
«О специальной оценке условий труда» внесены изменения в Закон Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2009 г. 664-З № 209-IV «Об охране труда (новая редакция)», также вносятся соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты республики в области охраны труда.

Прогноз состояния производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и условий труда в соответствии с показателями прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), баланса трудовых ресурсов на среднесрочный период характеризуется продолжением тенденции снижения количества работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, а также численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда. Активизация работы по реализации мероприятий Программы позволит снизить риск возникновения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снизит смертность среди трудоспособного населения и обеспечит создание благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории республики.

Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и контрольных этапов реализации Программы

Программа определяет основные направления Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября
2007 г. № 1351 – сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин. Реализация конституционных прав граждан на здоровые и безопасные условия труда является одной из важнейших задач социальной политики государства.

2.1. Цели и задачи Программы

Целью Программы является взаимодействие с органами государственной власти Российской Федерации по реализации системы мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда у работодателей, расположенных на территории республики и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Индикаторами достижения указанной цели являются:

Уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более;

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего;

1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров.

2. Динамика оценки условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест;

2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда, подтвержденные результатами специальной оценки условий труда.

3. Условия труда:

3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда;

3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников.

Для достижения поставленной цели в рамках Программы необходимо решение следующих задач:

обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;

реализация превентивных мер, направленных на улучшение условий труда, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и обеспечение и современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты;

обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;

совершенствование нормативной правовой базы по охране труда;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

переход на оформление трудовых отношений с работниками с учетом принципов эффективного контракта в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р
«Об утверждении Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы» и приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. № 167н «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»;

разработка и внедрение в организациях республики, так называемых, программ «нулевого травматизма», основанных на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведении регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда.

2.2. Ожидаемые результаты от реализации Программы

и целевые индикаторы (показатели)

В результате реализации Программы предусматривается создание условий, способствующих стабилизации и улучшению ситуации в области охраны труда в Республике Саха (Якутия). Оценка эффективности Программы осуществляется на основании индикаторов и показателей оценки результативности и планируемых результатов Программы.

Достижение цели и решение задач Программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).

Таблица 10

Целевые индикаторы (показатели) Программы:

Целевые индикаторы (показатели)

Годы

2014

оценка

2015

прогноз

2016

прогноз

2017 прогноз

1.Уровень производственного травматизма:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, человек

30

29

28

27

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, человек

380

370

360

350

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего, дни

50

48

46

44

1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров, человек

128

127

126

125

2. Динамика оценки труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;[2]

3434

25 500

36 000

37 000

2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест 2

3,84

24

35

35

2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда, подтвержденные результатами специальной оценки условий труда

1374

10200

14400

14800

3. Условия труда:

3.1. Среднесписочная численность работников предприятий и организаций, из них:

345655

364600

368100

370700

3.2. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, человек

140000

144017

141719

139013

3.3. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников, %

40,5

39,5

38,5

37,5

Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности реализованных мероприятий.

Реализация Программы основана на скоординированных действиях органов исполнительной власти республики, муниципальных образований районов и городов, и территориальных органов федеральной исполнительной власти.

Для принятия мер, направленных на улучшение условий труда, сохранения жизни и здоровья работников на производстве, в Программу включены мероприятия по созданию, материально-техническому обеспечению и кадровому укомплектованию испытательной Лаборатории экспертизы условий труда, подведомственной Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), осуществляющей государственную экспертизу условий труда.

Также включены мероприятия по модернизации оборудования предприятий и организаций республики. Мероприятия по модернизации включают реконструкцию, замену оборудования, а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового), финансируемые за счет собственных средств работодателя.

Отсутствие у работодателей мотивации в улучшении условий труда обусловлено тем обстоятельством, что основное бремя возмещения вреда здоровью работников при наступлении несчастного случая на производстве, случая профессионального заболевания возложено на государство. Растут расходы государства, связанные с травматизмом и заболеваемостью на производстве, их последствиями, включая расходы на проведение реабилитационных мероприятий с пострадавшими на производстве.

Решение проблемы снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний, возможно, осуществить за счет перехода к системе управления профессиональными рисками в сфере охраны труда, а также за счет экономической мотивации работодателей по улучшению условий труда. Система управления профессиональными рисками позволит проводить анализ и оценку состояния здоровья работающего населения в причинно-следственной связи с условиями труда, информировать о риске субъектов трудового права, проводить мероприятия по снижению вероятности повреждения здоровья работников контролируя динамику показателей риска.

Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в области охраны труда в случаях и порядке, которые предусмотрены уставами муниципальных районов, городских округов.

Финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в области охраны труда, предоставляются местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в виде субвенций. Объем субвенций определяется в соответствии с Методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий в области охраны труда.

В соответствии со статьей 210 Трудового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Саха (Якутия) от 08 декабря 2005 г. 294-З
№ 595-III «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда» муниципальные образования районов и городов обязаны разработать и обеспечить реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда.

2.3. Контрольные этапы реализации Программы и перечень мероприятий, осуществляемых в их рамках, с указанием сроков реализации, объемов финансирования, исполнителей и показателей их реализации

Программой предусмотрена реализация скоординированных действий исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), надзорного органа в сфере трудового законодательства, объединения работодателей, органов местного самоуправления и профессиональных союзов по следующим основным направлениям:

обеспечение проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах;

реализация превентивных мер по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты работающего населения;

координация непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

содействие внедрению современной высокотехнологичной продукции и технологий, способствующих совершенствованию условий и охраны труда;

совершенствование нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в области охраны труда;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами Программы, представлен в приложении № 1 к Программе.

Срок реализации мероприятий Программы – 2015-2017 годы.

Ответственным исполнителем и координатором Программы является Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия). Основными участниками мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, являются исполнительные органы государственной власти Республики Саха (Якутия), надзорный орган в сфере трудового законодательства, Федерация профсоюзов Республики Саха (Якутия), органы местного самоуправления и работодатели.

Участники программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы финансовых средств.

Раздел 3. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Программы

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации программ, а также порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, муниципальных программ и формирования реализации указанных программ устанавливаются нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

С переходом на программно-целевое планирование расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. № 228 «О стратегическом планировании социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия)» утверждено Положение о системе планирования социально-экономического развития в Республике Саха (Якутия). В соответствии с Положением в целях взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) участия в программных проектах, реализуемых органами государственной власти Российской Федерации, разрабатываются проектные программы. Проектные программы включают в себя источники финансирования, предусмотренные в государственных программах Республики Саха (Якутия), различных комбинациях. Перечень государственных программ Республики Саха (Якутия) утвержден Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2011 г. № 808. Исполнительные органы государственной власти – главные распорядители бюджетных средств в государственных программах должны будут предусмотреть отдельные программные мероприятия по улучшению условий и охраны труда по курируемой отрасли и направлению деятельности.

Соответственно финансирование Программы осуществляется за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», за счет средств бюджетов муниципальных образований в пределах предусмотренных законом о бюджете муниципальных образований, а также за счёт средств государственных внебюджетных фондов и юридических лиц (средств Фонда социального страхования Российской Федерации, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), работодателей).

Общий объем бюджетных ассигнований на весь срок реализации Программы составляет 4294019 тыс. рублей,

в том числе, за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) – 233178  тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год – 75127 тыс. рублей;

2016 год – 78824 тыс. рублей;

2017 год – 79227 тыс. рублей.

Прогнозная оценка расходов бюджетов муниципальных образований (по согласованию) – 329641 тыс. рублей, в том числе по годам:

2015 год – 116131 тыс. рублей;

2016 год – 107513 тыс. рублей;

2017 год – 105997 тыс. рублей.

Прогнозная оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на весь срок реализации Программы составляет 3731200 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств Фонда социального страхования (по согласованию) – 450879 тыс. рублей;

собственных средств работодателей (по согласованию) – 3223489 тыс. рублей;

внебюджетные средства государственных учреждений (по согласованию) – 56832 тыс. рублей на весь срок ее реализации, в том числе по годам:

2015 год – 17863 тыс. рублей;

2016 год – 19110 тыс. рублей;

2017 год – 19859 тыс. рублей.

Объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий, с учетом финансирования проведения специальной оценки условий труда в организациях бюджетной сферы.

Раздел 4. Анализ рисков реализации Программы
и описание мер управления рисками

Анализ рисков, причин их возникновения и мероприятий по их минимизации при реализации Программы приведен в таблице 11.

Таблица 11

Риски невыполнения Программы

Наименование рисков

Вероят-ность

Сила влияния

Способ

преодоления риска

Невозможность реализации (или реализации не в полном объеме) мероприятий

Снижение финансирования со стороны государственного бюджета Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, уменьшение объемов финансирования из внебюджетных источников

Высокая

Высокая

Определение приоритетов для первоочередного финансирования.

Оценка эффективности бюджетных, муниципальных и внебюджетных вложений.

Пропаганда эффективности реализации мероприятий Программы

Нехватка финансовых средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и местных бюджетов в период реализации Программы вследствие возможности возникновения негативных природных явлений в форме паводков, наводнений, масштабных пожаров и иных явлений, имеющих форс-мажорный характер

Высокая

Средняя

Реализация антикризисных информационных мероприятий.

Применение административных рычагов воздействия

Риски, связанные с недостижением ожидаемых результатов

Недостоверность информации (статистической, отчетности муниципальных образований и работодателей и т.д.)

Средняя

Высокая

Контроль за предоставлением периодической отчетности муниципальными образованиями,  организациями и предприятиями

Неправильная оценка перспектив в развитии ситуации в сфере охраны труда и эффективности реализации мероприятий Программы из-за получения недостоверной информации

Средняя

Высокая

На основании мониторинга показателей ежегодный анализ ситуации в Республике Саха (Якутия) в сфере охраны труда. Проведение ежегодного мониторинга хода реализации Программы и в случае необходимости возможность корректировки  показателей

Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несут участники Программы.

Ответственный исполнитель Программы ежегодно в срок до 01 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за предыдущий год (отчетный период) и направляет ее в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Методика оценки уровня реализации Программы

Оценка уровня реализации Программы производится путем сравнения фактического изменения целевых индикаторов относительно их базовых значений с планируемыми изменениями. В качестве базовых берутся значения индикаторов на год начала реализации Программы. Результативность Программы оценивается исходя из соответствия ее целевых индикаторов планируемым. Планируемые индикаторы должны отличаться от базовых в сторону улучшения. 

Оценка уровня реализации Программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации Программы и в целом по окончании ее реализации.

Оценка уровня реализации Программы проводится по каждому ее направлению по следующей формуле:

              ,              (1)

где

Еi – уровень хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);

– базовое значение i-го индикатора, характеризующего i-е направление Программы;

– текущее значение i-го индикатора, характеризующего реализацию i-го направления Программы;

– плановое значение i-го индикатора, утвержденного Программой.

Используются следующие целевые индикаторы Программы:

численность пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в расчете на 1000 работающих (Х1);

численность пострадавших со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (Х2);

удельный вес численности работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в процентах от общего количества занятых (Х3);

удельный вес работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проведена оценка условий труда, в процентах от общего количества занятых в экономике региона (Х4);

количество организаций, расположенных на территории субъекта Российской              Федерации, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (Х5).

Интегральная оценка эффективности реализации Программы  проводится по интегральному показателю:

              ,              (2)

где

Еi – уровень хода реализации отдельного направления Программы;

N – количество целевых индикаторов.

При значениях интегрального показателя уровня реализации Программы Е=80% и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении R от 79%  до 50% – средней, при значениях R меньше 50% –  низкой.

_____________

Примечание: В случае если базовый индикатор равен предельному значению и улучшение его невозможно, планируется поддержание индикатора на предельном уровне. При этом в случае если текущий показатель Программы отличен от базового, эффективность реализации Программы принимается равной  0%, если равен базовому – 100%.

Методика расчета экономической эффективности

программных мероприятий

Экономический эффект (выгода В, в руб.) в денежном выражении мероприятий по улучшению условий и охраны труда определяется суммой предотвращенного ущерба (экономических последствий) ∆У от производственного травматизма и профессиональных заболеваний, руб. и сокращением расходов ∆Л на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, руб.:

В=∆У+∆Л

             

Предотвращенный ущерб от производственного травматизма и профессиональных заболеваний состоит из прямой ΣЭп и косвенной ΣЭк экономии от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, руб.:

∆У= ΣЭп + ΣЭк, (руб.)

Прямая экономия от сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ΣЭ) рассчитывается по следующей формуле:

ΣЭп= ΣЭвн + ΣЭе + ΣЭм + ΣЭд, (руб.),

где:

Эвн – экономия, связанная с сокращением выплат по оплате временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, руб.;

Эе – экономия (убытки), связанная с сокращением выплат по оплате единовременного возмещения ущерба при утрате профессиональной трудоспособности и (или) смертельном исходе в связи с несчастным случаем и профзаболеванием, руб.;

Эм – экономия, связанная с сокращением (ростом) выплат по оплате ежемесячного возмещения ущерба при утрате профессиональной трудоспособности или смертельном исходе в связи с несчастными случаями и (или) профессиональными заболеваниями, руб.;

Эд – экономия, связанная с сокращением (ростом) выплат по оплате дополнительных расходов пострадавших (реабилитация).

              Косвенную экономию (сокращение потерь ВРП региона из-за снижения объема выпуска продукции, связанных с травматизмом и предоставление компенсаций занятым на тяжелых и вредных работах) рассчитывают следующим образом:

, руб.,

где

ВРП – валовой региональный продукт, руб.;

ЧЗ – численность занятых в экономике региона, чел;

 ЧДНТ – изменение числа человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на один день и более, чел-дн;

 ЧПСм – изменение численности пострадавших от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, чел.;

6000 – коэффициент, учитывающий потерю рабочего времени в связи со смертью пострадавшего в результате несчастного случая в последующие годы;

 ЧЛКДО – изменение численности лиц, которым предоставляется компенсация в виде дополнительного отпуска, чел.;

 ЧЛКСРД – изменение численности лиц, которым предоставляется компенсация в виде сокращенного рабочего дня, чел.;

0,1 – коэффициент, учитывающий потерю рабочего времени, связанную с предоставлением сокращенного рабочего дня.

_____________

Примечание: Данные по валовому региональному продукту и численности занятых берутся за отчетный год. Изменение остальных показателей рассчитываются путем вычитания из их значений в отчетном году их значений в базовом.

1

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к проектной программе «Улучшение условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия)» на 2015 - 2017 годы

Оценка хода реализации программы

улучшения условий и охраны труда в Республике Саха (Якутия)

(наименование субъекта Российской Федерации)

в 20__году

по целевым показателям

Целевые показатели

20__

План

Факт

Достижение запланированного показателя[3]

1.Уровень производственного травматизма:

1.1. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом

1.2. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более

1.3. Количество дней временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в расчете на 1 пострадавшего

1.4. Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров

2.Динамика оценки условий труда:

2.1. Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда

2.2. Удельный вес рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, в общем количестве рабочих мест

2.3. Количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда, подтвержденные результатами специальной оценки условий труда [4]

3.Условия труда:

3.1. Численность работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда

3.2. Удельный вес работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, от общей численности работников

Общая оценка хода реализации по целевым показателям[5], %

по показателям реализации мероприятий государственной программы (подпрограммы)

Мероприятие/показатели

20__

План

Факт

Достижение запланированного показателя[6]

Специальная оценка условий труда работающих в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации

Количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда, ед.

Превентивные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости,

включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения

Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения

Количество работников и работодателей, профсоюзного актива, прошедших обучение по охране труда, ед.

Проведены мероприятия по внедрению современных технологий обучения, в том числе дистанционного, для малого бизнеса (да - 1, нет - 0)

Количество изданных (тиражированных) учебно-методических материалов, ед.

Совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда

Количество разработанных проектов законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, ед.

Количество принятых законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, ед.

Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда

Количество проведенных семинаров, совещаний, конференций и т.п., ед.

Количество проведенных смотров-конкурсов, ед.

Наличие информационного обновляемого интернет-ресурса по охране труда
(да - 1, нет - 0)

Размещение информационных материалов по охране труда в СМИ и общественных местах (да - 1, нет - 0)

Наличие региональных баз данных по охране труда (условия труда, специальная оценка условий труда, обучение по охране труда и пр.) (да - 1, нет - 0)

Общая оценка[7]

__________________

[1] Учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в пп.2.2., к 2018 году рекомендуется установить на уровне 98%.

[2] Учитывается количество рабочих мест, на которых заняты работники, имеющие право на получение соответствующих гарантий и компенсаций, досрочного назначения пенсий, а также рабочих мест, на которых ранее были выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Значение показателя, указанного в пп.2.1, 2.2., к 2018 году рекомендуется установить на уровне 98%.

[3]  + показатель достигнут; –  показатель  не достигнут

[4] Указывается количество рабочих мест, на которых по результатам специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой, зафиксировано улучшение условий труда по сравнению с результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда или аттестации рабочих мест (условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности отнесены к более низким классам (подклассам) условий труда);

[5] доля количества достигнутых показателей от  общего количества показателей в процентах;

[6]  + показатель достигнут; –  показатель не достигнут.

[7] доля количества достигнутых показателей от общего количества показателей в процентах

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 24.07.2019
Рубрики правового классификатора: 060.020.020 Управление в сфере труда (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать