Основная информация

Дата опубликования: 31 марта 2020г.
Номер документа: RU14000202000211
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Саха (Якутия)
Принявший орган: Глава Республики Саха (Якутия)
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Указы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

УКАЗ

ОТ 31.03.2020 № 1086

О КОНЦЕПЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В целях дальнейшего развития пожарной безопасности в Республике Саха (Якутия), организации комплексной и целенаправленной деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Саха (Якутия), п о с т а н о в л я ю:

1. Утвердить концепцию пожарной безопасности на территории Республики Саха (Якутия) согласно приложению к настоящему Указу.

2. Правительству Республики Саха (Якутия) (Солодов В.В.) разработать и утвердить план мероприятий по реализации концепции пожарной безопасности на территории Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года.

3. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Солодова В.В.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

5. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.

                 Глава

Республики Саха (Якутия)

А.НИКОЛАЕВ

УТВЕРЖДЕНА

Указом Главы

Республики Саха (Якутия)

от 31 марта 2020 г. № 1086

КОНЦЕПЦИЯ

пожарной безопасности на территории Республики Саха (Якутия)

Общие положения

Настоящая концепция определяет стратегию действий по реализации государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на территории Республики Саха (Якутия).

Государственная политика Российской Федерации в области пожарной безопасности (далее - государственная политика в области пожарной безопасности) является совокупностью скоординированных и объединенных общим замыслом политических, социально-экономических, правовых, информационных и иных мер, направленных на обеспечение пожарной безопасности, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Нормативно-правовую базу государственной политики в области пожарной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, иные документы стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации в области пожарной безопасности.

2. Оценка состояния пожарной безопасности

в Республике Саха (Якутия) и основные направления ее обеспечения

Одной из важнейших стратегических задач исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности населения является решение вопросов в области обеспечения пожарной безопасности.

Пожары являются одним из самых разрушительных явлений и влекут за собой человеческие жертвы, ущерб окружающей природной среде и человеческой цивилизации, его материальным и духовным ценностям.

На сегодняшний день для защиты населенных пунктов от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территории Республики Саха (Якутия) создано 151 подразделение противопожарной службы республики. Ежедневно на круглосуточном боевом дежурстве находится 480 человек личного состава и 203 единицы основной пожарной техники.

Актуальность вопроса обеспечения пожарной безопасности подтверждается статистикой пожаров. В 2018 году в Республике Саха (Якутия) произошло 978 пожаров с материальным ущербом 78 641,9 тыс. рублей. При пожарах погибло 80 человек, в том числе 8 детей, травмировано 66 человек.

Официальная статистика МЧС России показывает, что более
80 процентов пожаров в России происходит в жилом секторе. Там же гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики на 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100 человек.

За последние 10 лет количество пожаров на территории Российской Федерации снизилось на 35 процентов, количество погибших в них - на 40 процентов.

Несмотря на профилактическую работу пожароопасная обстановка в республике остается сложной, в связи с повышением риска возникновения аварий и катастроф, низким уровнем жизни населения, износом зданий, строений и оборудований, недостаточным финансированием противопожарной защиты и широким использованием легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов.

Основными условиями, способствовавшими гибели людей при пожарах на территории Республики Саха (Якутия),явились нахождение в состоянии алкогольного опьянения и нахождение в состоянии сна. Более 60 процентов погибших людей относятся к социально незащищенным слоям населения, а именно:

безработные - 23,7 процента;

пенсионеры - 22,5 процента;

дети - 10 процентов;

инвалиды - 5 процентов;

лица без определенного места жительства - 2,5 процента.

К достижению пожарной безопасности способствуют:

нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

производство пожарно-технической продукции;

выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности;

проведение противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

учет пожаров и их последствий;

осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;

установление особого противопожарного режима;

научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.

В настоящее время увеличивается количество причин и условий возникновения пожара, которые представляют угрозу как жизни и здоровью человека, так и интересам общества в целом. Обеспечение пожарной безопасности каждого человека и общества в целом становится одной из самых актуальных проблем на сегодняшний день.

Это позволяет рассматривать пожарную безопасность как одну из главнейших целей и важных характеристик, показывающую степень устойчивости социальных взаимосвязей, определяющую общечеловеческую ценность и значимость общественных отношений.

Состояние пожарной безопасности является необходимым условием естественного и устойчивого развития и существования всего общества.

Пожарной безопасности также свойственны все составляющие безопасного состояния, как и другим видам опасности таким как техногенные, экологические, социальные и другие.

На сегодняшний день значение пожарной безопасности достаточно велико, так как развитие жизни, промышленности, прогресс науки увеличивает риск возникновения пожара и способствует росту количества пожаров и размера социально-экономических последствий от них во всем мире. По статистике во всем мире каждый год возникает более 6 000 000 пожаров, в результате которого погибают более 10 000 людей, также наносится материальный ущерб в размере десятков миллионов.

Данные показатели свидетельствуют о необходимости внедрения более современных методов борьбы с пожарами для поддержания высокого уровня безопасности и защиты от пожаров, также это свидетельствует о недостаточности принимаемых мер, в том числе и со стороны органов местного самоуправления, недостаточной координации среди всех уровней власти, необходимой для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Также важнейшим показателем эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара.

В соответствии с законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности одним из видов пожарной охраны является добровольная пожарная охрана, основными задачами которой являются организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах и оказание первой помощи, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

В настоящее время в республике создано 641 подразделение добровольной пожарной охраны с общей численностью 11 387 человек, в том числе 2 370 человек состоят в 351 добровольной пожарной команде, а 9 017 человек состоят в 290 добровольных пожарных дружинах.

Особая роль отведена общественным учреждениям пожарной охраны, в структуру которых входят территориальные добровольные пожарные команды и дружины, прикрывающие 346 населенных пунктов республики, с численностью населения 106 632 человека. В настоящее время в реестре Главного управления МЧС России по Республике Саха (Якутия) зарегистрировано 35 общественных учреждений пожарной охраны в 33 районах и 1 городском округе.

Ввиду прикрытия территориальными подразделениями общественных учреждений пожарной охраны населенных пунктов, не прикрытых государственной противопожарной службой, наиболее важным вопросом является оказание мер государственной и муниципальной поддержки, которая предоставляется в виде имущественной, финансовой и социальной поддержки.

Правительством Республики Саха (Якутия) осуществляется широкий комплекс мер, направленных на развитие добровольной пожарной охраны в республике.

Государственная поддержка предоставляется общественным учреждениям пожарной охраны, реализующим через свои структурные подразделения функции по профилактике и (или) тушению пожаров, спасению людей и имущества при пожарах, оказанию первой помощи пострадавшим и проведению аварийно-спасательных работ.

Одним из наиболее острых вопросов в настоящее время является нуждаемость добровольных пожарных команд и дружин в оснащении мобильными средствами пожаротушения, пожарным обмундированием и пожарно-техническим вооружением.

Особая важность государственной поддержки добровольной пожарной охраны обуславливается следующими факторами:

добровольная пожарная команда в соответствии с законодательством не имеет права приступать к ликвидации пожара, не имея на вооружении мобильных средств пожаротушения, соответствующего пожарного обмундирования и пожарно-технического вооружения, при этом 320 населенных пунктов прикрываются исключительно силами добровольной пожарной охраны с численностью населения 112 690 человек;

компенсация, выплачиваемая добровольным пожарным за проведение противопожарных профилактических мероприятий (противопожарная пропаганда), тушение пожаров, аварийно-спасательные работы и повышения профессиональной подготовки в области противопожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций является эффективным стимулирующим фактором. В противном случае добровольные пожарные не будут иметь стимул осуществлять свои общественные обязанности, а у республики возникнет дефицит в привлечении физических лиц на добровольной основе к исполнению общественных обязанностей в рамках добровольной пожарной охраны, при этом, 320 населенных пунктов республики численностью населения 112 690 человек прикрываются исключительно силами добровольной пожарной охраны;

личное страхование является одной из важнейших социальных гарантий, осуществляемая с целью защиты жизни и здоровья работников при исполнении добровольным пожарным уставных задач по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ.

Несмотря на имеющийся широкий комплекс мер государственной поддержки добровольной пожарной охраны, развитие данного вида пожарной охраны характеризуется как низкий по следующим причинам:

низкий уровень предоставления мер муниципальной поддержки муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями;

отсутствие руководителей в ряде общественных учреждений пожарной охраны.

3. Цели, задачи, приоритетные направления по реализации государственной политики в области пожарной безопасности

Целями концепции являются обеспечение необходимого уровня защищенности личности, имущества и общества от пожаров, а также повышение ответственности в области пожарной безопасности.

Основными индикаторами реализации концепции пожарной безопасности на территории Республики Саха (Якутия) являются:

повышение эффективности принимаемых мер по обеспечению пожарной безопасности и предупреждению гибели людей со снижением показателя гибели людей при пожарах на 30 процентов до 2024 года;

повышение уровня противопожарного прикрытия населенных пунктов профессиональной пожарной охраной до 66 процентов к 2032 году.

Достижение целей будет обеспечиваться решением следующих задач:

1. Увеличение прикрытия населенных пунктов Республики Саха (Якутия) подразделениями пожарной охраны:

в населенных пунктах с населением 1 000 человек и более дополнительное создание подразделений государственной противопожарной службы;

в населенных пунктах с населением от 500 до 1 000 человек, в рамках возложенных полномочий органов местного самоуправления, создание пожарно-спасательных служб, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований;

развитие добровольной пожарной охраны в населенных пунктах, где отсутствуют подразделения профессиональной пожарной охраны, в рамках полномочий органов местного самоуправления по созданию добровольных пожарных команд.

2. Совершенствование и развитие единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований для сокращения времени реагирования на критические ситуации за счет внедрения системы приема вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", локальных автоматизированных систем оповещения на объектах экономики, беспроводных систем обнаружения и оповещения о пожарах и иных мероприятийв рамках полномочий органов местного самоуправления.

3. Обеспечение противопожарной защитой мест проживания малообеспеченных, социальнонеадаптированных и маломобильных групп населения методом применения современных средств обнаружения и оповещения о пожаре за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и муниципальных бюджетов.

4. Развитие инфраструктуры пожарной охраны Республики Саха (Якутия) путем строительства и реконструкции зданий пожарных частей в рамках инвестиционной программы Республики Саха (Якутия) и общереспубликанское движение добрых дел «Моя Якутия в XXI веке».

5. Создание центра профессиональной подготовки с полигонноэкспериментальной площадкой для обучения пожарных, спасателей и членов добровольных пожарных команд (дружин) органов местного самоуправления, предприятий и учрежденийза счет государственного бюджета.

6. Укрепление материально-технической базы государственной противопожарной службы Республики Саха (Якутия) путем технического перевооружения новейшими образцами снаряжения, оборудованием и специализированной пожарной техникой к 2024 году до нормативного уровня в рамках государственной программы Республики Саха (Якутия) от 6 ноября 2019 г. № 804 «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы».

7. Обеспечение имущественной поддержкой общественные объединения добровольной пожарной охраны путем оснащения мобильными средствами пожаротушения, а также осуществления укомплектования 36 территориальных подразделений добровольной пожарной охраны пожарным обмундированием и пожарно-техническим вооружением, в пределах государственной программы Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия).

8. Обеспечение технической готовности основных и специальных пожарных техник, оборудований и вспомогательной техники пожарной охраны к выполнению задач по своему назначению путем строительства пожарно-технического центра по эксплуатации, ремонту техники с приобретением передвижной мастерской на базе автомашины Урал.

9. Создание системы комплексных лечебно-профилактических, социальных и социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление нарушенных физико-химических, психосоциальных адаптивных функций пожарных-спасателей Республики Саха (Якутия), добровольных пожарных территориальных подразделений общественных объединений пожарной охраны.

10. Совершенствование средств и технологий обеспечения пожарной безопасности в условиях Крайнего Севера и Арктики с учетом особенностей проектирования, строительства и эксплуатации объектов различного назначения.

11. Цифровизация государственной противопожарной службы через создание межведомственной автоматизированной системы сбора и анализа информации о состоянии пожарной безопасности объектов защиты путем:

внедрения Единой системы информационно-аналитического обеспечения с возможностями организации сплошного мониторинга через геоинформационную систему ГЛОНАСС использования пожарных автомашин;

внедрения IP-телефониив пожарных частях через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» за счет федеральных средств.

12. Внедрение современных технологий в систему пропаганды, обучения населения и формирования культуры в области безопасности жизнедеятельности.

13. Совместно с главами муниципальных образований и городских округов Республики Саха (Якутия) обеспечение повышения эффективности государственных и муниципальных усилий в области пожарной безопасности путем:

а) дифференциации мер поддержки добровольной пожарной охраны на основе схемы размещения территориальных подразделений общественных объединений пожарной охраны;

б) активного вовлечения в профилактическую работу добровольцев, общественных объединений, работников организаций и учреждений всех форм собственности путем систематизации форм и методов проведения профилактических мероприятий пожарной безопасности с формированием культуры безопасности жизнедеятельности населения:

на индивидуальном уровне - семейное воспитание, обучение и воспитание в ходе проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), подготовка учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах, полевых лагерях, а также в общественных движениях;

на коллективном уровне - развитие системы корпоративных ценностей, профессиональной этики и морали, подготовка персонала потенциально опасных и других объектов;

на общественно-государственном уровне - проведение государственной политики, развитие общенациональной идеологии безопасности, нормативной правовой базы, научно-техническая деятельность в области управления рисками, социальная реклама безопасности.

в) принятие муниципальных программ по пожарной безопасности на территориях муниципальных образований с реальным финансовым обеспечением мероприятий.

14. Повышение престижа профессии пожарного.

4. Организационное обеспечение реализации концепции

Организация исполнения и контроль за ходом реализации концепции возлагается на Государственный комитет по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), который осуществляет общую координацию исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления муниципальных образований и иных ответственных исполнителей концепции.

Финансирование реализации концепции планируется осуществлять в рамках государственного бюджета Республики Саха (Якутия), местных бюджетов и средств организаций, а также за счет других источников финансирования.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 20.04.2020
Рубрики правового классификатора: 160.040.050 Пожарная безопасность

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать