Основная информация

Дата опубликования: 03 августа 2009г.
Номер документа: RU16000200900283
Текущая редакция: 13
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Государственный Совет Республики Татарстан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

ЗАКОН

от 03.08.2009 г. № 43-ЗРТ

Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Республики Татарстан

Принят Государственным Советом Республики Татарстан 8 июля 2009 года

Изменения:

Закон ГС РТ от 18.04.2011 г. № 12-ЗРТ.

Закон ГС РТ от 13.01.2012 г. № 3-ЗРТ.

Закон ГС РТ от 11.04.2013 г. № 27-ЗРТ.

Закон ГС РТ от 09.04.2015 г. № 18-ЗРТ

Закон ГС РТ от 09.10.2015 № 81-ЗРТ

Закон ГС РТ от 03.10.2016 № 80-ЗРТ

Закон ГС РТ от 05.03.2018 № 5-ЗРТ

Закон ГС РТ от 11.04.2018 № 21-ЗРТ

Закон ГС РТ от 01.03.2019 № 14-ЗРТ

Закон ГС РТ от 02.12.2020 № 83-зрт

Закон ГС РТ от 04.10.2021 № 73-ЗРТ

Закон ГС РТ от 04.10.2021 № 75-ЗРТ

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными федеральными законами и законодательством Республики Татарстан регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Республике Татарстан, связанные с осуществлением полномочий органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Действие настоящего Закона распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Республики Татарстан, за исключением автомобильных дорог федерального значения и их участков.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Закона

Целями настоящего Закона являются:

регулирование государственного управления в области дорожной деятельности;

выработка мер по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог, расположенных на территории Республики Татарстан, повышению уровня их технического состояния;

содействие внедрению перспективных технологий в области дорожной деятельности, а также применению национальных стандартов Российской Федерации в указанной области;

обеспечение эффективной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении дорожной деятельности;

улучшение инвестиционного климата в области проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания, использования автомобильных дорог.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Основные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон).

Статья 3. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в пределах их полномочий.

Статья 4. Классификация автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги, расположенные на территории Республики Татарстан, в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги регионального значения);

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального значения утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки.

5. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения не могут быть включены автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

6. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального значения, частных автомобильных дорог.

7. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

8. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального значения, частных автомобильных дорог.

9. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, запрещающими или ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

10. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги. Критерии отнесения автомобильных дорог к автомагистралям, скоростным автомобильным дорогам и обычным автомобильным дорогам установлены Федеральным законом.

Статья 5. Собственность на автомобильные дороги

1. Автомобильные дороги, расположенные на территории Республики Татарстан, могут находиться в федеральной собственности, собственности Республики Татарстан, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

2. К собственности Республики Татарстан относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального значения, утверждаемые Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального значения, утверждаемые Кабинетом Министров Республики Татарстан, являются собственностью Республики Татарстан (передаются в собственность Республики Татарстан в порядке, установленном федеральным законодательством).

4. Автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального значения, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральным законодательством.

5. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального значения, частных автомобильных дорог.

6. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального значения, частных автомобильных дорог.

7. К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

8. К собственности физических или юридических лиц относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в собственность таких лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Наименования и идентификационные номера автомобильных дорог

1. Автомобильные дороги общего пользования регионального значения должны иметь наименования.

2. Содержание наименования автомобильных дорог и порядок присвоения автомобильным дорогам идентификационных номеров определяются федеральным законодательством.

3. Автомобильным дорогам регионального значения наименования присваиваются Кабинетом Министров Республики Татарстан по представлению уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (далее - уполномоченный орган).

4. Автомобильные дороги общего пользования местного значения могут иметь наименования, которые им присваиваются соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с уполномоченным органом.

5. Частные автомобильные дороги могут иметь наименования, которые им присваиваются собственниками таких автомобильных дорог.

6. Присвоение одного и того же наименования нескольким автомобильным дорогам не допускается.

7. Автомобильные дороги должны иметь идентификационные номера. Идентификационные номера автомобильным дорогам присваиваются:

1) автомобильным дорогам регионального значения - уполномоченным органом;

2) автомобильным дорогам поселений, муниципальных районов и городских округов - соответствующими органами местного самоуправления;

3) частным автомобильным дорогам - физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками частных автомобильных дорог.

8. Идентификационный номер автомобильной дороги должен указываться в перечне автомобильных дорог регионального, местного значения, утверждаемом соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органом местного самоуправления.

Статья 7. Исчисление протяженности автомобильных дорог

1. Протяженность автомобильной дороги исчисляется от начального до конечного населенного пункта. Протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.

2. За условную начальную точку и условную конечную точку отсчета протяженности автомобильной дороги, как правило, принимаются:

1) здание Главпочтамта в столице Республики Татарстан - городе Казани - для автомобильных дорог, которые начинаются в столице Республики Татарстан - городе Казани;

2) здание подразделения организации почтовой связи, здание органа государственной власти или органа местного самоуправления либо иное здание или сооружение, расположенное в центре населенного пункта, - для автомобильной дороги, соединяющей населенные пункты;

3) пересечение осей сопрягающихся автомобильных дорог - для автомобильной дороги, соединяющей между собой другие автомобильные дороги или примыкающей к ним;

4) границы географических, исторических и других объектов - для автомобильных дорог общего пользования, соединяющих указанные объекты.

Статья 8. Использование автомобильных дорог

1. Право использования автомобильных дорог общего пользования имеют физические и юридические лица, если иное не предусмотрено законодательством.

2. Использование автомобильных дорог регионального, местного значения в Республике Татарстан осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Татарстан, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами.

3. Правила использования частных автомобильных дорог определяются собственниками или владельцами таких автомобильных дорог в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Республики Татарстан, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Республики Татарстан, муниципальными правовыми актами.

Статья 9. Международное сотрудничество Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

Международное сотрудничество Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности осуществляется на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации и соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти Республики Татарстан с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств и с органами государственной власти иностранных государств в соответствии с федеральным законодательством.

Глава 2. Управление автомобильными дорогами и дорожной деятельностью

Статья 10. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

К полномочиям Государственного Совета Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) законодательное регулирование в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;

2) контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог регионального значения и осуществления дорожной деятельности в отношении дорог регионального значения;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 11. Полномочия Кабинета Министров Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

К полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) реализация единой государственной политики в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;

2) разработка, утверждение и реализация республиканских целевых программ в области развития и совершенствования автомобильных дорог регионального значения и дорожной деятельности;

3) управление и распоряжение автомобильными дорогами, находящимися в собственности Республики Татарстан;

4) утверждение критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам регионального значения;

5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального значения;

6) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования регионального значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

6.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения, и о прекращении такого использования;

6.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения;

6.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения;

7) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального значения платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения;

8) установление порядка содержания и ремонта автомобильных дорог регионального значения;

9) изъятие, земельных участков, необходимых для обеспечения дорожной деятельности и развития автомобильных дорог регионального значения;

10) принятие решений о временных ограничении или прекращении движения по автомобильным дорогам регионального значения;

11) присвоение наименований автомобильным дорогам регионального значения;

12) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

13) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, при движении по автомобильным дорогам регионального значения;

14) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения;

15) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета Республики Татарстан на указанные цели;

151) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

16) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

(изменено в ред. Закона ГС РТ от 04.10.2021 № 75-ЗРТ)

Статья 12. Полномочия уполномоченного органа

К полномочиям уполномоченного органа относятся:

1) осуществление регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

2) обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального значения;

3) организация управления автомобильными дорогами и дорожной деятельностью;

4) организация проведения оценки технического состояния автомобильных дорог регионального значения;

5) организация информационного обеспечения пользователей автомобильными дорогами общего пользования регионального значения;

6) выдача разрешений на строительство, реконструкцию автомобильных дорог регионального значения в порядке, установленном законодательством;

7) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

(изменено в ред. Закона ГС РТ от 04.10.2021 № 75-ЗРТ)

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) выдача разрешений на строительство, реконструкцию автомобильных дорог местного значения, а также частных автомобильных дорог, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых планируется осуществить в границах муниципальных образований, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органами, указанными в пунктах 3 - 5 части 3 статьи 16 Федерального закона;

11) утверждение положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

2) осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

3) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

4) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

4.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

4.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

5) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

6) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

7) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

8) выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам местного значения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств в порядке, установленном Федеральным законом;

9) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, при движении по автомобильным дорогам местного значения;

10) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

11) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

12) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

13) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

14) установление порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения;

15) осуществление иных полномочий, отнесенных федеральным законодательством, законодательством Республики Татарстан к полномочиям органов местного самоуправления.

(изменено в ред. Закона ГС РТ от 04.10.2021 № 75-ЗРТ)

Статья 131. Региональный государственный контроль (надзор), муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве

1. Региональный государственный контроль (надзор), муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве за соблюдением обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан, муниципальными нормативными правовыми актами, международными договорами Российской Федерации, актами, составляющими право Евразийского экономического союза, в сфере автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автомобильных дорог, дорожной деятельности в части сохранности автомобильных дорог, осуществляется соответственно:

1) уполномоченным органом в соответствии с положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Татарстан;

2) уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с положениями, утверждаемыми представительными органами муниципальных образований.

2. Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве или отдельные полномочия по их осуществлению решением Кабинета Министров Республики Татарстан, решением главы местной администрации могут быть возложены на государственные, муниципальные учреждения.

3. В случае возложения полномочий по осуществлению регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве или отдельных полномочий по их осуществлению на государственные, муниципальные учреждения в соответствии с частью 2 настоящей статьи, принятие нормативных правовых актов, отнесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к полномочиям контрольных (надзорных) органов, осуществляется уполномоченным органом, уполномоченным органом местного самоуправления.

4. Предметом регионального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение обязательных требований в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог регионального значения:

1) к эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования;

2) к осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог.

5. Предметом муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве является соблюдение обязательных требований:

1) в области автомобильных дорог и дорожной деятельности, установленных в отношении автомобильных дорог местного значения:

а) к эксплуатации объектов дорожного сервиса, размещенных в полосах отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог общего пользования;

б) к осуществлению работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений на них (включая требования к дорожно-строительным материалам и изделиям) в части обеспечения сохранности автомобильных дорог;

2) установленных в отношении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, не относящихся к предмету федерального государственного контроля (надзора) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в области организации регулярных перевозок.

(изменено в ред. Закона ГС РТ от 04.10.2021 № 75-ЗРТ)

Глава 3. Дорожная деятельность

Статья 14. Планирование дорожной деятельности

Планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченным органом, органами местного самоуправления на основе документации по организации дорожного движения, программ социально - экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан, документов территориального планирования, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Статья 15. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог

1. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения и Федеральным законом.

2. Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог, расположенных на территории Республики Татарстан, выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:

1) уполномоченным органом в отношении автомобильных дорог регионального значения, а также частных автомобильных дорог, строительство, которых планируется осуществлять на территории двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

2) органом местного самоуправления поселения или городского округа в отношении автомобильных дорог поселения или городского округа, а также частных автомобильных дорог, строительство, которых планируется осуществлять в границах поселения или городского округа;

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении автомобильных дорог муниципального района, а также частных автомобильных дорог, строительство, которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях.

3. Для ввода автомобильной дороги в эксплуатацию застройщик обращается в уполномоченный орган, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с заявлением о выдаче разрешения на ввод автомобильной дороги в эксплуатацию.

Статья 16. Содержание и ремонт автомобильных дорог

1. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

2. Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Татарстан и муниципальными правовыми актами.

3. В случае ремонта автомобильных дорог владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках такого ремонта и возможных путях объезда.

Статья 17. Прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог

1. Прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, расположенных на территории Республики Татарстан, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом.

2. Разрешение на строительство в случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального и местного значения выдается соответственно уполномоченным органом либо подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется прокладка, перенос или переустройство таких инженерных коммуникаций.

3. Разрешение на строительство в случае прокладки, переноса или переустройства а инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги выдается органами местного самоуправления в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.

4. Владельцы автомобильной дороги, органы, осуществляющие контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, специализированное государственное учреждение Республики Татарстан, осуществляющее деятельность, связанную с использованием автомобильных дорог, участвуют в установленном законодательством порядке в приемке выполненных работ по проектированию, прокладке, переносу или переустройству инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.

Статья 18. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге

1. Строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечений автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами (далее - пересечения) и примыканий автомобильной дороги к другой автомобильной дороге (далее - примыкания) допускаются с согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом уполномоченным органом либо подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.

2. Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении автомобильных дорог регионального и местного значения допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев таких автомобильных дорог. При этом с владельцами автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.

2.1. Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

3. Капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий в отношении частных автомобильных дорог допускаются при наличии согласия в письменной форме собственников таких автомобильных дорог. При этом с собственниками автомобильных дорог должны быть согласованы порядок осуществления работ по ремонту указанных пересечений и примыканий и объем таких работ.

3.1. Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1, 2 и 3 настоящей статьи, либо мотивированный отказ в его предоставлении выдается владельцем автомобильной дороги в срок не более чем 30 календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении такого согласия.

3.2. Порядок выдачи указанного в частях 1 и 2 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливаются:

1) уполномоченным органом - в отношении автомобильных дорог регионального значения;

2) органами местного самоуправления - в отношении автомобильных дорог местного значения.

4. Примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердые покрытия, начиная с места примыкания на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.

5. При согласовании строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий владельцы автомобильных дорог обязаны информировать лиц, которые планируют осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт таких пересечений и примыканий, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог и о сроках их реконструкции, капитального ремонта.

6. Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий, в том числе расходы на выполнение дополнительных работ, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, водоотвода и выполнением других требований, установленных техническими регламентами, несут лица, в интересах которых осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий.

7. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт или ремонт пересечений и примыканий без указанного в частях 1-3 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, обязаны по требованию органа, осуществляющего государственный строительный надзор, и (или) владельцев автомобильных дорог прекратить выполнение указанных работ, произвести снос самовольно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от выполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог производят работы по ликвидации построенных пересечений или примыканий с последующей компенсацией затрат за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных сооружений и иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. Пересечение автомобильных дорог железнодорожными путями

1. Устройство пересечений автомобильных дорог железнодорожными путями на одном уровне (далее - железнодорожные переезды) и на разных уровнях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, а также транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования транспортного средства), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

3. Владельцы автомобильных дорог вправе требовать от владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования установки на железнодорожных переездах устройств, обеспечивающих безопасность дорожного движения, а также обязаны принимать по требованию владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и владельцев железнодорожных путей необщего пользования меры в случаях, когда дорожные сооружения угрожают безопасности движения по железной дороге.

4. Владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды, расположенные на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для фиксации нарушений правил проезда через железнодорожные переезды. Оборудование железнодорожных переездов, расположенных на железнодорожных путях общего пользования, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, обеспечение обслуживания указанных специальных технических средств, а также передача информации о выявленных с помощью указанных специальных технических средств нарушениях правил проезда через железнодорожные переезды в органы государственного контроля (надзора) осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 20. Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, требования к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам

1. Автомобильные дороги обустраиваются объектами дорожного сервиса, предназначенными для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.

2. Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.

3. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги.

4. Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать условия безопасности дорожного движения, а также установленные правила эксплуатации и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.

5. В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно уполномоченным органом либо подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов.

6. В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом.

7. Объекты дорожного сервиса должны быть обустроены стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями, обеспечивающими доступ к ним с автомобильной дороги, оборудованными переходно-скоростными полосами и обустроенными таким образом, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения.

8. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание стоянок и мест остановки транспортных средств, подъездов, съездов и примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге, а также переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

8.1. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 8 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге взимается плата на основании договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге, заключаемого с владельцем автомобильной дороги.

10. Плата за оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам регионального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении.

11. При заключении договора о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления реконструкции, капитального ремонта.

12. Положения частей 7 - 11 настоящей статьи применяются к стационарным торговым объектам общей площадью свыше десяти тысяч квадратных метров, присоединяемым к автомобильным дорогам.

Статья 21. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог

1. Мобилизационная подготовка автомобильных дорог осуществляется владельцами автомобильных дорог в соответствии с законодательством Российской Федерации с целью обеспечения готовности их использования в военное время.

2. В отношении автомобильных дорог регионального значения организация и обеспечение мобилизационной подготовки автомобильных дорог осуществляются уполномоченным органом, в отношении автомобильных дорог местного значения - органами местного самоуправления.

Статья 22. Охрана окружающей среды при осуществлении дорожной деятельности

Лица, осуществляющие дорожную деятельность, при осуществлении данной деятельности обязаны соблюдать требования законодательства в области охраны окружающей среды.

Глава 4. Особенности использования земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог

Статья 23. Земельные участки для обеспечения дорожной деятельности

1. В целях обеспечения дорожной деятельности в соответствии с законодательством могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения автомобильных дорог;

2) размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел;

3) установления полос отвода автомобильных дорог.

2. Земельные участки для обеспечения дорожной деятельности должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным и иным законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, а также в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием.

Статья 24. Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог осуществляется в соответствии с земельным законодательством и Федеральным законом.

2. Предоставление земельных участков, которые находятся в собственности Республики Татарстан или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального значения осуществляется Кабинетом Министров Республики Татарстан.

Статья 25. Полоса отвода автомобильных дорог

1. Границы полосы отвода автомобильной дороги регионального значения определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом норм отвода земель для размещения указанных объектов.

2. Организация проведения землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих земельных участков, необходимых для размещения полосы отвода автомобильной дороги регионального, местного значения в случае строительства (реконструкции) автомобильной дороги либо для установления границ полосы отвода существующей автомобильной дороги, обеспечивается уполномоченным органом либо подведомственным ему государственным учреждением, осуществляющим функции заказчика или в оперативном управлении которого находится автомобильная дорога, органом местного самоуправления.

3. В границах полосы отвода автомобильной дороги запрещаются выполнение работ и виды хозяйственной деятельности, указанные в части 3 статьи 25 Федерального закона.

4. Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенные для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций, могут предоставляться гражданам или юридическим лицам для размещения таких объектов. В отношении земельных участков в границах полосы отвода автомобильной дороги, предназначенных для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций, допускается установление сервитутов в порядке, установленном гражданским законодательством и земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом. Земельные участки для размещения объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального, местного значения предоставляются соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области земельных и имущественных отношений, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

4.1. Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях частного сервитута, в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации на условиях публичного сервитута в порядке, установленном федеральным законодательством.

4.2. В отношении земельных участков в границах полос отвода частных автомобильных дорог могут устанавливаться сервитуты в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

5. Порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального значения устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

(изменено в ред. Закона ГС РТ от 04.10.2021 № 73-ЗРТ)

Статья 26. Придорожные полосы автомобильных дорог

1. Придорожные полосы устанавливаются для всех категорий автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.

2. Решение об установлении придорожных полос автомобильных дорог регионального, местного значения или об изменении таких придорожных полос принимается соответственно уполномоченным органом, органом местного самоуправления.

3. Решение об установлении придорожных полос частных автомобильных дорог или об изменении таких придорожных полос принимается:

1) уполномоченным органом в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов) или строительство которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

11) органом местного самоуправления сельского поселения в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории сельского поселения;

2) органом местного самоуправления городского поселения, городского округа в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены в границах городского поселения, городского округа или строительство которых планируется осуществлять в границах поселения, городского округа;

3) органом местного самоуправления муниципального района в отношении частных автомобильных дорог, которые расположены на территории двух и более поселений и (или) на межселенных территориях в границах муниципального района или строительство которых планируется осуществлять в границах муниципального района на территориях двух и более поселений и (или) на межселенных территориях.

4. Орган, принявший решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог регионального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, уведомляет соответствующий орган местного самоуправления в порядке, установленном частью 5 статьи 26 Федерального закона.

5. Утратил силу Законом РТ от 01.03.2019 № 14-ЗРТ

6. Обозначение границ придорожных полос автомобильных дорог регионального, местного значения осуществляется владельцами автомобильных дорог за их счет.

7. Строительство, реконструкция, в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).

7.1. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильных дорог объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей без разрешения на строительство (в случае, если для строительства или реконструкции указанных объектов требуется выдача разрешения на строительство), без предусмотренного частью 7 или 72 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей, осуществить снос незаконно возведенных объектов и сооружений и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения таких требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов или сооружений с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

72. В случае, если для размещения объекта капитального строительства требуется подготовка документации по планировке территории, документация по планировке территории, предусматривающая размещение такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги, до ее утверждения согласовывается с владельцем автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению. При этом получение согласия на строительство, реконструкцию объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги в соответствии с частью 7 настоящей статьи не требуется.

73. Уведомление о согласии на строительство, реконструкцию предусмотренного частью 7 настоящей статьи объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги с документацией по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, или об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории направляется владельцем автомобильной дороги лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении согласия на строительство, реконструкцию такого объекта в границах придорожной полосы автомобильной дороги или о согласовании документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожной полосы автомобильной дороги, в течение тридцати дней со дня поступления указанного заявления. В уведомлении об отказе в согласовании строительства, реконструкции такого объекта, документации по планировке территории должны быть указаны все причины такого отказа.

74. Отказ в согласовании строительства, реконструкции предусмотренного частью 7 настоящей статьи объекта в границах придорожных полос автомобильных дорог, документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта капитального строительства в границах придорожных полос автомобильных дорог, допускается по основаниям, установленным частью 84 статьи 26 Федерального закона.

8. Порядок установления и использования придорожных полос автомобильных дорог регионального значения устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

(изменено в ред. Закона ГС РТ от 04.10.2021 № 73-ЗРТ)

Глава 5. Особенности пользования автомобильными дорогами

Статья 27. Ограничение движения транспортных средств

1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 30 Федерального закона, а в отношении автомобильных дорог регионального, местного значения в границах населенных пунктов - также в период проведения международных спортивных мероприятий.

2. Решение о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам принимается:

1) по автомобильным дорогам регионального значения - Кабинетом Министров Республики Татарстан;

2) по автомобильным дорогам местного значения - органами местного самоуправления.

2.1. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального, местного значения осуществляются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. Органы, принимающие решение о временных ограничении или прекращении дорожного движения транспортных средств, обязаны принимать меры по организации движения, в том числе посредством устройства объездов.

4. В случае принятия решения о временных ограничении или прекращении движения по автомобильной дороге ее владелец обязан информировать пользователей автомобильной дороги о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

Статья 28. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства

1. Движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства, а также тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном статьей 31 Федерального закона.

2. Выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи на бумажном носителе, осуществляется:

1) уполномоченным органом самостоятельно либо через уполномоченные им подведомственные организации в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах Республики Татарстан и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог;

2) органом местного самоуправления муниципального района самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения муниципального района, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более поселений в границах муниципального района, и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального значения, участкам таких автомобильных дорог;

3) органом местного самоуправления поселения самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения поселения, при условии, что маршрут указанного транспортного средства проходит в границах этого поселения и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального, местного значения муниципального района, участкам таких автомобильных дорог;

4) органом местного самоуправления городского округа самостоятельно либо через уполномоченную им подведомственную организацию в случае, если маршрут, часть маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам местного значения городского округа и не проходят по автомобильным дорогам федерального, регионального значения, участкам таких автомобильных дорог;

5) собственником автомобильной дороги в случае, если маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства проходит по частной автомобильной дороге.

21. Выдача специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, в электронной форме осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, самостоятельно либо через уполномоченное им подведомственное учреждение

3. В случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 2 настоящей статьи, за выдачу специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Орган, осуществляющий выдачу специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи, согласовывает маршрут тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а в случае превышения установленных Правительством Российской Федерации допустимых габаритов более чем на два процента - и с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений, инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводится согласование с соответствующими подразделениями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Взимание платы за согласование маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства не допускается.

5. Владельцы тяжеловесных транспортных средств возмещают вред, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом.

6. В случае, если для движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства требуется оценка технического состояния автомобильных дорог, их укрепление или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог, их участков, а также пересекающих автомобильную дорогу сооружений и инженерных коммуникаций, лицо, в интересах которого осуществляются перевозки указанным транспортным средством, возмещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим такую оценку и принимающим такие меры, расходы на осуществление такой оценки и принятие таких мер до получения специального разрешения, указанного в части 1 настоящей статьи.

Абзац четырнадцатый пункта 3 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2018 года.

7. В случае, если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на 10 процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, выдается в упрощенном порядке.

Абзац пятнадцатый пункта 3 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2018 года.

8. Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 7 настоящей статьи, являются выданные в течение предыдущих 12 месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на 10 процентов и более.

Абзац шестнадцатый пункта 3 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2018 года.

9. Перечни постоянных маршрутов, установленных уполномоченным органом, размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Абзац семнадцатый пункта 3 статьи 1 вступает в силу с 1 января 2018 года.

10. Специальное разрешение должно быть выдано в срок не более одного дня со дня подтверждения внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством.

(изменено в ред. Закона ГС РТ от 04.10.2021 № 73-ЗРТ)

Глава 6. Финансирование проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог

Статья 29. Финансовое обеспечение расходных обязательств Республики Татарстан по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального значения

1. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения являются расходными обязательствами Республики Татарстан.

2. Планирование расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения осуществляется на основе экономически обоснованных затрат, определяемых с учетом нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального значения и необходимости их приведения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы формирования затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание региональных автомобильных дорог и правила расчета ассигнований бюджета Республики Татарстан на указанные цели утверждаются Кабинетом Министров Республики Татарстан.

3. Финансовое обеспечение расходных обязательств Республики Татарстан по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог регионального значения может осуществляться за счет средств федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, осуществляемых в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

4. Финансирование затрат по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, содержанию автомобильных дорог регионального значения возможно за счет заемных средств и других не запрещенных законом источников финансирования, в том числе за счет средств юридических и физических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях.

Статья 30. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения

1. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляются за счет средств местных бюджетов.

2. Планирование расходов на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется на основе экономически обоснованных затрат, определяемых с учетом нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и необходимости их приведения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы формирования затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются муниципальными правовыми актами.

3. Финансовое обеспечение расходных обязательств муниципального образования по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения может осуществляться за счет средств других бюджетов в виде предоставления межбюджетных трансфертов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством.

4. Финансирование затрат по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения возможно за счет заемных средств и других не запрещенных законом источников финансирования, в том числе за счет средств юридических и физических лиц в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях.

Статья 31. Финансирование затрат, связанных с проектированием,
строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием частных автомобильных дорог

1. Проектирование, строительство частных автомобильных дорог осуществляются за счет средств застройщиков и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

2. Реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание частных автомобильных дорог осуществляются за счет средств их владельцев и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Глава 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЛАТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ, СОДЕРЖАЩИХ ПЛАТНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 32. Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе

Решение об использовании автомобильной дороги или участка автомобильной дороги на платной основе принимается:

Кабинетом Министров Республики Татарстан в отношении автомобильной дороги общего пользования регионального значения или участка такой автомобильной дороги;

органом местного самоуправления в отношении автомобильной дороги общего пользования местного значения или участка такой автомобильной дороги;

собственником частной автомобильной дороги общего пользования в отношении такой автомобильной дороги или участка такой автомобильной дороги.

публичным партнером в случае, если соглашение о государственно-частном партнерстве, соглашение о муниципально-частном партнерстве заключены в отношении частной автомобильной дороги

Статья 33. Использование платных автомобильных дорог или платных участков автомобильных дорог

1. Использование платных автомобильных дорог общего пользования, платных участков таких автомобильных дорог на территории Республики Татарстан осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

2. От оплаты за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального значения, платным участкам автомобильных дорог общего пользования регионального значения освобождаются:

1) категории транспортных средств и категории пользователей платными автомобильными дорогами, перечисленные в части 1 статьи 41 Федерального закона;

2) специальные транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых сигналов и используемые для осуществления дорожной деятельности.

3. Правила оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог утверждаются соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органами местного самоуправления.

31. Методика расчета платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), за исключением созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений платных автомобильных дорог общего пользования регионального, местного значения, платных участков таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), утверждается соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органом местного самоуправления.

32. Максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), за исключением созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений платных автомобильных дорог общего пользования регионального, местного значения, платных участков таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), устанавливается соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органом местного самоуправления.

33. Максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог (в том числе если платным участком автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение), созданным и (или) реконструированным на основании концессионных соглашений, определяется решением о заключении концессионного соглашения, принимаемым в порядке, установленном законодательством о концессионных соглашениях, и не может превышать предельное значение, установленное соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органом местного самоуправления.

34. Порядок взимания платы за проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования регионального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог утверждается соответственно Кабинетом Министров Республики Татарстан, органами местного самоуправления в соответствии с требованиями, установленными частью 12 статьи 40 Федерального закона

4. Кабинет Министров Республики Татарстан, органы местного самоуправления вправе принять решение о предоставлении права льготного проезда по платной автомобильной дороге или автомобильной дороге, содержащей платные участки, соответственно регионального, местного значения, отдельным категориям пользователей платной автомобильной дорогой, платными участками автомобильной дороги, а также отдельным категориям транспортных средств.

5. Владелец платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, вправе устанавливать дополнительно отдельные категории пользователей платной автомобильной дорогой или платными участками автомобильной дороги, категории транспортных средств, которым предоставляется право льготного проезда или проезда без взимания платы по платной автомобильной дороге или платным участкам автомобильной дороги, в случае, если это предусмотрено решением об использовании автомобильной дороги или участков автомобильной дороги на платной основе.

Статья 34. Строительство, реконструкция и использование платных
автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки, на основании концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве

1. Строительство, реконструкция и использование платных автомобильных дорог или автомобильных дорог, содержащих платные участки, могут осуществляться на основе концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом и законодательством о концессионных соглашениях, а также соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с Федеральным законом и законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

2. Условие концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, устанавливающее максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, не может быть изменено, за исключением случаев, если в течение срока действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Татарстан, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются нормы, ухудшающие положение концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве.

3. В случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, условие концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, устанавливающее максимальный размер платы за проезд транспортных средств по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, может быть изменено по соглашению сторон концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве на основании решения:

1) Кабинета Министров Республики Татарстан, если концедентом, публичным партнером является Республика Татарстан;

2) органа местного самоуправления, если концедентом, публичным партнером является муниципальное образование.

4. Концедентом, публичным партнером от имени Республики Татарстан выступает уполномоченный орган, если иное не предусмотрено законодательством.

Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности

Статья 35. Ответственность за нарушение законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности

1. В случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, лица, нарушившие законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, несут гражданско-правовую, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

2. Действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности или должностных лиц этих органов могут быть оспорены гражданами и юридическими лицами в судебном порядке, а в предусмотренных законодательством случаях в административном порядке.

Глава 9. Вступление в силу настоящего Закона

Статья 36. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Президент

Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев

Казань, Кремль 3 августа 2009 года № 43-ЗРТ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 05.01.2019
Рубрики правового классификатора: 090.070.020 Управление в сфере транспорта (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.070.080 Дорожное хозяйство

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать