Основная информация
Дата опубликования: | 07 июля 1993г. |
Номер документа: | Р9303473 |
Текущая редакция: | 9 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ |
Раздел на сайте: | Федеральное законодательство |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р9303473Р0802445
Р9303473Р0802445
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОН
07.07.93 г. N 5340-I
Москва, Дом Советов России
О ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПАЛАТАХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Изменения:
Федеральный закон от
19 мая 1995 г. N 82-ФЗ; НГР:Р9501871,
Федеральный закон от
21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454
(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.),
Федеральный закон от
8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.),
Федеральный закон от
29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131,
Федеральный закон от
23 июля 2008 г. N 160-ФЗ; НГР:Р0802445
(изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.)>
<См. также:
постановление
Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 792; НГР:Р9402598,
Регламент, утв.
Торгово - Промышленной Палатой РФ от 1 мая 1995 г.; НГР:В9501263>
Настоящий Закон
определяет общие правовые, экономические и социальные основы
торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает
организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет
принципы их взаимоотношений с государством.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие
торгово-промышленной палаты
1.
Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой
организацией, объединяющей российские предприятия и российских
предпринимателей.
<В ред.
Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ; НГР:Р9501871>
2.
Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью,
лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею
прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.
3.
Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.
4.
Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим
ей имуществом.
5.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же
как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
6.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею
предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам
торгово-промышленной палаты.
7.
Торгово-промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом,
действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации.
Статья 2.
Законодательство о торгово-промышленных палатах
1. Законодательство о
торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других законов
Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
2. Действие
настоящего Закона не распространяется на членов торгово-промышленных палат при
осуществлении деятельности, не связанной с членством в торгово-промышленных
палатах.
3. Наименование
"торгово-промышленная палата" и образованные на его основе словосочетания
могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных
в соответствии с положениями настоящего Закона.
Другие организации не
вправе использовать в своих названиях словосочетания "торгово-промышленная
палата", "торговая палата" или "промышленная палата" и
не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти
словосочетания.
Статья 3. Цели и
задачи торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской
Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию
современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию
благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию
отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию
всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических
связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных
стран.
2.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
оказывают помощь
российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы
по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе
и за границей;
содействуют развитию
всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов
субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;
организуют
взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их
взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными
партнерами;
содействуют развитию
системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в
Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и
межгосударственных программ в этой области;
оказывают
предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги,
содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания
предпринимательства;
содействуют развитию
экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским
предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и
освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического
сотрудничества;
принимают меры, в
рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной
конкуренции и неделового партнерства;
содействуют
урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;
обеспечивают
предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности
иностранных фирм и организаций;
выполняют другие
задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Статья 4. Государство
и торгово-промышленные палаты
1. Государственные
органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих
уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных
палат.
2. Вмешательство
государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных
палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность
государственных органов и должностных лиц, не допускается.
3. Соответствующие
государственные органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением
законодательства Российской Федерации торгово-промышленными палатами.
ГЛАВА II. ОБРАЗОВАНИЕ
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Принципы
образования торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного
объединения их учредителей.
2.
Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких
субъектов Российской Федерации, а также на территории других
административно-территориальных образований Российской Федерации.
На одной и той же
территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
Статья 6. Порядок образования
торгово-промышленной палаты
1.
Торгово-промышленная палата образуется по инициативе на менее пятнадцати
учредителей.
2. Учредители
торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или
общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы
торгово-промышленной палаты.
Статья 7. Членство в
торгово-промышленной палате
Членами
торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от
формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели,
зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.
Статья 8. Устав
торгово-промышленной палаты
1. Устав
торгово-промышленной палаты должен предусматривать:
а) наименование,
цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;
б) наименование
территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою
деятельность;
в) условия и порядок
приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;
г) права и
обязанности членов торгово-промышленной палаты;
д) порядок
образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию,
сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
е) источники
формирования имущества торгово-промышленной палаты;
ж) порядок внесения
изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
з) порядок
прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.
2. В уставе могут
предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной
палаты.
3. Устав
торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской
Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Статья 9.
Государственная регистрация торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации в соответствии
с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Законом
специального порядка государственной регистрации торгово-промышленных палат.
<В ред.
Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.)>
2. Решение о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной
регистрации некоммерческих организаций (далее - федеральный орган
государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в
единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании,
реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, а также иных
предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в
соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным
органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на
основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его
территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации
и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по
вопросам государственной регистрации торгово-промышленных палат определяется
Правительством Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона
от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.),
Федерального закона
от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
3. Решение о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на
территории нескольких субъектов Российской Федерации, и Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации принимается федеральным органом государственной
регистрации.
<В ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
4. Решение о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на
территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным
органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем
субъекте Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
5. Для
государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со дня
принятия устава в федеральный орган государственной регистрации или его
территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации подаются
следующие документы:
заявление учредителей
торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе
(месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа
торгово-промышленной палаты;
устав
торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
протокол
учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших
устав торгово-промышленной палаты;
решение
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной
торгово-промышленной палаты;
документ об уплате
государственной пошлины.
<В ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
6. Федеральный орган
государственной регистрации или его территориальный орган после принятия
решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты направляет в
уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для
осуществления данным органом функций по ведению единого государственного
реестра юридических лиц.
На основании
указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации
или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и
документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих
дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый
государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее
рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об
этом в орган, принявший решение о государственной регистрации
торгово-промышленной палаты.
Федеральный орган
государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех
рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа
информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о
торгово-промышленной палате выдает заявителю документ, подтверждающий факт
внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц. При
этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации
торгово-промышленной палаты, документ, подтверждающий факт внесения записи о
торгово-промышленной палате в единый государственный реестр юридических лиц,
должен быть выдан заявителю не позднее чем в месячный срок со дня подачи
заявления о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
<В ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
7. Торгово-промышленная
палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в
единый государственный реестр юридических лиц.
8.
Торгово-промышленная палата обязана информировать орган, принявший решение о ее
государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи
5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных
лицензиях, в течение трех дней с момента такого изменения. Указанный орган не
позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от
торгово-промышленной палаты сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий
орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об
изменении сведений о торгово-промышленной палате.
Неоднократное
непредставление торгово-промышленной палатой в установленный срок обновленных
сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр
юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о
государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты, в суд с
требованием о ее ликвидации.
<В ред.
Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.)>
9. Изменения,
вносимые в устав торгово-промышленной палаты, подлежат государственной
регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация
торгово-промышленной палаты.
10. За
государственную регистрацию торгово-промышленной палаты, изменений, вносимых в
ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые
предусмотрены законодательством Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454
(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.)>
Статья 10. Отказ в
регистрации торгово-промышленной палаты
1. Отказ в
регистрации торгово-промышленной палаты возможен лишь в случае нарушения
установленного настоящим Законом порядка создания торгово-промышленной палаты
или несоответствия ее устава законодательству Российской Федерации. Отказ в
регистрации торгово-промышленной палаты по другим мотивам является незаконным.
2. Об отказе в
регистрации торгово-промышленной палаты орган, принимающий решение о ее
государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме в
месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений законодательства
Российской Федерации, которым противоречит представленный устав.
<В ред.
Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454
(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.)>
3. Отказ в
регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован в арбитражный суд.
Статья 11.
Прекращение деятельности торгово-промышленных палат
1. Деятельность
торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации (слияния,
присоединения, разделения, выделения) или ликвидации.
2. Реорганизация и
ликвидация торгово-промышленных палат осуществляются решениями их высших
руководящих органов.
Торгово-промышленные
палаты могут быть ликвидированы также в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации.
3. Государственная
регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и
государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем
реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных
настоящим Законом.
Сведения и документы,
необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной
палаты в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о
государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее создании.
Документы,
необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной
палаты, создаваемой путем реорганизации, представляются в федеральный орган
государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих
субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и
порядок их представления определяются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Федеральный орган
государственной регистрации или его территориальный орган после принятия
решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее
ликвидацией или торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации,
направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы,
необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого
государственного реестра юридических лиц.
На основании
указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации
или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и
документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих
дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый
государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее
рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об
этом в орган, принявший указанное решение.
Порядок
взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его
территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам
государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее
ликвидацией и торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации,
определяется Правительством Российской Федерации.
Государственная
регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией осуществляется
в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в
установленном порядке документов.
Государственная
регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, в
случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной
регистрации на основании статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в срок не
более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в
установленном порядке документов.
<В редакции:
Федерального закона
от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454
(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.),
Федерального закона
от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.),
Федерального закона
от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
,
Федерального закона
от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ; НГР:Р0802445
(изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.)>
4. В случае слияния
двух или нескольких торгово-промышленных палат все имущественные права и
обязанности каждой из них переходят к вновь образованной торгово-промышленной
палате.
При присоединении
торгово-промышленной палаты к другой торгово-промышленной палате к последней
переходят все имущественные права и обязанности присоединенной палаты.
5. В случае
разделения торгово-промышленной палаты к образованным в результате этого
разделения торгово-промышленным палатам переходят в соответствующих частях
имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.
При выделении из
торгово-промышленной палаты одной или нескольких торгово-промышленных палат к
каждой из них переходят в соответствующих частях имущественные права и
обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.
Разделение
имущественных прав и обязанностей утверждается высшим руководящим органом
реорганизованной торгово-промышленной палаты.
6. Имущество
ликвидированной торгово-промышленной палаты после удовлетворения претензий
кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.
ГЛАВА III. ПРАВА
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
Статья 12. Права
торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты имеют право:
а) осуществлять
независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики,
внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы
предприятий и предпринимателей;
б) представлять и
защищать законные интересы своих членов в государственных органах;
в) оказывать
содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в
патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации
товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;
г) проводить по
поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы,
контроль качества, количества и комплектности товаров;
д) удостоверять в
соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а
также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической
деятельности;
е) вести
негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое
и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как
партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за
рубежом;
ж) организовывать
международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок
российских товаров за границей;
з) создавать,
реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей
предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и
предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;
и) издавать газеты,
журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской
деятельности;
к) самостоятельно
определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру,
штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и
материального стимулирования их труда;
л) открывать свои
филиалы и представительства, в том числе за границей;
м) для разрешения
экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации
образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения
споров третейскими судами;
н) осуществлять иные
полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. Юридические
документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции,
признаются на всей территории Российской Федерации.
3. Права
торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 13.
Собственность торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты имеют в собственности здания, сооружения,
оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество,
необходимое для выполнения уставных задач.
2. Предприятия,
созданные торгово-промышленными палатами, владеют, пользуются и распоряжаются
закрепленным за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения в
соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также
договорами, заключаемыми торгово-промышленными палатами с указанными
предприятиями.
За учреждениями,
созданными торгово-промышленными палатами, имущество закрепляется на праве
оперативного управления.
3. Источниками
формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и
членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими
предприятий, иные поступления.
Имущество
торгово-промышленных палат используется для обеспечения их деятельности и
образования их фондов.
В случае выхода из
торгово-промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не возвращаются и
претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не принимаются.
4. Право
собственности торгово-промышленных палат охраняется законом.
ГЛАВА IV.
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 14. Членство в
Торгово-промышленной палате
Российской Федерации
Членами Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в
соответствии с настоящим Законом, российские предприятия и предприниматели, а
также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.
Статья 15.
Деятельность Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
1.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность
в соответствии с положениями настоящего Закона, других законов Российской
Федерации и своего устава.
2.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и
функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их
осуществления.
Торгово-промышленная
палата Российской Федерации в соответствии со своим уставом и положениями
настоящего Закона осуществляет представительские функции как в Российской
Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне
торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности.
3.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации:
выдает разрешения на
открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат,
смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а
также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми
заинтересованы члены торгово-промышленных палат;
свидетельствует
обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и
международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые
обычаи, принятые в Российской Федерации;
определяет порядок ведения
негосударственного Реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и
экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров
для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом.
4. Деятельность
Международного коммерческого арбитражного суда, Морской арбитражной комиссии и
Ассоциации диспашеров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Участие
Торгово-промышленной палаты Российской
Федерации в
подготовке нормативных правовых актов
<В новой ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
Торгово-промышленная
палата Российской Федерации принимает участие в подготовке затрагивающих
интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых
актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти.
ГЛАВА V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПАЛАТ. УЧАСТИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ДОГОВОРЫ
Статья 17.
Международные связи торгово-промышленных палат
и участие в
международных организациях
1.
Торгово-промышленные палаты в соответствии с их уставами могут поддерживать
прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.
2. Торгово-промышленная
палата Российской Федерации представляет интересы своих членов в Международной
торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности,
Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других
международных организациях в части, связанной с предпринимательской
деятельностью.
Статья 18.
Международные договоры
Если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
[ТРТ: 05.06.95
юрист НЦПИ - Артемьева Л.В.]
[отформатировано: 07.06.95 - Булыгина А.В.]
[ТРТ: 04.11.97
юрист НЦПИ - Артемьева Л.В.]
[ТРТ: 29.03.2002
юрист НЦПИ - Григорьян И.В.]
[ТРТ: 22.12.2003
юрист НЦПИ - Городничая Н.Н.]
[ТРТ: 14.05.2008
юрист НЦПИ - Фалюта Л.А.]
[ТРТ: 12.08.2008
юрист НЦПИ - Беспалова Н.С.]
Р9303473Р0802445
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКОН
07.07.93 г. N 5340-I
Москва, Дом Советов России
О ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПАЛАТАХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Изменения:
Федеральный закон от
19 мая 1995 г. N 82-ФЗ; НГР:Р9501871,
Федеральный закон от
21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454
(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.),
Федеральный закон от
8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.),
Федеральный закон от
29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131,
Федеральный закон от
23 июля 2008 г. N 160-ФЗ; НГР:Р0802445
(изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.)>
<См. также:
постановление
Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 792; НГР:Р9402598,
Регламент, утв.
Торгово - Промышленной Палатой РФ от 1 мая 1995 г.; НГР:В9501263>
Настоящий Закон
определяет общие правовые, экономические и социальные основы
торгово-промышленных палат в Российской Федерации, устанавливает
организационно-правовые формы и направления их деятельности, определяет
принципы их взаимоотношений с государством.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие
торгово-промышленной палаты
1.
Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой
организацией, объединяющей российские предприятия и российских
предпринимателей.
<В ред.
Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ; НГР:Р9501871>
2.
Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью,
лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная ею
прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.
3.
Торгово-промышленная палата является юридическим лицом.
4.
Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим
ей имуществом.
5.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, так же
как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
6.
Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею
предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам
торгово-промышленной палаты.
7.
Торгово-промышленная палата, выполняя функции, предусмотренные ее уставом,
действует в рамках Конституции и законов Российской Федерации.
Статья 2.
Законодательство о торгово-промышленных палатах
1. Законодательство о
торгово-промышленных палатах состоит из настоящего Закона, других законов
Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
2. Действие
настоящего Закона не распространяется на членов торгово-промышленных палат при
осуществлении деятельности, не связанной с членством в торгово-промышленных
палатах.
3. Наименование
"торгово-промышленная палата" и образованные на его основе словосочетания
могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных
в соответствии с положениями настоящего Закона.
Другие организации не
вправе использовать в своих названиях словосочетания "торгово-промышленная
палата", "торговая палата" или "промышленная палата" и
не подлежат государственной регистрации под наименованиями, включающими эти
словосочетания.
Статья 3. Цели и
задачи торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской
Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию
современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию
благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию
отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию
всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических
связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных
стран.
2.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:
оказывают помощь
российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы
по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе
и за границей;
содействуют развитию
всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов
субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;
организуют
взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их
взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными
партнерами;
содействуют развитию
системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в
Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и
межгосударственных программ в этой области;
оказывают
предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги,
содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания
предпринимательства;
содействуют развитию
экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским
предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и
освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического
сотрудничества;
принимают меры, в
рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной
конкуренции и неделового партнерства;
содействуют
урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;
обеспечивают
предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности
иностранных фирм и организаций;
выполняют другие
задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Статья 4. Государство
и торгово-промышленные палаты
1. Государственные
органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих
уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных
палат.
2. Вмешательство
государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных
палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность
государственных органов и должностных лиц, не допускается.
3. Соответствующие
государственные органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением
законодательства Российской Федерации торгово-промышленными палатами.
ГЛАВА II. ОБРАЗОВАНИЕ
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
И ПРЕКРАЩЕНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 5. Принципы
образования торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты образуются на основе принципа добровольного
объединения их учредителей.
2.
Торгово-промышленные палаты образуются на территории одного или нескольких
субъектов Российской Федерации, а также на территории других
административно-территориальных образований Российской Федерации.
На одной и той же
территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата.
Статья 6. Порядок образования
торгово-промышленной палаты
1.
Торгово-промышленная палата образуется по инициативе на менее пятнадцати
учредителей.
2. Учредители
торгово-промышленной палаты созывают учредительный съезд (конференцию) или
общее собрание, на котором принимается устав и образуются руководящие органы
торгово-промышленной палаты.
Статья 7. Членство в
торгово-промышленной палате
Членами
торгово-промышленной палаты могут быть российские предприятия независимо от
формы собственности и их организационно-правовой формы и предприниматели,
зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.
Статья 8. Устав
торгово-промышленной палаты
1. Устав
торгово-промышленной палаты должен предусматривать:
а) наименование,
цели, задачи и функции торгово-промышленной палаты;
б) наименование
территории, в пределах которой торгово-промышленная палата осуществляет свою
деятельность;
в) условия и порядок
приема в члены торгово-промышленной палаты и выхода из нее;
г) права и
обязанности членов торгово-промышленной палаты;
д) порядок
образования руководящих органов торгово-промышленной палаты и их компетенцию,
сроки их полномочий и порядок принятия ими решений;
е) источники
формирования имущества торгово-промышленной палаты;
ж) порядок внесения
изменений и дополнений в устав торгово-промышленной палаты;
з) порядок
прекращения деятельности торгово-промышленной палаты.
2. В уставе могут
предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности торгово-промышленной
палаты.
3. Устав
торгово-промышленной палаты не должен противоречить законодательству Российской
Федерации и уставу Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Статья 9.
Государственная регистрация торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты подлежат государственной регистрации в соответствии
с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного настоящим Законом
специального порядка государственной регистрации торгово-промышленных палат.
<В ред.
Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.)>
2. Решение о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере государственной
регистрации некоммерческих организаций (далее - федеральный орган
государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в
единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании,
реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, а также иных
предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в
соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным
органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на
основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его
территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации
и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по
вопросам государственной регистрации торгово-промышленных палат определяется
Правительством Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона
от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.),
Федерального закона
от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
3. Решение о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на
территории нескольких субъектов Российской Федерации, и Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации принимается федеральным органом государственной
регистрации.
<В ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
4. Решение о
государственной регистрации торгово-промышленной палаты, созданной на
территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным
органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем
субъекте Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
5. Для
государственной регистрации торгово-промышленной палаты в месячный срок со дня
принятия устава в федеральный орган государственной регистрации или его
территориальный орган в соответствующем субъекте Российской Федерации подаются
следующие документы:
заявление учредителей
торгово-промышленной палаты, в котором также указываются сведения об адресе
(месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа
торгово-промышленной палаты;
устав
торгово-промышленной палаты в трех экземплярах;
протокол
учредительного съезда (конференции) или общего собрания учредителей, принявших
устав торгово-промышленной палаты;
решение
Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о согласии на создание данной
торгово-промышленной палаты;
документ об уплате
государственной пошлины.
<В ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
6. Федеральный орган
государственной регистрации или его территориальный орган после принятия
решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты направляет в
уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для
осуществления данным органом функций по ведению единого государственного
реестра юридических лиц.
На основании
указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации
или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и
документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих
дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый
государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее
рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об
этом в орган, принявший решение о государственной регистрации
торгово-промышленной палаты.
Федеральный орган
государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех
рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа
информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о
торгово-промышленной палате выдает заявителю документ, подтверждающий факт
внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц. При
этом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрации
торгово-промышленной палаты, документ, подтверждающий факт внесения записи о
торгово-промышленной палате в единый государственный реестр юридических лиц,
должен быть выдан заявителю не позднее чем в месячный срок со дня подачи
заявления о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
<В ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
7. Торгово-промышленная
палата приобретает права юридического лица со дня внесения записи о ней в
единый государственный реестр юридических лиц.
8.
Торгово-промышленная палата обязана информировать орган, принявший решение о ее
государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи
5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных
лицензиях, в течение трех дней с момента такого изменения. Указанный орган не
позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от
торгово-промышленной палаты сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий
орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об
изменении сведений о торгово-промышленной палате.
Неоднократное
непредставление торгово-промышленной палатой в установленный срок обновленных
сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр
юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о
государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты, в суд с
требованием о ее ликвидации.
<В ред.
Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.)>
9. Изменения,
вносимые в устав торгово-промышленной палаты, подлежат государственной
регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация
торгово-промышленной палаты.
10. За
государственную регистрацию торгово-промышленной палаты, изменений, вносимых в
ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые
предусмотрены законодательством Российской Федерации.
<В ред.
Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454
(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.)>
Статья 10. Отказ в
регистрации торгово-промышленной палаты
1. Отказ в
регистрации торгово-промышленной палаты возможен лишь в случае нарушения
установленного настоящим Законом порядка создания торгово-промышленной палаты
или несоответствия ее устава законодательству Российской Федерации. Отказ в
регистрации торгово-промышленной палаты по другим мотивам является незаконным.
2. Об отказе в
регистрации торгово-промышленной палаты орган, принимающий решение о ее
государственной регистрации, обязан сообщить заявителю в письменной форме в
месячный срок со дня подачи заявления с указанием положений законодательства
Российской Федерации, которым противоречит представленный устав.
<В ред.
Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454
(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.)>
3. Отказ в
регистрации торгово-промышленной палаты может быть обжалован в арбитражный суд.
Статья 11.
Прекращение деятельности торгово-промышленных палат
1. Деятельность
торгово-промышленных палат прекращается путем реорганизации (слияния,
присоединения, разделения, выделения) или ликвидации.
2. Реорганизация и
ликвидация торгово-промышленных палат осуществляются решениями их высших
руководящих органов.
Торгово-промышленные
палаты могут быть ликвидированы также в случаях и порядке, установленных
законодательством Российской Федерации.
3. Государственная
регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией и
государственная регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем
реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных
настоящим Законом.
Сведения и документы,
необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной
палаты в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о
государственной регистрации данной торгово-промышленной палаты при ее создании.
Документы,
необходимые для осуществления государственной регистрации торгово-промышленной
палаты, создаваемой путем реорганизации, представляются в федеральный орган
государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих
субъектах Российской Федерации. При этом перечень указанных документов и
порядок их представления определяются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Федеральный орган
государственной регистрации или его территориальный орган после принятия
решения о государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее
ликвидацией или торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации,
направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы,
необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого
государственного реестра юридических лиц.
На основании
указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации
или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и
документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих
дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый
государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее
рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об
этом в орган, принявший указанное решение.
Порядок
взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его
территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам
государственной регистрации торгово-промышленной палаты в связи с ее
ликвидацией и торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации,
определяется Правительством Российской Федерации.
Государственная
регистрация торгово-промышленной палаты в связи с ее ликвидацией осуществляется
в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в
установленном порядке документов.
Государственная
регистрация торгово-промышленной палаты, создаваемой путем реорганизации, в
случае, если не принято решение об отказе в указанной государственной
регистрации на основании статьи 10 настоящего Закона, осуществляется в срок не
более чем тридцать рабочих дней со дня представления всех оформленных в
установленном порядке документов.
<В редакции:
Федерального закона
от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ; НГР:Р0200454
(изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.),
Федерального закона
от 8 декабря 2003 г. N 169-ФЗ; НГР:Р0305087
(изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.),
Федерального закона
от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
,
Федерального закона
от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ; НГР:Р0802445
(изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.)>
4. В случае слияния
двух или нескольких торгово-промышленных палат все имущественные права и
обязанности каждой из них переходят к вновь образованной торгово-промышленной
палате.
При присоединении
торгово-промышленной палаты к другой торгово-промышленной палате к последней
переходят все имущественные права и обязанности присоединенной палаты.
5. В случае
разделения торгово-промышленной палаты к образованным в результате этого
разделения торгово-промышленным палатам переходят в соответствующих частях
имущественные права и обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.
При выделении из
торгово-промышленной палаты одной или нескольких торгово-промышленных палат к
каждой из них переходят в соответствующих частях имущественные права и
обязанности реорганизованной торгово-промышленной палаты.
Разделение
имущественных прав и обязанностей утверждается высшим руководящим органом
реорганизованной торгово-промышленной палаты.
6. Имущество
ликвидированной торгово-промышленной палаты после удовлетворения претензий
кредиторов направляется на цели, предусмотренные ее уставом.
ГЛАВА III. ПРАВА
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАЛАТ
Статья 12. Права
торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты имеют право:
а) осуществлять
независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики,
внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы
предприятий и предпринимателей;
б) представлять и
защищать законные интересы своих членов в государственных органах;
в) оказывать
содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в
патентовании изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрации
товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров;
г) проводить по
поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы,
контроль качества, количества и комплектности товаров;
д) удостоверять в
соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а
также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической
деятельности;
е) вести
негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое
и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как
партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за
рубежом;
ж) организовывать
международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок
российских товаров за границей;
з) создавать,
реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей
предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и
предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты;
и) издавать газеты,
журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской
деятельности;
к) самостоятельно
определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру,
штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и
материального стимулирования их труда;
л) открывать свои
филиалы и представительства, в том числе за границей;
м) для разрешения
экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации
образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения
споров третейскими судами;
н) осуществлять иные
полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. Юридические
документы, выданные торгово-промышленными палатами в пределах их компетенции,
признаются на всей территории Российской Федерации.
3. Права
торгово-промышленных палат закрепляются в их уставах и осуществляются в
порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 13.
Собственность торгово-промышленных палат
1.
Торгово-промышленные палаты имеют в собственности здания, сооружения,
оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество,
необходимое для выполнения уставных задач.
2. Предприятия,
созданные торгово-промышленными палатами, владеют, пользуются и распоряжаются
закрепленным за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения в
соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также
договорами, заключаемыми торгово-промышленными палатами с указанными
предприятиями.
За учреждениями,
созданными торгово-промышленными палатами, имущество закрепляется на праве
оперативного управления.
3. Источниками
формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и
членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими
предприятий, иные поступления.
Имущество
торгово-промышленных палат используется для обеспечения их деятельности и
образования их фондов.
В случае выхода из
торгово-промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не возвращаются и
претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не принимаются.
4. Право
собственности торгово-промышленных палат охраняется законом.
ГЛАВА IV.
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 14. Членство в
Торгово-промышленной палате
Российской Федерации
Членами Торгово-промышленной
палаты Российской Федерации являются торгово-промышленные палаты, созданные в
соответствии с настоящим Законом, российские предприятия и предприниматели, а
также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей.
Статья 15.
Деятельность Торгово-промышленной палаты
Российской Федерации
1.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность
в соответствии с положениями настоящего Закона, других законов Российской
Федерации и своего устава.
2.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и
функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их
осуществления.
Торгово-промышленная
палата Российской Федерации в соответствии со своим уставом и положениями
настоящего Закона осуществляет представительские функции как в Российской
Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне
торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности.
3.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации:
выдает разрешения на
открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат,
смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а
также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми
заинтересованы члены торгово-промышленных палат;
свидетельствует
обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и
международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые
обычаи, принятые в Российской Федерации;
определяет порядок ведения
негосударственного Реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и
экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров
для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом.
4. Деятельность
Международного коммерческого арбитражного суда, Морской арбитражной комиссии и
Ассоциации диспашеров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации
регулируется законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Участие
Торгово-промышленной палаты Российской
Федерации в
подготовке нормативных правовых актов
<В новой ред.
Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 54-ФЗ; НГР:Р0801131
>
Торгово-промышленная
палата Российской Федерации принимает участие в подготовке затрагивающих
интересы предпринимателей проектов федеральных законов, нормативных правовых
актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти.
ГЛАВА V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ
ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ
ПАЛАТ. УЧАСТИЕ В
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ
ДОГОВОРЫ
Статья 17.
Международные связи торгово-промышленных палат
и участие в
международных организациях
1.
Торгово-промышленные палаты в соответствии с их уставами могут поддерживать
прямые международные контакты, заключать соответствующие соглашения.
2. Торгово-промышленная
палата Российской Федерации представляет интересы своих членов в Международной
торговой палате, Международной ассоциации по охране промышленной собственности,
Международном бюро выставок, Международной организации труда, а также в других
международных организациях в части, связанной с предпринимательской
деятельностью.
Статья 18.
Международные договоры
Если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
[ТРТ: 05.06.95
юрист НЦПИ - Артемьева Л.В.]
[отформатировано: 07.06.95 - Булыгина А.В.]
[ТРТ: 04.11.97
юрист НЦПИ - Артемьева Л.В.]
[ТРТ: 29.03.2002
юрист НЦПИ - Григорьян И.В.]
[ТРТ: 22.12.2003
юрист НЦПИ - Городничая Н.Н.]
[ТРТ: 14.05.2008
юрист НЦПИ - Фалюта Л.А.]
[ТРТ: 12.08.2008
юрист НЦПИ - Беспалова Н.С.]
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 030.000.000 Гражданское право, 020.030.010 Общие положения, 030.030.000 Юридические лица, 030.030.050 Некоммерческие организации (см. также 010.170.010, 010.170.020), 030.030.040 Коммерческие организации, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.000.000 Основы государственного управления, 030.030.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: