Основная информация

Дата опубликования: 20 октября 2020г.
Номер документа: RU52000202001786
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Правительство Нижегородской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 октября 2020 г. № 863

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

(НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ)

(в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 05.03.2021 № 170)

В целях формирования областного бюджета Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее - прогноз).

2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области ежеквартально осуществлять мониторинг реализации прогноза.

3. Органам исполнительной власти Нижегородской области - государственным заказчикам-координаторам государственных программ Нижегородской области после принятия Закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" привести индикаторы государственных программ Нижегородской области в соответствие с показателями прогноза.

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор

                               Г.С.Никитин

ОДОБРЕН

постановлением Правительства

Нижегородской области

от 20 октября 2020 г. № 863

ПРОГНОЗ

социально-экономического развития

Нижегородской области на среднесрочный период

(на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)

I. Прогноз социально-экономического развития

Нижегородской области на среднесрочный период

(на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов)

1.1. Фактические итоги и оценка

социально-экономического развития Нижегородской области

Показатели

Единицы измерения

Отчет

Оценка 2020 года

2019 год

январь-июнь 2020 года

Население

Численность населения

в среднегодовом исчислении,

тыс. чел.

3 208,8

-

3 192,6

на 1 января года, тыс. чел.

3 214,6

-

3 202,9

(факт)

Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года)

тыс. чел.

1 750,7

-

1 776,1

(факт)

Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года)

тыс. чел.

914,4

-

878,1

(факт)

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

72,3

-

70,1

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся живыми на 1000 человек населения

9,0

8,4

8,4

Суммарный коэффициент рождаемости

число детей на 1 женщину

1,354

-

1,310

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

14,6

15,6

15,6

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

-5,6

-7,2

-7,2

Миграционный прирост (убыль)

тыс. чел.

6,43

0,9

2,3

Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт

млрд руб.

1482,1

(оценка)

-

1445,5

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

103

(оценка)

-

96,3

Промышленное производство

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млрд руб.

1581,3

635,5

1417

Индекс промышленного производства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,3

90,8

93-95

в том числе по обрабатывающим производствам

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млрд руб.

1438,5

565,1

1276,9

Индекс производства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,2

90,5

93-95

Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства

млрд руб.

77,5

22,7

78,3

Индекс производства продукции

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,8

99,6

101

Строительство

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

млрд руб.

180,9

64

180,3

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

114,4

92,7

95

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

1410,1

682,3

1471

Торговля и услуги населению

Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года

% к декабрю предыдущего года

103

103,5

104

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год

% к предыдущему году

104,4

103,1

103,4

Оборот розничной торговли

млрд руб.

780,7

360,2

773,5

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,3

92,8

96

Объем платных услуг населению

млрд руб.

195,9

80

182,7

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,7

81,5

90

Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт товаров

млн долл. США

4873,6

2080,8

4717,9

Импорт товаров

млн долл. США

3432,2

1350,9

2905

Малое и среднее предпринимательство (МСП), включая микропредприятия

Количество МСП, включая микропредприятия  (на конец года)

единиц

59616

55446

53817

Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП (включая микропредприятия) (без внешних совместителей)

тыс. чел.

337,4

335,3

317,7

Оборот МСП, включая микропредприятия

млрд руб.

1482,1

-

1410

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал

млрд руб.

292,6

104,7

310,7

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

104,2

101,4

100

Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте

%

19,7

-

21,5

Денежные доходы населения

Реальные денежные доходы населения

% к предыдущему году

102,5

96,3

97

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год)

(изложен в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 05.03.2021 № 170)

руб./мес.

10 082

10 346

10 436

(факт)

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

%

9,5

- 4

10,5

Труд и занятость

Численность рабочей силы

тыс. чел.

1 751,5

-

1 729,4

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций

рублей

35 212,3

35 993,3

37 000

темп роста в % к предыдущему году

106,9

104,4

105,1

Реальная заработная плата работников организаций

% к предыдущему году

102,4

101,3

101,6

Индекс производительности труда

% к предыдущему году

102,9

(оценка)

-

98,3

Уровень безработицы

(по методологии МОТ)

(изложен в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 05.03.2021 № 170)

% к раб. силе

4,1

-

4,6

(факт)

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

0,4

2,78

3,6

Фонд заработной платы работников организаций

млрд руб.

524

250,7

526,5

темп роста в % к предыдущему году

108

104,8

100,5

Финансы организаций

Прибыль прибыльных организаций

(по полному кругу)

млрд руб.

247,7

116,1

(оценка)

228,2

темп роста в % к предыдущему году

98,2

102,5

(оценка)

92,1

  - используются фактические статистические данные, которые разрабатываются субъектами официального статистического учета;

- с учетом жилых домов на участках для ведения садоводства;

- по данным Федеральной налоговой службы России по состоянию на 10 августа 2020 г. (без учета индивидуальных предпринимателей);

- с 2019 года Росстат перешел на годовую публикацию данных по данному показателю по субъектам Российской Федерации.

1.2. Прогноз социально-экономического развития

Нижегородской области

Показатели

Единицы измерения

2021 год

2022 год

2023 год

базовый

целевой

базовый

целевой

базовый

целевой

Население

Численность населения

в среднегодовом исчислении, тыс. чел.

3 173,1

3 174,6

3 155,5

3 160,4

3 139,2

3 148,3

на 1 января года, тыс. чел.

3 182,2

3 182,2

3 164,0

3 167,0

3 147,0

3 153,8

Численность населения трудоспособного возраста (на 1 января года)

тыс. чел.

1 777,9

1 777,9

1 780,9

1 782,2

1 785,2

1 787,8

Численность населения старше трудоспособного возраста (на 1 января года)

тыс. чел.

859,6

859,6

841,1

842,4

823,5

826,1

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

число лет

71,4

73,2

72,1

74,0

72,7

75,1

Общий коэффициент рождаемости

число родившихся живыми на 1000 человек населения

8,5

8,6

8,5

8,8

8,6

9,0

Суммарный коэффициент рождаемости

число детей на 1 женщину

1,360

1,370

1,410

1,420

1,450

1,480

Общий коэффициент смертности

число умерших на 1000 человек населения

15,0

14,2

14,7

13,8

14,4

13,3

Коэффициент естественного прироста населения

на 1000 человек населения

-6,5

-5,6

-6,2

-5,0

-5,8

-4,3

Миграционный прирост (убыль)

тыс. чел.

2,35

2,4

2,4

2,5

2,5

2,6

Валовой региональный продукт

Валовой региональный продукт

млрд руб.

1556,7

1563,2

1678,3

1694,2

1805,6

1839,3

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,5

103,8

103,5

104

103,2

104,1

Промышленное производство

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млрд руб.

1522,7

1528,2

1645,4

1658,5

1775

1803,4

Индекс промышленного производства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,8

103,2

103,6

104,1

103,3

104,1

в том числе по обрабатывающим производствам

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами

млрд руб.

1377

1382,4

1493,7

1506,7

1617,1

1645,4

Индекс производства

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

103,1

103,5

104

104,5

103,6

104,5

Сельское хозяйство

Продукция сельского хозяйства

млрд руб.

82,1

82,3

86,4

87

91,6

92,6

Индекс производства продукции

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,1

102,4

102,1

102,5

102,1

102,5

Строительство

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

млрд руб.

190,6

192,5

204,8

208,8

220,2

226,7

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

101

102

102,4

103,4

102,4

103,4

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

1535

1552

1606

1717

1684

1849

Торговля и услуги населению

Индекс потребительских цен на товары и услуги, на конец года

% к декабрю предыдущего года

103,7

103,7

104

104

104

104

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год

% к предыдущему году

103,9

103,9

103,9

103,9

104

104

Оборот розничной торговли

млрд руб.

845,4

848,6

909,1

920,5

978,6

1001,4

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

105,1

105,5

103,6

104,5

103,6

104,7

Объем платных услуг населению

млрд руб.

202,5

203,3

218,8

220,5

235,5

239,4

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

106,7

107,1

103,6

104

103,2

104,1

Внешнеэкономическая деятельность

Экспорт товаров

млн долл. США

5315,9

5338,1

5707,8

5758,2

6051,2

6133,5

Импорт товаров

млн долл. США

3094,6

3109,1

3311,6

3343

3526,4

3576,4

Малое и среднее предпринимательство (МСП), включая микропредприятия

Количество МСП, включая микропредприятия (на конец года)

единиц

54140

54571

54682

55500

55557

56775

Среднесписочная численность работников на предприятиях МСП (включая микропредприятия) (без внешних совместителей)

тыс. чел.

320,3

322,8

324,8

330,2

331,3

339,2

Оборот МСП, включая микропредприятия

млрд руб.

1533,7

1541,1

1650,9

1670

1777

1809,7

Инвестиции

Инвестиции в основной капитал

млрд руб.

339,6

343,6

375,2

383,1

413,2

426

Индекс физического объема

в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

104

105,2

105,4

106,4

105,2

106,2

Удельный вес инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте

%

21,8

22

22,4

22,6

22,9

23,2

Денежные доходы населения

Реальные денежные доходы населения

% к предыдущему году

103

103,5

102,4

103

102,5

103,2

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год)*

руб./мес.

10 833

10 833

11 254

11 254

11 704

11 704

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

(изложен в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 05.03.2021 № 170)

%

10,4

10

10,1

9,6

9,8

9,2

Труд и занятость

Численность рабочей силы

тыс. чел.

1 727,2

1 730,2

1 724,3

1 729,0

1 722,7

1 728,4

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций

рублей

39 370

39 370

41 890

41 890

44 700

44 700

темп роста в % к предыдущему году

106,4

106,4

106,4

106,4

106,7

106,7

Реальная заработная плата работников организаций

% к предыдущему году

102,4

102,4

102,4

102,4

102,6

102,6

Индекс производительности труда

% к предыдущему году

103,3

103,4

103,5

103,9

103,2

104

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

(изложен в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 05.03.2021 № 170)

% к раб. силе

4,3

4,1

4,3

4,1

4,2

4,1

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1,2

1,1

0,6

0,6

0,6

0,6

Фонд заработной платы работников организаций

млрд руб.

564,5

566,2

602,3

606,2

645,7

651

темп роста в % к предыдущему году

107,2

107,5

106,7

107,1

107,2

107,4

Финансы организаций

Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу)

млрд руб.

244,1

244,8

262,2

264,2

280,8

284,2

темп роста в % к предыдущему году

107,0

107,3

107,4

107,9

107,1

107,6

* - прожиточный минимум рассчитан исходя из действующей потребительской корзины.

II. Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития

Нижегородской области на 2021 год и на

плановый период 2022 и 2023 годов

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) (далее - Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области) разработан в соответствии с действующей нормативной правовой базой:

Бюджетным кодексом Российской Федерации;

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Законом Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области";

Законом Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

постановлением Правительства Нижегородской области от 16 июня 2015 г. № 378 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период".

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области подготовлен Правительством Нижегородской области на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации (базовый вариант), и с учетом основных направлений бюджетной политики Нижегородской области, которыми определены приоритеты государственной поддержки различных отраслей экономики.

Система показателей Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области соответствует показателям рекомендуемой формы по основным показателям, представляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в Минэкономразвития России для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 марта 2019 г. № 124.

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области является ориентиром социально-экономического развития Нижегородской области для органов исполнительной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области, а также хозяйствующих субъектов при принятии управленческих решений.

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области является основой для формирования параметров консолидированного бюджета Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Далее будут приведены ключевые подходы по формированию прогнозных параметров на среднесрочную перспективу, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами.

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области разработан с учетом:

- тенденций социально-экономического развития Нижегородской области в 2019 году и первой половине 2020 года;

- параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;

- реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";

- реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

- реализации Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г. (протокол № 36, раздел VII) (далее - Общенациональный план действий);

- реализации национальных проектов по приоритетным направлениям социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года;

- Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 21 декабря 2018 г. № 889 (далее - Стратегия);

- предложений органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области, отраслевых министерств и крупнейших организаций Нижегородской области (далее также - область, регион).

Информационная база формирования Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области:

- данные статистического и налогового учета за 2019 год и 1 полугодие 2020 года;

- прогнозные расчеты органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области;

- прогнозные расчеты отраслевых министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области в разрезе курируемых видов экономической деятельности;

- прогнозы хозяйствующих субъектов.

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического

развития Нижегородской области по итогам 2019 года

и первой половины 2020 года

По итогам 2019 года отмечен устойчивый рост экономики региона. Индекс физического объема ВРП оценивается на уровне 103% к 2018 году, что превышает российское значение (оценка) - 101,3%. В первую очередь рост обусловлен вкладом ключевой отрасли - обрабатывающей промышленности - прирост составил 5,2% (в РФ - 2,6%). Также рост отмечен в области строительства и сельского хозяйства - на 14,4% и 3,8% в сопоставимых ценах, соответственно.

Однако, социально-экономическая ситуация 1 полугодия 2020 года в Нижегородской области, как и в целом по России, оказалась под воздействием негативного влияния эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Таблица 1

Динамика ключевых показателей, характеризующих уровень

развития реального сектора экономики в Нижегородской области

в сравнении с РФ и ПФО

Показатели

2019 год

Январь-июнь 2020 года

Значение

Место

Значение

Место

в ПФО

в РФ

в ПФО

в РФ

ИФО ВРП, % г/г

103

(оценка)

-

-

-

-

-

Объем отгрузки продукции промышленного производства, млрд руб.

1581,3

5

14

635,5

5

14

в т.ч. по обрабатывающим производствам

1438,5

2

7

565,1

2

8

Индекс промышленного производства, % г/г

104,3

3

29

90,8

13

78

в т.ч. по обрабатывающим производствам

105,2

5

35

90,5

12

76

Индекс производства продукции сельского хозяйства, % г/г

103,8

8

34

99,6

-

-

Объем инвестиций в основной капитал, млрд руб.

292,6

3

19

104,7

4

19

ИФО, % г/г

104,2

5

38

101,4

5

40

Прибыль прибыльных организаций (по полному кругу), млрд руб.

247,7

-

-

116,1

(оценка)

-

-

Темп роста, % г/г

98,2

-

-

102,5

(оценка)

-

-

Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство",

млрд руб.

180,9

3

13

64

3

12

ИФО, % г/г

114,4

4

21

92,7

10

51

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади

1 409

4

15

682,3

3

9

Оборот розничной торговли, млрд руб.

780,7

3

9

360,2

3

9

ИФО, % г/г

101,3

7

53

92,8

8

52

Объем платных услуг населению, млрд руб.

195,9

3

9

80

3

9

ИФО, % г/г

101,7

2

20

81,5

13

61

Индекс промышленного производства составил 90,8%, в т.ч. в обработке 90,5%. Основное снижение пришлось на следующие отрасли: производство кокса и нефтепродуктов (75%), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (77,7%), производство компьютеров, электронных и оптических изделий (79,2%), металлургическое производство (84,6%), производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (87%) и др.

Снижение объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство", составило 7,3% в сопоставимых ценах.

Небольшой спад наблюдается в сельскохозяйственном производстве в хозяйствах всех категорий - 0,4% в сопоставимых ценах.

Стоит отметить, что масштаб падения в базовых отраслях (за исключением торговли) оказался более умеренным по сравнению с сектором, ориентированным на потребительский спрос. Введение ограничительных мер и снижение реальных денежных доходов населения повлияли на сокращение объема оборота розничной торговли (ИФО составил 92,8%) и платных услуг населению (ИФО составил 81,5%).

В целях сглаживания негативного воздействия пандемии на бизнес, в области реализуется комплекс мер государственной поддержки. Основными направлениями являются: банковские кредиты на льготных условиях; прямая безвозмездная финансовая поддержка субъектам МСП на сотрудника; выдача микрозаймов субъектам МСП; автоматическое списание налогов для организаций и ИП и другие. Общий объем поддержки по состоянию на 24 августа 2020 г. составил 39,6 млрд рублей, в том числе льготная кредитная поддержка - 25 млрд рублей.

Несмотря на сложившуюся ситуацию в реальном секторе экономики, первая половина года сопровождалась ростом инвестиций в основной капитал (темп роста составил 101,4% в сопоставимых ценах), что свидетельствует о сохранении инвестиционной привлекательности региона. Основными причинами роста физических объёмов инвестиций в основной капитал стало повышение инвестиционной активности в социальной сфере (здравоохранение - в 2,1 раза, образование - в 1,7 раза), а также в обеспечивающих отраслях (обеспечение электроэнергией - в 1,5 раза, водоснабжение - в 1,2 раза, строительство - в 1,4 раза). Вместе с тем, отмечается существенный рост в отрасли сельского хозяйства - на 8,9% и в операциях с недвижимым имуществом - в 1,8 раза.

Также наблюдалась положительная динамика прибыли прибыльных организаций. За январь - июнь 2020 года темп роста составил 102,5%. Наиболее значительный рост показателя наблюдался в организациях, осуществляющих: оптовую и розничную торговлю - в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, транспортировку и хранение - в 1,8 раза, деятельность профессиональную, научную и техническую - в 1,6 раза.

Таблица 2

Динамика ключевых показателей, характеризующих уровень

и качество жизни в Нижегородской области в сравнении с РФ и ПФО

Показатели

2019 год

Январь-июнь 2020 года

Значение

Место

Значение

Место

в ПФО

в РФ

в ПФО

в РФ

Индекс потребительских цен на товары и услуги, в среднем за год, % г/г

104,4

-

-

103,1

-

-

Среднемесячная заработная плата, руб.

35 212

5

45

35 993,3

5

45

Темп роста, % г/г

106,9

12

66

104,4

12

72

Реальная заработная плата, % г/г

102,4

2

20

101,3

13

72

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

33 805

2

19

32005

1

19

Реальные денежные доходы населения, % г/г

102,5

2

18

96,3

11

67

Численность населения (в среднегодовом исчислении), тыс. чел.

3208,8

3

10

-

-

-

Уровень зарегистрированной безработицы, %, на конец отчетного периода

0,4

1

2

2,78

2

21

Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения

-5,6

12

65

-7,2

12

67

В целях поддержки благосостояния населения в период карантинных ограничений принят и реализуется комплекс мер, направленный на поддержание доходов населения, как работающего, так и лишившегося работы с момента ввода ограничений, граждан, которые на тот момент уже состояли на учете по безработице, а также семей с детьми.

По состоянию на 24 августа 2020 г. общий объем социальной поддержки населения области в период распространения коронавирусной инфекции составил (из федерального и областного бюджета) 16,6 млрд рублей, из них выплаты семьям, имеющим детей - 12,8 млрд рублей, социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными - 1,7 млрд рублей.

Однако введенные меры позволят ограничить, но не исключить высвобождение рабочей силы, рост уровня безработицы и снижение реальных денежных доходов населения.

За период с 1 апреля 2020 г. по 1 июля 2020 г. уровень официально зарегистрированной безработицы в Нижегородской области вырос с 0,4% до 2,78%. При этом, по данному показателю область сохраняет высокий рейтинг (по данным за январь - июнь 2020 года): 2 место в ПФО и 21 в РФ. Ограничению роста безработицы способствовала реализация комплекса мер по поддержке и сохранению занятости, принятые на федеральном и региональном уровнях.

В условиях сжатия предпринимательской деятельности, особенно в наиболее пострадавших отраслях экономики, и роста числа граждан, лишившихся работы, реальные денежные доходы в 1 полугодии 2020 года сократились на 3,7% к 1 полугодию 2019 года. Частично снижение доходов населения было компенсировано мерами социальной поддержки.

По уровню демографических показателей: в 1 полугодии 2020 года естественная убыль населения составила 7,2 промилле (в 1 полугодии 2019 года - 6 промилле).

Однако в условиях негативного влияния пандемии на благосостояние граждан удалось сохранить положительную динамику по заработной плате и не допустить ее снижения. Так по итогам 1 полугодия 2020 года она составила 35 993,3 рублей, что на 4,4% выше соответствующего периода 2019 года в действующих ценах. Темп роста в реальном выражении (за вычетом инфляции) - 101,3%.

2. Оценка факторов и ограничений экономического роста

Нижегородской области в 2021-2023 годах

2.1. Факторы экономического роста

Стабилизации ситуации и достижению устойчивого экономического роста в 2021-2023 годах будет способствовать реализация Общенационального плана действий, выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Указе от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализация национальных проектов (приведены в разделе 3.2 "Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области" в таблице 5).

Важнейшими факторами экономического роста в 2021-2023 годах будут являться следующие:

Схема 1

Ограничения экономического роста

Схема 2

*- Результаты выборочных обследований предприятий и организаций отдельных секторов экономики (промышленности, строительства, оптовой и розничной торговли, сферы услуг), проводимых Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области (далее - Нижегородстат), позволяют выделить наиболее значимые факторы, ограничивающие производственную деятельность организаций.

По итогам обследований деловой активности организаций, проведенных во 2 квартале 2020 года, важнейшими ограничениями являются (% от общего числа обследованных организаций соответствующего вида деятельности):

1. Недостаточный платежеспособный спрос покупателей (заказчиков).

Этот фактор отмечали: 70,5% организаций оптовой торговли и 61% организаций розничной торговли; 60% организаций сферы услуг; 18% строительных фирм.

Недостаточный спрос на продукцию на внутреннем рынке ограничивал деятельность 50% промышленных предприятий, на внешнем рынке - 24% предприятий.

2. Недостаток финансовых средств.

Этот фактор ограничивал деятельность: 51% организаций сферы услуг; 29,5% организаций оптовой торговли; 28,8% промышленных предприятий; 27,6% организаций розничной торговли; 15% строительных фирм.

3. Высокие издержки, связанные с высокой стоимостью материалов и конструкций, арендной платы, транспортных расходов.

На высокую стоимость материалов и конструкций указали 46% строительных фирм. На высокую арендную плату - 28,6% организаций розничной торговли, 18,9% организаций оптовой торговли, 19% организаций сферы услуг. На высокие транспортные расходы - 49,5% организаций оптовой торговли и 17,1% - розничной торговли.

4. Высокий процент коммерческого кредита.

Этот фактор отмечали: 27,4% организаций оптовой торговли; 23% организаций сферы услуг; 20,5% промышленных предприятий; 11% строительных фирм; 13,3% организаций розничной торговли.

5. Конкурирующий импорт. Этот фактор ограничивал деятельность 19,2% промышленных предприятий.

6. Недостаток квалифицированных специалистов.

Дефицит квалифицированных работников ограничивал деятельность: 25% строительных фирм; 23,3% промышленных предприятий; 19% организаций сферы услуг; 7,4% организаций оптовой торговли.

2.3. Сценарные условия социально-экономического развития

Нижегородской области на 2021-2023 годы

Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области на 2021-2023 годы формировались в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Прогноз развития РФ).

Прогноз развития РФ разработан в двух вариантах - базовом и консервативном.

Базовый вариант учитывает более благоприятные внешние условия развития (санитарно-эпидемиологическую ситуацию, улучшение конъюнктуры внешних товарных рынков) и принимаемые меры экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий.

Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.

Для разработки параметров федерального бюджета на 2021-2023 годы предлагается рассматривать базовый вариант прогноза.

Схема 3

Подробнее с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации (www.economy.gov.ru) в разделе "Макроэкономика".

Сценарные условия социально-экономического развития Нижегородской области разработаны в трех вариантах - базовом, целевом и стратегическом.

Схема 4

С учетом сложившихся в Нижегородской области социально-экономических тенденций, факторов роста и ограничений экономического развития, а также с учетом прогнозов, представленных крупными предприятиями области, при формировании Прогноза социально-экономического развития Нижегородской области за основу выбран базовый вариант.

Целевой вариант прогноза учитывает реализацию задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", и исходит из более высоких темпов экономического роста.

Стратегический вариант прогноза учитывает достижение параметров, определенных в Стратегии развития области социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.

_________________

- Основные параметры базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 г. (протокол № 35, часть 1).

- Наиболее вероятный (реальный) сценарий развития Нижегородской области. Принят за основу при формировании прогноза развития Нижегородской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

- Учитывает реализацию задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

- Учитывает реализацию Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года.

3. Основные показатели прогноза социально-экономического

развития на 2021-2023 годы и основные направления

социально-экономического развития Нижегородской области

3.1. Характеристика основных показателей прогноза

социально-экономического развития

Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на 2021-2023 годы сформирован с учетом ожидаемой ситуации до конца 2020 года, Прогноза развития РФ, прогнозных намерений хозяйствующих субъектов и органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов Нижегородской области.

Факторы экономического роста

По итогам 2020 года темп роста экономики в целом оценивается на уровне 96,3%. Ключевым фактором снижения станут ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. В 2021 году ожидается восстановление экономики региона на 3,5% в сопоставимых ценах. Траектория устойчивого роста экономики продолжится и в среднесрочной перспективе: прогнозные темпы на 2022-2023 годы составят 103,2-103,5% (по базовому варианту) и 104-104,1% (по целевому варианту). В соответствии с параметрами, утвержденными постановлением Правительства Нижегородской области от 23 октября 2019 г. № 767 (далее - Прогноз до 2022 года), на 2021-2022 годы ИФО ВРП прогнозировался на уровне 103,1-103,2% ежегодно. Более высокие темпы роста до 2023 года (по сравнению с прогнозируемыми до 2022 года) обусловлены более высокими, чем прогнозировалось ранее, темпами роста обрабатывающих производств.

Основной вклад в экономическое развитие региона будут вносить: промышленное производство (в т.ч. обрабатывающие производства) - порядка 30% в ВРП, торговля - более 17%, транспортировка и хранение - порядка 7%, деятельность профессиональная, научная и техническая - 6% и др.

Объем промышленного производства по оценке в 2020 году сократится на 5-7% в сопоставимых ценах. В 2021-2023 годах прогнозируется на уровне 102,8-103,6% (по базовому варианту) и может достичь 104,1% с учетом целевого варианта развития. По ключевой отрасли "обрабатывающие производства" в прогнозном периоде темпы роста в сопоставимых ценах составят 103,1-104% (по базовому варианту) и 103,5-104,5% (по целевому варианту). Прогноз темпов роста производства скорректирован в большую сторону по сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе до 2022 года (102,9-103,2% ежегодно), за счет более высоких, чем прогнозировалось ранее, темпов роста обрабатывающих производств.

Оборот розничной торговли по оценке в 2020 году в условиях снижения реальных денежных доходов населения и платежеспособного спроса составит 96% к уровню 2019 года в сопоставимых ценах. В 2021 году на фоне роста доходов населения прогнозируется восстановление потребительского спроса: оборот розничной торговли увеличится на 5,1% в сопоставимых ценах, объем платных услуг - на 6,7% (по базовому варианту). В 2022-2023 годы рост показателей продолжится на уровне 103,2-103,6% в сопоставимых ценах (по базовому варианту).

Несмотря на то, что большая часть ВРП в прогнозируемом периоде будет по-прежнему создаваться в реальном секторе экономики, в среднесрочной перспективе будет продолжена тенденция на увеличение вклада в рост добавленной стоимости отраслей, формирующих человеческий капитал (таблица 3):

Таблица 3

Структура ВРП в отраслевом разрезе

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

оценка

прогноз

Отрасли реального сектора, в т.ч

90,7

89,3

89,5

89,5

89,5

обрабатывающие производства

31,2

29,4

29,5

29,6

29,8

торговля оптовая и розничная

16,8

17,1

17,3

17,3

17,3

деятельность профессиональная, научная и техническая

6,2

5,9

6,1

6,1

6,1

транспортировка и хранение

7

6,7

6,8

6,8

6,9

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

4,4

4,2

4,3

4,3

4,3

сельское хозяйство

2,8

2,9

2,8

2,8

2,7

Отрасли, направленные на развитие человеческого капитала, в т.ч.

9,3

10,7

10,5

10,5

10,5

образование

4,4

4,8

4,7

4,7

4,7

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

3,8

4,5

4,4

4,4

4,4

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

1,1

1,4

1,4

1,4

1,4

Росту добавленной стоимости в отраслях, направленных на развитие человеческого капитала, будет способствовать, в первую очередь, реализация мероприятий национальных проектов. Ожидаемый объем финансирования на повышение уровня и качества жизни населения Нижегородской области за 2020-2022 годы составит 46 млрд рублей (НП "Здравоохранение", НП "Демография", НП "Жилье и городская среда", НП "Образование", НП "Культура").

Темпы экономического роста Нижегородской области на среднесрочную перспективу будут определяться инвестиционным, внутренним и внешним платежеспособным спросами.

Инвестиции в основной капитал

В среднесрочном периоде доля валового накопления основного капитала будет неуклонно повышаться.

Таблица 4

Доля инвестиций в основной капитал в ВРП, %

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

оценка

прогноз

Базовый вариант

21,5

21,8

22,4

22,9

Целевой вариант

21,5

22

22,6

23,2

Объем инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) прогнозируется на 2021-2023 годы 104-105,4% (по базовому варианту) и 105,2-106,4% (по целевому варианту). По оценке 2020 года объём инвестиций сохранится на уровне 2019 года. В период 2021-2023 годов рост инвестиционной активности будет обеспечен за счет обрабатывающих производств, являющихся ведущим сектором экономики, и реализации крупных инвестиционных проектов, продолжающих своё функционирование в плановом режиме. Прогнозные темпы роста инвестиций не превышают параметры, заложенные в Прогнозе до 2022 года (на 2021-2022 годы - 106,5-105,8% ежегодно), что связано с имеющимся риском переноса сроков начала реализации новых инвестиционных проектов в реальном секторе экономики.

На начало сентября текущего года инвестиционный портфель области включает в себя порядка 70 проектов с объемом инвестиций более 500 млн рублей суммарной стоимостью около 400 млрд рублей.

Одним из основных источников инвестиций в основной капитал является прибыль хозяйствующих субъектов. По оценке в 2020 году объем прибыли прибыльных организаций составит 228,2 млрд рублей. В прогнозном периоде темпы роста прибыли составят 107-107,4% (по базовому варианту) и 107,3-107,9% (по целевому варианту). Основные объемы прибыли будут формироваться в обрабатывающих производствах, электроэнергетике, транспортировке и хранении, деятельности профессиональной, научной и технической. Темпы роста прибыли на 2021-2022 годы скорректированы в большую сторону по сравнению с параметрами, заложенными в Прогнозе до 2022 года (106-106,9% ежегодно).

Стимулирование внешнего спроса на продукцию нижегородских производителей будет осуществляться в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие несырьевого неэнергетического экспорта, в том числе в рамках региональной составляющей национального проекта "Международная кооперация и экспорт". Основными направлениями будут:

- государственная поддержка промышленных предприятий, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности;

- создание новой экспортно-ориентированной товаропроводящей инфраструктуры, устранение торговых барьеров для обеспечения доступа продукции АПК на целевые рынки и создания системы продвижения и позиционирования продукции АПК;

- взаимодействие с АО "Российский экспортный центр";

- вовлечение предприятий, производящих несырьевую неэнергетическую продукцию, в экспортную деятельность, в том числе участие в зарубежных бизнес-миссиях, в деловых встречах с зарубежными партнерами и др.

В среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение стоимостного объема экспорта.

В 2021-2023 годах темпы роста экспорта составят 106-112,7% ежегодно (по базовому варианту) и могут достичь 106,5-113,1% ежегодно (по целевому варианту).

Несмотря на сложные внешние и внутренние условия развития экономики региона, в среднесрочной перспективе одной из основных задач экономического роста останется повышение платежеспособного спроса населения, роста качества и уровня жизни населения.

В условиях эпидемиологических ограничений и на фоне снижения доходов населения по оценке 2020 года среднемесячная заработная плата в целом по области в действующих ценах увеличится на 5,1% и составит 37 000 рублей. Темп роста в реальном выражении - 101,6%.

В среднесрочной перспективе с учетом реализации мер, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике, роста доходов населения, а также увеличения оплаты труда работников бюджетной сферы прогнозируется, что среднемесячная заработная плата в целом по области в 2021 году составит 39 370 рублей и к 2023 году достигнет уровня 44 700 рублей. Реальная заработная плата в 2021 году составит 102,4%, в 2022-2023 годах - 102,4-102,6% ежегодно. Однако темпы роста реальной заработной платы до 2023 года прогнозируются ниже параметров Прогноза до 2022 года (103,2% ежегодно).

Объем ФОТ в 2021 году прогнозируется на уровне 564,5 млрд рублей (или 107,2% к уровню 2020 года). В 2022-2023 годах ежегодный прирост составит 6,7-7,2%. Величина ФОТ к 2023 году достигнет 645,7 млрд рублей.

В 2021-2023 годах исходя из роста основных компонентов доходов населения заработной платы и пенсий планируется восстановление роста реальных денежных доходов населения на уровне 102,4-103% ежегодно (по базовому варианту).

К концу 2020 года ожидается рост численности безработных граждан до 62 тыс. человек (при уровне официально регистрируемой безработицы 3,6%). При этом ожидается, что реализация мероприятий государственной программы "Содействие занятости населения Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 273, и мероприятий национальных проектов позволит стабилизировать ситуацию на рынке труда в прогнозируемом периоде 2021-2023 годов. Регистрируемая безработица по итогам 2023 года ожидается на уровне 0,6%.

С учетом действия региональных проектов, входящих в национальные проекты "Здравоохранение" и "Демография", а также реализации демографической политики к 2023 году прогнозируется: снижение коэффициента естественной убыли населения до 5,8 промилле, рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,45 детей на 1 женщину, увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 72,7 лет. Среднегодовая численность населения Нижегородской области в 2023 году составит 3 139,2 тыс. человек.

Численность занятого населения по оценке 2020 года составит 1 601,9 тыс. человек, что на 2% ниже уровня 2019 года. В среднесрочной перспективе в результате стабилизации экономической ситуации и реализации комплекса мероприятий по улучшению ситуации на рынке труда численность занятого населения будет увеличиваться и в 2023 году составит 1 606,3 тыс. человек.

Развитие человеческого капитала, создание высокотехнологичных производств, внедрение инноваций, принципов бережливого производства и цифровых технологий обеспечат в прогнозном периоде рост производительности труда. Индекс производительности труда по всем видам экономической деятельности в 2021 году прогнозируется на уровне 103,3%, в 2022-2023 годах 103,2-103,5% (по базовому варианту), при реализации национальных целей и стратегических задач индекс производительности труда к 2023 году достигнет 104%.

3.2. Основные направления

социально-экономического развития

Нижегородской области

Основные направления социально-экономического развития Нижегородской области в прогнозном периоде определены необходимостью решения задач и достижения целей, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и в Общенациональном плане действий.

Главной целью Общенационального плана действий является выход на устойчивую траекторию экономического роста и рост доходов населения.

Достижение данной цели будет решаться за счет решения следующих задач:

- роста реальных доходов граждан, восстановления эффективной занятости и платежеспособного спроса;

- восстановления и развития индивидуального, малого и среднего предпринимательства;

- запуска нового инвестиционного цикла и улучшения делового климата;

- ускорения технологического развития экономики и повышения производительности труда, в том числе на основе цифровизации;

- увеличения экспорта и развития импортозамещения;

- восстановления работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции;

- повышения устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.

Основным механизмом решения поставленных задач будет реализация национальных проектов и мероприятий государственных программ.

Реализация национальных проектов охватывает 13 ключевых направлений социально-экономического развития: демография, здравоохранение, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт, коммуникации между центрами экономического роста.

По состоянию на 11 августа 2020 г. Нижегородская область подала заявку на участие в 58 федеральных проектах, входящих в состав национальных проектов, реализуемых на территории Нижегородской области. Заключено 51 соглашение по реализации региональных проектов на территории Нижегородской области. Паспорта региональных проектов внесены в систему "Электронный бюджет" (таблица 5).

Соответствующие мероприятия региональных проектов учтены в государственных программах Нижегородской области. В 2020 году в регионе осуществляется реализация 33 государственных программ и 1 региональной адресной программы (перечень государственных программ Нижегородской области приведен в разделе 4 "Основные параметры государственных программ Нижегородской области" в таблице 6).

Таблица 5

Наименование национального проекта, региональной составляющей федерального проекта

Целевые показатели

регионального проекта по Нижегородской области (данные из утвержденных паспортов приведены по состоянию на 11.08.2020 и могут быть скорректированы)

(учтены в целевом варианте прогноза)

1. "Жилье и городская среда":

1.1. Жилье.

1.2. Формирование комфортной городской среды.

1.3. Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда

Объём ввода жилья составит:

- в 2021 году - 1,552 млн кв. м,

- в 2022 году - 1,717 млн кв. м,

- в 2023 году - 1,849 млн кв. м.

Количество городов с благоприятной городской средой составит:

- в 2021 году - 11 ед.,

- в 2022 году - 13 ед.,

- в 2024 году - 14 ед.

Количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда составит:

- в 2021 году - 22,06 тыс. кв. м,

- в 2022 году - 28,65 тыс. кв. м,

- в 2023 году - 67,29 тыс. кв. м

2. "Демография":

2.1. Финансовая поддержка семей при рождении детей.

2.2. Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет.

2.3. Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышения уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва.

2.4. Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

2.5. Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек

Суммарный коэффициент рождаемости составит:

- в 2021 году - 1,552 ребенка на 1 женщину;

- в 2022 году - 1,576 детей на 1 женщину;

- в 2023 году - 1,592 ребенка на 1 женщину.

Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста, составит:

- в 2021 году - 80,9%;

- в 2022 году - 81,3%;

- в 2023 году - 81,7%.

Доступность дошкольного образования для детей от полутора до трех лет составит в 2021-2023 годах 100%.

Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта составит:

- в 2021 году - 54,6%;

- в 2022 году - 56%;

- в 2023 году - 57,5%.

Охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, составит:

- в 2021 году - 36,1%;

- в 2022 году - 55,7%;

- в 2023 году - 65,3%.

Смертность женщин в возрасте 16-54 лет  на 100 тыс. человек составит:

- в 2021 году - 217,9;

- в 2022 году - 214,7;

- в 2023 году - 211,4.

Смертность мужчин в возрасте 16-59 лет  на 100 тыс. человек составит:

- в 2021 году - 683,5;

- в 2022 году - 651,2;

- в 2023 году - 623,4

3. "Здравоохранение":

3.1. Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи.

3.2. Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

3.3. Борьба с онкологическими заболеваниями.

3.4. Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.

3.5. Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами.

3.6. Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

3.7. Развитие экспорта медицинских услуг

Число граждан, прошедших профилактические осмотры, составит:

- в 2021 году -1,422 млн человек;

- в 2022 году - 1,703 млн человек;

- в 2023 году - 1,893 млн человек.

Смертность от инфаркта миокарда составит:

- в 2021 году - 34 случая на 100 тыс. населения;

- в 2022 году - 32,6 случаев на 100 тыс. населения;

- в 2023 году - 31,3 случаев на 100 тыс. населения.

Доля злокачественных новообразований, выявленных на ранних стадиях, составит:

- в 2021 году - 60,1%;

- в 2022 году - 61,2%;

- в 2023 году - 62,3%.

Младенческая смертность составит:

- в 2021 году - 4,8 случаев на 1 тыс. родившихся детей;

- в 2022 году - 4,7 случаев на 1 тыс. родившихся детей;

- в 2023 году - 4,6 случаев на 1 тыс. родившихся детей.

Обеспеченность врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских организациях, составит:

- в 2021 году - 36,2 человек на 10 тыс. населения;

- в 2022 году - 37,1 человек на 10 тыс. населения;

- в 2023 году - 37,9 человек на 10 тыс. населения.

Число граждан, воспользовавшихся услугами (сервисами) в Личном кабинете пациента "Мое здоровье" на Едином портале государственных услуг и функций в отчетном году, составит:

- в 2021 году - 351 тыс. человек;

- в 2022 году - 480,1 тыс. человек;

- в 2023 году - 656,3 тыс. человек.

Количество пролеченных иностранных граждан составит:

- в 2021 году - 19,9 тыс. человек;

- в 2022 году - 21,1 тыс. человек;

- в 2023 году - 22,3 тыс. человек

4. "Образование":

4.1. Современная школа.

4.2. Успех каждого ребенка.

4.3. Цифровая образовательная среда.

4.4. Учитель будущего.

4.5. Молодые профессионалы.

4.6. Социальная активность.

4.7. Поддержка семей, имеющих детей

Число созданных новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и посёлках городского типа:

- не менее 1400 мест к 2021 году;

- не менее 1400 мест к 2022 году;

- не менее 1600 мест к 2023 году.

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, составит:

- в 2021 году - 76%;

- в 2022 году - 77%;

- в 2023 году - 78%.

Число детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум":

- не менее 21 тыс. человек к 2021 году;

- не менее 53 тыс. человек к 2022 году;

- не менее 53 тыс. человек к 2023 году.

Создание в образовательных организациях современной цифровой среды:

- 40% организаций к 2021 году;

- 60% организаций к 2022 году;

- 80% организаций к 2023 году.

Число мастерских, оснащенных современной материально-технической базой:

- не менее 30 ед. к 2021 году;

- не менее 30 ед. к 2022 году;

- не менее 30 ед. к 2023 году.

Доля учителей, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников:

- не менее 10% к 2021 году;

- не менее 20% к 2022 году;

- не менее 30% к 2023 году.

Создание центров опережающей профессиональной подготовки:

- в 2021 году - 1;

- в 2022 году - 1;

- в 2023 году - 2

5. "Экология":

5.1. Чистая страна.

5.2. Комплексная система обращения с ТКО.

5.3. Оздоровление Волги.

5.4. Сохранение уникальных водных объектов.

5.5. Чистая вода.

5.6. Сохранение лесов

Количество ликвидированных объектов накопленного вреда составит:

- в 2021 году - 3;

- в 2022 году - 3;

- в 2023 году - 3.

Количество ликвидированных объектов несанкционированных свалок составит:

- в 2021 году - 0;

- в 2022 году - 3;

- в 2023 году - 5.

Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку, в общем объеме отходов достигнет:

- в 2021 году - 49%;

- в 2022 году - 53%;

- в 2023 году - 57%.

Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод составит:

- в 2021 году - 0,29 куб. км;

- в 2022 году - 0,26 куб. км;

- в 2023 году - 0,18 куб. км.

Доля населения области, обеспеченного качественной питьевой водой из системы централизованного водоснабжения, составит:

- в 2021 году - 93,1%;

- в 2022 году - 93,6%;

- в 2023 году - 94,2%.

Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений составит:

- в 2021 году - 86,7%;

- в 2022 году - 87,8%;

- в 2023 году - 90,7%

6. "Безопасные и качественные автомобильные дороги":

6.1. Дорожная сеть.

6.2. Общесистемные меры развития дорожного хозяйства.

6.3. Безопасность дорожного движения

Доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, достигнет:

- в 2021 году - 36,1%;

- в 2022 году - 36,9%;

- в 2023 году - 37,6%.

Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях составит:

- в 2021 году - 9,77 человек на 100 тыс. населения;

- в 2022 году - 8,39 человек на 100 тыс. населения;

- в 2023 году - 6,4 человек на 100 тыс. населения

7. "Производительность труда и поддержка занятости":

7.1. Системные меры по повышению производительности труда.

7.2. Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях.

7.3. Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда

Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики составит:

- в 2021 году - 103,8%;

- в 2022 году - 104%

- в 2023 году - 104%.

Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию национального проекта, составит:

- в 2021 году - 114 ед.;

- в 2022 году - 150 ед.;

- в 2023 году - 181 ед.

Доля соискателей - получателей услуг по подбору вакансий центров занятости населения, в которых реализованы пилотные проекты, удовлетворенных полученными услугами, составит:

- в 2021 году - 75%;

- в 2022 году - 80%;

- в 2023 году - 85%

8. "Цифровая экономика":

8.1. Информационная безопасность.

8.2. Цифровые технологии.

8.3. Цифровое государственное

управление

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения составит в 2021 году 75% (показатель будет исполнен к концу 2021 года).

Увеличение затрат на развитие "сквозных" цифровых технологий составит в 2021 году 150% (показатель будет исполнен к концу 2021 года).

Доля взаимодействий граждан и коммерческих организаций с государственными (муниципальными) органами и бюджетными учреждениями, осуществляемых в цифровом виде составит в 2021 году 40% (показатель будет исполнен к концу 2021 года)

9. "Культура":

9.1. Культурная среда.

9.2. Творческие люди.

9.3. Цифровая культура

Количество любительских творческих коллективов, получивших грантовую поддержку, составит:

- в 2021 году - 12 ед.;

- в 2022 году - 16 ед.;

- в 2023 году - 20 ед.

Количество созданных и капитально отремонтированных объектов культуры составит:

- в 2021 году - 34 ед.;

- в 2022 году - 34 ед.;

- в 2023 году - 34 ед.

Получат современное оборудование:

- к 2021 году - 111 организаций культуры;

- к 2022 году - 153 организации культуры;

- к 2023 году - 153 организации культуры

10. "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы":

10.1. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.

10.2. Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

10.3. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства.

10.4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации.

10.5. Популяризация предпринимательства

Количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых составит (нарастающим итогом):

- в 2021 году - 44,3 тыс. человек;

- в 2022 году - 48,7 тыс. человек;

- в 2023 году - 52 тыс. человек.

Количество выданных микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства составит (нарастающим итогом):

- в 2021 году - 320 ед.;

- в 2022 году - 725 ед.;

- в 2023 году - 1026 ед.

Количество субъектов МСП и самозанятых граждан, получивших поддержку в рамках федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", составит (нарастающим итогом):

- в 2021 году - 4,5 тыс. ед.;

- в 2022 году - 6,4 тыс. ед.;

- в 2023 году - 8,5 тыс. ед.

Количество вовлеченных в субъекты МСП, осуществляющие деятельность в сфере сельского хозяйства, в том числе за счет средств государственной поддержки, в рамках федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" составит (нарастающим итогом) составит:

- в 2021 году - 489 человек;

- в 2022 году - 748 человек;

- в 2023 году - 1103 человек.

Количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности, составит (нарастающим итогом):

- в 2021 году - 6,5 тыс. человек;

- в 2022 году - 7,9 тыс. человек;

- в 2023 году - 9,2 тыс. человек

11. "Международная кооперация и экспорт":

11.1. Промышленный экспорт.

11.2. Экспорт продукции АПК.

11.3. Экспорт услуг.

11.4. Системные меры развития международной кооперации и экспорта

Объём экспорта конкурентоспособной промышленной продукции составит:

- в 2021 году - 0,39 млрд долл. США;

- в 2022 году - 0,44 млрд долл. США;

- в 2023 году - 0,49 млрд долл. США.

Объем экспорта услуг составит:

- в 2021 году - 4,6 млрд долл. США;

- в 2022 году - 4,97 млрд долл. США;

- в 2023 году - 5 млрд долл. США

12. "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года":

12.1. Коммуникации между центрами экономического роста

Протяженность построенных и реконструированных участков автомобильных дорог регионального значения (по объекту "Строительство автомобильной дороги Нижний Новгород - Шахунья - Киров на участке Неклюдово - Золотово в городе областного значения Бор Нижегородской области") составит в 2021 году 8,31 км (показатель будет исполнен к концу 2021 года)

4. Основные параметры государственных программ

Нижегородской области (согласно редакциям,

действующим по состоянию на 10.08.2020)

Таблица 6

млн руб.

Наименование госпрограммы

Период действия (годы)

Объемы финансирования, предусмотренные

на 2021-2023 годы

Всего

в том числе за счет средств:

Федерального бюджета

Областного бюджета

Местных бюджетов

Прочих источников

1. "Развитие промышленности и инноваций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 297)

2015-2022

518,4

127,6

371,7

-

19,1

2. "Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 280)

2015-2025

79 549,8

3 559,9

10 468,1

155,1

65 366,7

3. "Развитие лесного хозяйства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 288)

2015-2022

2 451,1

897

479

-

1 075,1

4."Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 287)

2014-2021

4 402,7

284,4

383,3

235,3

3 499,7

5. "Развитие предпринимательства Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 290)

2015-2022

1 055,8

708,2

324,9

10,5

12,2

6. "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 286)

2015-2022

101,9

-

101,9

-

-

7. "Развитие транспортной системы Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 303)

2015-2024

79 815,7

14 465,7

63 417

1 931,4

1,6

8. "Информационное общество Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 300)

2015-2022

657,5

14,4

623

20,1

-

9. "Развитие здравоохранения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 г. № 274)

2013-2024

222 530,4

7 245,4

82 398,8

0

132 886,2

10. "Развитие образования Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области  от 30 апреля 2014 г. № 301)

2015-2034

91 822,0

6 198,6

85 544,5

78,9

-

11. "Создание новых мест в общеобразовательных организациях Нижегородской области в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 декабря 2015 г. № 893)

2016-2025

10 075,9

644,3

8 935,8

495,8

-

12. "Капитальный ремонт образовательных организаций Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 180)

2019-2024

8 967,8

-

8 519,4

448,4

-

13. "Социальная поддержка граждан Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 298)

2015-2022

68 296,6

20 602,5

47 694,1

-

-

14. "Содействие занятости населения Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 273)

2015-2024

3605,3

2173,3

1432

-

-

15. "Развитие физической культуры и спорта Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 285)

2015-2022

11 088,2

2 038,6

9 049,6

-

-

16. "Развитие культуры и туризма Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 299)

2015-2022

6 288,4

1 396,1

4 752,0

96,4

43,9

17. "Сохранение, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 апреля 2014 г. № 289)

2015-2022

448,6

356,9

91,7

-

-

18. "Развитие жилищного строительства и государственная поддержка граждан по обеспечению жильем на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 302)

2015-2030

6 402,9

568,4

5 582,7

140,4

111,4

19. "Обеспечение населения Нижегородской области качественными услугами в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 305)

2015-2024

19 088,3

11 281,1

1 603,3

100,2

6 103,7

20. "Формирование современной городской среды на территории Нижегородской области на 2018-2024 годы" (постановление Правительства Нижегородской области от 1 сентября 2017 г. № 651)

2018-2024

2 578,8

2 182,7

142,9

253,2

-

21. "Охрана окружающей среды Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 306)

2015-2022

1 689

344,5

1 215,6

128,9

-

22. "Охрана животного мира Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 13 июля 2017 г. № 516)

2018-2022

187,8

44,4

143,4

-

-

23. "Развитие товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2018 г. № 98)

2018-2022

46,7

5,3

41,4

-

-

24. "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2014 г. № 981)

2015-2022

372

-

372

-

-

25. "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 304)

2015-2021

1 257,4

-

1 257,4

-

-

26. "Реализация государственной национальной политики на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2017 г. № 797)

2018-2025

42,3

-

42,3

-

-

27. "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 22 мая 2015 г. № 320)

2015-2022

16,6

-

16,6

-

-

28. "Управление государственными финансами Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296)

2014-2024

57 831,1

968,5

5 6862,6

-

-

29. "Управление государственным имуществом Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 г. № 284)

2015-2022

559,1

-

559,1

-

-

30. "Обеспечение защиты прав потребителей в Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 28 февраля 2019 г. № 109)

2019-2022

15,7

-

12,0

-

3,7

31. "Предупреждение (профилактика) коррупции на территории Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 29 марта 2019 г. № 167)

2019-2022

2,0

-

2,0

-

-

32. "Информационная среда Нижегородской области" (постановление Правительства Нижегородской области от 15 января 2019 г. № 7)

2019-2022

851,1

-

796,7

54,4

-

4.1. Прогноз баланса трудовых ресурсов Нижегородской области

тыс. чел.

Наименование показателя

2019 год

2020 год (оценка)

2021 (прогноз)

2022 (прогноз)

2023 (прогноз)

Численность трудовых ресурсов - всего,

в том числе:

1 933,3

1 914,1

1 909,5

1 904,7

1 902,6

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

1 707,1

1 716,0

1 718,8

1 723,1

1 726,5

иностранные трудовые мигранты

44,6

37,3

38,7

40,1

41,5

численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе:

181,6

160,8

152,0

141,5

134,6

пенсионеры старше трудоспособного возраста

180,7

160,0

151,2

140,7

133,8

подростки моложе трудоспособного возраста

0,9

0,8

0,8

0,8

0,8

Численность занятых в экономике - всего

1 634,5

1 601,9

1 605,5

1 605,9

1 606,3

Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике - всего, в том числе:

298,8

312,2

304,0

298,8

296,3

численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства

128,41

123,6

122,5

121,5

120,7

численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

7,44

39,1

25,8

16,1

16,1

численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

162,92

149,5

155,7

161,2

159,5

Распределение иностранных трудовых мигрантов

по видам экономической деятельности

(расчетные данные управления по труду

и занятости населения Нижегородской области

с учетом фактических данных МВД России)

тыс. чел.

Наименование показателя

2019 год

2020 год (оценка)

2021 (прогноз)

2022 (прогноз)

2023 (прогноз)

Иностранные трудовые мигранты, в том числе по видам экономической деятельности:

44,6

37,3

38,7

40,1

41,5

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

1,8

1,51

1,57

1,6

1,7

обрабатывающие производства

8,5

7,09

7,36

7,6

7,9

строительство

20,8

17,37

18,0

18,7

19,3

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

3,7

3,09

3,21

3,3

3,4

транспортировка и хранение

1,6

1,35

1,4

1,5

1,5

предоставление прочих видов услуг

6,4

5,38

5,58

5,8

6,0

прочие

1,8

1,52

1,58

1,6

1,7

Принятые в тексте сокращения:

ИФО ВРП - индекс физического объема валового регионального продукта;

ИФО - индекс физического объема;

РФ - Российская Федерация;

ПФО - Приволжский федеральный округ;

НП - национальный проект;

ИП - индивидуальные предприниматели;

среднемесячная заработная плата - номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций;

ФОТ - фонд заработной платы работников организаций;

% г/г - % к предыдущему году.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 13.11.2020
Рубрики правового классификатора: 020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 020.030.010 Общие положения, 020.030.090 Учет. Отчетность. Статистика (см. также 080.110.050, 080.150.060), 080.060.060 Бюджетный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать