Основная информация

Дата опубликования: 10 января 2014г.
Номер документа: В201404702
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201404702

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.10.2014, N 11, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10.01.2014 N 85-КГ13-4

ДЕТИ, НАХОДИВШИЕСЯ ВМЕСТЕ С РЕПРЕССИРОВАННЫМИ

ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ МОТИВАМ РОДИТЕЛЯМИ В МЕСТАХ

ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В ССЫЛКЕ, ВЫСЫЛКЕ,

НА СПЕЦПОСЕЛЕНИИ, ИМЕЮТ ПРАВО НА ВСЕ МЕРЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЛИЦАМ,

ПОДВЕРГШИМСЯ ПОЛИТИЧЕСКИМ РЕПРЕССИЯМ

И ВПОСЛЕДСТВИИ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ

(Извлечение)

М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты г. Калуги о назначении ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1000 руб. как лицу, подвергшемуся политическим репрессиям в виде лишения свободы и впоследствии реабилитированному, и взыскании недополученной суммы компенсационной выплаты в размере 33 тыс. рублей, в обоснование которого ссылался на то, что в период с 1939 г. по 1947 г. находился в местах лишения свободы вместе с матерью - Ш., осужденной Особым совещанием при НКВД СССР 4 января 1938 г. по политическим мотивам к десяти годам лишения свободы. В 2001 году он был реабилитирован и имеет право на обеспечение мерами социальной поддержки реабилитированных лиц, в том числе приобрел право на получение ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной п. 5 ст. 1 Закона Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 11-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий". В марте 2012 г. истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной компенсационной выплаты с апреля 2012 г., однако в назначении такой выплаты ему было отказано на том основании, что он не был непосредственно привлечен к ответственности в виде лишения свободы по политическим и религиозным мотивам. Кроме того, как указал ответчик, истцу производится ежемесячная денежная выплата как инвалиду третьей группы, а суммирование одноименных льгот не производится. Истец, считая отказ в назначении ежемесячной компенсационной выплаты незаконным, просил суд обязать Управление социальной защиты г. Калуги назначить ему с 1 апреля 2012 г. ежемесячную компенсационную выплату в размере 1000 руб. и взыскать с ответчика задолженность по названной выплате в размере 33 тыс. рублей за истекший период с момента вступления в силу Закона Калужской области от 26 июня 2009 г. N 564-ОЗ, которым внесены изменения в Закон Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 11-ОЗ, до даты обращения за компенсационной выплатой.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 14 июня 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 сентября 2012 г., в удовлетворении исковых требований отказано.

В кассационной жалобе М. содержалась просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 10 января 2014 г. пришла к выводу о том, что судами при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм права, являющиеся основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке (ст. 387 ГПК РФ).

Как установлено судом, мать истца - Ш. на основании постановления Особого совещания при НКВД СССР от 4 января 1938 г. была приговорена к десяти годам лишения свободы. М. родился 8 марта 1939 г. в период отбывания наказания его матерью на ст. Решеты Красноярского края и находился вместе с ней в местах лишения свободы с момента рождения до освобождения из мест лишения свободы Ш. 30 октября 1947 г.

Управлением внутренних дел Красноярского края истцу выдана справка о реабилитации от 28 февраля 2001 г., согласно которой М. на основании ст. 1.1 Закона РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" как находившийся в местах лишения свободы вместе с матерью Ш., необоснованно репрессированной по политическим мотивам, реабилитирован.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не относится к категории лиц, которые имеют право на предоставление меры социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты, поскольку к ответственности по политическим мотивам в виде лишения свободы был привлечен не сам истец М., а его мать.

С данным выводом суда первой инстанции согласился суд второй инстанции.

Вместе с тем в соответствии со ст. 52 Конституции Российской Федерации права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" определен круг лиц, подвергшихся политическим репрессиям и подлежащих реабилитации, и лиц, пострадавших от политических репрессий, порядок реабилитации и ее последствия, в том числе предоставление мер социальной поддержки, компенсаций имущественного и неимущественного характера.

В силу ст. 1.1 названного Закона подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

Согласно ст. 16 Закона реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 11-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" предусмотрен перечень мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Судом установлено, что истцу как реабилитированному лицу предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные положениями данной статьи.

Законом Калужской области от 26 июня 2009 г. N 564-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Калужской области" были внесены изменения в ст. 1 Закона Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 11-ОЗ. Она дополнена п. 5, в соответствии с которым установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде ежемесячной компенсационной выплаты в размере 1000 руб. лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы и впоследствии реабилитированным, местом жительства которых является Калужская область.

Однако истцу указанная мера социальной поддержки Управлением социальной защиты г. Калуги предоставлена не была со ссылкой на то обстоятельство, что к ответственности по политическим мотивам в виде лишения свободы была привлечена мать истца, а не он сам.

Между тем указанное обстоятельство не имеет правового значения и не может служить основанием для ограничения прав истца в процессе реабилитации и отказа в назначении ежемесячной компенсационной выплаты, поскольку он хотя и не был формально привлечен к уголовной ответственности по политическим мотивам, но фактически подвергся тем же политическим репрессиям в виде лишения свободы, что и его мать.

Исключение из круга лиц, имеющих право на получение ежемесячной компенсационной выплаты, детей, находившихся в местах лишения свободы вместе с необоснованно репрессированными родителями, впоследствии реабилитированными, противоречит позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 23 мая 1995 г. N 6-П по делу о проверке конституционности ст.ст. 2.1 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий". В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что признание ч. 1 ст. 2.1 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" детей, находившихся вместе с родителями в местах лишения свободы, не репрессированными, а пострадавшими от политических репрессий, не отвечает цели данного Закона, ограничивает для таких лиц возможность реабилитации, создает для них иной по сравнению с реабилитируемыми статус, в частности уменьшает объем предусмотренных компенсаций.

Такие дети, насильственно или вынужденно помещенные в места заключения, ссылки, высылки, спецпоселений, т.е. в условия явного лишения прав и свобод, в силу ст. 1 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" должны быть признаны репрессированными по политическим мотивам.

Во исполнение данного Постановления Конституционного Суда РФ в Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" внесены изменения, согласно которым дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, отнесены к подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации.

Учитывая, что в соответствии со ст. 1.1 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" М. признан реабилитированным как находившийся в местах лишения свободы вместе с матерью Ш., необоснованно репрессированной по политическим мотивам, он имеет право на все меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы и впоследствии реабилитированным, в том числе на ежемесячную компенсационную выплату, предусмотренную п. 5 ст. 1 Закона Калужской области от 30 декабря 2004 г. N 11-ОЗ.

При таких обстоятельствах вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для назначения указанной выше категории граждан ежемесячной компенсационной выплаты основан на ошибочном толковании и применении норм законодательства о реабилитации жертв политических репрессий и предоставлении мер социальной поддержки реабилитированным лицам.

Кроме того, согласно ответу Управления социальной защиты г. Калуги на заявление истца о назначении компенсационной выплаты, предусмотренной Законом Калужской области для лиц, подвергшихся репрессиям в виде лишения свободы и впоследствии реабилитированных, М. в назначении компенсации было отказано как по основанию, изложенному выше, так и по тому основанию, что он как инвалид третьей группы является получателем мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Это обстоятельство не было предметом судебной проверки в ходе разрешения возникшего спора, судом не дана правовая оценка названному основанию отказа в удовлетворении заявления М.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Калужского районного суда Калужской области от 14 июня 2012 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калужского областного суда от 20 сентября 2012 г. отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено: 19.01.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 08.04.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 22.10.2014 Стр. 1
Рубрики правового классификатора: 010.050.060 Реабилитация репрессированных и депортированных народов, 010.060.040 Основные (конституционные) социально- экономические права и свободы, 010.070.080 Законодательство об отдельных регионах Российской Федерации, 030.020.040 Гражданско-правовое положение несовершеннолетних (см. также 040.040.020), 040.040.020 Права несовершеннолетних детей (см. также 030.020.040, 040.080.000, 060.020.160), 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 070.010.000 Общие положения, 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 070.080.040 Реабилитация (социальная, медицинская и др.), 070.110.000 Порядок разрешения споров в области социального обеспечения и социального страхования, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать