Основная информация

Дата опубликования: 14 октября 2014г.
Номер документа: В201406656
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201406656

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 27.07.2015, N 8, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14.10.2014 N 47-КГ14-8

ИЗМЕНЕНИЕ УЧЕТНОЙ НОРМЫ ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ "ЖИЛИЩЕ"

НА 2002-2010 ГОДЫ И НА 2011-2015 ГОДЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ

ДЛЯ ОТКАЗА ЛИЦАМ, УЧАСТВУЮЩИМ В ПОДПРОГРАММЕ

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ", В РЕАЛИЗАЦИИ

ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

(Извлечение)

Прокурор обратился в суд в интересах М. с иском о признании незаконными действий администрации муниципального образования. В обоснование своих требований прокурор указал на то, что постановлением администрации муниципального образования от 15 апреля 2010 г. "О признании нуждающимися в жилых помещениях" М. и его семья, состоящая из четырех человек, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы". Впоследствии в связи с рождением третьего ребенка состав семьи М. увеличился до пяти человек. Однако ответчиком в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома было отказано со ссылкой на изменение учетной нормы жилой площади и отсутствием у семьи М. нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно ответу администрации муниципального образования от 17 июля 2013 г. семья М., состоящая из пяти человек, не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку изменилась учетная норма площади жилого помещения (10 кв. м), а площадь жилого помещения, находящегося в собственности семьи М., превышает данную норму.

Прокурор полагал, что оснований для исключения семьи М. из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" не имелось.

С учетом уточненных исковых требований прокурор просил признать незаконными действия администрации муниципального образования, выразившиеся в отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома семье М., возложить на ответчика обязанность выдать указанное свидетельство в срок до 1 ноября 2013 г., признать незаконными действия департамента молодежной политики области, выразившиеся в исключении семьи М. из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в соответствующем году на основании приказа от 19 августа 2013 г., возложить на департамент молодежной политики области обязанность включить семью М. в указанный список в срок до 1 ноября 2013 г.

Определением районного суда к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент молодежной политики Оренбургской области.

Решением районного суда, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 14 октября 2014 г. отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. В ее состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей". Во исполнение условий федеральной целевой программы постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Согласно п. 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением совета депутатов муниципального образования от 16 июня 2006 г. N 68 "Об установлении на территории Шарлыкского района учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма" была установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв. м на человека.

Законом Оренбургской области от 28 февраля 2003 г. N 63/3-Ш-ОЗ была утверждена областная программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы".

Судом по делу установлено, что каждому из членов семьи М. принадлежит по 1/4 доле в доме общей площадью 55,6 кв. м.

Постановлением администрации муниципального образования от 15 апреля 2010 г. "О признании нуждающимися в жилых помещениях" семья М., состоящая из четырех человек, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и включена в список участников программы "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003-2010 годы".

В период действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и принятых в целях ее реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье М. предоставлена не была.

24 июня 2012 г. в семье М. родился третий ребенок, в связи с чем состав семьи увеличился до пяти человек.

Несмотря на это, ответчиком в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома было отказано.

Согласно ответу администрации муниципального образования от 17 июля 2013 г. семья М., состоящая из пяти человек, не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку площадь жилого помещения, находящегося в собственности семьи М., превышает учетную норму.

Приказом департамента молодежной политики области от 19 августа 2013 г. семья М. исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты по программе "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2011-2015 годы" в 2013 году.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома и исключении семьи М. из списка участников программы является правильным. При этом суд исходил из того, что у семьи М. нет нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого из пяти членов семьи составляет 11,12 кв. м, что превышает учетную норму предоставления жилья (10 кв. м), установленную на территории района (решение совета депутатов муниципального образования от 30 марта 2012 г.).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала выводы суда незаконными.

В связи с истечением срока действия федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

Согласно п. 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.

В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7 Правил).

Решением совета депутатов муниципального образования от 30 марта 2012 г. "Об установлении на территории Шарлыкского района учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма" ранее принятое решение от 16 июня 2006 г. признано утратившим силу и установлена учетная норма жилого помещения в размере 10 кв. м на человека.

Вместе с тем утвержденная постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011-2015 годы фактически идентична утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.

Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы она является продолжением программы на 2002-2010 годы (Раздел I. Характеристика проблемы).

Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.

Из дела видно, что на момент принятия решения о включении семьи М., состоящей из четырех человек, в список участников подпрограммы их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты. Жилищные условия семьи М. не улучшились, в их семье родился третий ребенок, в связи с чем состав семьи М. увеличился до пяти человек.

Между тем п. 21 Правил (в ред. постановления Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1204) предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.

Кроме того, вышеуказанные Правила не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с изменением учетной нормы жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы и признавая тем самым ее право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по ее социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд РФ (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, Определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).

При таких обстоятельствах правовых оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома и исключении семьи М. из списка участников программы не имелось.

Это не было учтено судебными инстанциями и повлекло за собой вынесение незаконных судебных постановлений.

[введено: 03.09.2015 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 08.09.2015 главный специалист НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 27.07.2015 Стр. 27
Рубрики правового классификатора: 010.060.020 Основные (конституционные) личные права и свободы, 010.060.040 Основные (конституционные) социально- экономические права и свободы, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 030.020.010 Общие положения, 030.050.040 Недвижимость (см. также 050.060.000, 050.080.000, 190.020.080), 050.010.000 Общие положения, 050.020.020 Управление жилищным фондом (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 050.110.000 Разрешение жилищных споров. Ответственность за нарушение жилищного законодательства, 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 070.100.000 Ответственность за нарушение законодательства о социальном обеспечении и социальном страховании, 180.010.000 Общие положения, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать