Основная информация

Дата опубликования: 13 июля 2011г.
Номер документа: RU095070002011001
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Карачаево-Черкесская Республика
Принявший орган: Дума Усть-Джегутинского муниципального района
Раздел на сайте: Уставы муниципальных образований
Тип документа: Муниципальный правовой акт

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА

ДУМА

РЕШЕНИЕ

13.07.2011                                   г.  Усть-Джегута                          № 256-II

О внесении изменений в Устав Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики

Утратил силу:

Устав Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, принятый решением Думы Усть-Джегутинского муниципального района от 10.02.2012 № 329-II, НГР RU095070002012001

В соответствии со статьями 28,44 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Дума   Усть-Джегутинского муниципального района

РЕШИЛА:

1.Внести изменения в Устав  Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, изложив статьи 8, 10, 15, 22, 26, 28, 29, 30, 31, 35, 36, 38, 45, 48, 51, 60 Устава в новой редакции и дополнить статьей 23.1 согласно приложению 1.

2.Направить настоящее решение о внесении изменений в Устав Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики на государственную регистрацию.

3.Опубликовать внесение изменений в Устав Усть-Джегутинского муниципального района Карачаево-Черкесской  Республики в газете «Джегутинская неделя» после государственной регистрации.

4.Настоящее решение вступает в силу  со дня  его официального опубликования. 

Глава Усть-Джегутинского

муниципального района                                                                                          Ш. С. Тебуев

Приложение №1

к  решению Думы

Усть-Джегутинского

муниципального района

от 13.07.2011 № 256-II

Статья 8. Вопросы местного значения муниципального района

1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;

4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах  муниципального района осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;

7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

8) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории  муниципального района;

9) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

10) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики; организация предоставления дополнительного образования (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

12) организация оказания на территории муниципального района (за исключением территорий поселений, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень территорий, население которых обеспечивается медицинской помощью в медицинских учреждениях, подведомственных федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по медико-санитарному обеспечению населения отдельных территорий) первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности,  во время и после родов;

13) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

14) утверждение схем территориального планирования муниципального района,  утверждение

подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

15) выдача разрешений на установку рекламной конструкции на территории  муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории  муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе»;

16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;

17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

19) организация библиотечного обслуживания населения  межпоселенческими  библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных  фондов;

20) создание условий  для обеспечения  поселений, входящих в  состав  муниципального  района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

21) создание условий для развития местного традиционного народного  художественного  творчества в поселениях, входящих в состав  муниципального  района;

22) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств бюджета муниципального района;  

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно – оздоровительных   местностей и курортов местного значения на территории муниципального района, а также осуществление муниципального контроля в области  использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района;

25) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

26) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;

27) обеспечение условий для развития на территории  муниципального района физической культуры  и массового спорта, организация  проведения  официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального  района;

28) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого  характера  по работе  с детьми  и молодежью;

29)осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд;

30)осуществление муниципального лесного контроля;

31) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

32) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

33) иные вопросы, отнесенные Федеральным законом к вопросам местного значения муниципального района.

2.Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать иные предусмотренные федеральным законом вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения муниципальных районов, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона от  06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики, только за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

3. Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального района.

Статья 10. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения

1. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают следующими полномочиями:

1) принятие Устава муниципального района и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;

2) установление официальных символов муниципального района;

3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;

4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

5) регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселения и органами местного самоуправления  муниципального района;

6) полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении";

         7) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, голосования по вопросам изменения границ муниципального района, преобразования муниципального района;

        8) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы  муниципального района, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

        9) учреждение печатного средства массовой информации для  опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального района, официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального района, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

10)организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов Думы муниципального района, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;

11) утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального района, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

12) осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными  законами;

13) иными полномочиями в соответствии с федеральным законом, настоящим Уставом.

2. Полномочия органов местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального района органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального района не допускается.

Статья 15. Голосование по отзыву депутата, главы  муниципального района

1.Голосование по отзыву депутата Думы муниципального района (далее – депутат) проводится по инициативе населения муниципального района в порядке, установленном Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом Карачаево-Черкесской Республики для проведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом.

2. Основаниями для отзыва депутата могут служить его противоправ­ные решения или действия (бездействия), в случае их подтверждения в судебном порядке.

3.Депутат может быть отозван на основании нарушения законодательства Российской Федерации, законодательства Карачаево-Черкесской Республи­ки, нормативных правовых актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции, а также настоящего Устава и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.

4. Отзыв по основаниям указанным в пунктах 2 и 3 настоящей статьи не освобождает депутата от иной ответственности за допущенные нарушения законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

5. С инициативой проведения голосования по отзыву депутата могут выступить граждане Российской Федерации, обладающие избирательны правом и проживающие на территории соответствующего избирательного округа. По вопросу инициирования процедуры отзыва депутата проводится со­брание граждан (далее - собрание).

В собрании имеют право участвовать граждане, имеющие право участвовать в местном референдуме.

6. Граждане (инициаторы проведения собрания) не позднее, чем за 10 дней до да­ты проведения собрания письменно информируют Думу муниципального рай­она, Главу о дате, времени и месте проведения собрания.

7. Граждане (инициаторы проведения собрания) не позднее, чем за 7 дней до да­ты проведения собрания обязаны письменно уведомить депутата, в отношении которого проводится собрание, о предстоящем собрании с указанием даты, времени и места его проведения.

Депутат, в отношении которого проводится собрание, вправе представлять на собрании свои объяснения в устной или письменной форме по поводу обстоятельств, послуживших основанием для постановки вопроса о его отзыве с одновременным обеспечением права выступать и давать личные объяснения по существу дела.        

8. Дума муниципального района публикует (обнародует) объявление о дате, времени и месте проведения собрания не позднее, чем за 7 дней до даты его проведения.                                                                   

9. В случае, если на собрании принято решение об инициировании процедуры отзыва депутата, собрание открытым, либо тайным голосованием избирает   из своего числа инициативную группу по организации процедуры отзыва депутата (далее - инициативная группа), лиц, уполномоченных представлять интересы инициативной группы, и поручает ей организацию сбора подписей в поддержку инициативы проведения голосования по вопросу отзыва депутата (далее - подписей).     

Инициативная группа не может состоять менее чем из 10 человек имеющих право на участие в голосовании по вопросу отзыва депутата.                  

10. По итогам собрания составляется протокол. К протоколу собрания прилага­ется список граждан, присутствовавших на собрании, с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения и паспортных данных. Каждый участник собрания собственноручно проставляет свою подпись в данном списке.

11. Инициативная группа в течение трех дней с момента проведения собрания представляет в соответствующую избирательную комиссию заявление на регистрацию инициативной группы, протокол собрания и список избранной инициативной группы

В заявлении на регистрацию инициативной группы должна быть изложена конкретная формулировка мотивов отзыва, фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого начата процедура отзыва. Заявление должно быть подтверждено подписями всех членов инициативной группы с указанием даты рождения, фа­милии, имени, отчества, адреса места жительства и паспортных данных каждого.

12.Представленные документы рассматриваются соответствующей избирательной комиссией в 15-дневный срок со дня их поступления. По итогам их рассмотрения соответствующая избирательная комиссия принимает решение либо о направлении представленных документов в Думу муниципального района, уполномоченную принимать решение о назначении голосования, либо об отказе в регистрации инициативной группы.

13. Если Дума муниципального района по итогам не более чем 20-ти дневной проверки признает мотивы отзыва депутата обоснованными, соответствующая избирательная комиссия осуществляет регистрацию инициативной группы и выдает ей регистрационное свидетельство. Решение о регистрации инициативной группы принимается в 15-дневный срок со дня признания Думой  муниципального района мотивов отзыва обоснованными и подлежит официальному опубликованию.

Если Дума муниципального района признает, что мотивы отзыва необоснованны, соответствующая избирательная комиссия отказывает инициативной группе в регистрации и выдает ей решение, содержащее мотивированное основание отказа.

Отказ в регистрации инициативной группы, несоблюдение срока принятия решения о регистрации инициативной группы могут быть обжалованы в судебном порядке.

14. С момента получения  регистрационного свидетельства инициативная группа вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей в по­рядке установленном для проведения местного референдума. Общий срок сбора подписей не должен быть более 30 дней со дня выдачи реги­страционного свидетельства инициативной группе.

15. Голосование по вопросу отзыва депутата назначается, если под требованием о его проведении поставят свои подписи в порядке, установленном настоящим Уставом, не менее пяти процентов граждан - имеющих право на участие в голосовании по вопросу отзыва депутата. Если в течение установленного пунктом 14 срока не было собранно необходимое количество подписей граждан, дальнейший сбор подписей прекращается. Повторное требование о проведении голосования по вопросу отзыва депутата может быть выдвинуто не ранее чем через год после даты окончания сбора подписей инициативной группой.

По окончании сбора подписей инициативная группа составляет итоговый протокол, в котором указываются дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей и наименование органа, которому переданы подписные листы.

16. Голосование по вопросу отзыва депутата  назначается Думой муниципального района в не более чем 30-дневный срок со дня поступления документов о выдвижении инициативы проведения голосования об отзыве депутата. Указанное решение подлежит официальному опубликованию. В случае отсутствия Думы муниципального района или непринятия им реше­ния в установленный срок - решение о назначении голосования по отзыву депу­тата принимается соответствующим судом.

17. Депутат считается отозванным, если за его отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в избирательном округе.  

18. Итоги голосования по отзыву депутата муниципального района и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Статья 22. Органы местного самоуправления  муниципального района

1.Структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют:

представительный орган муниципального района - Дума Усть-Джегутинского муниципального района (по тексту  - Дума   муниципального  района);

Глава Усть-Джегутинского муниципального района (по тексту - Глава  муниципального района);

местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального района) - администрация Усть-Джегутинского муниципального района (по  тексту  - администрация  муниципального района).

2. Настоящим Уставом муниципального района может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации городского поселения. В этом случае в городском поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления  муниципального района, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются  настоящим Уставом.

4. Органы местного самоуправления  муниципального района не входят в систему органов государственной власти.

5. Изменение структуры органов местного самоуправления муниципального района осуществляется не иначе как путем внесения изменений в  настоящий Устав.

6. Решение Думы муниципального района об изменении структуры органов местного самоуправления  муниципального района вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий Думы муниципального района, принявшего указанное решение.

7. Финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления  муниципального района осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета  муниципального района.

Статья 23.1. Фракции в Думе муниципального района

1. Депутаты Думы муниципального района, избранные в составе списков кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракция), за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные по одномандатным или многомандатным избирательным округам, и депутаты (депутат), избранные (избранный) в составе списка кандидатов политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), указанной в пункте   3 настоящей статьи.

2. Порядок деятельности фракций устанавливается законом Карачаево-Черкесской Республики  и (или) регламентом либо иным актом Думы муниципального района.

3. В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность ее фракции в Думе муниципального района, а также членство депутатов в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

4. Депутат, избранный в составе списка кандидатов, выдвинутого политической партией (ее региональным отделением или иным структурным подразделением), не вправе выйти из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

5. Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте 3 настоящей статьи, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

6. Депутат, избранный в составе списка кандидатов политической партии, указанной в пункте  3 настоящей статьи, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в Думе муниципального района, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

7. Несоблюдение требований, предусмотренных пунктами 4-6 настоящей статьи, влечет за собой прекращение депутатских полномочий.

Статья 26. Досрочное прекращение полномочий Думы муниципального района

1.Полномочия Думы муниципального района независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона. Полномочия Думы муниципального района также прекращаются:

1) в случае принятия Думой муниципального района решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Думы муниципального района;

2) в случае вступления в силу решения  суда о неправомочности данного состава депутатов Думы муниципального района, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального района, осуществляемого в соответствии с  Федеральным законом;

4) в случае увеличения численности избирателей муниципального района более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального района;

5) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законодательством;

2. Досрочное прекращение полномочий Думы муниципального района влечет досрочное прекращение полномочий ее депутатов.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Думы муниципального района, досрочные выборы в указанный орган проводятся в сроки, установленные Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Статья 28. Досрочное прекращение полномочий депутата Думы  муниципального района

Полномочия депутата Думы муниципального района прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания  судом  безвестно  отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7)прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

9)   отзыва избирателями;

10) досрочного  прекращения  полномочий  Думы  муниципального района;

11) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

12) в иных случаях, установленных Федеральным законом и иными федеральными законами.

Решение Думы муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутата Думы муниципального района принимается не позднее  чем через 30 дней со дня его основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Думы муниципального района,- не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Статья 29. Глава муниципального района

1. Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

2. Глава муниципального района избирается Думой муниципального района из своего состава на срок полномочий Думы муниципального района и исполняет полномочия ее Председателя.

3. Глава муниципального района  исполняет свои обязанности на постоянной основе.

4. Полномочия Главы муниципального района начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Главы  муниципального района.

5. Глава муниципального района не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава муниципального района не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава муниципального района не вправе состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.

Глава муниципального района не может одновременно исполнять полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального района, за исключением случаев установленных Федеральным законом.

6.Гарантии прав Главы муниципального района при привлечении его к ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении Главы  муниципального района, занимаемого им жилого и  служебного помещения, его багажа, личных или служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.

7. Глава  муниципального района в своей деятельности  подконтролен и подотчетен населению и  Думе муниципального района.

8) В случае отсутствия главы муниципального района или невозможности исполнения им должностных обязанностей, а также досрочного прекращения им своих полномочий, его полномочия временно осуществляет заместитель Председателя Думы муниципального района, а в случае отсутствия заместителя Председателя Думы - один из депутатов Думы муниципального района, избираемый из своего состава большинством в две трети голосов от установленного числа депутатов Думы муниципального района.

Статья 30. Полномочия Главы муниципального района

1. Глава  муниципального района  наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями п решению вопросов  местного значения:

1) представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;

2) подписывает и обнародует в порядке установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Думой  муниципального района;

3)  издает  в пределах  своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания  Думы муниципального района;

5)обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.

6) Глава муниципального района представляет Думе муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;

7) организует деятельность Думы муниципального района;

8) осуществляет руководство подготовкой заседаний Думы муниципального района и вопросов, вносимых на рассмотрение Думы муниципального района;

9) созывает заседания Думы муниципального района, доводит до сведения депутатов Думы муниципального района время и место их проведения, а также проект повестки дня;

10) ведет заседания Думы муниципального района;

11) оказывает содействие депутатам Думы муниципального района в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;

12) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Думы муниципального района;

13) подписывает протоколы заседаний и другие документы Думы муниципального района;

14) организует в Думе муниципального района прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;

15) координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских групп;

16) открывает и закрывает расчетные счета Думы муниципального района в банках;

17) является распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным отдельной строкой в бюджете муниципального района на подготовку и проведение заседаний Думы муниципального района, и по другим расходам, связанным с деятельностью Думы муниципального района и депутатских комиссий;

18) вносит в Думу муниципального района предложения об изменениях и дополнениях в Устав муниципального района;

19) заключает контракт с Главой администрации муниципального района;

20) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Карачаево-Черкесской Республики, настоящим Уставом,  регламентом Думы муниципального района.

Статья 31. Досрочное прекращение полномочий Главы муниципального района

1. Полномочия Главы муниципального района прекращаются досрочно в случае:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1  Федерального закона;

4) отрешения от должности правовым актом Президента Карачаево-Черкесской Республики  согласно федеральному законодательству;

5) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

10) приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

11) отзыва избирателями, избравшими его депутатом Думы муниципального района;

12) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Главы муниципального района;

13) досрочного прекращения полномочий Думы муниципального района;

14) преобразования муниципального района, осуществляемого в соответствии с  Федеральным законом, а также в случае упразднения муниципального района;

15) увеличения численности избирателей муниципального  района более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ  муниципального района;

16)  в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

2. В случае отсутствия Главы  муниципального района, невозможности исполнения им должностных обязанностей, а также досрочного прекращения им своих полномочий, его обязанности временно осуществляет заместитель Председателя Думы   муниципального района, досрочные выборы Главы муниципального района проводятся в сроки, установленные Федеральным законом.

Статья 35. Полномочия администрации  муниципального района

1. К компетенции администрации  муниципального района относится:

1) обеспечение исполнения решений органов местного самоуправления  муниципального района по реализации вопросов местного значения;

2) обеспечение исполнения полномочий органов местного самоуправления муниципального района по решению вопросов местного значения  муниципального района в соответствии с федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики, нормативными правовыми актами Думы муниципального района, постановлениями и распоряжениями Главы администрации муниципального района;

3) осуществление  отдельных  государственных  полномочий,  переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами  Карачаево-Черкесской Республики;

4) организация и осуществление муниципального контроля по вопросам, предусмотренным федеральными законами, в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля.

5) администрация муниципального района обладает иными полномочиями, определенными федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики.

2. Функции и полномочия органов администрации муниципального района, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об органах администрации  муниципального района, утверждаемыми Думой муниципального района.

Статья 36. Муниципальная избирательная комиссия  муниципального района

1.Муниципальная избирательная комиссия  муниципального  района  организует  подготовку и проведение муниципальных выборов,  местного  референдума,  голосования по отзыву депутата муниципального района, голосования  по  вопросам  изменения границ муниципального образования, преобразования  муниципального  района.

2.Муниципальная  избирательная комиссия муниципального  района  является   муниципальным органом, который не входит в структуру  органов  местного   самоуправления.

3. Муниципальная избирательная комиссия  муниципального района  формируется Думой муниципального района, в соответствии с федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законами Карачаево-Черкесской Республики.

4.Муниципальная избирательная комиссия формируется в количестве десяти членов с правом решающего голоса. Срок полномочий муниципальной избирательной комиссии муниципального района составляет пять лет.

5. Полномочия муниципальной избирательной комиссии муниципального района, регулируются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами Карачаево-Черкесской Республики, Положением, утверждаемым Думой  муниципального района.

6. Деятельность муниципальной избирательной комиссии муниципального района осуществляется коллегиально.

7.Председатель муниципальной избирательной комиссии муниципального района, заместитель председателя и секретарь муниципальной избирательной комиссии муниципального района избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов муниципальной избирательной комиссии муниципального района  с правом решающего голоса на срок ее полномочий в порядке, установленном Федеральным законом и законами Карачаево-Черкесской Республики.

8.Председатель муниципальной избирательной комиссии муниципального района:

1) представляет муниципальную избирательную комиссию муниципального района во взаимоотношениях с органами местного самоуправления, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципальной избирательной комиссии муниципального района, выдает доверенности на представление интересов муниципальной избирательной комиссии муниципального района;

2) организует работу муниципальной избирательной комиссии муниципального района;

3) созывает и ведет заседания муниципальной избирательной комиссии муниципального района;

4) подписывает постановления муниципальной избирательной комиссии муниципального района;

5) распределяет обязанности между членами муниципальной избирательной комиссии муниципального района для организации работы по исполнению принимаемых муниципальной избирательной комиссией муниципального района постановлений;

6) дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам муниципальной избирательной комиссии муниципального района;

7) организует в муниципальной избирательной комиссии муниципального района прием граждан, рассмотрение их обращений;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными и республиканскими законами.

8.Заместитель председателя муниципальной избирательной комиссии муниципального района оказывает содействие председателю муниципальной избирательной комиссии муниципального района в осуществлении возложенных на него полномочий, выполняет его поручения, а в отсутствие председателя муниципальной избирательной комиссии муниципального района  исполняет его обязанности.

9.По решению Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики, принятому на основании обращения Думы муниципального района, полномочия муниципальной избирательной комиссии могут быть возложены на территориальную комиссию Усть-Джегутинского муниципального района.

Статья 38. Органы местного самоуправления муниципального района - юридические лица

1. От имени  муниципального района  приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут Глава администрации  муниципального района, другие должностные лица муниципального района в соответствии с настоящим Уставом.

2. Дума муниципального района, администрация  муниципального района, которые в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с Федеральным законом.

Дума муниципального района и  администрация  муниципального района как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений федерального закона от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об  общих принципах  организации  местного самоуправления  в Российской Федерации» в соответствии с федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к  казенным учреждениям.

Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются  настоящий Устав и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

В случае отсутствия Устава муниципального района основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются:

1) для Думы муниципального района – протокол заседания Думы муниципального района, содержащий решение о наделении  Думы муниципального района правами юридического лица;

2) для иных органов   местного самоуправления – решение Думы муниципального района об учреждении соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.

3. Основаниями для государственной регистрации органов  администрации муниципального района в качестве юридических лиц являются решения Думы  муниципального района об учреждении соответствующего органа и утверждение Положения о нем Думой муниципального района.

Статья 45. Устав муниципального района

1.Устав муниципального района определяет:

1) наименование муниципального района;

2) перечень вопросов местного значения;

3) формы, порядок  и гарантии  участия населения в решении вопросов местного значения в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структуру  и порядок  формирования  органов  местного самоуправления муниципального района;

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления  муниципального района;

6)  виды, порядок принятия,  официального  опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов  муниципального района;

7) срок полномочий  Думы муниципального района, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц муниципального района, а также  основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц  местного самоуправления муниципального района, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основание и процедура  отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального района, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального района;

9) порядок формирования,  утверждения и исполнения бюджета  муниципального района, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии  с Бюджетным  кодексом Российской  Федерации;

10) порядок внесения изменений и дополнений в Устав муниципального района.

2.Уставом муниципального района регулируются  иные вопросы  организации  местного самоуправления  в соответствии  с федеральными законами  и законами Карачаево-Черкесской Республики.

3. Проект устава муниципального района, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального района не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального района, внесении изменений и дополнений в устав муниципального района подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Думой  муниципального района порядка учета предложений по проекту устава, проекту муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального района, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава муниципального района в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

4.Устав муниципального района, муниципальный правовой акт о внесении изменений и  дополнений в Устав муниципального района принимаются  большинством  в две трети  голосов от  установленной численности депутатов Думы муниципального района.

5.Изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального района и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления муниципального района (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий Думы муниципального района, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

6.Устав муниципального района, муниципальный правовой акт о внесении изменений  и дополнений  в Устав   муниципального района подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном Федеральным законом.

7.Основаниями  для  отказа  в  государственной регистрации Устава муниципального района, муниципального правового  акта о внесении изменений и дополнений в Устав   муниципального района могут быть:

1) противоречие Устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними Конституции и законам Карачаево-Черкесской  Республики;

2) нарушение установленного федеральным законом от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об  общих принципах  организации  местного самоуправления  в Российской Федерации»  порядка принятия Устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав.

8.Отказ в государственной регистрации Устава муниципального района, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав  муниципального района, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации Устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального района  могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления муниципального района в судебном порядке.

9.Устав муниципального района, муниципальный правовой  акт о внесении изменений и дополнений в Устав  муниципального района подлежат  официальному  опубликованию (обнародованию)  после  их государственной  регистрации   и вступают в силу после  их официального  опубликования  (обнародования).

Статья 48. Правовые акты Главы муниципального района, исполняющего полномочия Председателя Думы муниципального района

Глава муниципального района, исполняя полномочия Председателя Думы муниципального района, в пределах своих  полномочий, установленных Уставом  муниципального района и решениями Думы муниципального района, издает  постановления и распоряжения  по вопросам организации деятельности  Думы   муниципального района, подписывает решения Думы муниципального района, не имеющие нормативного характера.

Статья 51. Подготовка и вступление в силу правовых актов муниципального района

1.Проекты  муниципальных  правовых    актов   могут    вноситься  депутатами   Думы муниципального района,  Главой   муниципального района, Главой администрации муниципального района, инициативными  группами  граждан, Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой, районным судом.

2.Порядок внесения проектов муниципальных  правовых актов муниципального района,  перечень и форма  прилагаемых к ним документов устанавливаются  нормативным  правовым  актом органа местного самоуправления  или должностного  лица  муниципального района, на рассмотрение   которых  вносятся  указанные  проекты.

3.Муниципальные правовые акты муниципального района вступают в силу с момента их подписания, если иной порядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом  или самим правовым актом.

4.Муниципальные правовые акты муниципального района, затрагивающие  права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального  опубликования (обнародования).

5.Муниципальные правовые акты  муниципального района подлежат  опубликованию  в Усть-Джегутинской  районной газете «Джегутинская  неделя» либо обнародованию в течение 10  дней после их подписания.

6.Порядок  опубликования (обнародования) муниципальных  правовых актов  муниципального района  должен  обеспечивать  возможность  ознакомления  с ними  граждан за исключением правовых  актов или их отдельных положений, содержащих  сведения, распространение которых  ограничено федеральным  законодательством.

Статья 60. Доходы и расходы местного бюджета

1. К собственным доходам местного бюджета относятся:

- средства самообложения граждан в соответствии со статьей 63 настоящего Устава;

- доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 Федерального закона;

- доходы от региональных   налогов и сборов в соответствии со статьей 58 Федерального закона;

- доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 Федерального закона;

- безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62  Федерального закона, и другие безвозмездные поступления;

- доходы от имущества,  находящегося  в  муниципальной  собственности муниципального района;

- часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решениями Думы муниципального района и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;  

- штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

- добровольные пожертвования;

- иные  поступления  в соответствии   с федеральными  законами,   законами   Карачаево-Черкесской Республики и решениями органов местного самоуправления муниципального района.

2.Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного статьей 15 Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

3.В доходы местного бюджета зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии со статьей 63 Федерального закона.

4.Расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления муниципального района ведут реестры расходных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном администрацией муниципального района.

5. Органы местного самоуправления муниципального района самостоятельно определяют своими решениями сметы расходов.

Муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения устанавливает Дума муниципального района.

6. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

7.Расходы местного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляются в соответствии со статьёй 61 настоящего Устава. 

8.Осуществление расходов местного бюджета на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Джегутинская неделя" № 29-30 (382-383) от 12.09.2011, "Джегутинская неделя" № 18-19 (371-372) от 10.06.2011
Рубрики правового классификатора: 010.030.030 Устав муниципального района

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать