Основная информация

Дата опубликования: 05 ноября 2020г.
Номер документа: RU27024105202000021
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Хабаровский край
Принявший орган: Администрация Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ

КУКАНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05.11.2020 № 37

Об утверждении муниципальной целевой Программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Куканского сельского поселения на 2021 - 2023 годы»

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», администрация Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную целевую Программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Куканского сельского поселения на 2021 - 2023 годы».

2. Контроль за выполнением постановления оставляю за собой.

3. Опубликовать настоящее постановление в Информационном бюллетене и официальном сайте Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава сельского поселения

И.С. Кузнецов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением администрации

Куканского сельского поселения

от 05.11.2020 №37

Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Куканского сельского поселения на 2021 - 2023 годы»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



п/п

Наименование Программы

Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Куканского сельского поселения на 2021 - 2023 годы» (далее по тексту - Программа).

1

Основание разработки Программы

Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Куканского сельского поселения на 2021 - 2023 годы» (далее по тексту - Программа).

- Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»;

- Постановление администрации Хабаровского муниципального района от 23.07.2010 № 2125 «Об утверждении муниципальной Программы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края "

2

Заказчик Программы

администрация Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Разработчик Программы

администрация Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края

3

Цель Программы

Повышение энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов бюджетными учреждениями и жилым фондом Куканского сельского поселения за счет снижения удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, модернизации систем коммунальной инфраструктуры и создания условий для перевода экономики поселения на энергосберегающий путь развития.

4

Задачи Программы

Обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребле-

ния, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов по реализации потенциала энергосбережения.

5

Направление реализации программных мероприятий

Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе поселения;

Модернизация инженерной инфраструктуры жилого фонда поселения.

6

Сроки и этапы реализации Программы

2021 - 2023 годы

7

Исполнители Программы

Муниципальные бюджетные учреждения, энергосервисные компании.

8

Объемы и источники финансирования Программы

Объем средств бюджета Куканского сельского поселения составит 300 тыс. руб., в том числе:

в 2021 году – 100тыс. руб.,

в 2022 году – 100 тыс. руб.,

в 20203 году – 100 тыс. руб.»

9

Корректировка и уточнение Программы

Осуществляется заказчиком Программы ежегодно на основе результатов реализации Программы в прошедшем году и уточненных адресных планов реализации Программы в последующие годы.

1. Технико-экономическое обоснование Программы

Основной проблемой, решению которой способствует муниципальная Программа, является отсутствие практики эффективного использования потребляемых ресурсов, недофинансирование расходов на содержание, модернизацию систем инженерной инфраструктуры бюджетных учреждений и жилого фонда поселения, отсутствие механизмов использования полученной экономии энергоресурсов.

Необходимость кардинально повысить эффективность потребления энергии как фактора, определяющего конкурентоспособность страны и ее регионов, была определена Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

В рамках этого направления принят Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и план мероприятий по реализации Федерального закона, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 1830-р.

В этих условиях одной из основных угроз социально-экономическому развитию сельского поселения становится снижение конкурентоспособности предприятий, эффективности муниципального управления в поселении, вызванное ростом затрат на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов. Это может привести к следующим негативным последствиям:

- росту затрат предприятий, расположенных на территории поселения, на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов, приводящему к снижению конкурентоспособности и рентабельности их деятельности;

- росту стоимости жилищно-коммунальных услуг при ограниченных возможностях населения самостоятельно регулировать объем их потребления и снижению качества жизни населения;

- снижению эффективности муниципальных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на муниципальное управление;

- опережающему росту затрат на оплату коммунальных ресурсов в расходах на содержание муниципальных организаций и вызванному этим снижению эффективности оказания услуг.

Необходимость решения проблемы энергосбережения программно-целевым методом обусловлена следующими причинами:

1. Невозможностью комплексного решения проблемы в требуемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма.

2. Комплексным характером проблемы и необходимостью координации действий по ее решению.

3. Недостатком средств местного бюджета для финансирования всего комплекса мероприятий по энергосбережению и необходимостью координации действий и ресурсов органов местного самоуправления.

4. Необходимостью обеспечить выполнение задач социально-экономического развития, поставленных на федеральном, региональном и местном уровне.

5. Необходимостью повышения эффективности расходования государственных средств и снижения рисков развития муниципального поселения.

Повышение эффективности использования энергии и других видов ресурсов требует координации действий поставщиков и потребителей ресурсов, выработки общей технической политики, согласования договорных условий, сохранения баланса и устойчивости работы технических систем и т.п. Интересы участников рыночных отношений при этом не совпадают, а часто прямо противоположны, что требует участия в процессе третьей стороны в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеющих полномочия в сфере регулирования электроэнергетики и коммунальных услуг.

Основные риски, связанные с реализацией Программы, определяются следующими факторами:

- ограниченностью источников финансирования программных мероприятий;

- неразвитостью механизмов привлечения средств на финансирование энергосберегающих мероприятий.

В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Куканского сельского поселения .

Для общего руководства реализацией Программы на муниципальном уровне разрабатывается, корректируется и реализуется Программа, которая организует работу на поселенческом уровне, обеспечивает контроль выполнения мероприятий, своевременно выявляет риски реализации Программы и предпринимает меры по их снижению.

2. Цели и задачи Программы

Основной целью муниципальной Программы является повышение энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов бюджетными учреждениями и жилым фондом Куканского сельского поселения за счет снижения к 2020 году удельных показателей энергоемкости и энергопотребления, модернизации систем коммунальной инфраструктуры и создания условий для перевода экономики поселения на энергосберегающий путь развития.

Для достижения поставленной цели в ходе реализации Программы органам местного самоуправления необходимо решить следующие задачи:

1. Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по управлению энергосбережением, в том числе создание системы показателей на уровне каждого объекта и их мониторинга.

2. Расширение практики применения энергосберегающих технологий при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте объектов муниципальной сферы.

3. Проведение энергетических обследований, составление энергетических паспортов во всех учреждениях и предприятиях, подлежащих обязательному энергетическому обследованию.

4. Обеспечение учета всего объема потребляемых энергетических ресурсов. Создание системы мониторинга реализации мероприятий энергосбережения на каждом объекте, включенном в Программу. Необходимо оснастить приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии все органы местного самоуправления, муниципальные бюджетные учреждения и перейти на расчеты между организациями муниципальной бюджетной сферы и поставщиками коммунальных ресурсов только по показаниям приборов учета.

5. Реализация энергосберегающих мероприятий при капитальном ремонте объектов бюджетной сферы поселения.

Поставленная цель и решаемые в рамках Программы задачи направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов при их потреблении. Указанные цели и задачи решаются впервые, и Программа не дублирует цели и задачи других действующих программ поселения.

3. Система программных мероприятий

Программа содержит набор тиражируемых мероприятий по направлениям реализации Программы, оценку масштабов их применения, энергосберегающих эффектов и затрат на их реализацию.

3.1. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе

В период реализации Программы основной проблемой в бюджетной сфере будет снижение эффективности муниципального управления и оказания услуг, связанное с опережающим ростом стоимости коммунальных ресурсов, и вызванное этим резкое увеличение удельного веса расходов на оплату коммунальных услуг в общих расходах бюджетных организаций.

Целью данной Программы является повышение эффективности использования энергоресурсов в органах местного самоуправления и организациях бюджетной сферы, обеспечение на этой основе снижения потребления топливно-энергетических ресурсов при соблюдении установленных санитарных правил, норм и повышении надежности обеспечения коммунальными услугами.

Основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:

- обеспечить проведение энергетических обследований, ведение энергетических паспортов по объектам муниципальных организаций;

- обеспечить оснащение приборами учета коммунальных ресурсов и устройствами регулирования потребления тепловой энергии основные энергопотребляющие объекты муниципальной бюджетной сферы и перейти на расчеты между муниципальными организациями и поставщиками коммунальных ресурсов исходя из показаний приборов учета;

- обеспечить применение современных энергосберегающих технологий при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства за счет средств местного бюджета;

- сформировать систему муниципальных нормативных правовых актов, стимулирующих энергосбережение.

Система программных мероприятий, содержание и структура настоящей Программы разработаны согласно требованиям государственной информационной системы (ГИС) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Исходные данные по объектам, включенным в Программу, внесены в ГИС, в которой будет осуществляться ежегодная корректировка Программы, учитываться данные о фактическом потреблении ресурсов и формироваться необходимая отчетность. Доступ к информации осуществляется через Интернет-портал energosber.info.

3.2. Энергосбережение и повышение энергоэффективности в системах коммунальной инфраструктуры

Жилищно-коммунальное хозяйство сельского поселения «Село Новокуровка» в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения значительных финансовых ресурсов для модернизации и развития. Проблема усугубляется наличием большой задолженности в отрасли, образовавшейся в результате невыполнения бюджетами, своих обязательств, а также задолженностью населения за потребленные услуги.

Первоочередного решения требуют следующие проблемы в жилищно-коммунальном хозяйстве муниципального образования:

- высокий уровень износа основных фондов и коммуникаций;

- низкая надежность поставок услуг конечным потребителям, возникающая из-за финансовой нестабильности в сочетании с отсутствием источников погашения задолженности;

- существенное отставание развития жилищно-коммунального хозяйства поселения, отсутствие возможностей его финансирования;

- высокие затраты на производство коммунальных услуг, неэффективность схем теплоснабжения, использование высокозатратных видов топлива;

- повышенные потери ресурсов в сетевой инфраструктуре.

3.3. Типовые мероприятия

Программой предусмотрена реализация следующих типовых мероприятий на объектах муниципального поселения:

Энергетический аудит:

Энергетический аудит служит для оценки эффективного использования энергоресурсов для предприятия, технологического процесса или оборудования и позволяет сделать количественные оценки сбережения энергоресурсов и финансовых затрат.

В процессе энергетического обследования определяется реальное состояние систем энергопотребления, устанавливаются источники непроизводительных потерь энергоресурсов, проводится поиск оптимальных путей снижения этих потерь, выбирается наиболее рациональная с точки зрения выбранного критерия (снижение платы за энергоресурсы, сокращение потребления какого-либо вида энергоресурсов при сокращении лимитов, экология, обеспечение энергетической безопасности и т.п.) стратегия деятельности по реализации конкретных мероприятий.

Реализация мало затратных и организационных мероприятий позволяет достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов без привлечения внешнего финансирования.

Ожидаемый эффект: мало затратные и организационные мероприятия снижают потребление энергоресурсов на 3- 5 %.

Замена окон на энергоэффективные конструкции:

Современные оконные конструкции (пластиковые, металлодеревянные, алюминиевые) обеспечивают снижение тепло потерь через окна в 1,2 - 1,5 раза по сравнению с традиционными деревянными окнами. Одновременно в 5 - 6 раз уменьшается проникновение наружного воздуха в помещения (инфильтрация).

Окупаемость замены окон длительная, не менее 10-ти лет. Следует также отметить, что резкое уменьшение инфильтрации приводит к остановке систем естественной вентиляции. Кратность воздухообмена в помещениях падает, что приводит к неприятным последствиям: развитие плесени, повышенная влажность, неприятные запахи и т.д. При замене традиционных окон на герметичные конструкции следует предусматривать устройство приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепла на отопление на 10 - 20%.

Наружное утепление зданий:

Здания, построенные в 50 - 80-х годах прошлого века характеризуются низким значением коэффициента термического сопротивления наружных стен. Современные требования к теплозащитным свойствам наружных стен в 3 - 3,5 раза выше. Реконструкция зданий с утеплением наружных стен позволяет снизить потребление тепловой энергии как минимум на 10 - 15%.

Срок окупаемости мероприятия длительный: от 10-ти до 20-ти лет. Основные капитальные затраты связаны не собственно с утеплителем или работами по его установке, а с декоративно-защитным фасадным покрытием (алюкобонд, керамогранит и пр.).

Ожидаемый эффект: сокращение расхода тепла на отопление на 10 - 20%.

Использование светодиодных источников для освещения мест общего пользования

В настоящее время массовые светодиодные источники достигли уровня эффективности люминесцентных ламп (светоотдача 70 - 80 лм/Вт), экспериментальные образцы достигли светоотдачи 137 лм/Вт. Преодолена и проблема недостаточной мощности, не позволяющей использовать светодиодные источники для общего освещения. Максимальная мощность одиночного светодиода достигает 400 Ватт.

У светодиодных источников света есть и другие достоинства: длительный срок службы (до 100 тыс. часов), не содержат ртуть, отсутствие мерцания. При реконструкции систем освещения следует широко применять светодиоды, особенно для освещения вспомогательных зон (коридоры, лестницы, тамбуры, подвалы).

Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5 - 8%.

Внедрение систем автоматического управления освещением:

Для управления наружным освещением используются датчики освещенности (сумеречные выключатели). Для управления освещенностью мест с периодическим пребыванием людей датчики присутствия различных типов (микроволновые, акустические, инфракрасные). Эти простейшие (и достаточно дешевые) элементы автоматики позволяют сократить потребление электрической энергии на 8 - 10%.

Дополнительной мерой для снижения потребления может быть замена выключателей на мощных приборах освещения таймерами, обеспечивающими принудительное выключение по истечении заданного времени.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5 - 10%.

Замена люминесцентных светильников на светильники с электронным пуско-регулирующим устройством:

При плановой замене пуско-регулирующих устройств электромагнитного типа (ЭМПРА) следует использовать электронные устройства (ЭПРА). Это позволяет снизить потребление светильником на 15 - 20%, улучшить качество света за счет устранения неприятных пульсаций. Ввиду небольшой стоимости пуско-регулирующей аппаратуры срок окупаемости этого мероприятия не превышает 3-х лет.

В ряде случаев целесообразно устанавливать ЭПРА с возможностью диммирования (регулирования светового потока ламп). Существующие модели ЭПРА позволяют осуществлять диммирование без прокладки дополнительных проводов.

Ожидаемый эффект: сокращение расхода электроэнергии на 5 - 10%.

Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Реализация мероприятий энергосбережения и повышения энергетической эффективности относительно зданий, строений и сооружений, находящихся в ведении муниципальных органов исполнительной власти, осуществляется и оплачивается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

В случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания, строения или сооружения вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных им расходов на устранение выявленного несоответствия.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Затраты на реализацию программных мероприятий рассчитываются исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий. Стоимость выполнения работ будет уточняться по результатам энергетических обследований объектов, входящих в Программу, и предложенных мероприятий, определенных исходя из натурных измерений.

Финансирование мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ресурсов коммерческими предприятиями, организациями, коммунально-бытовыми потребителями и иными субъектами различных видов собственности и организационно-правовых форм, из краевого и муниципального бюджета не предполагается. Участие органов исполнительной власти в реализации данных мероприятий ограничивается организационным содействием и консультационной помощью.

Всего на реализацию мероприятий Программы сельского поселения на период до 2023 года потребуется 300 тыс. руб.

5. Механизм реализации Программы

Организацию и управление реализацией Программы осуществляет администрация Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Администрация Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края реализует функции заказчика Программы во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти Хабаровского края и по мере необходимости готовит предложения по корректировке реестра объектов и перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет объемы их финансирования, отдельные показатели, а также механизм реализации Программы.

Взаимоотношения администрации Куканского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заказчиками и исполнителями программных мероприятий осуществляются на договорной основе в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Реализация мероприятий энергосбережения в поселении позволит обеспечивать потребителям энергоресурсов сокращение расходов и должно повысить качество поставляемых услуг.

Результатами реализации потенциала энергосбережения является практическое привлечение потребителей к процессу экономии энергоресурсов, повышение культуры их потребления..

В рамках разработки Программы проведен анализ и рассмотрены основные неблагоприятные факторы на пути повышения энергоэффективности, а также возможные решения - законодательные или организационные инициативы, которые необходимы для устранения данных барьеров.

В качестве основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на реализацию муниципальной целевой программы, необходимо выделить следующие:

- Недостаточное осознание значимости повышения энергоэффективности и невысокий уровень осведомленности потребителей и поставщиков энергоресурсов и коммунальных услуг. Преодоление данного барьера возможно посредством информационной политики, стимулирующей рациональное использование энергоресурсов.

- Отсутствие синхронизации между мероприятиями по повышению энергоэффективности потребителями и производителями энергоресурсов. При сокращении потребления ресурсов и услуг, вызванное реализацией мер по энергосбережению, будет опережать модернизацию и повышение эффективности поставщиков энергоресурсов и услуг, возможно снижение их рентабельности в результате фактического сокращения поступления финансовых средств, предусмотренных утвержденными тарифами. Для того чтобы избежать возникновения данного фактора, модернизация коммунальной инфраструктуры должна опережать внедрение ресурсосберегающих технологий в системах потребления.

- Влияние кризисных явлений, в результате чего возможно недостаточное бюджетное финансирование, направленное на повышение энергетической эффективности, в рамках объемов, предусмотренных Программой, в результате возможно не достижение плановых показателей Программы. В данном случае необходима корректировка Программы с учетом фактической возможности бюджетов.

7. Мониторинг реализации Программы

Для осуществления контроля над выполнением мероприятий Программы, оценки эффективности, выделения и тиражирования лучшего опыта будет создана система мониторинга реализации Программы, включающая организационные структуры мониторинга и специализированные информационные системы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к муниципальной Программе

«Энергосбережение и повышение

энергетической эффективности

Куканского сельского поселения

на 2021 - 2023 годы»

ПЕРЕЧЕНЬ

Основных мероприятий муниципальной Программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Куканского сельского поселения на 2021-20203 годы"

№ п\п

Мероприятия

Сроки исполнения

Сумма

(руб.)

Ответственное лицо

1

Утепление фасада здания администрации

2021г.

100 000,00

администрация сельского поселения

2

Утепление фасада здания библиотеки

2022 г.

2023г.

190 000,00

администрация сельского поселения

3

Замена ламп накаливания
энергосберегающими лампами в здании администрации

2021-2023 г.

10 000,00

администрация сельского поселения

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: информационный бюллетень № 37 от 30.11.2020
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 020.020.000 Расходы местных бюджетов, 050.000.000 ТАРИФЫ В ОБЛАСТИ КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА. ГАЗОСНАБЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ,СНАБЖЕНИЕ ТОПЛИВОМ, 050.020.000 Муниципальные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать