Основная информация

Дата опубликования: 01 февраля 2011г.
Номер документа: В201105574
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201105574

В201105574

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 24.10.2011, N 11, СТР. 9, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01.02.2011 N 48-В10-10

ГРАЖДАНЕ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ИНВАЛИДАМИ, СТРАДАЮЩИМИ

ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВСТАВШИЕ

ДО 1 ЯНВАРЯ 2005 Г. НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ НУЖДАЮЩИХСЯ

В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ

СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА, ИМЕЮТ ПРАВО НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО

НАЙМА ВО ВНЕОЧЕРЕДНОМ ПОРЯДКЕ

(Извлечение)

З. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации г. Челябинска, администрации Калининского района г. Челябинска, правительству Челябинской области о признании отказа в предоставлении жилого помещения незаконным, об обязании предоставить жилое помещение вне очереди. В обоснование заявленных требований указала, что по договору социального найма зарегистрирована и проживает вместе с дочерью и сыном в одной комнате жилой площадью 17 кв. м, расположенной в двухкомнатной коммунальной квартире. Общая площадь квартиры составляет 43 кв. м.

Является инвалидом III группы по психическому заболеванию, которое входит в утвержденный постановлением Правительства РФ Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно, и дает право на предоставление жилья во внеочередном порядке. Решением Центрального районного исполнительного комитета г. Челябинска от 14 марта 1985 г. семья З., состоящая из 3-х человек, принята на учет с целью улучшения жилищных условий. На момент рассмотрения дела состоит на очереди под N 75.

Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 9 ноября 2009 г. исковые требования З. удовлетворены.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 февраля 2010 г. решение суда первой инстанции отменено, вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований З. отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 1 февраля 2011 г. надзорную жалобу З. удовлетворила.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права были допущены судом кассационной инстанции, что выразилось в следующем.

Отменяя решение районного суда и отказывая в иске, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда исходила из того, что постановлением правительства Челябинской области от 27 июля 2006 г. утверждено Положение о порядке предоставления инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г., жилищных субсидий. Иной формы обеспечения жильем данной категории граждан, помимо предоставления жилищных субсидий, в частности путем предоставления жилых помещений вне очереди, на территории Челябинской области не предусмотрено.

Однако этот вывод суда кассационной инстанции не основан на законе.

Закон Челябинской области от 25 мая 2006 г. N 154 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года" предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в установленных данным Законом формах и в порядке, определяемом правительством Челябинской области, категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. и проживающих на территории Челябинской области, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г. (ст. 1).

Согласно ст. 2 вышеназванного Закона меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются в одной из следующих форм: предоставление жилых помещений по договору социального найма; предоставление жилищных субсидий на приобретение жилого помещения в собственность на территории Челябинской области.

Таким образом, нельзя согласиться с выводом суда кассационной инстанции о том, что законом не предусмотрена иная форма обеспечения жильем граждан, принятых на учет до 1 марта 2005 г., помимо предоставления жилищных субсидий.

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подп. 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие ЖК РФ. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений указанной части.

По смыслу вышеназванных норм за гражданами, не реализовавшими до 1 марта 2005 г. право на обеспечение жилыми помещениями по договорам социального найма, данное право сохраняется и после 1 марта 2005 г.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

Из ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений ЖК РФ.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

При этом положения ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Из материалов дела видно, что З. была принята на учет с целью улучшения жилищных условий 14 марта 1985 г., является инвалидом III группы по психическому заболеванию, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно.

Таким образом, право на внеочередное получение жилья в связи с изменением законодательства заявительницей не утрачено.

Исходя из принципа диспозитивности при рассмотрении дела по существу, суд надзорной инстанции должен проверить обжалуемые вступившие в законную силу судебные постановления в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора.

Вместе с тем в случае выявления допущенных судом существенных нарушений закона, не указанных в доводах жалобы или представлении, суд в интересах законности вправе выйти за пределы доводов жалобы (представления) и обратить внимание на допущенные судом существенные нарушения закона, учесть их при принятии своего решения по результатам рассмотрения надзорной жалобы (представления прокурора).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда дополнительно указала, что малоимущей в период рассмотрения спора истица признана не была, а потому не вправе требовать предоставления жилой площади по договору социального найма.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственного, муниципального и других жилищных фондов.

Как указывалось выше, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанной нормы на граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., т. е. по ранее действовавшему законодательству, не распространяются требования нового ЖК РФ о принятии на такой учет лишь тех граждан, которые могут быть признаны малоимущими.

Кроме того, судом кассационной инстанции не были проверены другие доводы кассационной жалобы.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 февраля 2010 г. отменила.

[введено: 16.12.2011 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 12.01.2012 редактор НЦПИ - Гудочкин Р.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 24.10.2011 Стр. 9
Рубрики правового классификатора: 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать