Основная информация

Дата опубликования: 01 февраля 2013г.
Номер документа: В201302419
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201302419

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 20.06.2013, N 7, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01.02.2013 N 88-КГ12-7

В СТАЖ РАБОТЫ,

ДАЮЩИЙ ПРАВО НА УСТАНОВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ПОЖИЗНЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖЕЙНОГО КОМПЛЕКСА,

ЗАСЧИТЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО ПЕРИОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИМИ

ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПЕРЕЧНЕМ ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УЧАСТИЕ В КОТОРОЙ ДАЕТ ПРАВО НА

ПОЛУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ. УЧЕТ ОБЩЕГО

СТРАХОВОГО СТАЖА РАБОТЫ ПРЕДУСМОТРЕН ТОЛЬКО

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНО ОГОВОРЕННЫХ

КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

(Извлечение)

З. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в ЗАТО Северск Томской области (далее - ГУ УПФ РФ) о признании незаконными решения о назначении дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения без учета страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и отказа в перерасчете дополнительного материального обеспечения с учетом данного стажа, возложении обязанности назначить дополнительное материальное обеспечение с учетом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и о перерасчете дополнительного материального обеспечения с даты его назначения.

В обоснование своих требований истец указала на то, что работала в организации ядерного оружейного комплекса ОАО "Сибирский химический комбинат" 22 года 7 месяцев. С 1 ноября 2011 г. ей выплачивается дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение. При назначении дополнительного материального обеспечения ответчиком учтен только стаж ее работы в видах деятельности, предусмотренных Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации", - 8 лет 9 месяцев, при этом не учтен общий страховой стаж работы в организации ядерного оружейного комплекса, что противоречит подп. "б" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563.

Решением ГУ УПФ РФ от 8 декабря 2011 г. в перерасчете дополнительного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса З. отказано. В связи с этим истец просила суд признать незаконным указанное решение пенсионного органа, возложить обязанность на ответчика произвести перерасчет дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом страхового стажа работы в организации ядерного оружейного комплекса 22 года 7 месяцев со дня установления дополнительного материального обеспечения - 1 ноября 2011 г.

Решением Северского городского суда Томской области от 16 февраля 2012 г. в удовлетворении заявленных требований З. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 апреля 2012 г. названное решение суда отменено, по делу принято новое решение, которым иск З. удовлетворен. Решение ГУ УПФ РФ об отказе в перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения признано незаконным. На ответчика возложена обязанность назначить З. дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение с учетом страхового стажа 22 года 7 месяцев в организации ядерного оружейного комплекса и произвести перерасчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения с учетом данного стажа со дня его установления - 1 ноября 2011 г.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ ставился вопрос об отмене состоявшегося по делу постановления суда апелляционной инстанции, оставлении в силе решения Северского городского суда Томской области от 16 февраля 2012 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 1 февраля 2013 г. жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права.

Судом установлено, что З. досрочно назначена трудовая пенсия по старости по подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 29 января 2006 г. исходя из стажа на соответствующих работах - 8 лет 9 месяцев.

Истец имеет страховой стаж работы в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, 22 года 7 месяцев.

С 1 ноября 2011 г. З. установлена доплата как специалисту организации ядерного комплекса с учетом суммарного размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости равного 56% в сумме 18 799 руб., который был рассчитан пенсионным органом исходя из периодов осуществления ею деятельности, предусмотренной Перечнем (8 лет 9 месяцев).

6 ноября 2011 г. З. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете дополнительного ежемесячного пожизненного обеспечения с учетом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса продолжительностью 22 года 7 месяцев.

Решением ГУ УПФ РФ от 8 декабря 2011 г. З. отказано в перерасчете назначенного ей размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что расчет размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости З. произведен ответчиком правильно, страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса в размере 22 лет 7 месяцев не подлежит учету при исчислении ей спорных выплат, поскольку для категории граждан, которым дополнительное обеспечение установлено в соответствии с подп. "б" п. 2 Положения, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии подлежит увеличению, если страховой стаж при осуществлении предусмотренных Перечнем видов деятельности превышает необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости страховой стаж, предусмотренный подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом суд указал на то, что возможность установления или увеличения размера дополнительного обеспечения гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса, на чем настаивала истец, не предусмотрена положениями нормативно-правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и противоречит целям и принципам социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия исходила из того, что ОАО "Сибирский химический комбинат" признало наличие страхового стажа работы истца в организациях ядерного оружейного комплекса - 22 года 7 месяцев, что превышает 15-летний страховой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости женщинам по основаниям, предусмотренным подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на 7 лет 7 месяцев, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в соответствии с абз. 6 п. 10 Положения суммарный размер дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости, назначенный З., подлежит увеличению с учетом превышения необходимого стажа на 7 лет.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала приведенный вывод суда апелляционной инстанции основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.

Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" установлен ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на социальную поддержку (п. 1 Указа).

Названным Указом и Положением об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 549 "О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" (в ред. от 13 мая 2010 г.), определенным категориям граждан, в частности гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при осуществлении ими указанных в Перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса, при выходе на пенсию и при условии прекращения трудовой деятельности в организации ядерного оружейного комплекса установлено право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (абз. 3 п. 2 Указа, подп. "б" п. 2 Положения).

Спорным по настоящему делу является размер увеличения минимального суммарного размера дополнительного материального обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 4, 6 п. 10 Положения для граждан, указанных в абз. 3 п. 2 Указа, подп. "б" п. 2 Положения.

Согласно п. 9 Положения минимальный суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) составляет 55% среднемесячного заработка гражданина за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах.

В соответствии с п. 10 Положения суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается:

на 1% среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх 15 лет страхового стажа при работе в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах - для граждан, указанных в подп. "а" п. 2 Положения;

на 1% среднемесячного заработка за каждый полный год страхового стажа сверх страхового стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 1 подп. 1 или абз. 1 подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - для граждан, указанных в подп. "б" п. 2 Положения.

Кроме того, суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии по старости (трудовой пенсией по инвалидности) увеличивается на 1% среднемесячного заработка гражданина при осуществлении им предусмотренных Перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) военных представительствах за каждый полный год страхового стажа:

сверх 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин при назначении трудовой пенсии на общих основаниях;

сверх страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии в соответствии с подп. 1 или 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как установлено в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Из анализа, основанного на толковании приведенных правовых норм, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что гражданам, указанным в подп. "б" п. 2 Положения, размер дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии подлежит увеличению на 1% за каждый полный год работы с вредными условиями труда сверх страхового стажа на соответствующих работах, установленного для женщин в размере 7 лет 6 месяцев, что для З. с учетом периодов осуществления ею видов деятельности, предусмотренных Перечнем, 8 лет 9 месяцев составило 1%, кроме того, суд посчитал, что данная выплата должна быть увеличена еще и на 1% за каждый полный год работы сверх 15-летнего общего страхового стажа, требуемого для досрочного назначения пенсии в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что для истца составляет 7 лет с учетом ее страхового стажа в организациях ядерного оружейного комплекса 22 года 7 месяцев.

Между тем в соответствии с Указом и Положением, регулирующими спорные правоотношения, основным критерием при определении права на дополнительное обеспечение является требование о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.

В число названных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении.

При разрешении настоящего спора суд апелляционной инстанции не учел, что согласно абз. 2 подп. "б" п. 2 Положения в стаж, дающий право на установление дополнительного обеспечения указанным в данном подпункте гражданам, засчитываются только периоды осуществления ими видов деятельности, предусмотренных Перечнем. Кроме того, в абз. 4 п. 10 Положения также имеется указание на такое условие, как осуществление данными гражданами предусмотренных Перечнем видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса.

Как установлено судом, стаж продолжительностью 8 лет 9 месяцев на соответствующих работах, предусмотренных Перечнем, учтен при исчислении размера дополнительного обеспечения вместе со страховой частью трудовой пенсии З., относящейся к категории граждан, указанных в абз. 3 п. 2 Указа, подп. "б" п. 2 Положения.

Учет общего страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса при назначении дополнительного обеспечения предусмотрен только для граждан, которые перечислены в абз. 2 п. 2 Указа, подп. "а" п. 2 Положения, - граждане, награжденные орденами Российской Федерации и (или) СССР, удостоенные звания лауреата Ленинской премии, лауреата государственных премий СССР, лауреата государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреата премии Президента Российской Федерации, лауреата премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреата премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими предусмотренных Перечнем видов деятельности, имеющие страховой стаж работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах не менее 15 лет, к которым истец не относится.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 20 апреля 2012 г. отменила. Оставила в силе решение Северского городского суда Томской области от 16 февраля 2012 г.

[введено: 20.09.2013 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 28.02.2014 редактор НЦПИ – Петросова А.Б.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 7 от 20.06.2013 Стр. 13
Рубрики правового классификатора: 070.040.010 Общие положения, 070.040.020 Общий трудовой стаж, 070.040.030 Специальный трудовой стаж, 070.040.050 Страховой стаж, 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать