Основная информация

Дата опубликования: 02 апреля 2010г.
Номер документа: В201007584
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1007584

В201007584

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 21.12.2010, N 1, СТР. 17, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02.04.2010 N 48-В09-18

ПЕРИОД РАБОТЫ ОСВОБОЖДЕННОГО ПРОФСОЮЗНОГО

РАБОТНИКА НА ВЫБОРНОЙ ДОЛЖНОСТИ В ВЫБОРНОМ ОРГАНЕ

ПЕРВИЧНОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДЛЕЖИТ ВКЛЮЧЕНИЮ

В СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТАЖ, ДАЮЩИЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ

НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

Извлечение

П. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в Металлургическом районе г. Челябинска о признании права на пенсию, ссылаясь на то, что решением руководителя территориального органа УПФ РФ в Металлургическом районе г. Челябинска от 12 декабря 2008 г. ему незаконно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку в специальный стаж работы не включен период осуществления обязанностей председателя цехкома железнодорожного цеха N 2 первичной профсоюзной организации работников ОАО "Мечел" с 23 сентября 1999 г. по 3 декабря 2008 г. Указанные обстоятельства послужили основанием для его обращения в суд с настоящим иском, в котором П. просил признать решение территориального пенсионного органа от 12 декабря 2008 г. незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения пенсии спорный период, назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 3 декабря 2008 г.

Решением Металлургического районного суда г. Челябинска от 18 марта 2009 г. заявленные требования удовлетворены. Суд постановил признать решение руководителя территориального органа УПФ РФ от 12 декабря 2008 г. в части отказа П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" незаконным, признал за истцом право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с вышеназванным основанием, а также обязал ответчика включить в специальный стаж работы период работы с 23 сентября 1999 г. по 3 декабря 2008 г. в должности председателя цехкома железнодорожного цеха N 2 первичной профсоюзной организации работников ОАО "Мечел" и назначить такую пенсию с 3 декабря 2008 г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 мая 2009 г. решение суда первой инстанции отменено и вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В надзорной жалобе П. просил отменить состоявшееся по делу судебное определение суда кассационной инстанции и оставить в силе решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 18 марта 2009 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ надзорную жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права.

3 декабря 2008 г. истец обратился в УПФ РФ в г. Челябинске с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, установленному подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Металлургическом районе г. Челябинска от 12 декабря 2008 г. признано, что в назначении указанного вида пенсии истцу следует отказать, поскольку отдельные периоды его работы, включая спорный – с 23 сентября 1999 г. по 3 декабря 2008 г. в должности председателя цехкома железнодорожного цеха N 2 первичной профсоюзной организации работников ОАО "Мечел", не подлежат включению в специальный стаж. На основании указанного протокола решением руководителя территориального органа УПФ РФ от 12 декабря 2008 г. П. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При вынесении решения суд первой инстанции исходил из следующего.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Подпунктом "г" п. 1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 апреля 1992 г. N 272, которым предусмотрена должность помощника машиниста, занимаемая П. до избрания его на должность председателя цехкома железнодорожного цеха N 2 первичной профсоюзной организации работников ОАО "Мечел".

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости их удовлетворения со ссылкой на вышеприведенные нормы права, а также положения ст. 375 ТК РФ и ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", предусматривающие право освобожденного профсоюзного работника на включение в его общий и специальный трудовой стаж времени работы на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации.

Отменяя указанное решение суда и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд кассационной инстанции со ссылкой на ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" указал на имеющиеся расхождения между общим и специальным актами, регулирующими порядок назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также на то, что пенсионное законодательство, в том числе и вышеприведенные акты, не содержит положений о возможности включения в специальный стаж работы периода осуществления профсоюзной деятельности. По мнению суда кассационной инстанции, включение таких периодов в указанный стаж работы П. нарушает основной принцип осуществления льготного пенсионного обеспечения, как подразумевающего непосредственное участие в работах, связанных с воздействием неблагоприятных факторов и, как следствие, влекущих риск ранней утраты трудоспособности.

Судебная коллегия с приведенным выводом суда кассационной инстанции не согласилась, поскольку при разрешении спора судом неправильно применены нормы, регулирующие спорные правоотношения, что повлекло такое нарушение прав истца, которое может быть восстановлено только путем отмены состоявшегося судебного постановления в порядке надзора.

В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно абз. 3 ст. 375 ТК РФ время работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации засчитывается в его общий и специальный трудовой стаж.

Аналогичное положение содержится также в ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".

При таких обстоятельствах отсутствие в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" соответствующих изменений, позволивших бы включать период осуществления истцом профсоюзной деятельности в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Нормы Конституции Российской Федерации, ТК РФ, Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях.

Из изложенного следует, что вывод суда кассационной инстанции о наличии расхождения между общим и специальным актами, имеющими равную юридическую силу, не может быть признан законным, поскольку Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок включения периода осуществления работником профсоюзной деятельности в специальный стаж не урегулирован, а Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", устанавливающий в соответствии с его ст. 1, в том числе, правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, предусматривает такую возможность.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 мая 2009 г., оставила в силе решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 18 марта 2009 г.

[введено: 11.05.2011 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 26.09.2011 редактор НЦПИ - Петросова А.Б.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 21.12.2010 Стр. 17
Рубрики правового классификатора: 070.060.070 Досрочные пенсии

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать