Основная информация

Дата опубликования: 04 февраля 2008г.
Номер документа: В200804287
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0804287

В200804287

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.12.2008, N 12, СТР. 3, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04.02.2008 N 82-Г08-1

ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ О ВЫБОРАХ,

УСТАНАВЛИВАЮЩИМ ДЕСЯТИДНЕВНЫЙ СРОК, В ТЕЧЕНИЕ

КОТОРОГО ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ОБЯЗАНА ПРОВЕСТИ

ПРОВЕРКУ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ПОДАННЫХ

В ПОДДЕРЖКУ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ, НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ

КОЛИЧЕСТВО ПРОВОДИМЫХ ПРОВЕРОК

(Извлечение)

Решением окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 - Западный от 11 января 2008 г. Г. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Курганской областной Думы.

Г. обратился в суд с заявлением, в котором оспорил указанное решение, ссылаясь на нарушения его избирательных прав, выразившиеся в том, что незаконно, без его уведомления и участия была проведена дополнительная проверка подписных листов, которая выявила более 10% недостоверных и недействительных подписей избирателей; ему не была предоставлена возможность ознакомиться с результатами этой проверки и представить свои возражения.

Решением Курганского областного суда от 18 января 2008 г. заявление удовлетворено: решение окружной избирательной комиссии признано незаконным и на нее возложена обязанность зарегистрировать Г. кандидатом в депутаты Курганской областной Думы.

В кассационных жалобах избирательная комиссия области, окружная избирательная комиссия, а также прокурор прокуратуры Курганской области в своем представлении просили об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 4 февраля 2008 г. удовлетворила кассационные жалобы и представление прокурора по следующим основаниям.

В силу п. 18 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

Пунктом 2 ст. 16 Закона Курганской области от 6 июня 2003 г. N 311 "О выборах депутатов Курганской областной Думы" установлен десятидневный срок для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов и достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата.

При этом п. 3 ст. 16 областного Закона предусматривается, что избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений об избирателях, о соблюдении порядка сбора подписей.

Как следует из материалов дела, Г. 2 января 2008 г. представил в окружную избирательную комиссию необходимое количество подписных листов с подписями избирателей; 8 января 2008 г. рабочая группа проверила подписи и установила недействительность двух подписей избирателей; об итогах проверки был составлен протокол.

В последующем окружная избирательная комиссия в пределах установленного для проверки подписей срока и права, предоставленного ей законом, направила запросы о проверке достоверности сведений об избирателях в избирательную комиссию области и управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Курганской области.

В результате указанных проверок была выявлена недостоверность сведений о 26 избирателях, поставивших свои подписи в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты Г., а это составило более 10% недостоверных и недействительных подписей избирателей и явилось основанием для отказа в его регистрации кандидатом в депутаты.

Признавая незаконным решение окружной избирательной комиссии об отказе Г. в регистрации кандидатом в депутаты, суд исходил из того, что избирательной комиссией при проверке подписных листов были допущены нарушения прав кандидата, которые заключались в проведении дополнительной проверки достоверности сведений об избирателях и невручении ему за двое суток до заседания комиссии копии протокола об итогах проверки подписных листов.

Принимая названное решение, суд оставил без внимания следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.

Как федеральный, так и региональный Законы о выборах предусматривают определенный срок, в течение которого должна быть проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Законом Курганской области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" установлен десятидневный срок для проведения такой проверки (п. 2 ст. 16 Закона).

Из материалов дела видно, что этот срок избирательной комиссией был соблюден.

Следовательно, законодательство о выборах ограничивает проведение проверки подписных листов кандидата лишь определенным сроком и не связывает его с составлением протокола об окончании такой проверки. Более того, согласно п. 9 ст. 16 Закона области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" протокол проверки подписных листов прилагается к решению комиссии о регистрации, а сведения, содержащиеся в нем, отражают лишь результаты проверки подписных листов рабочей группой.

Ни федеральное, ни региональное законодательство о выборах не исключает возможности проведения, как указал суд, дополнительной проверки подписных листов, но в течение установленного законом срока для проведения названной проверки.

Что касается нарушения сроков передачи кандидату Г. итогового протокола о результатах проверки подписных листов, то данное обстоятельство не может являться основанием для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии.

Как видно из материалов дела, за день до принятия окружной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации заявителя кандидатом в депутаты ему было известно о результатах проверки подписных листов с привлечением управления миграционной службы.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 9 ст. 16 Закона области "О выборах депутатов Курганской областной Думы" судом могла быть осуществлена проверка подписных листов после принятия избирательной комиссией соответствующего решения.

Однако информация о достоверности сведений об избирателях, полученная из миграционной службы, заявителем под сомнение поставлена не была, а суд счел, что проверка этих сведений не относится к предмету рассмотрения данного дела.

Таким образом, решение Курганского областного суда, которым удовлетворено заявление Г., не может быть признано законным и обоснованным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Курганского областного суда отменила; приняла новое решение, которым Г. в удовлетворении его заявления об отмене решения окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 3 - Западный от 11 января 2008 г. отказала. В порядке ст. 445 ГПК РФ; НГР:Р0205496 произвела поворот исполнения решения Курганского областного суда, отменила решение окружной избирательной комиссии, которым Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты Курганской областной Думы.

[введено: 12.01.2009 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 14.01.2009 редактор НЦПИ - Приходько И.О.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 12 от 01.12.2008 Стр. 3
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система, 010.160.000 Статус депутата, 010.160.030 Статус депутата органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать