Основная информация

Дата опубликования: 05 октября 2012г.
Номер документа: В201207115
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201207115

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 22.03.2013, N 4, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05.10.2012 N 38-КГ12-9

РАЗМЕР ПЕНСИИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ, ПЕРЕСЕЛИВШЕГОСЯ

ИЗ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА И РАБОТАВШЕГО ПОСЛЕ ПЕРЕЕЗДА

НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ, МОЖЕТ ИСЧИСЛЯТЬСЯ ИСХОДЯ

ИЗ СРЕДНЕМЕСЯЧНОГО ЗАРАБОТКА ЗА ЛЮБЫЕ

60 МЕСЯЦЕВ РАБОТЫ ПОДРЯД В РОССИИ

(Извлечение)

Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Туле о признании права на исчисление расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев в период работы с 18 октября 1984 г. по 18 октября 1989 г., ссылаясь на то, что ей назначена пенсия по старости из расчета среднего заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Истец указала, что при назначении пенсии ответчиком неправомерно применено Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., поскольку в данном случае необходимо применять Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г. Г. просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии исходя их среднего заработка за 60 месяцев в период работы с 18 октября 1984 г. по 18 октября 1989 г. и выплатить недоплаченную пенсию начиная с момента ее назначения.

Решением Советского районного суда г. Тулы от 23 ноября 2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 12 января 2012 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.

Рассмотрев 5 октября 2012 г. кассационную жалобу Г., содержащую просьбу о пересмотре состоявшихся по делу судебных постановлений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ пришла к следующему.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможно восстановление пенсионных прав истца.

Судом установлено, что Г. является получателем пенсии по старости с 18 июля 2011 г., которая назначена ответчиком в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из расчета среднего заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. При назначении истцу пенсии ответчиком не был учтен ее заработок за 60 месяцев в период работы с 18 октября 1984 г. по 18 октября 1989 г. в отделении вневедомственной охраны при отделе внутренних дел исполкома Верхнебуреинского районного Совета народных депутатов Хабаровского края (РСФСР). Отказ ответчика в назначении пенсии с учетом указанного заработка мотивирован со ссылкой на Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., в соответствии с которым для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения. По мнению ответчика, поскольку истец после переезда на территорию Российской Федерации из Республики Молдова осуществляла трудовую деятельность, пенсия должна быть ей назначена исходя из заработка после переезда.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований, суд, руководствуясь Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г. и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исходил из того, что Г. после переезда на территорию Российской Федерации из Республики Молдова осуществляла трудовую деятельность в различных учреждениях г. Тулы до момента назначения ей пенсии. В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к выводу о правомерности действий ответчика по назначению истцу пенсии по старости из расчета среднего заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

С приведенной позицией согласилась судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда.

Между тем, как указано в ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу ст. 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст. 30 названного Федерального закона расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Судом установлено, что до 2 июня 1996 г. истец, являющаяся супругой военнослужащего, проживала и работала на территории войсковой части, расположенной в г. Тирасполе (Республика Молдова). В 1996 году Г. переехала на территорию Российской Федерации и была зарегистрирована в г. Туле.

Также установлено, что Г. является гражданкой Российской Федерации, о чем свидетельствует отметка в ее паспорте, сведения о вступлении Г. в гражданство Республики Молдова не подтверждены.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, вывод суда о применении к данным правоотношениям положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., регулирующего порядок назначения пенсии гражданам одного государства, переселившихся на территорию другого государства, нельзя признать правомерным, поскольку истец, являясь гражданкой Российской Федерации, имеет право на определение размера пенсии по старости с учетом не только среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, но и с учетом среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд.

В кассационной жалобе Г. также ссылалась на то, что на момент назначения пенсии являлась гражданкой Российской Федерации и отказ ответчика произвести расчет назначенной пенсии исходя из представленного истцом заработка нарушает ее право на пенсионное обеспечение.

Учитывая изложенное, требования Г. о признании права на исчисление расчетного размера трудовой пенсии по старости с учетом среднемесячного заработка за 60 месяцев в период работы с 18 октября 1984 г. по 18 октября 1989 г. и взыскании задолженности по недоплаченной пенсии начиная с момента ее назначения (18 июля 2011 г.) признаны правомерными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Советского районного суда г. Тулы от 23 ноября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 12 января 2012 г. отменила. Приняла по делу новое решение, которым требования Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Туле об обязании произвести перерасчет назначенной пенсии удовлетворила. Обязала Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Туле произвести перерасчет назначенной Г. пенсии исходя из среднего заработка за 60 месяцев в период работы с 18 октября 1984 г. по 18 октября 1989 г. в отделении вневедомственной охраны при отделе внутренних дел исполкома Верхнебуреинского районного Совета народных депутатов Хабаровского края (РСФСР). В части требований Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Туле о взыскании задолженности по недоплаченной пенсии начиная с 18 июля 2011 г. дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[отформатировано: 08.07.2013 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 21.02.2014 редактор НЦПИ - Гудочкин Р.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 22.03.2013 Стр. 7
Рубрики правового классификатора: 030.020.010 Общие положения, 060.010.070 Трудовая миграция (см. также 010.050.050, 200.050.040), 060.020.090 Оплата труда, 060.020.110 Гарантии и компенсации, 060.020.170 Трудовые споры, 070.060.020 Пенсии по старости, 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 070.060.110 Исчисление пенсии. Надбавки. Перерасчет пенсий, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать