Основная информация
Дата опубликования: | 07 июля 2004г. |
Номер документа: | В200403798 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0403798
В200403798
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2005, N 3, СТР. 6, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07.07.2004 N 72-Г04-3
[В качестве экспертной организации, осуществляющей
экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги
жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования,
может быть привлечено любое юридическое лицо, имеющее
аккредитацию в данной области, которое не является
учредителем (участником) организации, осуществляющей
регулируемую деятельность, и учредителем (участником)
которого не является такая организация]
(Извлечение)
Постановлением администрации Читинской области от 4 июня 2003 г. N 179-А/П утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии - Едином тарифном органе Читинской области (действует с изменениями от 26 ноября 2003 г., далее - Положение), которое опубликовано в установленном законом порядке.
Прокурор Читинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. п. 11.13 и 11.17 названного Положения, поскольку ими необоснованно закреплены за Региональной энергетической комиссией (РЭК) следующие полномочия:
устанавливать цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления) - п. 11.13;
проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований на безвозмездной основе - п. 11.17.
Решением Читинского областного суда от 5 апреля 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.
Администрация Читинской области в кассационной жалобе просила решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применен материальный закон.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 7 июля 2004 г. решение отменила в части признания недействующим п. 11.17 Положения и приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявления в данной части, в остальном решение оставила без изменения, указав следующее.
Согласно п. 11.13 Положения комиссия устанавливает цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления).
Удовлетворяя заявление о признании этого пункта Положения недействующим, противоречащим федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу о том, что РЭК как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать цены на поименованные виды коммунальных услуг, оказываемых предприятиями и организациями, не относящимися к системе коммунального хозяйства органов местного самоуправления.
В силу ст. 424 ГК РФ; НГР:Р9405309 исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, и только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Вопросы обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан определены Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 этого Закона (в ред. от 6 мая 2003 г.) оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Указанным Законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами (ч. 5 ст. 15 Закона), а органы местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, - устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт, наем жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг (ч. 7 ст. 15 Закона).
В п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887; НГР:Р9903784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (с последующими изменениями) предусмотрено, что нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) утверждаются органами местного самоуправления.
Суд правильно признал несостоятельными ссылки представителя администрации Читинской области на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864 такие услуги, как оплата населением жилья и коммунальных услуг, услуги водоснабжения и канализации включены в Перечень услуг, по которым осуществляют государственное регулирование органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" государственное регулирование заключается в том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать региональные стандарты тарифов на данные виды услуг.
Установление цен и тарифов не охватывается понятием государственного регулирования в силу этой нормы Закона. Цены (тарифы) на коммунальные услуги предприятий и жилых помещений государственных и муниципальных форм собственности устанавливаются органами местного самоуправления в пределах региональных стандартов, предусмотренных органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Не возложены эти обязанности по установлению цен и тарифов на коммунальные услуги на органы государственной власти субъекта и Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 г. N 136; НГР:Р0400773).
Исходя из этого суд обоснованно удовлетворил требования о признании п. 11.13 Положения противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия.
Удовлетворяя требования о признании п. 11.17 Положения недействующим, суд сослался на то, что указанная норма противоречит федеральному законодательству, так как РЭК, являясь регулирующим органом, не вправе проводить независимую экспертизу.
Вывод суда о противоречии п. 11.17 Положения федеральному закону ошибочен.
Согласно ч. 8 ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 17 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89; НГР:Р0400472) установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы.
В п. 2 указанных Основ дается понятие "экспертная организация" - осуществляющее экспертизу юридическое лицо, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация.
Реестр аккредитованных экспертных организаций ведется Госстроем России в соответствии с Порядком аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Госстроя России от 15 апреля 1999 г. N 24; НГР:В9901081.
Анализируя приведенные нормы, можно сделать вывод о том, что в качестве экспертной организации может быть использовано любое юридическое лицо, внесенное в Реестр Госстроя России в качестве аккредитованной экспертной организации, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация.
Так, в Реестр независимых экспертных организаций, аккредитованных Госстроем России, внесены Региональные энергетические комиссии Республики Карелия, Томской области, Липецкой области, Белгородской области.
Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления, определяя порядок проведения независимой экспертизы, предусмотрит возможность привлечения РЭК в качестве независимой экспертной организации, в силу п. 11.17 оспариваемого Положения РЭК вправе это делать при наличии соответствующей аккредитации в качестве экспертной организации.
Нельзя согласиться с доводом суда о том, что содержание п. 11.17 носит императивный характер для предприятий, находящихся в муниципальной собственности, так как из буквального содержания нормы этого не следует. В оспариваемом акте отсутствует обязанность хозяйствующих субъектов или органов, осуществляющих регулирование тарифов, обращаться за независимой экспертизой именно к РЭК Читинской области.
Кроме того, РЭК Читинской области на основании п. 11.17 Положения как экспертная организация вправе выполнять независимые экспертизы и для заказчиков других субъектов Российской Федерации.
При этом, учитывая, что п. 11.13 Положения признан недействующим с момента принятия, цены и тарифы на данные услуги устанавливаются органами местного самоуправления, принцип независимости, предусмотренный Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", нарушен не будет.
Оснований для признания п. 11.17 Положения недействующим не имеется.
[введено: 27.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 01.07.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0403798
В200403798
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2005, N 3, СТР. 6, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07.07.2004 N 72-Г04-3
[В качестве экспертной организации, осуществляющей
экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги
жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования,
может быть привлечено любое юридическое лицо, имеющее
аккредитацию в данной области, которое не является
учредителем (участником) организации, осуществляющей
регулируемую деятельность, и учредителем (участником)
которого не является такая организация]
(Извлечение)
Постановлением администрации Читинской области от 4 июня 2003 г. N 179-А/П утверждено Положение о Региональной энергетической комиссии - Едином тарифном органе Читинской области (действует с изменениями от 26 ноября 2003 г., далее - Положение), которое опубликовано в установленном законом порядке.
Прокурор Читинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. п. 11.13 и 11.17 названного Положения, поскольку ими необоснованно закреплены за Региональной энергетической комиссией (РЭК) следующие полномочия:
устанавливать цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления) - п. 11.13;
проводить экспертизу экономической обоснованности тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований на безвозмездной основе - п. 11.17.
Решением Читинского областного суда от 5 апреля 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.
Администрация Читинской области в кассационной жалобе просила решение отменить и в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применен материальный закон.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 7 июля 2004 г. решение отменила в части признания недействующим п. 11.17 Положения и приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявления в данной части, в остальном решение оставила без изменения, указав следующее.
Согласно п. 11.13 Положения комиссия устанавливает цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, водоснабжение и канализацию (кроме муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства органов местного самоуправления).
Удовлетворяя заявление о признании этого пункта Положения недействующим, противоречащим федеральному законодательству, суд пришел к правильному выводу о том, что РЭК как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать цены на поименованные виды коммунальных услуг, оказываемых предприятиями и организациями, не относящимися к системе коммунального хозяйства органов местного самоуправления.
В силу ст. 424 ГК РФ; НГР:Р9405309 исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, и только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Вопросы обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав граждан определены Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (с последующими изменениями и дополнениями).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 этого Закона (в ред. от 6 мая 2003 г.) оплата жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Указанным Законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральными стандартами (ч. 5 ст. 15 Закона), а органы местного самоуправления в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, - устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт, наем жилья в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг (ч. 7 ст. 15 Закона).
В п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 887; НГР:Р9903784 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (с последующими изменениями) предусмотрено, что нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) утверждаются органами местного самоуправления.
Суд правильно признал несостоятельными ссылки представителя администрации Читинской области на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239; НГР:Р9500864 такие услуги, как оплата населением жилья и коммунальных услуг, услуги водоснабжения и канализации включены в Перечень услуг, по которым осуществляют государственное регулирование органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" государственное регулирование заключается в том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать региональные стандарты тарифов на данные виды услуг.
Установление цен и тарифов не охватывается понятием государственного регулирования в силу этой нормы Закона. Цены (тарифы) на коммунальные услуги предприятий и жилых помещений государственных и муниципальных форм собственности устанавливаются органами местного самоуправления в пределах региональных стандартов, предусмотренных органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Не возложены эти обязанности по установлению цен и тарифов на коммунальные услуги на органы государственной власти субъекта и Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2004 г. N 136; НГР:Р0400773).
Исходя из этого суд обоснованно удовлетворил требования о признании п. 11.13 Положения противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия.
Удовлетворяя требования о признании п. 11.17 Положения недействующим, суд сослался на то, что указанная норма противоречит федеральному законодательству, так как РЭК, являясь регулирующим органом, не вправе проводить независимую экспертизу.
Вывод суда о противоречии п. 11.17 Положения федеральному закону ошибочен.
Согласно ч. 8 ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год одновременно с принятием решения об утверждении местного бюджета, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и только на основании результатов независимой экспертизы фактических затрат на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг, которая проводится в порядке, определяемом органами местного самоуправления, органами государственной власти города федерального значения Москвы и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 17 Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89; НГР:Р0400472) установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы.
В п. 2 указанных Основ дается понятие "экспертная организация" - осуществляющее экспертизу юридическое лицо, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация.
Реестр аккредитованных экспертных организаций ведется Госстроем России в соответствии с Порядком аккредитации при Госстрое России экспертных организаций для проведения независимой экспертизы экономического обоснования тарифов на товары, работы, услуги, учитываемых в оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденным постановлением Госстроя России от 15 апреля 1999 г. N 24; НГР:В9901081.
Анализируя приведенные нормы, можно сделать вывод о том, что в качестве экспертной организации может быть использовано любое юридическое лицо, внесенное в Реестр Госстроя России в качестве аккредитованной экспертной организации, которое не является учредителем (участником) организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и учредителем (участником) которого не является такая организация.
Так, в Реестр независимых экспертных организаций, аккредитованных Госстроем России, внесены Региональные энергетические комиссии Республики Карелия, Томской области, Липецкой области, Белгородской области.
Следовательно, в случае, если орган местного самоуправления, определяя порядок проведения независимой экспертизы, предусмотрит возможность привлечения РЭК в качестве независимой экспертной организации, в силу п. 11.17 оспариваемого Положения РЭК вправе это делать при наличии соответствующей аккредитации в качестве экспертной организации.
Нельзя согласиться с доводом суда о том, что содержание п. 11.17 носит императивный характер для предприятий, находящихся в муниципальной собственности, так как из буквального содержания нормы этого не следует. В оспариваемом акте отсутствует обязанность хозяйствующих субъектов или органов, осуществляющих регулирование тарифов, обращаться за независимой экспертизой именно к РЭК Читинской области.
Кроме того, РЭК Читинской области на основании п. 11.17 Положения как экспертная организация вправе выполнять независимые экспертизы и для заказчиков других субъектов Российской Федерации.
При этом, учитывая, что п. 11.13 Положения признан недействующим с момента принятия, цены и тарифы на данные услуги устанавливаются органами местного самоуправления, принцип независимости, предусмотренный Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", нарушен не будет.
Оснований для признания п. 11.17 Положения недействующим не имеется.
[введено: 27.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]
[проверено: 01.07.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2005 Стр. 6 |
Рубрики правового классификатора: | 050.000.000 Жилище, 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090), 050.030.010 Общие положения, 050.040.000 Коммунальное хозяйство, 050.040.090 Тарифы и льготы по оплате коммунальных услуг |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: