Основная информация

Дата опубликования: 10 октября 2007г.
Номер документа: В200704941
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0704941

В200704941

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2008, N 3, СТР. 17, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10.10.2007 N 93-Г07-13

ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОПЛАТЫ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ, ОТПУСКАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ ПО РЕЦЕПТАМ

ВРАЧЕЙ БЕСПЛАТНО, ЯВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ПОЛНОМОЧИЕМ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Извлечение)

Мэр г. Магадана обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления администрации Магаданской области от 24 января 2005 г. N 16-па "Об обеспечении бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Магаданской области". Он ссылался на то, что этот нормативный акт не соответствует требованиям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; НГР:Р9303476, постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890; НГР:Р9403085 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения"; значительно сужает перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно; вводит ограничения по виду лекарственных средств; ущемляет жизненно важные интересы граждан муниципального образования "Город Магадан".

Кроме того, в нарушение требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Магаданской области "О порядке наделения органов местного самоуправления Магаданской области отдельными государственными полномочиями, осуществляемыми органами государственной власти Магаданской области, и порядке передачи материальных и финансовых средств органам местного самоуправления для осуществления отдельных государственных полномочий" оспариваемым постановлением на органы местного самоуправления возлагается обязанность по предоставлению отдельным группам населения социальной поддержки в лекарственном обеспечении, что является государственным полномочием, тем самым нарушается их компетенция.

Решением Магаданского областного суда от 30 июля 2007 г. заявление мэра г. Магадана удовлетворено: постановление администрации Магаданской области от 24 января 2005 г. N 16-па "Об обеспечении бесплатными лекарственными средствами отдельных категорий граждан муниципальными учреждениями здравоохранения на территории Магаданской области" (в ред. от 6 декабря 2006 г.) признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня его принятия; на администрацию Магаданской области возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу; с администрации Магаданской области взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина.

В кассационной жалобе администрация Магаданской области просила об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил нормы материального права, допустил существенные нарушения норм процессуального права, дал неправильную оценку доводам заявления. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 10 октября 2007 г. в удовлетворении жалобы отказала, указав следующее.

В соответствии с п. 1 оспариваемого нормативного правового акта на муниципальные учреждения здравоохранения на территории Магаданской области при лечении в амбулаторных условиях возложена обязанность по обеспечению бесплатными лекарственными средствами следующих категорий граждан:

- детей первых трех лет жизни;

- детей, больных муковисцидозом; преждевременным половым развитием;

- больных хроническими заболеваниями при лечении основного заболевания: системными, хроническими, тяжелыми заболеваниями кожи; бронхиальной астмой; ревматизмом и ревматоидным артритом; системной (острой) красной волчанкой; болезнью Бехтерева; глаукомой; катарактой; несахарным диабетом; миастенией, болезнью Паркинсона; инфарктом миокарда (первые шесть месяцев); аддисоновой болезнью; состояния после операции по протезированию клапанов сердца;

- малочисленных народов Севера, проживающих в сельской местности на территории Магаданской области.

Судом установлено, что расходы на реализацию постановления администрации Магаданской области от 24 января 2005 г. N 16-па из бюджета Магаданской области муниципальному образованию "Город Магадан" не возмещались.

В силу п. 5 ст. 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; НГР:Р9303476 от 22 июля 1993 г. (в ред. от 22 августа 2004 г.) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890; НГР:Р9403085 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (с последующими изменениями) на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

В Программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005, 2006 и 2007 годы, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации соответственно от 26 ноября 2004 г. N 690; НГР:Р0404946, от 28 июля 2005 г. N 461; НГР:Р0503079, от 30 декабря 2006 г. N 885; НГР:Р0603870, полномочия по предоставлению отдельным группам населения мер социальной поддержки в лекарственном обеспечении определяются как государственные.

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, сделан правильно, поскольку данная обязанность является государственным полномочием субъекта Российской Федерации.

Из анализа подп. "ж", "з" п. 1 ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в совокупности с положениями ст.ст. 6, 65, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726 и содержанием п. 2 ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется посредством принятия законов субъектами Российской Федерации с передачей необходимых для их реализации материальных ресурсов и финансовых средств.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Судом установлено, что закон Магаданской области о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями на осуществление мероприятий по бесплатному обеспечению лекарственными средствами отдельных групп населения и категорий заболеваний, указанных в оспоренном постановлении, не был принят.

Средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления названных государственных полномочий, в бюджете Магаданской области не предусматривались.

При таких обстоятельствах вывод суда о противоречии оспоренного нормативного правового акта федеральному законодательству является правильным.

Согласно п. 3 ст. 8, ч. 3 ст. 37-2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; НГР:Р9303476 к компетенции органов местного самоуправления относится организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, в том числе обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами.

В оспариваемом постановлении установлено бесплатное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, что действующее законодательство не предусматривает и в перечень вопросов местного значения, содержащихся в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ; НГР:Р0303925 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не входит.

В силу ст. 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" социальная поддержка отдельных категорий граждан отнесена к полномочиям субъекта Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы в этой части основаны на ином толковании Закона.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ; НГР:Р0303925 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями только законом и только с передачей необходимых для их осуществления материальных ресурсов и финансовых средств.

Обязанность по финансированию расходов по бесплатному лекарственному обеспечению возложена на органы местного самоуправления не законом, а правовым актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и без передачи каких-либо средств.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Магаданского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу администрации Магаданской области - без удовлетворения.

[введено: 11.04.2008 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 23.05.2008 редактор НЦПИ - Аксенов С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2008 Стр. 17
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 010.110.030 Компетенция, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.090.000 Льготы, 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.060 Обеспечение населения медикаментами, лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, 140.010.070 Порядок оказания медицинской помощи различным категориям граждан, 140.010.100 Предоставление платных медицинских услуг, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать