Основная информация
Дата опубликования: | 12 мая 2004г. |
Номер документа: | В200403103 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0403103
В200403103
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.12.2004, N 12, СТР. 7, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.05.2004 N 47-Г04-7
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВПРАВЕ
УСТАНАВЛИВАТЬ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПО ВОПРОСУ, ИМЕЮЩЕМУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
(Извлечение)
Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья (далее - Ассоциация) обратилась в суд с заявлением о признании недействующей со дня принятия (1 октября 2003 г.) ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", устанавливающей, что продажа спиртосодержащей продукции несовершеннолетним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Решением Оренбургского областного суда от 9 января 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 12 мая 2004 г. представление удовлетворила, указав следующее.
Отказывая Ассоциации в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемая заявителем ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" принята Законодательным Собранием области в пределах своих полномочий и не находится в противоречии с федеральными законами.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
Как установлено в п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 этой же статьи Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с последующими изменениями и дополнениями) не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. Аналогичная норма содержится в п. 9 Правил продажи алкогольной продукции (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 987; НГР:Р9604015; с последующими изменениями).
За нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ; НГР:Р0102426 (кроме нарушений правил розничной торговли, содержащихся в ч. 2 этой же статьи) установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Таким образом, ограничения розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет, и меры административной ответственности за нарушение правил розничной продажи спиртосодержащей продукции, в том числе и лицам, не достигшим возраста 18 лет, установлены федеральными законами.
Субъект Российской Федерации в нарушение ч. 3 ст. 1.3 КоАП РФ; НГР:Р0102426 включил в оспариваемый Закон области статью, регламентирующую административную ответственность по вопросу, имеющему федеральное значение, за нарушение правил и норм, предусмотренных Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации, и урегулированному ст. 14.16 КоАП РФ; НГР:Р0102426.
С учетом изложенного суд необоснованно отверг доводы участвовавшего в деле прокурора о превышении Законодательным Собранием области полномочий при принятии оспариваемой статьи Закона области. При таких обстоятельствах решение суда об отказе заявителю в удовлетворении предъявленных требований следует признать незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Оренбургского областного суда от 9 января 2004 г. отменила и вынесла по делу новое решение, которым заявление Ассоциации по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья удовлетворила: признала ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" от 1 октября 2003 г. недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения настоящего определения.
[введено: 13.01.2005 оператор НЦПИ - Угрюмова И.О.]
[проверено: 19.01.2005 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
В0403103
В200403103
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.12.2004, N 12, СТР. 7, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12.05.2004 N 47-Г04-7
СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ВПРАВЕ
УСТАНАВЛИВАТЬ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ПО ВОПРОСУ, ИМЕЮЩЕМУ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
(Извлечение)
Ассоциация по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья (далее - Ассоциация) обратилась в суд с заявлением о признании недействующей со дня принятия (1 октября 2003 г.) ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области", устанавливающей, что продажа спиртосодержащей продукции несовершеннолетним влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Решением Оренбургского областного суда от 9 января 2004 г. в удовлетворении заявления отказано.
В кассационном представлении участвовавшего в деле прокурора поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и направлении дела на новое рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 12 мая 2004 г. представление удовлетворила, указав следующее.
Отказывая Ассоциации в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что оспариваемая заявителем ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" принята Законодательным Собранием области в пределах своих полномочий и не находится в противоречии с федеральными законами.
Однако с таким выводом суда согласиться нельзя.
Как установлено в п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 5 этой же статьи Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ст. 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; НГР:Р0102426 установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с последующими изменениями и дополнениями) не допускается розничная продажа алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет. Аналогичная норма содержится в п. 9 Правил продажи алкогольной продукции (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 987; НГР:Р9604015; с последующими изменениями).
За нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ; НГР:Р0102426 (кроме нарушений правил розничной торговли, содержащихся в ч. 2 этой же статьи) установлена административная ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой, на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Таким образом, ограничения розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции лицам, не достигшим возраста 18 лет, и меры административной ответственности за нарушение правил розничной продажи спиртосодержащей продукции, в том числе и лицам, не достигшим возраста 18 лет, установлены федеральными законами.
Субъект Российской Федерации в нарушение ч. 3 ст. 1.3 КоАП РФ; НГР:Р0102426 включил в оспариваемый Закон области статью, регламентирующую административную ответственность по вопросу, имеющему федеральное значение, за нарушение правил и норм, предусмотренных Федеральным законом и постановлением Правительства Российской Федерации, и урегулированному ст. 14.16 КоАП РФ; НГР:Р0102426.
С учетом изложенного суд необоснованно отверг доводы участвовавшего в деле прокурора о превышении Законодательным Собранием области полномочий при принятии оспариваемой статьи Закона области. При таких обстоятельствах решение суда об отказе заявителю в удовлетворении предъявленных требований следует признать незаконным.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Оренбургского областного суда от 9 января 2004 г. отменила и вынесла по делу новое решение, которым заявление Ассоциации по защите прав предпринимателей Восточного Оренбуржья удовлетворила: признала ст. 45 Закона Оренбургской области "Об административных правонарушениях в Оренбургской области" от 1 октября 2003 г. недействующей и не подлежащей применению с момента вынесения настоящего определения.
[введено: 13.01.2005 оператор НЦПИ - Угрюмова И.О.]
[проверено: 19.01.2005 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 12 от 01.12.2004 Стр. 7 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.070.000 Федеративное устройство Российской Федерации, 010.070.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: