Основная информация

Дата опубликования: 15 августа 2008г.
Номер документа: В200805681
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0805681

В200805681

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.09.2009, N 9, СТР. 19, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15.08.2008 N 36-В08-22

ЛЬГОТЫ

НА ОПЛАТУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ С

УЧЕТОМ УСТАНОВЛЕННЫХ НОРМ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭТИХ УСЛУГ

(Извлечение)

С. и его супруга Г. обратились в суд с иском к СМУП "Вычислительный центр Жилищно-Коммунального Хозяйства", ОАО "Смоленскэнергосбыт", ООО "Смоленскрегионгаз", МУП "Смоленсктеплосеть", МУП "Горводоканал" о предоставлении льгот в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209; НГР:С8100074. В обоснование иска С. указал, что он является инвалидом II группы, участником боевых действий в Республике Афганистан, на него и проживающих совместно с ним членов семьи распространяются льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны в виде оплаты 50% коммунальных услуг.

Данная мера социальной поддержки предоставлялась ему и члену семьи Г., однако ответчики отказали в предоставлении льгот супруге с 1 октября 2005 г. по оплате за пользование электроэнергией, а с 1 апреля 2006 г. - за пользование отоплением, водопроводом, газом. При этом С. был установлен льготный норматив потребления этих услуг. Истцы просили суд признать действия ответчиков незаконными, обязав их произвести перерасчет оплаты коммунальных услуг за вышеуказанный период с учетом 50% льготы, без учета установленных норм потребления.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 23 августа 2007 г. (оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 октября 2007 г.) иск удовлетворен частично: на СМУП "ВЦ ЖКХ", ОАО "Смоленскэнергосбыт", ООО "Смоленскрегионгаз" возложена обязанность производить начисление платежей С. и членам его семьи за пользование электроэнергией с 1 октября 2005 г. и с 1 апреля 2006 г. за пользование газом и иными коммунальными услугами с учетом 50% льготы, без учета установленных норм потребления, в иске к МУП "Смоленсктеплосеть", МУП "Горводоканал" о предоставлении льгот отказано.

В надзорной жалобе ОАО "Смоленскэнергосбыт" просило судебные постановления отменить.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 15 августа 2008 г. надзорную жалобу удовлетворила по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р9405309 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены существенные нарушения норм материального права.

Из материалов дела следует, что С. является инвалидом II группы, участником боевых действий в Республике Афганистан, приравнен к инвалидам Великой Отечественной войны, в связи с чем ему выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах". С. и его жене как члену семьи предоставлялась 50% льгота по оплате за пользование электроэнергией до 1 октября 2005 г.; за пользование отоплением, водопроводом, газом - до 1 апреля 2006 г., а с указанного времени льготы предоставляются только С. с учетом льготного норматива потребления этих услуг.

Не оспаривая того обстоятельства, что истцы относятся к категориям лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки на основании различных нормативных актов, ОАО "Смоленскэнергосбыт" полагает, что льготы по оплате за потребленную электроэнергию не могут предоставляться без учета нормативов потребления коммунальных услуг.

При разрешении настоящего спора суд первой инстанции сослался на нормы Федерального закона "О ветеранах", в соответствии с которыми инвалидам войны меры социальной поддержки предоставляются в виде оплаты 50% коммунальных услуг, и на Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г., п. 17 которого предусмотрена скидка в размере 50% с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией не только инвалидам Отечественной войны, но и проживающим совместно с ними членам их семей.

Суд кассационной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

Между тем вывод суда о том, что в законе нет нормы об ограничении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг пределами нормативов потребления указанных услуг, не основан на нормах действующего законодательства.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5 "О ветеранах" предоставление инвалидам войны меры социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия) предусмотрено в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Судом не учтено, что ст. 10 названного Закона, действовавшая до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701, устанавливала, что расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных данным Законом, по оплате коммунальных услуг возмещались за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации. При этом постановлением главы администрации г. Смоленска от 6 июля 2000 г. N 1170 для населения г. Смоленска установлен норматив потребления электроэнергии в расчете на одного человека в месяц 38 кВт/ч.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 в ст. 10 Федерального закона "О ветеранах" были внесены изменения, согласно которым меры социальной поддержки, установленные ст.ст. 14-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах" и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, стали являться расходными обязательствами Российской Федерации.

Однако указанные изменения в Законе не повлияли на определение размера мер социальной поддержки, установленной ранее.

Положения в системе действующего правового регулирования не могут рассматриваться как препятствующие пользованию членами семей, проживающими совместно с инвалидами Великой Отечественной войны и приравненными к ним лицами, льготами по оплате коммунальных услуг, право на которые у них возникло и было реализовано до 1 января 2005 г. на основании п. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.

Однако размер предоставляемой льготы законодателем ранее был определен в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, поэтому предоставление мер социальной поддержки С. и членам его семьи без учета установленных норм потребления не основано на Законе.

Федеральным законом "О ветеранах", действовавшим до внесения в него изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701, в ст. 10 было установлено, что расходы на реализацию прав и льгот, предусмотренных данным Федеральным законом по оплате коммунальных услуг, возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Также в подп. 9 п. 1 ст. 14 Закона были установлены меры социальной защиты инвалидов в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг, в том числе электрической энергии - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, состоявшиеся судебные постановления незаконны и необоснованны.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Промышленного районного суда г. Смоленска, определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда отменила, направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

[введено: 19.10.2009 Редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 20.10.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 01.09.2009 Стр. 19
Рубрики правового классификатора: 050.000.000 Жилище, 050.040.000 Коммунальное хозяйство, 050.040.010 Общие вопросы, 050.040.020 Электроснабжение, 050.040.030 Газоснабжение, 050.040.040 Отопление

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать