Основная информация

Дата опубликования: 19 мая 2010г.
Номер документа: В201006203
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В1006203

В201006203

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 18.10.2010, N 11, СТР. 18, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19.05.2010 N 74-Г10-1

ПРИЗНАНЫ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ АБЗ. 2 П. 2 (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ

НОРМЫ О ЗАПРЕТЕ БРОНИРОВАНИЯ СЛУЖЕБНОГО ЖИЛОГО

ПОМЕЩЕНИЯ) И П. 9 ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ

ПОМЕЩЕНИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ), УТВЕРЖДЕННОГО

ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ) ОТ 21 МАЯ 2009 Г. N 210 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ

ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖЕБНЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)"

Извлечение

Прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующими пп. 2 и 9 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2009 г. N 210, сославшись на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты Правительством Республики Саха (Якутия) с превышением полномочий органов государственной власти субъекта РФ в области жилищного законодательства.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2010 г. заявление прокурора удовлетворено частично, признан недействующим абз. 2 п. 2 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2009 г. N 210, в части, устанавливающей, что служебные жилые помещения специализированного жилого фонда Республики Саха (Якутия) не подлежат бронированию.

В кассационном представлении прокурор просил отменить решение суда в части отказа в удовлетворении заявления и принять новое решение об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

В кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просило об отмене решения в части удовлетворения заявленных требований и принятии нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявления в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, частично отменяя решение суда, указала следующее.

21 мая 2009 г. Правительством Республики Саха (Якутия) принято постановление N 210 "Об утверждении Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)" (далее - Положение), опубликованное в печатном издании "Якутские ведомости", N 31, 27 мая 2009 г.

Абзацем 2 п. 2 Положения определено, что служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, не подлежат бронированию, обмену, переустройству, перепланировке, а также не подлежат другим обременением правами третьих лиц, за исключением передачи таких помещений по договорам найма служебного жилого помещения.

Согласно п. 9 Положения наниматель служебного жилого помещения заключает договор на жилищно-коммунальное обслуживание служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) с государственным учреждением Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней после заключения договора найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия).

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое (в части) Положение принято Правительством Республики Саха (Якутия) в пределах полномочий, предоставленных органу государственной власти субъекта Российской Федерации и федеральному законодательству не противоречит.

Данный вывод признан ошибочным, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

Пунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции Российской Федерации установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (чч. 2 и 5).

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом РФ.

Так, ст. 12 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти Российской Федерации отнесены определение оснований предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (п. 7); определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений (п. 10); установление правил пользования жилыми помещениями (п. 13).

Основания предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов урегулированы разделом ГУ ЖК РФ, содержащим гл. 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда", а также гл. 10 "Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими".

В соответствии с положениями ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (п. 1 ч. 1). В качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (ч. 2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем (ч. 3).

В силу ст.ст. 99, 104 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) по договорам найма специализированных жилых помещений на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности.

На основании ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Указанный договор заключается на основании решения о предоставлении такого жилого помещения. В договоре определяются его предмет, права и обязанности сторон. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные чч. 2-4 ст. 31, ст. 65 и чч. 3 и 4 ст. 67 ЖК РФ.

Статьей 31 ЖК РФ названы права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.

Статьей 65 ЖК РФ определены права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма. В частности, наймодатель имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1) и обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (п. 4 ч. 2).

Статьей 67 ЖК РФ установлены права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в их числе - право требовать от наймодателя предоставления коммунальных услуг и обязанность своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

При этом не предусмотрено заключения отдельного договора на жилищно-коммунальное обслуживание. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента заключения договора найма жилого помещения.

Данные правила являются универсальными для всех участников как договора социального найма жилого помещения, так и договора найма служебного жилого помещения.

Указанные обстоятельства подтверждаются положениями, содержащимися в Типовом договоре найма служебного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42, а также в п. 5, подп. "ж" п. 10, подп. "ж" п. 14 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 (с последующими изменениями).

Что касается переустройства и перепланировки жилого помещения, то эти отношения урегулированы гл. 4 ЖК РФ.

Статьей 13 ЖК РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ отнесено определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта РФ (п. 2).

Согласно ч. 6 ст. 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 22 названного Федерального закона акты высшего должностного лица субъекта РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства РФ.

Сравнительный анализ оспариваемых норм с федеральными нормами права позволил сделать вывод о том, что Правительство Республики Саха (Якутия) при утверждении Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) осуществило оспариваемое правовое регулирование по вопросам, отнесенным к компетенции Российской Федерации, с нарушением федерального законодательства.

Кроме того, п. 9 Положения на нанимателей служебных помещений возложены не предусмотренные федеральным законодательством обязанности по заключению договора на жилищно-коммунальное обслуживание с государственным учреждением Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней после заключения договора найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия).

В этой связи суд не имел правовых оснований для вывода о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора постановлено судом с нарушением норм материального права, оно является незаконным и подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Что касается решения суда о признании недействующим абз. 2 п. 2 Положения в части, устанавливающей, что служебные помещения специализированного жилого фонда Республики Саха (Якутия) не подлежат бронированию, то оно подлежит оставлению без изменения.

Как правильно указал в решении суд первой инстанции, основания и порядок бронирования жилых помещений был предусмотрен в ст. 62 ЖК РСФСР. В связи с принятием с 1 марта 2005 г. ЖК РФ Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу, а в ЖК РФ данная норма отсутствует. В этой связи указание в оспариваемом Положении на запрет бронирования, равно как и на возможность бронирования служебного жилого помещения в специализированном жилищном фонде Республики Саха (Якутия), противоречит федеральному законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 2 марта 2010 г. в части отказа в удовлетворении заявления прокурора и приняла новое решение, которым признала недействующими абз. 2 п. 2 (за исключением нормы о запрете бронирования служебного жилого помещения) и п. 9 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 мая 2009 г. N 210 "Об утверждении Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия)" с момента вступления решения суда в законную силу.

[введено: 03.12.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 24.12.2010 редактор НЦПИ – Ермолина Н.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 18.10.2010 Стр. 18
Рубрики правового классификатора: 050.030.000 Обеспечение граждан жилищем, пользование жилищным фондом, социальные гарантии в жилищной сфере (см. также 030.090.090), 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать