Основная информация

Дата опубликования: 21 июля 2004г.
Номер документа: В200403781
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403781

В200403781

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.02.2005, N 2, СТР. 4, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21.07.2004 N 86пв03

СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (ОТНОСИТЕЛЬНО УКАЗАННОГО В Ч. 1 СТ. 27

ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА "О СУДЕБНОЙ

СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПЕРЕЧНЯ) ПОЛНОМОЧИЯ

КОНСТИТУЦИОННОГО (УСТАВНОГО) СУДА СУБЪЕКТА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НЕ ВТОРГАЮЩИЕСЯ В КОМПЕТЕНЦИЮ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ДРУГИХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ СУДОВ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ

КОМПЕТЕНЦИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Извлечение)

Заместитель прокурора Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" (с последующими изменениями и дополнениями).

Верховным Судом Республики Башкортостан 1 ноября 2002 г. вынесено решение о частичном удовлетворении его требований.

25 декабря 2002 г. Верховным Судом Республики Башкортостан было вынесено дополнительное решение по указанному делу о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу главы 2 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" в части урегулирования в полном объеме статуса судей Конституционного Суда Республики Башкортостан, за исключением регулирования порядка назначения на должность Председателя, заместителя Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан, порядка наделения полномочиями Председателя, заместителя Председателя, других судей, срока полномочий судей, порядка подписания и выдачи удостоверений судей.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 21 февраля 2003 г. решения Верховного Суда Республики Башкортостан от 1 ноября и от 25 декабря 2002 г. оставила без изменения, а кассационные жалобы Конституционного Суда Республики Башкортостан и Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан - без удовлетворения.

В надзорной жалобе представители Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и Президента Республики Башкортостан (действующие на основании доверенностей) ставили вопрос об отмене постановлений по делу.

Президиум Верховного Суда РФ 21 июля 2004 г. жалобу удовлетворил по следующим основаниям.

Признавая противоречащим федеральному законодательству ряд положений Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", регулирующих полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан, порядок рассмотрения дел, судебные инстанции указали, что в ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" содержится исчерпывающий перечень вопросов, подведомственных конституционным (уставным) судам субъекта Российской Федерации, и оспоренные положения Закона Республики выходят за пределы этого перечня, что недопустимо.

С выводами судебных инстанций нельзя согласиться.

В силу названной нормы Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ; НГР:Р9606130 "О судебной системе Российской Федерации" конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции; НГР:Р9305853 (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции; НГР:Р9305853 (устава) субъекта Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 марта 2003 г. N 103-О; НГР:Р0301497 по запросам Государственного Собрания Республики Башкортостан и Государственного Совета Республики Татарстан о проверке конституционности ч. 1 ст. 27 упомянутого Федерального конституционного закона указал, что конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации "действуют на основе Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта Российской Федерации, не входящей в судебную систему Российской Федерации.

Вместе с тем с учетом федерального регулирования субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют порядок организации и деятельности этих судов".

Согласно Федеральному конституционному закону "О судебной системе Российской Федерации" конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 17); порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 13); конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (ч. 3 ст. 27); финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 27); решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом (ч. 4 ст. 27).

Указывая, что конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации неподведомственны дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, федеральными конституционными и федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 6 марта 2003 г. отметил, что вне этих пределов предоставление полномочий конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации "не противоречит Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, если эти полномочия соответствуют юридической природе и предназначению данных судов в качестве судебных органов конституционного (уставного) контроля и касаются вопросов, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

Следовательно, содержащийся в ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" перечень вопросов, для рассмотрения которых субъекты Российской Федерации могут создавать конституционные (уставные) суды, нельзя считать исчерпывающим".

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2003 г. N 46-О также отмечено, что "в силу статьи 72 (пункты "б" и "н" части 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 законодатель субъекта Российской Федерации, основываясь на названных законоположениях, в конституции; НГР:Р9305853 (уставе) и законах самостоятельно определяет полномочия собственных судебных органов конституционного контроля и порядок их осуществления, в том числе устанавливает общие процедурные правила возбуждения и рассмотрения дел и особенности производства по отдельным категориям дел".

Таким образом, субъект Российской Федерации вправе вводить дополнительные, по сравнению с указанным в ч. 1 ст. 27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" перечнем, полномочия конституционного (уставного) суда, не вторгающиеся в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и соответствующие компетенции субъекта Российской Федерации.

Следовательно, судами первой и кассационной инстанций была допущена ошибка в применении и толковании упомянутой нормы Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", что привело к существенному нарушению норм материального права и необоснованному признанию несоответствующими федеральному законодательству ряда норм Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" о полномочиях Конституционного Суда Республики Башкортостан, порядке его организации и деятельности.

Ссылку в решении суда первой инстанции на то, что ряд положений оспариваемого Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" ранее были признаны Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, нельзя признать обоснованной, поскольку не указано, каким именно постановлением Конституционного Суда Российской Федерации эти положения признаны противоречащими Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, в какой части и по каким основаниям.

Нельзя согласиться и с доводом, изложенным в решении Верховного Суда Республики Башкортостан о том, что ранее принятым им решением от 15 марта 2002 г. признаны противоречащими федеральному законодательству положения, оспариваемые по данному делу. В нем также не отражено, какие именно из оспоренных положений были уже предметом рассмотрения по другому делу, в отношении которых применимо правило абз. 2 ст. 55 ГПК РСФСР; НГР:Р0205496, упомянутой в решении. Кроме того, предметом рассмотрения по этому делу 15 марта 2002 г. являлись отдельные нормы Конституции; НГР:Р9305853 Республики Башкортостан, в том числе некоторые положения о компетенции Конституционного Суда Республики Башкортостан, а по настоящему делу оспариваются положения, относящиеся не только к компетенции, но и к порядку организации и деятельности Конституционного Суда Республики Башкортостан.

Таким образом, судебные постановления подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого необходимо исследовать требования с учетом изложенных положений закона о правомочиях субъекта Российской Федерации на установление полномочий собственного судебного органа конституционного контроля, исходя из того, что эти полномочия не могут вторгаться в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных судов и должны соответствовать компетенции субъекта Российской Федерации.

[введено: 27.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 29.06.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 01.02.2005 Стр. 4
Рубрики правового классификатора: 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.030 Суды субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать