Основная информация

Дата опубликования: 22 февраля 2006г.
Номер документа: В200604105
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0604105

В200604105

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.04.2007, N 4, СТР. 22, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22.02.2006 N 9-Г05-24

ЗАКОНОДАТЕЛЬ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В РАМКАХ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ В СФЕРЕ СОВМЕСТНОГО

ВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ

ВПРАВЕ УСТАНАВЛИВАТЬ ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИИ

ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЛУЖАЩЕМУ

(Извлечение)

Прокурор Нижегородской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими подп. 9, 10 ст. 7, п. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 24 июня 2003 г. N 48-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области", устанавливающего основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области, а также порядок ее назначения и выплаты.

В ст. 7 Закона области содержится исчерпывающий перечень периодов службы (работы), включаемых в стаж замещения государственных должностей области.

В соответствии с подп. 9, 10 ст. 7 Закона в стаж замещения государственных должностей области включаются периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборных должностей, занимаемых на постоянной основе до 31 декабря 1991 г., в органах государственной власти и управления, а также периоды работы в крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, на должностях в парткомах органов государственной власти и управления, исключая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях на территории РСФСР.

Периоды работы на аналогичных должностях на территории бывших республик СССР, кроме РСФСР, в указанный перечень не включены.

В п. 1 ст. 14 Закона установлен момент вступления в силу названного Закона.

По мнению прокурора области, указанные положения Закона противоречат нормам федерального законодательства, в связи с чем должны быть признаны недействующими.

Представитель Законодательного Собрания Нижегородской области пояснила, что согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ; НГР:Р0102262 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации определяются законами и иными нормативными правовыми актами данных субъектов.

Ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещающим государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации (пенсия за выслугу лет), является дополнительной адресной социальной поддержкой к государственной пенсии и выплачивается из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

В ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации; НГР:Р9803726 предусматривается право органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета.

Вступление Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" в силу со дня его официального опубликования является дополнительной гарантией по защите прав и свобод граждан.

Решением Нижегородского областного суда от 18 октября 2005 г. требование прокурора удовлетворено: признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда положения, содержащиеся в подп. 9, 10 ст. 7, п. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 24 июня 2003 г. N 48-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области".

В кассационной жалобе председатель Законодательного Собрания Нижегородской области просил отменить указанное решение суда как вынесенное на основании неправильного толкования и применения норм федерального законодательства.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 22 февраля 2006 г. решение Нижегородского областного суда отменила по следующим основаниям.

Закон Нижегородской области от 24 июня 2003 г. N 48-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" устанавливает основания возникновения права на пенсию за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области, а также порядок ее назначения и выплаты.

Согласно подп. 9, 10 ст. 7 этого Закона в стаж замещения государственных должностей области включаются следующие периоды службы (работы):

периоды замещения должностей руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе до 31 декабря 1991 г., в органах государственной власти и управления на территории РСФСР, в том числе:

а) в краевых, областных Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся), Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) автономных областей, автономных округов, районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советах народных депутатов (Советах депутатов трудящихся) и их исполнительных комитетах;

б) в профсоюзных органах краев, областей, городов, районов, а также районов в городах и их аппаратах, на должностях в профкомах органов государственной власти и управления, исключая периоды работы в профкомах на предприятиях, в организациях и учреждениях;

в) в органах народного контроля;

в крайкомах, обкомах, окружкомах, райкомах, горкомах партии и их аппаратах, на должностях в парткомах органов государственной власти управления на территории РСФСР до 14 марта 1990 г. (дня введения в действие новой редакции статьи 6 Конституции; НГР:Р9305853 (Основного Закона) СССР), исключая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Удовлетворяя заявленные требования прокурора, суд указал в мотивировочной части решения, что положения подп. 9, 10 ст. 7 Областного закона фактически ограничивают права лиц, проходивших государственную службу в бывших республиках СССР, кроме РСФСР, на включение соответствующих периодов службы в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет, что противоречит требованиям Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г., а потому они должны быть признаны незаконными.

Действительно, 13 марта 1992 г. между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано названное Соглашение.

Из данного Соглашения следует, что правительства государств - участников Соглашения, руководствуясь ст.ст. 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения, сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения, согласились о нижеследующем: для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Вместе с тем основанный на правовом анализе приведенного Соглашения вывод суда о неправомерности оспариваемых положений законодательства Нижегородской области не может быть признан правильным.

На оспариваемые правоотношения непосредственно не распространяются обязательства, вытекающие из норм, закрепленных в международных договорах и соглашениях Российской Федерации, если это не реализуется через нормы федеральных законов и специальные решения органов исполнительной власти.

Судом не учтено, что из положений названного Соглашения не вытекает ответственности субъектов Российской Федерации по принятым государством обязательствам.

Более того, отсутствует специальный федеральный нормативный акт, регулирующий порядок возмещения субъекту затрат в связи с зачетом трудового стажа и признания права на получение пенсии за выслугу лет у лиц, замещавших государственные должности на территориях других государств.

В части, касающейся включения в стаж замещения государственных должностей области периодов службы (работы), указанных в подп. 1 - 10 ст. 7 Областного закона, следует учесть, что законодатель Нижегородской области в отсутствие соответствующего федерального закона в опережающем порядке установил правовое регулирование по данному вопросу совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 г. N 195-О; НГР:Р0405965).

Ошибочным является вывод суда и в отношении содержащегося в ст. 14 Областного закона положения о вступлении его в силу со дня официального опубликования как противоречащего федеральному законодательству.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Нижегородского областного суда отменила; вынесла по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении требования о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими подп. 9, 10 ст. 7, п. 1 ст. 14 Закона Нижегородской области от 24 июня 2003 г. N 48-З "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области".

[введено: 27.06.2007 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 04.07.2007 корректор НЦПИ - Казимирова А.И.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 01.04.2007 Стр. 22
Рубрики правового классификатора: 010.000.000 Конституционный строй, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать