Основная информация

Дата опубликования: 22 октября 2009г.
Номер документа: В200907355
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В200907355

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 31.08.2010, N 8, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22.10.2009 N 49-В09-14

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДОВОГО СТАЖА, НЕОБХОДИМОГО

ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ДОСРОЧНОЙ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ,

ПРОИЗВЕДЕНО В НАРУШЕНИЕ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(Извлечение)

Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан о признании неправомерным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование своих требований истица ссылалась на то, что имеет необходимый 25-летний педагогический стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, однако решением УПФ РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан от 4 декабря 2008 г. N 190 ей необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом из педагогического стажа истицы были исключены следующие периоды: обучение на курсах повышения квалификации с 21 июня 1985 г. по 6 июля 1985 г., с 6 октября 1992 г. по 11 ноября 1997 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 августа 1994 г. С данным решением она не согласна, в связи с чем просила признать неправомерным отказ в назначении ей досрочной трудовой пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, указанные периоды и назначить пенсию с момента обращения.

Решением Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2009 г. иск Г. удовлетворен. Признано неправомерным решение УПФ РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан от 4 декабря 2008 г. N 190 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице. На УПФ РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан возложена обязанность включить в специальный стаж Г. периоды обучения на курсах повышения квалификации с 21 июня 1985 г. по 6 июля 1985 г., с 6 октября 1992 г. по 11 ноября 1997 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 августа 1994 г. и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения с 27 ноября 2008 г.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 г. решение суда первой инстанции в части возложения на УПФ РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Г. в отпуске по уходу за ребенком с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет на основании приказа от 31 июля 1993 г. N 199 и о назначении пенсии с 27 ноября 2008 г. отменено. Принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Г. о включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет на основании приказа от 31 июля 1993 г. N 199 и о назначении пенсии с 27 ноября 2008 г. отказано. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Г. ставился вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 г. и оставлении в силе решения суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ надзорную жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. до внесения изменений Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Как усматривается из материалов дела, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком в период с 14 мая 1992 г. по 30 июля 1993 г. до достижения ребенком возраста полутора лет, с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет.

Решением УПФ РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан от 4 декабря 2008 г. N 190 в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, зачтен период нахождения Г. в отпуске по уходу за ребенком только до 6 октября 1992 г.

Принимая решение в части включения в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 6 октября 1992 г. по 15 августа 1994 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право на включение указанного периода в стаж работы по специальности возникло у истицы до внесения изменений в законодательство (вступления в силу Закона РФ N 3543-I от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР"), в связи с чем период нахождения Г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, независимо от времени ее обращения за назначением пенсии.

Суд кассационной инстанции, отменяя в указанной части решение суда, указал на то, что период нахождения Г. в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет (с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г.) не подлежит включению в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку данный период имел место после вступления в силу Закона РФ N 3543-I от 25 сентября 1992 г.

С такими выводами кассационной инстанции согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном толковании норм материального права.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, т. е. до 6 октября 1992 г.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом РФ в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) Г. начался в период действия названных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. (после достижения возраста ребенка полутора лет и до достижения им возраста трех лет) подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан от 9 апреля 2009 г., которым решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2009 г. отменено в части возложения на УПФ РФ в Илишевском районе Республики Башкортостан обязанности включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии, периода нахождения Г. в отпуске по уходу за ребенком с 31 июля 1993 г. по 15 августа 1994 г. до достижения ребенком возраста трех лет на основании приказа от 31 июля 1993 г. N 199 и о назначении пенсии с 27 ноября 2008 г., отменила. Оставила в силе в указанной части решение Илишевского районного суда Республики Башкортостан от 30 января 2009 г.

[отформатировано: 12.08.2014 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 31.08.2010
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.070 Досрочные пенсии

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать