Основная информация

Дата опубликования: 24 июня 2011г.
Номер документа: В201106637
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201106637

В201106637

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 23.12.2011, N 1, СТР. 12, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24.06.2011 N 45-В11-7

ВЫЯВЛЕНИЕ В ХОДЕ СЛУЖЕБНОЙ ПРОВЕРКИ ФАКТА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗАВЕДОМО ЛОЖНЫХ СВЕДЕНИЙ

ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА ЯВЛЯЕТСЯ

ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ УВОЛЬНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

ПО ИНИЦИАТИВЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАНИМАТЕЛЯ НЕЗАВИСИМО

ОТ ТОГО, МОГЛИ ЛИ ПОВЛИЯТЬ ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ

НА ВОЗМОЖНОСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЯ С НИМ

СЛУЖЕБНОГО КОНТРАКТА

Извлечение

Т. обратился в суд с иском к Управлению государственного строительного надзора Свердловской области о восстановлении на работе в прежней должности, взыскании сумм денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований истец указал на то, что с 16 марта 2005 г. он состоял на государственной гражданской службе в должности специалиста I категории в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, которое впоследствии было реорганизовано в Управление государственного строительного надзора Свердловской области, где он работал ведущим специалистом отдела правового обеспечения. Приказом от 11 января 2007 г. он был уволен со службы по п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за представление заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта. Т. считал увольнение незаконным, поскольку никаких заведомо ложных сведений при заключении контракта не представлял.

Решением районного суда от 19 мая 2010 г. исковые требования Т. удовлетворены частично: признан незаконным вывод Управления государственного строительного надзора Свердловской области о представлении истцом подложного документа при поступлении на государственную службу; в удовлетворении остальной части иска отказано.

Определением областного суда от 27 июля 2010 г. решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Т. отменено, постановлено новое решение, которым исковые требования удовлетворены, Т. восстановлен на прежней работе в должности ведущего специалиста отдела правового обеспечения Управления государственного строительного надзора Свердловской области с 11 января 2010 г. В части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Решением районного суда от 29 октября 2010 г. исковые требования Т. в части взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворены частично.

В надзорной жалобе Управления государственного строительного надзора Свердловской области заявителем ставился вопрос об отмене определения областного суда от 27 июля 2010 г. и решения районного суда от 29 октября 2010 г. и об оставлении в силе решения районного суда от 19 мая 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 24 июня 2011 г. надзорную жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Такие нарушения норм материального права были допущены судом кассационной инстанции и впоследствии судом первой инстанции.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения государственного гражданского служащего, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с требованиями ст. 26 названного Федерального закона гражданин, поступающий на государственную гражданскую службу Российской Федерации, при заключении служебного контракта представляет в кадровую службу государственного органа, в числе других документов, собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2005 г. N 667-р.

Указанным распоряжением Правительства РФ устанавливается форма и содержание вопросов такой анкеты, а также объем представляемых сведений о соискателе на должность государственной гражданской службы.

Судом установлено, что Т. с 16 марта 2005 г. состоял на государственной гражданской службе в должности специалиста I категории в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, реорганизованном в Управление государственного строительного надзора Свердловской области. С 21 августа 2009 г. назначен на должность ведущего специалиста отдела правового обеспечения.

Приказом от 11 января 2007 г. Т. был освобожден от замещаемой должности по п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" за представление заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

Основанием для его издания послужило заключение служебной проверки от 9 декабря 2009 г. о том, что Т. ранее был судим, однако скрыл это, отвечая на вопрос в анкете от 17 марта 2005 г. "Были ли Вы и Ваши близкие родственники судимы, когда и за что". В графе анкеты "Выполняемая работа с начала трудовой деятельности" указал период работы с 1996 по 2003 год в должности заместителя ООО "Авто" в г. Первоуральске, хотя с июня 1999 г. по август 2002 г. отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований о восстановлении на работе, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности увольнения Т., указав на то, что истец при принятии на государственную службу представил представителю нанимателя заведомо ложные сведения.

Отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении требований о восстановлении в прежней должности, судебная коллегия сослалась на то, что на момент подачи документов для поступления на государственную службу судимость у Т. была снята постановлением городского суда от 28 января 2005 г. Поставив прочерк в графе 9 анкеты о наличии судимости, истец исходил из того, что на момент заполнения указанного документа его судимость была погашена, в связи с чем он полагал себя не судимым в смысле, придаваемом данному обстоятельству уголовным законодательством Российской Федерации, а следовательно, истец при заключении служебного контракта не представлял ответчику заведомо ложные сведения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала указанный вывод суда кассационной инстанции основанным на ошибочном толковании и применении норм материального права, которыми регулируется государственная гражданская служба Российской Федерации.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае представления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта.

По смыслу ч. 16 п. 1 ст. 44 Закона представление гражданским служащим заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта является основанием для расторжения с ним служебного контракта и увольнения его с гражданской службы при условии, если факт представления таких сведений действительно имел место и если он установлен с соблюдением правил проверки документов, установленных законом.

Таким образом, из буквального содержания приведенных норм следует, что именно сам факт представления подложных документов и заведомо ложных сведений является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта или явиться основанием для отказа в его заключении.

В связи с изложенным вывод суда кассационной инстанции о том, что сокрытие Т. факта судимости и представление не соответствующих действительности сведений о трудовом стаже не должно повлечь правовых последствий при решении вопроса о возможности заключения служебного контракта и не могло служить основанием к увольнению по п. 7 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

То обстоятельство, что служебный контракт был подписан с Т. на один день раньше, чем истцом была заполнена анкета, не свидетельствует о том, что истец не представлял никаких недостоверных сведений при заключении контракта, поскольку в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" претендент на замещение вакантной должности государственного служащего в обязательном порядке дол жен представить представителю нанимателя указанные в законе сведения, а заполняемая при приеме на службу анкета является документальным подтверждением того, что служащим принимается на себя ответственность за достоверность представленных им сведений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ судебные постановления отменила, оставила в силе решение районного суда от 19 мая 2010 г.

[введено: 16.02.2012 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 07.09.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 1 от 23.12.2011 Стр. 12
Рубрики правового классификатора: 060.020.170 Трудовые споры, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать