Основная информация

Дата опубликования: 25 июля 2008г.
Номер документа: В200805521
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0805521

В200805521

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2009, N 3, СТР. 19

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25.07.2008 N 41-В08-15

ПО ДЕЛАМ О ВЗЫСКАНИИ НЕДОПОЛУЧЕННОГО ПОСОБИЯ

НА СОДЕРЖАНИЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ, СУДУ

СЛЕДУЕТ ВЫЯСНЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ УСТАНОВЛЕННОГО

ЗАКОНОМ ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ РАСХОДОВ НА ВЫПЛАТУ

ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ПОСОБИЙ ОПЕКУНАМ

(Извлечение)

М. обратилась в суд с иском к управлению образования г. Шахты, мэрии г. Шахты, министерству финансов Ростовской области, администрации Ростовской области о взыскании недополученного опекунского пособия с индексацией, сославшись на следующее. Она является опекуном несовершеннолетнего Ч. (1990 года рождения). Управлением образования г. Шахты Ростовской области выплата опекунского пособия в 2001 и 2002 годах производилась из расчета 1250 руб. в месяц на одного опекаемого на основании постановления главы администрации Ростовской области от 15 января 2001 г. N 15, в 2003 году - 1450 руб. (постановление от 21 января 2003 г. N 37), в 2004 году - 1605 руб. (постановление от 23 января 2004 г. N 30), в январе и феврале 2005 года - 1605 руб. (постановление от 31 декабря 2004 г.), с марта 2005 года - 3180 руб. (постановление от 28 апреля 2005 г. N 146).

По мнению истицы, размер выплачиваемого опекунского пособия был значительно ниже, чем положено с учетом норм потребления и цен на продукты питания, одежду, обувь и мягкий инвентарь в Ростовской области. Расчет опекунского пособия должен был производиться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409; НГР:Р9202050 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", т. е. в зависимости от фактического роста стоимости натурального набора продуктов и предметов обихода. М. просила суд взыскать с ответчиков задолженность по опекунскому пособию с учетом индексации в сумме 79 616 руб. 13 коп.

Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 7 октября 2005 г. в удовлетворении иска отказано.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

Президиум Ростовского областного суда 19 июля 2007 г. решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В надзорной жалобе, направленной в Верховный Суд РФ, М. просила об отмене вынесенных судебных постановлений как незаконных и о направлении дела на новое рассмотрение.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 25 июля 2008 г. надзорную жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 (в редакции, действовавшей на день подачи надзорной жалобы) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований не имеется. Доказательств тому, что министерство финансов Ростовской области перечислило на выплату опекунского пособия М. в 2001-2005 гг. денежных средств меньше, чем поступило из федерального бюджета и из областного бюджета, истица не представила. Опекунское пособие ей выплачено в тех размерах, в каких оно определено областным законодательством. Законами Ростовской области об областном бюджете на каждый год устанавливались предельные объемы субвенций из областного бюджета местным бюджетам, в том числе на выплату опекунских пособий. На основании этих Законов главой администрации Ростовской области издавались постановления, в которых определялся размер ежемесячного опекунского пособия на одного опекаемого. Постановления главы администрации незаконными не признаны. Фактов недоплаты опекунского пособия не выявлено.

Президиум Ростовского областного суда с данными выводами согласился.

Между тем их нельзя признать правильными, так как судами первой и надзорной инстанций допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 каждому гражданину гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из этого положения Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 следует, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ; НГР:Р9803516 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" закрепляются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются, кроме того, Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ; НГР:Р9606128 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно ст. 4 которого дополнительные гарантии по социальной защите таких детей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Выплата денежных средств на детей, находящихся под опекой, является государственным полномочием.

Согласно ст. 5 данного Закона (в редакции от 10 января 2003 г., действовавшей до принятия Федерального закона от 24 августа 2004 г. N 122-ФЗ) расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и других не запрещенных законом источников.

Порядок возмещения расходов на выплату ежемесячных пособий опекунам утверждается Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с указанными предписаниями федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409; НГР:Р9202050 установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно приложениям N 1, 2, 3.

Эти нормы распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан.

Во исполнение п. 3 названного постановления Правительства Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством социальной защиты населения Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации разработало Положение о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством) (утверждено приказом Минобразования России от 19 августа 1999 г. N 199; НГР:В9905112).

Пунктом 1 названного Положения определено, что органы опеки и попечительства выплачивают опекунам (попечителям) денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

Следовательно, приведенными нормативными правовыми актами Правительство Российской Федерации установило размер и порядок выплаты опекунам таких пособий.

Порядок выплаты данных пособий разработан по поручению Правительства Российской Федерации Министерством образования Российской Федерации, является действующим и не противоречит законодательству Российской Федерации.

Ссылка суда на неотмененные постановления главы администрации Ростовской области, которыми установлены размеры ежемесячного опекунского пособия, сама по себе не является безусловным основанием, свидетельствующим о неправомерности требований заявителя.

Как утверждала в суде М., размер опекунского пособия, определенный в постановлениях главы администрации Ростовской области от 15 января 2001 г., от 21 января 2003 г. и от 23 января 2004 г., не соответствует основным показателям качества жизни детей по стандартам, установленным федеральными органами государственной власти.

Истицей суду были представлены справки территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области о стоимости приведенного в названном постановлении Правительства Российской Федерации набора продуктов питания, необходимой одежды, обуви, мягкого инвентаря, а также расчет, составленный ею на основании этих справок, о стоимости продуктов питания, одежды и обуви на каждый год с учетом норм обеспечения, предусмотренных данным постановлением.

Суд указанный довод оставил без внимания, вопрос о том, обеспечена ли в Ростовской области в 2001-2005 годах реализация норм действующего законодательства при определении размеров пособия, подлежащего выплате опекунам, проживающим в регионе, не исследовал, расчеты истицы не проверил и оценку представленным ею доказательствам не дал.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Шахтинского городского суда Ростовской области и постановление президиума Ростовского областного суда, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Шахтинский городской суд Ростовской области.

[введено: 03.04.2009 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 14.04.2009 редактор НЦПИ - Ткаченко И.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2009 Стр. 19
Рубрики правового классификатора: 040.000.000 Семья, 040.060.000 Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, 040.060.030 Опека и попечительство над детьми (см. также 030.020.050), 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.010 Пособия, 080.000.000 Финансы, 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.020 Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 080.070.000 Местные бюджеты, 080.070.020 Доходы местных бюджетов, 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать