Основная информация

Дата опубликования: 25 ноября 2011г.
Номер документа: В201107434
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201107434

В201107434

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 23.07.2012, N 8, СТР. 24, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25.11.2011 N 59-В11-10

ОШИБКА В ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРА РАЙОННОГО КОЭФФИЦИЕНТА,

ПОДЛЕЖАЩЕГО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И ВЫПЛАТЕ

ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ, МОЖЕТ БЫТЬ

УСТРАНЕНА ПРИ ПЕРЕРАСЧЕТЕ ПЕНСИИ В СВЯЗИ С ОЧЕРЕДНЫМ

ПОВЫШЕНИЕМ ОКЛАДОВ ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ

(Извлечение)

Ю. обратился в суд с иском к военному комиссариату Амурской области о восстановлении нарушенного права на начисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента, взыскании недополученной суммы пенсии, мотивируя свои требования тем, что с августа 1992 г. он является пенсионером Минобороны России, получает пенсию на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон). На момент увольнения размер пенсии был установлен с применением районного коэффициента 1,3. С января 1999 г. ответчик начал исчислять пенсию с применением районного коэффициента 1,2, ссылаясь на отсутствие нормативного акта, устанавливающего иной размер районного коэффициента. По мнению истца, уменьшение размера районного коэффициента при исчислении ему пенсии незаконно, в связи с чем просил суд обязать военный комиссариат Амурской области производить исчисление пенсии с применением коэффициента 1,3 и взыскать недоплаченную пенсию с 1 января 2003 г. по 30 ноября 2009 г. в размере 37 577 руб.

Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 15 апреля 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 2 июня 2010 г., исковые требования удовлетворены частично: истцу восстановлено право на исчисление пенсии с учетом районного коэффициента 1,3, с ответчика взыскана недоплаченная пенсии за период с 1 января 2003 г. по 30 ноября 2009 г. в размере 27 245 руб.

В надзорной жалобе военный комиссариат Амурской области просил вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 25 ноября 2011 г. жалобу удовлетворила, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом при рассмотрении дела были допущены такого характера существенные нарушения.

Как установлено судом, Ю. при первоначальном исчислении пенсии за выслугу лет был установлен районный коэффициент 1,3, который применялся при расчете пенсии до 1 января 1999 г. В период с 1 января 1999 г. ответчик в связи с обнаруженной ошибкой произвел перерасчет пенсии с учетом районного коэффициента 1,2.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 1999 г.), пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных ст. 45 указанного Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1032 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены" и постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967 г. N 512/П-28 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения".

Согласно названным нормативным актам районный коэффициент в Амурской области составляет 1,2.

В соответствии со ст. 49 Закона (в редакции, действовавшей по состоянию на 1 января 1999 г.) пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий подлежат пересмотру: при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения; при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением; при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований, суд с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, пришел к выводу (с которым согласился суд кассационной инстанции) о том, что применение ответчиком при расчете пенсии за выслугу лет районного коэффициента 1,3 не соответствует требованиям законодательства. При этом суд, сославшись на приведенную норму, указал, что оснований для пересмотра пенсии в связи с обнаружением допущенной ответчиком ошибки не имелось, поскольку пенсия изначально была назначена и выплачивалась ответчиком с применением определенного им повышенного районного коэффициента в размере 1,3.

Между тем выводы судебных инстанций являются ошибочными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, регулирующих порядок пересмотра размера пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу.

В силу ст. 55 Закона при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили данные обстоятельства.

Уточнив подлежащий применению размер районного коэффициента одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания с 1 января 1999 г., ответчик был вправе привести размер осуществляемых истцу выплат в соответствие с действующим законодательством путем перерасчета размера получаемой истцом пенсии на основании положений ст. 55 Закона.

Применение судом к возникшим правоотношениям ст. 49 Закона, предусматривающей пересмотр пенсий при возникновении перечисленных в ней обстоятельств, не соответствует требованиям законодательства.

Учитывая изложенное, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований без учета положений, содержащихся в ст. 55 Закона, признан неправильным.

Судебная коллегия в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судами первой и кассационной инстанций, отменила обжалуемые судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое решение об отказе Ю. в удовлетворении заявленных исковых требований.

[введено: 24.10.2012 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

[проверено: 06.02.2013 редактор НЦПИ - Сорокин А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 23.07.2012 Стр. 24
Рубрики правового классификатора: 010.060.040 Основные (конституционные) социально- экономические права и свободы, 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 070.060.080 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей (см. 150.130.060), 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 070.060.110 Исчисление пенсии. Надбавки. Перерасчет пенсий, 070.060.120 Назначение и выплата пенсии, 150.130.020 Права и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, 150.130.060 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей, 180.040.010 Общие положения, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать