Основная информация
Дата опубликования: | 29 марта 2001г. |
Номер документа: | В200103100 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В200103100
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 10, СТР. 1, 2001 г.
В0103100
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29.03.2001
[УСТАНОВЛЕНИЕ СУБ’ЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРОВНЯ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ
НИЖЕ ГАРАНТИРОВАННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ
ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРАВОМЕРНЫМ]
(Извлечение)
Прокурор Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению абз. 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области (далее - Перечень), утвержденного постановлением главы администрации Ростовской области от 17 марта 1999 г. N 85. Он утверждает, что эти нормы не соответствуют положениям чч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и ограничивают предоставление услуг в зависимости от наличия у учреждения социального обслуживания таких возможностей.
Решением Ростовского областного суда от 28 декабря 2000 г. заявление прокурора Ростовской области удовлетворено.
В кассационной жалобе заместитель главы администрации Ростовской области поставил вопрос об отмене решения и принятии нового решения об оставлении заявления прокурора области без удовлетворения по тем основаниям, что оспариваемые положения Перечня основаны на упомянутом Федеральном законе, ему не противоречат, правовой обязанности воспроизводить в акте субъекта Российской Федерации полный перечень гарантированных социальных услуг, определенных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151, не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 29 марта 2001 г. оставила жалобу без удовлетворения, указав следующее.
Абзацами 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня предусмотрено, что названным категориям лиц предоставляется горячее питание (при наличии возможности у учреждения социального обслуживания); спальное место в специальном помещении, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, и индивидуальные постельные принадлежности (при наличии возможности у учреждения социального обслуживания).
Удовлетворяя заявление прокурора Ростовской области, суд исходил из того, что Перечень гарантированных социальных услуг, действующий на территории Ростовской области, не соответствует Федеральному перечню, а поскольку он является обязательным к применению для государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания области, то должен содержать перечень предоставляемых услуг в том объеме, какой гарантирован на федеральном уровне.
Вывод суда является правильным, поскольку названный Перечень, установленный для Ростовской области, не соответствует чч. 3 и 4 ст. 4 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также названному Федеральному перечню, в котором предоставляемые указанному кругу лиц услуги не обусловлены наличием такой возможности у учреждения социального обслуживания.
Данный вывод суда не оспаривается в кассационной жалобе. Вместе с тем в ней утверждается, что администрация Ростовской области была вправе не воспроизвести все услуги, которые перечислены в Федеральном перечне услуг, так как постановление Правительства Российской Федерации содержит рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не императивные предписания.
С таким доводом согласиться нельзя. Федеральные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации, а предоставление социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов в Ростовской области в меньшем объеме является незаконным и вступает в противоречие с упомянутым Федеральным законом, в ст. 3 которого указано, что деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания и обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В абз. 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области, количество услуг предусмотрено меньше гарантированного федеральными нормативными правовыми актами, что не обеспечивает равенство возможностей их получения и доступности.
Доводы кассационной жалобы неубедительны и не могут повлечь отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ростовского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу заместителя главы администрации Ростовской области - без удовлетворения.
[отформатировано: 12.11.2001 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 28.11.2001 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
В200103100
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, N 10, СТР. 1, 2001 г.
В0103100
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29.03.2001
[УСТАНОВЛЕНИЕ СУБ’ЕКТОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРОВНЯ
СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ДЛЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ
НИЖЕ ГАРАНТИРОВАННОГО ФЕДЕРАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ
ПРАВОВЫМИ АКТАМИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕПРАВОМЕРНЫМ]
(Извлечение)
Прокурор Ростовской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействительными и не подлежащими применению абз. 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области (далее - Перечень), утвержденного постановлением главы администрации Ростовской области от 17 марта 1999 г. N 85. Он утверждает, что эти нормы не соответствуют положениям чч. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и ограничивают предоставление услуг в зависимости от наличия у учреждения социального обслуживания таких возможностей.
Решением Ростовского областного суда от 28 декабря 2000 г. заявление прокурора Ростовской области удовлетворено.
В кассационной жалобе заместитель главы администрации Ростовской области поставил вопрос об отмене решения и принятии нового решения об оставлении заявления прокурора области без удовлетворения по тем основаниям, что оспариваемые положения Перечня основаны на упомянутом Федеральном законе, ему не противоречат, правовой обязанности воспроизводить в акте субъекта Российской Федерации полный перечень гарантированных социальных услуг, определенных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 г. N 1151, не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 29 марта 2001 г. оставила жалобу без удовлетворения, указав следующее.
Абзацами 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня предусмотрено, что названным категориям лиц предоставляется горячее питание (при наличии возможности у учреждения социального обслуживания); спальное место в специальном помещении, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, и индивидуальные постельные принадлежности (при наличии возможности у учреждения социального обслуживания).
Удовлетворяя заявление прокурора Ростовской области, суд исходил из того, что Перечень гарантированных социальных услуг, действующий на территории Ростовской области, не соответствует Федеральному перечню, а поскольку он является обязательным к применению для государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания области, то должен содержать перечень предоставляемых услуг в том объеме, какой гарантирован на федеральном уровне.
Вывод суда является правильным, поскольку названный Перечень, установленный для Ростовской области, не соответствует чч. 3 и 4 ст. 4 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также названному Федеральному перечню, в котором предоставляемые указанному кругу лиц услуги не обусловлены наличием такой возможности у учреждения социального обслуживания.
Данный вывод суда не оспаривается в кассационной жалобе. Вместе с тем в ней утверждается, что администрация Ростовской области была вправе не воспроизвести все услуги, которые перечислены в Федеральном перечне услуг, так как постановление Правительства Российской Федерации содержит рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а не императивные предписания.
С таким доводом согласиться нельзя. Федеральные нормативные правовые акты действуют на всей территории Российской Федерации, а предоставление социальных услуг для лиц пожилого возраста и инвалидов в Ростовской области в меньшем объеме является незаконным и вступает в противоречие с упомянутым Федеральным законом, в ст. 3 которого указано, что деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания и обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов.
В абз. 1 и 2 подп. 1.1 п. 1 Перечня гарантированных социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания на территории Ростовской области, количество услуг предусмотрено меньше гарантированного федеральными нормативными правовыми актами, что не обеспечивает равенство возможностей их получения и доступности.
Доводы кассационной жалобы неубедительны и не могут повлечь отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Ростовского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу заместителя главы администрации Ростовской области - без удовлетворения.
[отформатировано: 12.11.2001 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 28.11.2001 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 29.03.2001 Стр. 1 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 010.140.010 Общие положения, 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.070.000 Пособия. Компенсационные выплаты (см. также 200.160.030), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 070.080.000 Социальное обслуживание (см. также 200.160.030), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: