Основная информация
Дата опубликования: | 19 мая 1993г. |
Номер документа: | Р199302522 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ |
Раздел на сайте: | Федеральное законодательство |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р9302522
Р199302522
Р199302522
Р9302522
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 1993 года N 4987-I
Москва, Дом Советов России
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1993-1995 ГОДАХ
Верховный Совет Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить представленную Советом Министров - Правительством Российской Федерации федеральную целевую программу развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 1993-1995 годах.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р.И. ХАСБУЛАТОВ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1993-1995 ГОДАХ
Обоснование Федеральной программы
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации в целом оценивается как неблагополучная, а ее негативное влияние на здоровье населения становится все более заметным.
Сохраняется высоким уровень загрязнения окружающей природной среды. Ухудшается санитарное состояние многих городов и населенных пунктов, их водоснабжение, канализование и санитарная очистка. Снижается ответственность хозяйствующих субъектов за охрану труда работающих и оздоровление окружающей природной среды, качество и безопасность выпускаемой и реализуемой продукции. Не выполняются комплексные мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний населения. Обостряется проблема санитарной охраны границ и территории страны.
Сокращается средняя продолжительность жизни людей, возрастает общая смертность, снижается рождаемость. Отмечается рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональной заболеваемости. Каждый третий случай заболевания человека приходится на инфекционные болезни, общее число которых составляет ежегодно 45-50 млн. случаев, а экономический ущерб 6О-7О млрд. рублей.
В сложившихся условиях права и интересы граждан и общества на охрану здоровья и среды обитания человека, гарантированных Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", должно обеспечиваться в том числе эффективным государственным санитарно-эпидемиологическим надзором, осуществление которого возложено на Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации (далее именуется Служба).
Вместе с тем на современном этапе система организации Службы требует коренного преобразования и укрепления в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях происходящих экономических и социальных преобразований в стране относится к числу приоритетных государственных проблем и требует проведения реформы Службы, разработки и реализации федеральной целевой программы ее развития.
Федеральная программа развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 199З-1995 годах разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от З1 августа 1992 г. N 1599-р.
Экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде сокращения прямых и косвенных, текущих и ожидаемых экономических потерь общества, связанных с улучшением состояния здоровья населения и среды обитания человека.
Цели и задачи Федеральной программы
Основной целью настоящей Программы является приведение системы организационного построения, управления, ресурсного и научного обеспечения и организации деятельности Службы в соответствии с потребностью населения России в сохранении и поддержании санитарно-эпидемиологического благополучия, а также в соответствии с возложенными на Службу санитарным законодательством новыми задачами и функциями.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
- совершенствование организационного построения и системы управления Службы;
- стабилизация и развитие экономики Службы в условиях перехода России к новым экономическим отношениям;
- разработка современной кадровой политики Службы и ее реализация;
- улучшение материально-технического обеспечения Службы, проведение ее технического перевооружения;
- развитие научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- совершенствование деятельности Службы;
- развитие санитарного законодательства России.
Совершенствование организационного построения и системы
управления Службы
Основными направлениями совершенствования организационного построения Службы являются:
1. Создание в Российской Федерации единой Государственной санитарно-эпидемиологической службы путем интеграции в ее систему учреждений и организаций министерств и ведомств, осуществляющих в настоящее время государственный (Госсанэпиднадзор России) и ведомственный (МПС России, Минздрав России, Минобороны России, МВД России и МБ России) санитарно-эпидемиологический надзор.
Включение ведомственных санитарно-эпидемиологических служб в систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предполагается осуществить на первом этапе (199З-1995 гг.) на функциональной основе, сохранив их административную подчиненность соответствующим министерствам и ведомствам.
2. Оптимизация организационной структуры Службы, предусматривающая:
- укрупнение сети учреждений Службы городского и районного уровня и расширение их функций на основе экстерриториальных принципов обслуживания населения, концентрация имеющегося кадрового и технического потенциала.
Процесс реорганизации учреждений будет осуществляться в различных территориях дифференцированно с учетом местных условий, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на местном и региональном уровнях.
- создание в городах-центрах республик в составе Российской Федерации, краев, областей, в городах Москве и Санкт-Петербурге на базе существующих учреждений Службы межрегиональных специализированных, оснащенных современным оборудованием и располагающих высококвалифицированными кадрами центров токсиколого-гигиенических, радиологических, микробиологических и иммунологических, физиолого-гигиенических, эпидемиологического надзора за особоопасными, природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями, сертификационных испытаний продукции по показателям безопасности для здоровья человека;
- реорганизацию системы санитарной охраны территории России, развитие структурных подразделений, обеспечивающих санитарно-карантинный контроль, а также надзор за безопасностью импортируемой продукции и товаров народного потребления в местах пересечения государственной границы России и на таможенных пунктах;
- создание научно-практических объединений Службы на базе центров госсанэпиднадзора, НИИ гигиенического и эпидемиологического профиля и других учреждений в Самарской, Свердловской, Тюменской, Нижегородской, Ростовской и Омской областях, Хабаровском крае, в г. Санкт-Петербурге.
Приоритетными направлениями совершенствования системы управления учреждениями и организациями Службы являются:
1. Создание механизмов и условий для рационального сочетания принципов централизованного на федеральном уровне государственного регулирования, координации и надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с принципами самостоятельности и самоуправления Службы на региональном и местном уровнях:
- четкое определение и разграничение административных функций центрального органа федеральной исполнительной власти Госсанэпиднадзора России и непосредственно подчиненных ему органов управления Службой;
- развитие функций управления на горизонтальных уровнях на основе принятия совместных соглашений (положений) о взаимодействии с центральными и местными органами исполнительной власти в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- расширение участия работников Службы в принятии решений по важнейшим вопросам ее развития и организации путем создания и обеспечения эффективной работы коллегиальных структур - советов главных государственных санитарных врачей России;
2. Разработка, внедрение и эксплуатация системы информационного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Создание автоматизированной информационной системы (АИС "Санэпид") предусматривается в составе федеральной целевой программы "Информатизация России" и направлена на создание локальных, региональных и федеральной информационных сетей, банков и баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сопряженных с другими информационными системами и доступных для пользователей всех уровней Службы, органов государственного управления, заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и граждан.
Стабилизация и развитие экономики Службы
Реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих экономическую основу реформы Службы, намечается осуществить по следующим направлениям:
1. Поэтапный переход на финансирование учреждений Службы по дифференцированным нормативам, учитывающим потребность населения в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия на федеральном, региональном и местном уровне на основе интегральных критериев оценки состояния социально-экономического развития территорий, медико-демографической и санитарно-эпидемиологической обстановки.
2. Сохранение приоритетного финансирования Службы, как федеральной структуры, за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
При этом намечается привлечение дополнительных средств на финансирование участия учреждений Службы в реализации региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний людей из местных бюджетов, а также из внебюджетных источников, за счет направления на эти цели в соответствии с действующим законодательством части сумм штрафов и экономических санкций за санитарные правонарушения, средств из местных экологических фондов и фондов обязательного медицинского страхования.
З. Формирование централизованных фондов, образуемых в установленном порядке, средства которых будут направляться на развитие приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, укрепление материально-технической базы учреждений Службы, проведение мероприятий в чрезвычайных ситуациях, а также на выравнивание уровня экономического развития Службы отдельных территорий.
4. Внедрение системы современных методов хозяйственного механизма, экономического обоснования прогнозирования перспективного развития и осуществлении текущей деятельности учреждений Службы.
5. Разработка в установленном порядке предложений по льготному налогообложению учреждений и организаций Службы, находящихся на бюджете.
Разработка и реализация современной кадровой
политики Службы
Совершенствование системы кадрового обеспечения учреждений и организаций Службы предполагает разработку и внедрение новых принципов и подходов к определению потребности в кадрах в зависимости от необходимости решения конкретных задач по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющихся проблем и программ их реализации на основе нормативов затрат и фондовооруженности труда работников Службы.
С учетом реализации мер по реорганизации структуры и сети учреждений Службы прогнозируемая потребность в подготовке кадров специалистов медико-профилактического профиля составит в 199З-1995 годах 8,2 тыс. человек, в том числе врачей - З,4 тыс. Системой последипломной подготовки должно быть охвачено более 4О тыс. специалистов.
Совершенствование организации подготовки кадров специалистов для учреждений Службы предусматривает:
- осуществление поэтапного перехода к трехуровневой системе подготовки и неразрывно связанной с ней переподготовкой кадров;
- введение лицензирования на право заниматься профессиональной деятельностью;
- пересмотр требований (квалификационных характеристик), планам и программам подготовки и повышения квалификации специалистов гигиенического, эпидемиологического (медико-профилактического) профиля.
На финансирование мероприятий по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадром Службы требуется выделение в 199З-1995 годах 1,О8 млрд. рублей, в том числе в 199З г. - З4О,О млн. рублей.
С целью повышения эффективности профессиональной подготовки кадров Службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.О9.92 г. N 11З7 "О мерах по развитию здравоохранения Российской Федерации" предполагается создание в гг. Москве и Санкт-Петербурге учебно-научных объединений на базе научно-исследовательских институтов гигиенического и эпидемиологического профиля, медико-профилактических факультетов медицинских институтов и санитарно-гигиенических факультетов институтов усовершенствования врачей, а также развитие системы последипломной подготовки специалистов в ординатуре, на курсах стажировки и информации.
В целях усиления социальной защищенности работников Службы намечается:
- разработка и внедрение системы дифференцированной оплаты труда работников в прямой зависимости от качества и количества труда на основе Единой тарифной сетки, пересмотр порядка и условий выплат повышающих надбавок и доплат компенсирующего и стимулирующего характера, переход на контрактную систему найма руководителей и высококвалифицированных специалистов;
- обоснование и подготовка предложений о распространении на работников Службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, гарантий правовой и социальной защиты при выполнении ими своих служебных обязанностей, в том числе права на личное страхование, возмещение материального ущерба здоровью, жизни и имуществу;
- разработка и внесение в установленном порядке предложений о предоставлении работникам Службы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в строительстве (приобретении) жилья;
- выделение средств на долевое участия учреждений Службы в жилищном строительстве.
Улучшение материально-технического обеспечения Службы
Для реализации задачи развития материально-технической базы Службы предусматривается:
- завершение в 199З-1995 гг. ранее начатого строительства и реконструкции зданий, производственных и лабораторных корпусов центров госсанэпиднадзора, научно-исследовательских и других учреждений, организаций и предприятий Службы. На эти цели намечается направить 9,67 млрд. рублей централизованных капитальных вложений, в том числе в 199З г. 2,З6 млрд. рублей;
- пересмотр действующих и разработка набора новых унифицированных и типовых проектов зданий учреждений Службы, в том числе модульного типа;
- проведение технического перевооружения лабораторной базы учреждений Службы.
На оснащение учреждений Службы, организуемых специализированных лабораторно-исследовательских центров современным аналитическим оборудованием предусматривается направить 1,З4 млрд. рублей и З9,8 млн. долларов США (с соответствующим рублевым покрытием), в том числе в 199З г. соответственно 448,1 млн. рублей и 15,О7 млн. долларов.
Решение задачи создания и промышленного производства новых образцов современных средств и методов контроля физических, химических и микробиологических факторов среды обитания человека и диагностики их неблагоприятного влияния на организм человека намечается осуществить в рамках разрабатываемой во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 октября 1992 г. N 1891-р межведомственной федеральной программы инженерно-технического и методического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения и окружающей природной среды.
Развитие научного обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия и
деятельности Службы
Развитие медико-профилактического, гигиенического,
эпидемиологического и микробиологического направления медицинской
науки в целях научного обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения России предусматривает:
- реорганизацию структуры и сети научных учреждений, входящих в систему Службы, укрупнение профильных институтов, создание объединений, научных и научно-учебных центров гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины с сохранением юридической самостоятельности учреждений, а также перепрофилизацию научного направления их деятельности;
- перевод финансирования научных исследований на заказы для государственных нужд по договорам с Госсанэпиднадзором России, Миннауки России, переход на грантовую систему финансирования научных исследований, конкурсную систему отбора научной тематики под заказ для государственных нужд;
- планирование научно-исследовательских работ в области
фундаментальных исследований - по государственным
научно-техническим программам, в области прикладных исследований -
по заказам Госсанэпиднадзора России;
- улучшение взаимодействия науки и практики на основе расширения научного обоснования разрабатываемых гигиенических и противоэпидемических мероприятий на региональном и местном уровне, а также путем включения практических учреждений Службы в качестве полноправных соисполнителей НИР.
Ведущими направлениями деятельности научных учреждений системы Госкомсанэпиднадзора России предусматривается решение практических задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России.
Развитие санитарного законодательства
Развитие санитарного законодательства является основой правового обеспечения деятельности и развития Службы. Программой намечается:
- разработка пакета законопроектов в развитие санитарного законодательства;
- создание и ведение федеральной системы санитарно-гигиенического нормирования, предусматривающей разработку новых и пересмотр действующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, утвержденных бывшим Минздравом СССР и несоответствующих законодательству Российской Федерации, в первую очередь санитарному законодательству. Количество указанных нормативных актов превышает 12 тыс. наименований, требует пересмотра в 199З-1995 годах около 1,2 тыс. документов;
- введение региональных систем санитарно-гигиенического нормирования;
- изучение и обобщение практики применения санитарного законодательства.
Для информационного обеспечения системы
санитарно-гигиенического нормирования, включая тиражирование и
распространение нормативных актов, создания федерального банка
данных о нормативно-правовых актах санитарного законодательства
планируется расширение информационно-издательской деятельности
Госкомсанэпидназора России и учреждений Службы.
Для реализации данного раздела Программы требуется 414,6 млн. рублей, в том числе в 199З г. 146,5 млн. рублей.
Совершенствование деятельности Службы
Основными направлениями совершенствования деятельности Службы должны стать:
1. Развитие функций хозяйственного и нормативного регулирования деятельности, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном, региональном (республика, край, область) и местном уровне (город, район), через комплексные целевые программы решения проблем в данной области:
- на федеральном уровне - федеральные целевые и государственные научно-технические программы решения общегосударственных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по которым государственным заказчиком и соисполнителем выступает Госкомсанэпиднадзор России;
- на региональном и местном уровне - региональные целевые и местные программы оздоровления окружающей природной среды, условий жизнедеятельности человека, профилактики заболеваний по наиболее актуальным для конкретных территорий вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по которым местные органы Службы выступают заказчиками и соисполнителями.
2. Разработка и внедрение системы социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения в зависимости от состояния среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.
З. Реализация определенных Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" функций, полномочий должностных лиц Службы по обеспечению эффективного государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленного на обнаружение, предупреждение и пресечение санитарных правонарушений.
4. Совершенствование системы гигиенического воспитания и образования граждан в целях повышения их санитарной культуры, распространение знаний о здоровом образе жизни, профилактики заболеваний человека.
Развитие международного сотрудничества
Предполагается развитие международных связей и взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ на основании Межправительственного соглашения по здравоохранению от 1992 г. путем заключения двух и многосторонних соглашений в области разработки и реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Намечается активное участие Госкомсанэпиднадзора России и учреждений Службы в реализации международных программ и проектов ВОЗ и Европейского регионального бюро ВОЗ медико-профилактического, гигиенического и эпидемиологического направления.
Будет оказываться всесторонняя поддержка развитию международного сотрудничества между отдельными учреждениями, организациями и предприятиями Службы и зарубежными партнерами.
Управление и механизм реализации Федеральной
программы
Государственным заказчиком и основным исполнителем Федеральной программы является Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора.
Соисполнители Программы:
- Минэкономики России (по вопросам ресурсного обеспечения программы);
- Минфин России (по вопросам финансового обеспечения программы);
- Минздрав России (по вопросам взаимодействия в области профилактики заболеваемости и укрепления здоровья населения).
Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и конкретизируются при формировании прогнозов социального и экономического развития Российской Федерации.
Приложение 1
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
НА 1993-1995 ГГ.
________________________________________________________________
N I Наименование разделов IФинансовые затраты (млн. руб.) I
I I ------------I
N I I (млн.ам. долл.)I
I программы I-------------------------------I
п/п I IHa период I в том числе I
I IреализацииI 1993 I 1994 I 1995 I
----------------------------------------------------------------
1 Развитие материально-техни-
ческой базы в том числе:
автотранспорт 11550.0 2890.0 З900.0 4760.0
2 Лабораторное оборудование 1276.2 4З9.2 40З.5 433.5
------- ------ ------ ------
39.625 15.01 12.128 12.487
З Капитальные вложения 15987.0 4З17.0 5680.0 5990.0
4 Разработка нормативных до-
кументов санитарного зако-
нодательства 415.75 146.95 1З8.8 1З0.0
5 Подготовка кадров 1080.0 З40.0 З40.0 400.0
Всего: 30308.95 8133.15 10426.3 11713.5
---------- ------- ------- -------
39.625 15.01 12.128 12.487
Приложение 2
ЗАДАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ
ЦЕНТРОВ И ОСНАЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993-1995 ГГ.
----------------------------------------------------------------
I I
I Объемы финансирования I
I (млн.руб) I Ожидаемые
I -------- I результаты
I (млн.долл.) I
I----------------------------I
I Всего I 1993 I 1994 I 1995 I
----------------------------------------------------------------
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6
----------------------------------------------------------------
1. Организация межрегио-
нальных лабораторных
центров
Токсиколого-гигиени- Разработка
ческих на базе 9 об- комплексных
ластных центров программ по
Госкомсанэпиднадзора: профилакти-
в 1993 г. в городах 35.1 11.7 11.7 11.7 ке краевой
Кемерово, Екатерин- ------ ----- ------ ----- патологии,
бург, Санкт-Петер- 7.74 2.58 2.58 2.58 прогнозиро-
бург вание эпи-
в 1994 г. в городах демиологи-
Москва, Омск, Воро- ческой и
неж эпизооло-
в 1995 г. в городах гической
Ростов-на-Дону, Са- ситуации,
мара, Владивосток ликвидация
вспышек ин-
фекционных
заболеваний
Профилактики инфек- - - - -
ционных заболеваний ------ ----- ----- -----
на базе 6 противо- 3.24 1.08 1.08 1.08
чумных учреждений
Госкомсанэпиднадзо-
ра:
в 1993 г. в городах
Иркутск, Саратов
в 1994 г. в городах
Ростов-на-Дону,
Москва
в 1995 г. в городах
Санкт-Петербург,
Екатеринбург
Обеспечение
квалифици-
Радиологических - на рованной
базе 6 областных цен- оценки ра-
тров Госкомсанэпиднад- диационной
зора: 85.8 28.6 28.6 28.6 обстановки
в 1993 г. в городах ------ ----- ----- ----- в регионе,
Пермь, Барнаул 2.4 0.8 0.8 0.8 экспертиза
в 1994 г. в городах нормативно-
Москва, Ставрополь технической
в 1995 г. в городах документа-
Тула, Красноярск ции радиа-
ционного
оборудова-
ния и лик-
видация
последствий
радиацион-
ных аварий
Проведение
особо слож-
ных и ар-
битражных
исследова-
ний продук-
ции, посту-
Контроля импортной про- пающей из-
дукции - на базе 12 за рубежа,
центров Госкомсанэпид- потенциаль-
надзора: 42.9 14.3 14.3 14.3 но опасной
в 1993 г. в городах ------ ------ ------ ----- для здоро-
Краснодар, Калинин- 5.5 1.8 1.8 1.8 вья чело-
град, Санкт-Петер- века. Ак-
бург, Владивосток редитация
в 1994 г. в городах лабораторий
Москва, Белгород, на междуна-
Мурманск, Хабаровск родном
в 1995 г. в городах уровне для
Новосибирск, Нижний признака
Новгород, Самара, гигиеничес-
Красноярск кой серти-
фикации
экспортиру-
емого про-
дукта
Гигиенической оценке Обеспечение
(сертификации) продук- проверенно
ции (товаров, работ) - гигиеничес-
на базе НИИ кой серти-
в 1993 г. Московский фикации
НИИ гигиены 46.8 15.6 15.6 15.6 продукции,
Институт питания ----- ----- ----- ----- экспертизы,
ГИСК 7.2 2.4 2.4 2.4 исследова-
в 1994 г. НИИ ГиПЗД тельских
НИИ радиационной ги- работ, ар-
гиены битражных
НИИ профилактической исследова-
дезинфекции ний на
в 1995 г. Саратовский уровне, от-
НИИ сельской гигиены, вечающем
Нижегородский НИИ ги- современным
гиены требованиям
2. Оборудование и приборы 1134.0 377.9 377.9 377.9
для оснащения действу- ------ ----- ------ -------
ющих лабораторий 14.545 6.41 3.528 3.887
Всего: 1276.2 439.2 403.5 438.5
------- ------ ------ -------
39.625 15.01 12.128 12.487
Приложение 3
ЗАДАНИЕ НА ПОДГОТОВКУ, ПЕРЕПОДГОТОВКУ И ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ САНЭПИДСЛУЖБЫ
----------------------------------------------------------------
I I I I
I I Общая IСтоимость по го- I Ожидаемые
NN I Мероприятия IстоимостьIдам (млн.руб.) I результаты
п/п I I I-----------------I
I I(млн.руб)I1993 I1994 I1995 I
----------------------------------------------------------------
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7
1. Подготовка врачей За счет средств, выделяе- Улучшение
медико-профилакти- мых Минздраву РФ укомплекто-
ческого профиля ванности
Прием по годам: службы
1993 - 1300 чел.
1994 - 1100 чел.
1995 - 1000 чел.
Всего: 3400 чел.
2. Подготовка санитар- За счет средств местного Улучшение
ных фельдшеров и ла- бюджета укомплекто-
борантов ванности
1993 - 1600 чел. службы
1994 - 1600 чел.
1995 - 1600 чел.
Всего: 4800 чел.
3. Обучение в аспиранту- Повышение
ре и в ординатуре качества
выпускников медико- подготовки
профилактических фа- в соответ-
культетов ствии со
1993 - 120 стандартами
1994 - 120
1995 - 120
Всего: 360 чел. 180,0 30,0 60,0 90,0
4. Подготовка и аттеста- Приведение
ция врачей и фельдше- в соответ-
ров на центральных ба- ствие ква-
зах в количестве лификации с
20000 чел. требования-
Врачей - 10000 чел. ми ЕТС
Фельдшеров и лаборан- 600,0 210,0 180,0 210,0
тов - 10000 чел.
5. Подготовка врачей и Овладение
фельдшеров на выезд- новыми спе-
ных циклах и на ста- циальностя-
жировках на местных ми и квали-
учебных базах в ко- фикациями,
личестве 30000 чел. повышение
Врачей - 10000 чел. эффектив-
Фельдшеров и лабо- 300,0 100,0 100,0 100,0 ности рабо-
рантов - 20000 чел. ты службы
Всего: 1080,0 340,0 340,0 400,0
Приложение 4
ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
----------------------------------------------------------------
I I I I
I Наименование I Общая IСтоимость по го- I Ожидаемый
NN I законопроекта IстоимостьIдам (млн.руб.) I результат
п/п I I работ, I-----------------I
I I млн.руб I1993 I1994 I1995 I
----------------------------------------------------------------
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7
----------------------------------------------------------------
Формирова-
ние право-
вых основ:
1. Об изменениях и до- 0,1 0,1 - -
полнениях к Закону
РСФСР "О санитарно- регулирова-
эпидемиологическом ния общест-
благополучии насе- венных от-
ления" ношений в
области
обеспечения
санитарно-
эпидемиоло-
гического
благополу-
чия населе-
ния
2. О Государственной 0,05 0,05 - - деятельнос-
санитарно-эпидемио- ти органов
логической службе и учрежде-
ний госу-
дарственной
санитарно-
эпидемиоло-
гической
службы
3. О санитарно-гигие- 0,05 0,05 - - санитарно-
ническом нормирова- гигиеничес-
нии кого норми-
рования
4. О профилактике 0,05 0,05 - - организации
СПИД профилакти-
ки СПИД
5. О вакцинопрофилак- 0,35 0,35 - - деятельнос-
ке ти по фор-
мированию
иммуной
прослойки
среди насе-
ления
6. О качестве пищевых 0,55 0,55 - - управления
продуктов качеством
пищевых
продуктов
7. О безопасности хи- 0,6 0,6 - - защиты на-
мических и биологи- селения и
ческих средств за- окружающей
щиты растений среды от
воздействия
средств за-
щиты расте-
ний
8. О санитарной охра- 0,3 - 0,3 - санитарной
не территории РФ охраны тер-
ритории
Российской
Федерации
9. О возмещении ущерба 0,3 - 0,3 - Регулирова-
от вреда здоровью ния общест-
граждан, вызванного венных от-
нарушением санитар- ношений при
ного законодательст- возмещении
ва ущерба здо-
ровью, при-
чиненного
нарушениями
санитарного
законода-
тельства
10. О профилактике про- 0,3 - 0,3 - Системы
фессиональных забо- профилакти-
леваний ки профза-
болеваний
11. О безопасности това- 0,5 - 0,5 - Системы
ров для детей обеспечения
безопаснос-
ти товаров
для детей
12. О санитарной очистке 0,5 - - 0,5 Регулирова-
населенных пунктов ния общест-
венных от-
ношений при
осуществле-
нии сани-
тарной
очистки на-
селенных
мест
13. О социально-гигие- 0,3 - - 0,3 Социально-
ническом мониторин- гигиеничес-
ге кого мони-
торинга
14. О защите населения 0,15 - - 0,15 Защиты на-
от диоксинов и диок- селения от
сино-подобных ве- воздействия
ществ диоксинов
15. Об охране труда де- 0,55 - - 0,55 Регулирова-
тей и подростков ния общест-
венных от-
ношений в
области ох-
раны труда
детей и
подростков
16. Совершенствование 12,0 4,0 4,0 4,0 Унификация
методологии и эпи- и повышение
демиологического качества
нормирования неб- работ по
лагоприятных фак- нормирова-
торов среды обита- нию вредных
ния человека веществ,
влияющих на
здоровье
человека
17. Разработка нормативных
документов:
Санитарно-гигиени- 1,0 0,4 0,3 0,3 Обеспечение
ческие требования к Службы, ве-
планировке и застрой- домств и
ке населенных мест граждан
нормативны-
ми докумен-
тами
Гигиенические требо- 3,0 1,0 1,0 1,0
вания к жилым и об-
щественным зданиям
Гигиенические тре- 13,0 5,0 4,0 4,0
бования к охране
окружающей природ-
ной среды
Гигиенические тре-
бования к транспорт-
ным средствам и
объектам их обслу-
живания 4,5 1,5 1,5 1,5
Эколого-гигиеничес-
кие требования к
биологическим ве-
ществам и разработ-
ка нормативов их
содержания во внеш-
ней среде 6,5 4,0 1,5 1,0
Медико-биологичес-
кие требования к
косметическим, пар-
фюмерным средствам
и товарам бытовой
химии 2,0 0,5 0,5 1,0
Медико-биологичес-
кие требования и
критерии безопаснос-
ти пищевых продук-
тов, продовольст-
венного сырья и
питьевой воды 6,0 2,0 2,0 2,0
Гигиенические тре-
бования к проекти-
рованию и строи-
тельству промыш-
ленных предприятий 6,0 1,5 2,5 2,0
Основные санитарно-
гигиенические тре-
бования к производ-
ству и переработке
пищевой продукции 2,5 0,5 1,0 1,0
Требования к новым
формам обучения и
воспитания детей 1,5 0,5 0,5 0,5
Санитарно-гигиени-
ческие требования
безопасности труда
в основных отраслях:
- промышленности 8,0 2,0 3,0 3,0
- сельском хозяйстве 6,0 1,5 2,5 2,0
- бытовом обслужива-
нии 6,0 1,5 2,5 2,0
Санитарно-гигиеничес-
кие требования к
производственному
оборудованию и ра-
бочему инструменту 5,0 1,0 2,0 2,0
Единые гигиеничес-
кие требования к ус-
ловиям труда инвали-
дов и пенсионеров по
старости 2,5 0,5 1,5 0,5
Гигиенические тре-
бования к охране
труда женщин 1,0 0,2 0,3 0,5
Организация и про-
ведение профилакти-
ческих медицинских
осмотров 2,5 2,5
Общие требования к
организации профи-
лактических меропри-
ятий по борьбе с
инфекционными и па-
разитарными болез-
нями 11,5 4,5 4,0 3,0
Профилактика отдель-
ных групп инфекцион-
ных болезней 20,5 8,0 6,0 6,5
Санитарная охрана
территории 5,5 2,5 2,0 1,0
Разработка гигиени-
ческих нормативов
(ПДК, ПДУ, ОБУВ)
вредных веществ 210,0 70,0 70,0 70,0
18. Пересмотр гигиени-
ческих нормативов,
принятых более 10
лет назад 75,0 25,0 25,0 25,0
19. Информационное
обеспечение гигие-
нического и эпиде-
миологического
нормирования 6,5 2,5 2,0 2,0
20. Разработка феде- Повышение
ральных стандартов готовности
на подготовку, пере- кадров к
подготовку специа- профессио-
листов, аттестацию, нальной
сертификацию и ли- деятель-
цензирование про- ности
фессиональной дея-
тельности 2,6 1,1 0,8 0,7
Всего: 415,75 146,95 138,8 130,0
Р9302522
Р199302522
Р199302522
Р9302522
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 1993 года N 4987-I
Москва, Дом Советов России
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1993-1995 ГОДАХ
Верховный Совет Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить представленную Советом Министров - Правительством Российской Федерации федеральную целевую программу развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 1993-1995 годах.
Председатель Верховного Совета
Российской Федерации Р.И. ХАСБУЛАТОВ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В 1993-1995 ГОДАХ
Обоснование Федеральной программы
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Российской Федерации в целом оценивается как неблагополучная, а ее негативное влияние на здоровье населения становится все более заметным.
Сохраняется высоким уровень загрязнения окружающей природной среды. Ухудшается санитарное состояние многих городов и населенных пунктов, их водоснабжение, канализование и санитарная очистка. Снижается ответственность хозяйствующих субъектов за охрану труда работающих и оздоровление окружающей природной среды, качество и безопасность выпускаемой и реализуемой продукции. Не выполняются комплексные мероприятия по профилактике наиболее распространенных заболеваний населения. Обостряется проблема санитарной охраны границ и территории страны.
Сокращается средняя продолжительность жизни людей, возрастает общая смертность, снижается рождаемость. Отмечается рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональной заболеваемости. Каждый третий случай заболевания человека приходится на инфекционные болезни, общее число которых составляет ежегодно 45-50 млн. случаев, а экономический ущерб 6О-7О млрд. рублей.
В сложившихся условиях права и интересы граждан и общества на охрану здоровья и среды обитания человека, гарантированных Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", должно обеспечиваться в том числе эффективным государственным санитарно-эпидемиологическим надзором, осуществление которого возложено на Государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской Федерации (далее именуется Служба).
Вместе с тем на современном этапе система организации Службы требует коренного преобразования и укрепления в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях происходящих экономических и социальных преобразований в стране относится к числу приоритетных государственных проблем и требует проведения реформы Службы, разработки и реализации федеральной целевой программы ее развития.
Федеральная программа развития Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в 199З-1995 годах разработана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от З1 августа 1992 г. N 1599-р.
Экономический эффект от реализации Программы ожидается в виде сокращения прямых и косвенных, текущих и ожидаемых экономических потерь общества, связанных с улучшением состояния здоровья населения и среды обитания человека.
Цели и задачи Федеральной программы
Основной целью настоящей Программы является приведение системы организационного построения, управления, ресурсного и научного обеспечения и организации деятельности Службы в соответствии с потребностью населения России в сохранении и поддержании санитарно-эпидемиологического благополучия, а также в соответствии с возложенными на Службу санитарным законодательством новыми задачами и функциями.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
- совершенствование организационного построения и системы управления Службы;
- стабилизация и развитие экономики Службы в условиях перехода России к новым экономическим отношениям;
- разработка современной кадровой политики Службы и ее реализация;
- улучшение материально-технического обеспечения Службы, проведение ее технического перевооружения;
- развитие научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- совершенствование деятельности Службы;
- развитие санитарного законодательства России.
Совершенствование организационного построения и системы
управления Службы
Основными направлениями совершенствования организационного построения Службы являются:
1. Создание в Российской Федерации единой Государственной санитарно-эпидемиологической службы путем интеграции в ее систему учреждений и организаций министерств и ведомств, осуществляющих в настоящее время государственный (Госсанэпиднадзор России) и ведомственный (МПС России, Минздрав России, Минобороны России, МВД России и МБ России) санитарно-эпидемиологический надзор.
Включение ведомственных санитарно-эпидемиологических служб в систему Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации предполагается осуществить на первом этапе (199З-1995 гг.) на функциональной основе, сохранив их административную подчиненность соответствующим министерствам и ведомствам.
2. Оптимизация организационной структуры Службы, предусматривающая:
- укрупнение сети учреждений Службы городского и районного уровня и расширение их функций на основе экстерриториальных принципов обслуживания населения, концентрация имеющегося кадрового и технического потенциала.
Процесс реорганизации учреждений будет осуществляться в различных территориях дифференцированно с учетом местных условий, санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на местном и региональном уровнях.
- создание в городах-центрах республик в составе Российской Федерации, краев, областей, в городах Москве и Санкт-Петербурге на базе существующих учреждений Службы межрегиональных специализированных, оснащенных современным оборудованием и располагающих высококвалифицированными кадрами центров токсиколого-гигиенических, радиологических, микробиологических и иммунологических, физиолого-гигиенических, эпидемиологического надзора за особоопасными, природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями, сертификационных испытаний продукции по показателям безопасности для здоровья человека;
- реорганизацию системы санитарной охраны территории России, развитие структурных подразделений, обеспечивающих санитарно-карантинный контроль, а также надзор за безопасностью импортируемой продукции и товаров народного потребления в местах пересечения государственной границы России и на таможенных пунктах;
- создание научно-практических объединений Службы на базе центров госсанэпиднадзора, НИИ гигиенического и эпидемиологического профиля и других учреждений в Самарской, Свердловской, Тюменской, Нижегородской, Ростовской и Омской областях, Хабаровском крае, в г. Санкт-Петербурге.
Приоритетными направлениями совершенствования системы управления учреждениями и организациями Службы являются:
1. Создание механизмов и условий для рационального сочетания принципов централизованного на федеральном уровне государственного регулирования, координации и надзора в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с принципами самостоятельности и самоуправления Службы на региональном и местном уровнях:
- четкое определение и разграничение административных функций центрального органа федеральной исполнительной власти Госсанэпиднадзора России и непосредственно подчиненных ему органов управления Службой;
- развитие функций управления на горизонтальных уровнях на основе принятия совместных соглашений (положений) о взаимодействии с центральными и местными органами исполнительной власти в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- расширение участия работников Службы в принятии решений по важнейшим вопросам ее развития и организации путем создания и обеспечения эффективной работы коллегиальных структур - советов главных государственных санитарных врачей России;
2. Разработка, внедрение и эксплуатация системы информационного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Создание автоматизированной информационной системы (АИС "Санэпид") предусматривается в составе федеральной целевой программы "Информатизация России" и направлена на создание локальных, региональных и федеральной информационных сетей, банков и баз данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, сопряженных с другими информационными системами и доступных для пользователей всех уровней Службы, органов государственного управления, заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и граждан.
Стабилизация и развитие экономики Службы
Реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих экономическую основу реформы Службы, намечается осуществить по следующим направлениям:
1. Поэтапный переход на финансирование учреждений Службы по дифференцированным нормативам, учитывающим потребность населения в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия на федеральном, региональном и местном уровне на основе интегральных критериев оценки состояния социально-экономического развития территорий, медико-демографической и санитарно-эпидемиологической обстановки.
2. Сохранение приоритетного финансирования Службы, как федеральной структуры, за счет республиканского бюджета Российской Федерации.
При этом намечается привлечение дополнительных средств на финансирование участия учреждений Службы в реализации региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и профилактики заболеваний людей из местных бюджетов, а также из внебюджетных источников, за счет направления на эти цели в соответствии с действующим законодательством части сумм штрафов и экономических санкций за санитарные правонарушения, средств из местных экологических фондов и фондов обязательного медицинского страхования.
З. Формирование централизованных фондов, образуемых в установленном порядке, средства которых будут направляться на развитие приоритетных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, укрепление материально-технической базы учреждений Службы, проведение мероприятий в чрезвычайных ситуациях, а также на выравнивание уровня экономического развития Службы отдельных территорий.
4. Внедрение системы современных методов хозяйственного механизма, экономического обоснования прогнозирования перспективного развития и осуществлении текущей деятельности учреждений Службы.
5. Разработка в установленном порядке предложений по льготному налогообложению учреждений и организаций Службы, находящихся на бюджете.
Разработка и реализация современной кадровой
политики Службы
Совершенствование системы кадрового обеспечения учреждений и организаций Службы предполагает разработку и внедрение новых принципов и подходов к определению потребности в кадрах в зависимости от необходимости решения конкретных задач по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, имеющихся проблем и программ их реализации на основе нормативов затрат и фондовооруженности труда работников Службы.
С учетом реализации мер по реорганизации структуры и сети учреждений Службы прогнозируемая потребность в подготовке кадров специалистов медико-профилактического профиля составит в 199З-1995 годах 8,2 тыс. человек, в том числе врачей - З,4 тыс. Системой последипломной подготовки должно быть охвачено более 4О тыс. специалистов.
Совершенствование организации подготовки кадров специалистов для учреждений Службы предусматривает:
- осуществление поэтапного перехода к трехуровневой системе подготовки и неразрывно связанной с ней переподготовкой кадров;
- введение лицензирования на право заниматься профессиональной деятельностью;
- пересмотр требований (квалификационных характеристик), планам и программам подготовки и повышения квалификации специалистов гигиенического, эпидемиологического (медико-профилактического) профиля.
На финансирование мероприятий по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадром Службы требуется выделение в 199З-1995 годах 1,О8 млрд. рублей, в том числе в 199З г. - З4О,О млн. рублей.
С целью повышения эффективности профессиональной подготовки кадров Службы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.О9.92 г. N 11З7 "О мерах по развитию здравоохранения Российской Федерации" предполагается создание в гг. Москве и Санкт-Петербурге учебно-научных объединений на базе научно-исследовательских институтов гигиенического и эпидемиологического профиля, медико-профилактических факультетов медицинских институтов и санитарно-гигиенических факультетов институтов усовершенствования врачей, а также развитие системы последипломной подготовки специалистов в ординатуре, на курсах стажировки и информации.
В целях усиления социальной защищенности работников Службы намечается:
- разработка и внедрение системы дифференцированной оплаты труда работников в прямой зависимости от качества и количества труда на основе Единой тарифной сетки, пересмотр порядка и условий выплат повышающих надбавок и доплат компенсирующего и стимулирующего характера, переход на контрактную систему найма руководителей и высококвалифицированных специалистов;
- обоснование и подготовка предложений о распространении на работников Службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, гарантий правовой и социальной защиты при выполнении ими своих служебных обязанностей, в том числе права на личное страхование, возмещение материального ущерба здоровью, жизни и имуществу;
- разработка и внесение в установленном порядке предложений о предоставлении работникам Службы льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в строительстве (приобретении) жилья;
- выделение средств на долевое участия учреждений Службы в жилищном строительстве.
Улучшение материально-технического обеспечения Службы
Для реализации задачи развития материально-технической базы Службы предусматривается:
- завершение в 199З-1995 гг. ранее начатого строительства и реконструкции зданий, производственных и лабораторных корпусов центров госсанэпиднадзора, научно-исследовательских и других учреждений, организаций и предприятий Службы. На эти цели намечается направить 9,67 млрд. рублей централизованных капитальных вложений, в том числе в 199З г. 2,З6 млрд. рублей;
- пересмотр действующих и разработка набора новых унифицированных и типовых проектов зданий учреждений Службы, в том числе модульного типа;
- проведение технического перевооружения лабораторной базы учреждений Службы.
На оснащение учреждений Службы, организуемых специализированных лабораторно-исследовательских центров современным аналитическим оборудованием предусматривается направить 1,З4 млрд. рублей и З9,8 млн. долларов США (с соответствующим рублевым покрытием), в том числе в 199З г. соответственно 448,1 млн. рублей и 15,О7 млн. долларов.
Решение задачи создания и промышленного производства новых образцов современных средств и методов контроля физических, химических и микробиологических факторов среды обитания человека и диагностики их неблагоприятного влияния на организм человека намечается осуществить в рамках разрабатываемой во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 октября 1992 г. N 1891-р межведомственной федеральной программы инженерно-технического и методического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения и окружающей природной среды.
Развитие научного обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия и
деятельности Службы
Развитие медико-профилактического, гигиенического,
эпидемиологического и микробиологического направления медицинской
науки в целях научного обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения России предусматривает:
- реорганизацию структуры и сети научных учреждений, входящих в систему Службы, укрупнение профильных институтов, создание объединений, научных и научно-учебных центров гигиены, эпидемиологии и профилактической медицины с сохранением юридической самостоятельности учреждений, а также перепрофилизацию научного направления их деятельности;
- перевод финансирования научных исследований на заказы для государственных нужд по договорам с Госсанэпиднадзором России, Миннауки России, переход на грантовую систему финансирования научных исследований, конкурсную систему отбора научной тематики под заказ для государственных нужд;
- планирование научно-исследовательских работ в области
фундаментальных исследований - по государственным
научно-техническим программам, в области прикладных исследований -
по заказам Госсанэпиднадзора России;
- улучшение взаимодействия науки и практики на основе расширения научного обоснования разрабатываемых гигиенических и противоэпидемических мероприятий на региональном и местном уровне, а также путем включения практических учреждений Службы в качестве полноправных соисполнителей НИР.
Ведущими направлениями деятельности научных учреждений системы Госкомсанэпиднадзора России предусматривается решение практических задач обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России.
Развитие санитарного законодательства
Развитие санитарного законодательства является основой правового обеспечения деятельности и развития Службы. Программой намечается:
- разработка пакета законопроектов в развитие санитарного законодательства;
- создание и ведение федеральной системы санитарно-гигиенического нормирования, предусматривающей разработку новых и пересмотр действующих санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, утвержденных бывшим Минздравом СССР и несоответствующих законодательству Российской Федерации, в первую очередь санитарному законодательству. Количество указанных нормативных актов превышает 12 тыс. наименований, требует пересмотра в 199З-1995 годах около 1,2 тыс. документов;
- введение региональных систем санитарно-гигиенического нормирования;
- изучение и обобщение практики применения санитарного законодательства.
Для информационного обеспечения системы
санитарно-гигиенического нормирования, включая тиражирование и
распространение нормативных актов, создания федерального банка
данных о нормативно-правовых актах санитарного законодательства
планируется расширение информационно-издательской деятельности
Госкомсанэпидназора России и учреждений Службы.
Для реализации данного раздела Программы требуется 414,6 млн. рублей, в том числе в 199З г. 146,5 млн. рублей.
Совершенствование деятельности Службы
Основными направлениями совершенствования деятельности Службы должны стать:
1. Развитие функций хозяйственного и нормативного регулирования деятельности, направленной на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном, региональном (республика, край, область) и местном уровне (город, район), через комплексные целевые программы решения проблем в данной области:
- на федеральном уровне - федеральные целевые и государственные научно-технические программы решения общегосударственных проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по которым государственным заказчиком и соисполнителем выступает Госкомсанэпиднадзор России;
- на региональном и местном уровне - региональные целевые и местные программы оздоровления окружающей природной среды, условий жизнедеятельности человека, профилактики заболеваний по наиболее актуальным для конкретных территорий вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по которым местные органы Службы выступают заказчиками и соисполнителями.
2. Разработка и внедрение системы социально-гигиенического мониторинга за состоянием здоровья населения в зависимости от состояния среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.
З. Реализация определенных Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" функций, полномочий должностных лиц Службы по обеспечению эффективного государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленного на обнаружение, предупреждение и пресечение санитарных правонарушений.
4. Совершенствование системы гигиенического воспитания и образования граждан в целях повышения их санитарной культуры, распространение знаний о здоровом образе жизни, профилактики заболеваний человека.
Развитие международного сотрудничества
Предполагается развитие международных связей и взаимовыгодного сотрудничества со странами СНГ на основании Межправительственного соглашения по здравоохранению от 1992 г. путем заключения двух и многосторонних соглашений в области разработки и реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Намечается активное участие Госкомсанэпиднадзора России и учреждений Службы в реализации международных программ и проектов ВОЗ и Европейского регионального бюро ВОЗ медико-профилактического, гигиенического и эпидемиологического направления.
Будет оказываться всесторонняя поддержка развитию международного сотрудничества между отдельными учреждениями, организациями и предприятиями Службы и зарубежными партнерами.
Управление и механизм реализации Федеральной
программы
Государственным заказчиком и основным исполнителем Федеральной программы является Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора.
Соисполнители Программы:
- Минэкономики России (по вопросам ресурсного обеспечения программы);
- Минфин России (по вопросам финансового обеспечения программы);
- Минздрав России (по вопросам взаимодействия в области профилактики заболеваемости и укрепления здоровья населения).
Основные направления и положения Программы ежегодно уточняются и конкретизируются при формировании прогнозов социального и экономического развития Российской Федерации.
Приложение 1
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
НА 1993-1995 ГГ.
________________________________________________________________
N I Наименование разделов IФинансовые затраты (млн. руб.) I
I I ------------I
N I I (млн.ам. долл.)I
I программы I-------------------------------I
п/п I IHa период I в том числе I
I IреализацииI 1993 I 1994 I 1995 I
----------------------------------------------------------------
1 Развитие материально-техни-
ческой базы в том числе:
автотранспорт 11550.0 2890.0 З900.0 4760.0
2 Лабораторное оборудование 1276.2 4З9.2 40З.5 433.5
------- ------ ------ ------
39.625 15.01 12.128 12.487
З Капитальные вложения 15987.0 4З17.0 5680.0 5990.0
4 Разработка нормативных до-
кументов санитарного зако-
нодательства 415.75 146.95 1З8.8 1З0.0
5 Подготовка кадров 1080.0 З40.0 З40.0 400.0
Всего: 30308.95 8133.15 10426.3 11713.5
---------- ------- ------- -------
39.625 15.01 12.128 12.487
Приложение 2
ЗАДАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ
ЦЕНТРОВ И ОСНАЩЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1993-1995 ГГ.
----------------------------------------------------------------
I I
I Объемы финансирования I
I (млн.руб) I Ожидаемые
I -------- I результаты
I (млн.долл.) I
I----------------------------I
I Всего I 1993 I 1994 I 1995 I
----------------------------------------------------------------
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6
----------------------------------------------------------------
1. Организация межрегио-
нальных лабораторных
центров
Токсиколого-гигиени- Разработка
ческих на базе 9 об- комплексных
ластных центров программ по
Госкомсанэпиднадзора: профилакти-
в 1993 г. в городах 35.1 11.7 11.7 11.7 ке краевой
Кемерово, Екатерин- ------ ----- ------ ----- патологии,
бург, Санкт-Петер- 7.74 2.58 2.58 2.58 прогнозиро-
бург вание эпи-
в 1994 г. в городах демиологи-
Москва, Омск, Воро- ческой и
неж эпизооло-
в 1995 г. в городах гической
Ростов-на-Дону, Са- ситуации,
мара, Владивосток ликвидация
вспышек ин-
фекционных
заболеваний
Профилактики инфек- - - - -
ционных заболеваний ------ ----- ----- -----
на базе 6 противо- 3.24 1.08 1.08 1.08
чумных учреждений
Госкомсанэпиднадзо-
ра:
в 1993 г. в городах
Иркутск, Саратов
в 1994 г. в городах
Ростов-на-Дону,
Москва
в 1995 г. в городах
Санкт-Петербург,
Екатеринбург
Обеспечение
квалифици-
Радиологических - на рованной
базе 6 областных цен- оценки ра-
тров Госкомсанэпиднад- диационной
зора: 85.8 28.6 28.6 28.6 обстановки
в 1993 г. в городах ------ ----- ----- ----- в регионе,
Пермь, Барнаул 2.4 0.8 0.8 0.8 экспертиза
в 1994 г. в городах нормативно-
Москва, Ставрополь технической
в 1995 г. в городах документа-
Тула, Красноярск ции радиа-
ционного
оборудова-
ния и лик-
видация
последствий
радиацион-
ных аварий
Проведение
особо слож-
ных и ар-
битражных
исследова-
ний продук-
ции, посту-
Контроля импортной про- пающей из-
дукции - на базе 12 за рубежа,
центров Госкомсанэпид- потенциаль-
надзора: 42.9 14.3 14.3 14.3 но опасной
в 1993 г. в городах ------ ------ ------ ----- для здоро-
Краснодар, Калинин- 5.5 1.8 1.8 1.8 вья чело-
град, Санкт-Петер- века. Ак-
бург, Владивосток редитация
в 1994 г. в городах лабораторий
Москва, Белгород, на междуна-
Мурманск, Хабаровск родном
в 1995 г. в городах уровне для
Новосибирск, Нижний признака
Новгород, Самара, гигиеничес-
Красноярск кой серти-
фикации
экспортиру-
емого про-
дукта
Гигиенической оценке Обеспечение
(сертификации) продук- проверенно
ции (товаров, работ) - гигиеничес-
на базе НИИ кой серти-
в 1993 г. Московский фикации
НИИ гигиены 46.8 15.6 15.6 15.6 продукции,
Институт питания ----- ----- ----- ----- экспертизы,
ГИСК 7.2 2.4 2.4 2.4 исследова-
в 1994 г. НИИ ГиПЗД тельских
НИИ радиационной ги- работ, ар-
гиены битражных
НИИ профилактической исследова-
дезинфекции ний на
в 1995 г. Саратовский уровне, от-
НИИ сельской гигиены, вечающем
Нижегородский НИИ ги- современным
гиены требованиям
2. Оборудование и приборы 1134.0 377.9 377.9 377.9
для оснащения действу- ------ ----- ------ -------
ющих лабораторий 14.545 6.41 3.528 3.887
Всего: 1276.2 439.2 403.5 438.5
------- ------ ------ -------
39.625 15.01 12.128 12.487
Приложение 3
ЗАДАНИЕ НА ПОДГОТОВКУ, ПЕРЕПОДГОТОВКУ И ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ САНЭПИДСЛУЖБЫ
----------------------------------------------------------------
I I I I
I I Общая IСтоимость по го- I Ожидаемые
NN I Мероприятия IстоимостьIдам (млн.руб.) I результаты
п/п I I I-----------------I
I I(млн.руб)I1993 I1994 I1995 I
----------------------------------------------------------------
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7
1. Подготовка врачей За счет средств, выделяе- Улучшение
медико-профилакти- мых Минздраву РФ укомплекто-
ческого профиля ванности
Прием по годам: службы
1993 - 1300 чел.
1994 - 1100 чел.
1995 - 1000 чел.
Всего: 3400 чел.
2. Подготовка санитар- За счет средств местного Улучшение
ных фельдшеров и ла- бюджета укомплекто-
борантов ванности
1993 - 1600 чел. службы
1994 - 1600 чел.
1995 - 1600 чел.
Всего: 4800 чел.
3. Обучение в аспиранту- Повышение
ре и в ординатуре качества
выпускников медико- подготовки
профилактических фа- в соответ-
культетов ствии со
1993 - 120 стандартами
1994 - 120
1995 - 120
Всего: 360 чел. 180,0 30,0 60,0 90,0
4. Подготовка и аттеста- Приведение
ция врачей и фельдше- в соответ-
ров на центральных ба- ствие ква-
зах в количестве лификации с
20000 чел. требования-
Врачей - 10000 чел. ми ЕТС
Фельдшеров и лаборан- 600,0 210,0 180,0 210,0
тов - 10000 чел.
5. Подготовка врачей и Овладение
фельдшеров на выезд- новыми спе-
ных циклах и на ста- циальностя-
жировках на местных ми и квали-
учебных базах в ко- фикациями,
личестве 30000 чел. повышение
Врачей - 10000 чел. эффектив-
Фельдшеров и лабо- 300,0 100,0 100,0 100,0 ности рабо-
рантов - 20000 чел. ты службы
Всего: 1080,0 340,0 340,0 400,0
Приложение 4
ЗАДАНИЕ НА РАЗРАБОТКУ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
----------------------------------------------------------------
I I I I
I Наименование I Общая IСтоимость по го- I Ожидаемый
NN I законопроекта IстоимостьIдам (млн.руб.) I результат
п/п I I работ, I-----------------I
I I млн.руб I1993 I1994 I1995 I
----------------------------------------------------------------
1 I 2 I 3 I 4 I 5 I 6 I 7
----------------------------------------------------------------
Формирова-
ние право-
вых основ:
1. Об изменениях и до- 0,1 0,1 - -
полнениях к Закону
РСФСР "О санитарно- регулирова-
эпидемиологическом ния общест-
благополучии насе- венных от-
ления" ношений в
области
обеспечения
санитарно-
эпидемиоло-
гического
благополу-
чия населе-
ния
2. О Государственной 0,05 0,05 - - деятельнос-
санитарно-эпидемио- ти органов
логической службе и учрежде-
ний госу-
дарственной
санитарно-
эпидемиоло-
гической
службы
3. О санитарно-гигие- 0,05 0,05 - - санитарно-
ническом нормирова- гигиеничес-
нии кого норми-
рования
4. О профилактике 0,05 0,05 - - организации
СПИД профилакти-
ки СПИД
5. О вакцинопрофилак- 0,35 0,35 - - деятельнос-
ке ти по фор-
мированию
иммуной
прослойки
среди насе-
ления
6. О качестве пищевых 0,55 0,55 - - управления
продуктов качеством
пищевых
продуктов
7. О безопасности хи- 0,6 0,6 - - защиты на-
мических и биологи- селения и
ческих средств за- окружающей
щиты растений среды от
воздействия
средств за-
щиты расте-
ний
8. О санитарной охра- 0,3 - 0,3 - санитарной
не территории РФ охраны тер-
ритории
Российской
Федерации
9. О возмещении ущерба 0,3 - 0,3 - Регулирова-
от вреда здоровью ния общест-
граждан, вызванного венных от-
нарушением санитар- ношений при
ного законодательст- возмещении
ва ущерба здо-
ровью, при-
чиненного
нарушениями
санитарного
законода-
тельства
10. О профилактике про- 0,3 - 0,3 - Системы
фессиональных забо- профилакти-
леваний ки профза-
болеваний
11. О безопасности това- 0,5 - 0,5 - Системы
ров для детей обеспечения
безопаснос-
ти товаров
для детей
12. О санитарной очистке 0,5 - - 0,5 Регулирова-
населенных пунктов ния общест-
венных от-
ношений при
осуществле-
нии сани-
тарной
очистки на-
селенных
мест
13. О социально-гигие- 0,3 - - 0,3 Социально-
ническом мониторин- гигиеничес-
ге кого мони-
торинга
14. О защите населения 0,15 - - 0,15 Защиты на-
от диоксинов и диок- селения от
сино-подобных ве- воздействия
ществ диоксинов
15. Об охране труда де- 0,55 - - 0,55 Регулирова-
тей и подростков ния общест-
венных от-
ношений в
области ох-
раны труда
детей и
подростков
16. Совершенствование 12,0 4,0 4,0 4,0 Унификация
методологии и эпи- и повышение
демиологического качества
нормирования неб- работ по
лагоприятных фак- нормирова-
торов среды обита- нию вредных
ния человека веществ,
влияющих на
здоровье
человека
17. Разработка нормативных
документов:
Санитарно-гигиени- 1,0 0,4 0,3 0,3 Обеспечение
ческие требования к Службы, ве-
планировке и застрой- домств и
ке населенных мест граждан
нормативны-
ми докумен-
тами
Гигиенические требо- 3,0 1,0 1,0 1,0
вания к жилым и об-
щественным зданиям
Гигиенические тре- 13,0 5,0 4,0 4,0
бования к охране
окружающей природ-
ной среды
Гигиенические тре-
бования к транспорт-
ным средствам и
объектам их обслу-
живания 4,5 1,5 1,5 1,5
Эколого-гигиеничес-
кие требования к
биологическим ве-
ществам и разработ-
ка нормативов их
содержания во внеш-
ней среде 6,5 4,0 1,5 1,0
Медико-биологичес-
кие требования к
косметическим, пар-
фюмерным средствам
и товарам бытовой
химии 2,0 0,5 0,5 1,0
Медико-биологичес-
кие требования и
критерии безопаснос-
ти пищевых продук-
тов, продовольст-
венного сырья и
питьевой воды 6,0 2,0 2,0 2,0
Гигиенические тре-
бования к проекти-
рованию и строи-
тельству промыш-
ленных предприятий 6,0 1,5 2,5 2,0
Основные санитарно-
гигиенические тре-
бования к производ-
ству и переработке
пищевой продукции 2,5 0,5 1,0 1,0
Требования к новым
формам обучения и
воспитания детей 1,5 0,5 0,5 0,5
Санитарно-гигиени-
ческие требования
безопасности труда
в основных отраслях:
- промышленности 8,0 2,0 3,0 3,0
- сельском хозяйстве 6,0 1,5 2,5 2,0
- бытовом обслужива-
нии 6,0 1,5 2,5 2,0
Санитарно-гигиеничес-
кие требования к
производственному
оборудованию и ра-
бочему инструменту 5,0 1,0 2,0 2,0
Единые гигиеничес-
кие требования к ус-
ловиям труда инвали-
дов и пенсионеров по
старости 2,5 0,5 1,5 0,5
Гигиенические тре-
бования к охране
труда женщин 1,0 0,2 0,3 0,5
Организация и про-
ведение профилакти-
ческих медицинских
осмотров 2,5 2,5
Общие требования к
организации профи-
лактических меропри-
ятий по борьбе с
инфекционными и па-
разитарными болез-
нями 11,5 4,5 4,0 3,0
Профилактика отдель-
ных групп инфекцион-
ных болезней 20,5 8,0 6,0 6,5
Санитарная охрана
территории 5,5 2,5 2,0 1,0
Разработка гигиени-
ческих нормативов
(ПДК, ПДУ, ОБУВ)
вредных веществ 210,0 70,0 70,0 70,0
18. Пересмотр гигиени-
ческих нормативов,
принятых более 10
лет назад 75,0 25,0 25,0 25,0
19. Информационное
обеспечение гигие-
нического и эпиде-
миологического
нормирования 6,5 2,5 2,0 2,0
20. Разработка феде- Повышение
ральных стандартов готовности
на подготовку, пере- кадров к
подготовку специа- профессио-
листов, аттестацию, нальной
сертификацию и ли- деятель-
цензирование про- ности
фессиональной дея-
тельности 2,6 1,1 0,8 0,7
Всего: 415,75 146,95 138,8 130,0
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.030.000 Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства, 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм, 140.010.000 Здравоохранение (см. также 200.160.040), 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080) |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: