Основная информация

Дата опубликования: 19 октября 2020г.
Номер документа: RU03041205202000104
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Башкортостан
Принявший орган: Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



1

Администрация муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 октября 2020 года № 10-1558 УД

Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.».

Признано утратившим силу Постановлением Администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 26 апреля 2021 года № 04-359 УД

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», от 17 декабря 2012 г. № 458 «О государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан», в целях обеспечения эффективного функционирования системы программно-целевого управления,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1.              Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.».

2.              Признать утратившим силу постановление главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 01 октября 2019 г. № 10-1572 УД «Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.».

3.              Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации – начальника отдела сельского хозяйства Рахматуллина А.А.

И.о. главы Администрации

А.Г. Салахутдинов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением главы администрации

муниципального района Учалинский

район Республики Башкортостан

от 19 октября 2020 г. № 10-1558 УД

М У Н И Ц И П А Л Ь Н А Я П Р О Г Р А М М А

«Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.»

П А С П О Р Т

муниципальной программы

Наименование муниципальной программы

Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.

Основание для разработки муниципальной программы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»;

2. Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;

3. постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

4. постановление Правительства РБ от 17 декабря 2012 г. № 458 «О государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан»

5. постановление главы администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан от 18 сентября 2018 г. № 09-1561 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан»

Муниципальный заказчик муниципальной программы – ответственный исполнитель

Отдел сельского хозяйства администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан – заместитель главы администрации-начальник отдела сельского хозяйства Рахматуллин Алмас Адикович

Соисполнители муниципальной программы

- МКУ «Информационно-консультационный центр» муниципального района Учалинский район;

- ФГБУ САС «Ишимбайская»;

- финансовое управление администрации муниципального района Учалинский район;

- бухгалтерия администрации муниципального района Учалинский район;

- отдел социальной, молодежной политики и спорта администрации муниципального района Учалинский район;

- МКУ отдел культуры администрации муниципального района Учалинский район

Основной разработчик муниципальной программы

Отдел сельского хозяйства администрации муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

Цели и задачи муниципальной программы

Основная цель программы эффективное вовлечение в экономический оборот ресурсной базы и потенциала сельского хозяйства, обеспечивающего конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции, занятость сельского населения и продовольственную безопасность района.

Задачи:

- увеличение производства товарной сельскохозяйственной продукции, в том числе продукции животноводства, растениеводства;

- максимальное обеспечение переработки сельскохозяйственного сырья, производство востребованной продукции для реализации на внутреннем и внешнем рынках;

- повышение эффективности землепользования в аграрном секторе;

- привлечение инвестиций для модернизации и создания новых производств;

- принятие мер для создания и развития сельскохозяйственных кооперативов

Важнейшие целевые индикаторы и показатели муниципальной программы

- объем валовой продукции сельского хозяйства;

- доля сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в валовой продукции агропромышленного комплекса;

- количество сельскохозяйственных потребительских кооперативов, развивших свою материально-техническую базу с помощью государственной поддержки;

- валовая продукция в расчете на 1 га сельхозугодий;

- валовая продукция животноводства на 1 га сельскохозяйственных угодий;

- рентабельность сельскохозяйственных организаций;

- производительность труда в сельском хозяйстве;

- объем производства зерновых и зернобобовых в хозяйствах всех категорий;

- объем производства картофеля в хозяйствах всех категорий;

- объем производства овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий

- площадь используемых сельскохозяйственных угодий муниципального района Учалинский район;

- общая площадь сельскохозяйственных угодий

- доля продукции растениеводства в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства

- производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

- объем производства мяса в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

- выход телят на 100 коров в сельскохозяйственных предприятиях

- охват искусственным осеменением коров молочного стада в сельскохозяйственных предприятиях;

- поголовье дойных кобыл в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей;

- количество вновь образованных крестьянских (фермерских) хозяйств;

- количество построенных или реконструированных семейных животноводческих ферм;

- удельный вес производимой продукции крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в общем объеме продукции всех категорий хозяйств;

- площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

- количество приобретенных тракторов, самоходных косилок, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, грузовых автомобилей для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения;

Сроки и этапы реализации муниципальной программы

2019-2022 гг.

Объемы и источники финансирования муниципальной программы

Источниками финансирования Программы являются следующие:

- средства бюджета муниципального района Учалинский район;

- привлеченные средства;

- средства бюджета Республики Башкортостан и федерального бюджета

Прогнозируемый объем финансирования Программы на 2019-2022 гг. составляет 255 820,03 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета – 134 337,29 тыс. руб., за счет средств республиканского бюджета – 105 410,16 тыс. руб., за счет средств местного бюджета –10 872,58 тыс. руб. При этом предполагается, что будут привлечены внебюджетные средства (собственные, кредитные средства, средства инвесторов) в объеме не менее чем 5200 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы

- увеличение урожайности посевных площадей зерновых культур хозяйствами всех форм собственности к 2020 г. до 20 цн/га;

- увеличение посевных площадей картофеля и овощей в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах;

- снижение себестоимости производимой продукции растениеводства на 2-3 %;

- ежегодное производство в объеме 20 тыс. тонн зерна, а при благоприятных условиях до 20,5 тыс. тонн;

- увеличение роста поголовья КРС во всех категориях хозяйств на 5% и доведение поголовья до 24 860 голов;

- увеличение реализации скота и птицы на убой к концу 2020 г. планируется увеличить к концу 2020 года до 6,6 тыс. тонн;

- увеличение продуктивности молочных коров в сельскохозяйственных предприятиях до 7500 кг.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального и республиканского бюджетов на период 2019-2022 годы подлежат уточнению после принятия федеральных и республиканских нормативных правовых актов, определяющих участие средств федерального и республиканского бюджетов в мероприятиях, реализуемых в рамках Программы.

1.              Характеристика текущего состояния развития сельского хозяйства муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан

Сельское хозяйство – важнейшая сфера экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг

в целях обеспечения населения качественным продовольствием, промышленным сырьем, а также содействия устойчивому развитию сельских территорий.

На территории муниципального района ведут свою деятельность 5 сельскохозяйственных предприятий – ООО «Агрофирма Байрамгул», ООО «Юлдаш», ООО «Авангард», ГУСП МТС «Зауралье Агро (филиал Учалы), СХПК «Черновской» Челябинской области, 7 кооперативов: СПК «Учалинское молоко», СПССК «Прогресс»,- переработка и фасовка молока и молочной продукции, СПССК «Озерный», СПССК «Ахун»-организация убойных цехов, СПК «Возрождение»-переработка зерновых культур, СПК «Уныш»-производство мясных полуфабрикатов, колбасных изделий, СПК «Фортуна»-производство мяса. Наряду с этим, сельским хозяйством занимаются 153 крестьянско-фермерских хозяйств и 14 346 личных подсобных хозяйств.

По данным статистики объем валовой продукции в 2019 году составил 2 482 млн. руб. (102% к уровню 2018 года). Объем валовой продукции животноводства за 2019 г. составил 1 915 млн. руб. - 103 % к уровню 2018 года. Объем валовой продукции растениеводства составил 567 млн. руб. (к уровню 2018 года 99,9 %). Доля валовой продукции растениеводства в общем объеме валовой продукции составила 23%.

По основным показателям развития агропромышленного комплекса Учалинский район занимает средние позиции среди муниципальных районов республики, рейтинговая позиция по показателю объема валовой продукции находится на 26 рейтинговой позиции.

Таблица 1

Объем валовой продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Учалинскому району, 2012-2019 гг., млн. руб.

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Валовая продукция сельского хозяйства, млн.руб, в т.ч.

2030,7

2396,2

2337,9

2744,71

2591,00

2409,61

2423,62

2482,91

СХП

385,53

358,53

319,35

343,28

327,17

361,73

318,36

364,62

КФХ

52,47

67,7

99,87

143,18

148,19

159,69

173,53

202,68

ЛПХ

1592,75

1969,96

2157,04

2258,26

2115,64

1888,19

1931,71

1915,14

Растениеводство, в т.ч.

531,67

709,41

759,86

851,98

789,33

559,09

567,11

567,00

СХП

154,47

124,29

92,15

149,31

113,113

132,92

103,28

106,2

КФХ

13,89

38

61,97

94,38

84,65

86,38

91,35

95,48

ЛПХ

363,31

547,12

605,74

608,29

591,57

339,79

372,48

365,32

Животноводство, в т.ч.

1228,6

1686,76

1816,4

1892,73

1801,67

1850,52

1856,51

1915,91

СХП

213,06

234,24

227,2

193,97

214,05

228,81

215,08

258,42

КФХ

38,58

29,69

37,9

48,97

63,53

73,31

82,19

107,2

ЛПХ

1229,44

1422,84

1551,3

1649,96

1542,08

1548,40

1559,25

1549,82

В 2019 году механизмами финансовой поддержки в рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» воспользовались 36 субъектов агропромышленного комплекса, объем субсидий составил 42, 35 млн. руб., в 2018 году количество получателей равнялось 49 хозяйствам, с объемом полученных субсидий 49 млн. руб.

Несмотря на уменьшение государственной поддержки, валовое производство продукции сельского хозяйства сформировало положительную тенденцию к росту, что говорит о повышении самообеспеченности отрасли и эффективности мер финансовой поддержки.

Значительное влияние на производительность труда в сельском хозяйстве оказывает уровень технико-технологического оснащения. Нагрузка на зерноуборочные комбайны по району в среднем составляет 400 га на комбайн. Высокая нагрузка увеличивает сроки обмолота, в ряде сельхозпредприятий более чем до 60 календарных дней, что приводит к потерям зерна до 25,0%.

Уровень заработной платы работников сельскохозяйственных предприятий отстает от среднерайонного значения, что снижает привлекательность аграрного сектора для привлечения высококвалифицированных специалистов и создания высокопроизводительных рабочих мест. Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве по итогам 2019 года составила около 20910 руб., при среднерайонном значении – 32 341 руб.

В 2019 году обладателями грантов на развитие фермерского хозяйства стали 2 человека на общую сумму 13 022,82 тыс. рублей, в том числе по программе «Развитие семейных животноводческих ферм»» - 2 человека Всего же, с начала реализации данных программ, в Учалинском районе 34 фермерских хозяйства получили более 53 022,82 млн. рублей бюджетных средств.

Гранты на реализацию доход генерирующих проектов получили 2 кооператива на общую сумму 5959,2 тыс. руб.:

СПК «Возрождение» – на хранение, переработку и сушку зерна;

СПК «Уныш» – на переработку мяса.

Всего по данной программе с начала 2018 года было образовано 6 кооперативов и сумма грантов на реализацию доход генерирующих проектов за этот период составила 14 959 тыс. руб.

1.1. Характеристика развития животноводства

Отрасль животноводства в районе представлена молочным и мясным скотоводством, коневодством, овцеводством. В аграрном секторе района функционируют 3 сельхозпредприятий, 1 из которых занимаются производством молока

Производство молока за 2019 год составило 42 244 тн (АППГ 40 300 тн), в том числе в СХП 9926,4 тн. (АППГ 8927,40 тн), в КФХ – 2699,40 тн (АППГ 2604,1 тн) и ЛПХ – 29618,2 тн (АППГ 28768,5 тн). В 2020 году в СХП (ООО «Агрофирма Байрамгул») прогнозируется увеличение производства молока за счет приобретения нетелей в 2019 году в количестве 476 голов, в том числе доведение дойных коров до 1400 голов. Также ежегодно крестьянско-фермерские хозяйства участвуют в различных региональных программах (Агростартап, начинающий фермер, семейно-животноводческие фермы), что приводит к увеличению производства молока и мяса. Надой молока в сельскохозяйственных предприятиях составил за 2019 год 8350 кг, что выше уровня 2018 года на 12%. На 01 июня 2020 г. надой на 1 фуражную корову составил 3554 кг. За 2020 г. надой молока прогнозируется на уровне 8500 кг.

Производство (выращивание) скота и птицы за 2019 год составило 5472 тн (АППГ 6709,3 тн), в т.ч. в СХП – 456,2 тн( АППГ 375,3 тн), в КФХ – 321,8 тн ( АППГ 294 тн) ЛПХ – 4694 тн (АППГ 6040 тн). Основное снижение произошло в личных подсобных хозяйствах за счет уменьшения поголовья в ЛПХ.

Поголовье КРС во всех категориях хозяйств на 1 января 2020 г. составило 24 207 голов ( за 2018 год 23259 голов), в т.ч. в СХП – 3596 гол.( АППГ 2933 гол), в КФХ – 2123 гол ( АППГ 1817 гол.) ЛПХ – 18488 гол (АППГ 18509 гол.).

Поголовье лошадей за 2019 год составило 5 718 голов, что меньше на 496 голов по сравнению с 2018 годом. Уменьшение поголовья лошадей объясняется в связи с возникновением бруцеллеза на территории Учалинского района. В результате бруцеллеза на сегодняшний день поголовье лошадей ООО «Агрофирма Байрамгул» ликвидировало полностью.

За 2019 год проведена большая целенаправленная ветеринарно-профилактическая и лечебная работа в плане обеспечения эпизоотического благополучия территории г.Учалы и Учалинского района по инфекционным и инвазионным болезням животных. Велась плановая работа по профилактике заразных и не заразных болезней животных в хозяйствах всех форм собственности, которая продолжается и в 2020 г.

Хозяйства реализуют сырое молоко на такие предприятия как группа компаний «Российское молоко», ООО «Учалинский квас».

1.2. Характеристика развития растениеводства

Под урожай 2019 года вся посевная (все категории хозяйств) площадь в муниципальном районе Учалинский район составила 24250,6 га, (что составляет 102% к уровню прошлого года –23785,2га) в том числе:

1.              11401 га – зерновые культуры (109% к уровню прошлого года – 10462,5га), в том числе:

1.1.              11291 га – яровые зерновые и зернобобовые (110,8%):

-              3334 га – яровая пшеница;

-              5018 га – ячмень;

-              2225 га – овес;

-              618 – гречиха;

-              96 га – горох;

1.2.              110 га – озимые зерновые культуры (40,9% по уровню к 2018 году), из них 90 га – озимая рожь; 20га - тритикале.

2.              10585,1га – кормовые культуры (что составляет 104,5% к уровню прошлого года – 10129,4га), в том числе:

-              2306,6 га – однолетние травы (109,5%);

-              7110,3 га – площадь многолетних трав прошлых лет (95,3%);

-              735 га – кукуруза на силос (160,5%);

-              976,7 га – картофель (94,1%);

-              161,8 га – овощи (103,9%).

Основная зяблевая обработка 4000 га. Поверхностная зяблевая обработка – 7300га. Заложено 10 000 тн. зернофуража

По итогам уборки зерновых культур за 2019 год валовой сбор зерновых после доработки составило 15 340 тн, при урожайности 15,7 ц/га.

Заготовлено кормов: сено – 9765 тн; сенаж – 24955 тн; силос – 7994 тн, солома – 5000 тн.

Всего заготовлено 30,7 центнеров кормовых единиц на 1 условную голову (полуторагодовалый запас кормов).

Всего по району убрано 2 830 тонн картофеля – 109,2 % к 2018 году, средняя урожайность составила 170 ц/га, а также 272 тонны овощей – 142,4 % к 2018 году. Средняя урожайность капусты 400 ц/га, столовой свеклы 150 ц/га, столовой моркови 155 ц/га.

Таблица 4

№ п/п

Наиме-нование культуры

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Пло-щадь, га

Факти-ческий сбор урожая в весе после дора-ботки, цн

Пло-щадь, га

Факти-ческий сбор урожая в весе после дора-ботки, цн

Пло-щадь, га

Фак-ти-ческий сбор уро-жая в весе после дора-ботки, цн

Пло-щадь, га

Факти-ческий сбор урожая в весе после дора-ботки, цн

Пло-щадь, га

Фак-ти-чес-кий сбор уро-жая в весе после до-работ-ки, цн

Пло-щадь, га

Факти-ческий сбор урожая в весе после дора-ботки, цн

Пло-щадь, га

Фак-ти-ческий сбор уро-жая в весе после дора-ботки, цн

1

2

3

4

5

6

7

8

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Пшеница озимая

259

1470

205

1320

200

1451

60

553

60

1064

0,00

0,00

0,00

0,00

2.

Рожь озимая

962

10605

926

8169

900

12551

450

7148

600

11681

200

4503

90

146,6

3.

Тритикале

28

1035

69

1127

20

270

4.

Пшеница яровая

5170

52595

5303

47725

4155

61239

4059

58334

3124,3

57205

2946

35917

3039

45724

5.

Ячмень

3252

41971

3541

42387

3916

57342

2967

44819

4375

101300

4242

73191

3963

62821

6.

Овес

2320

29982

1925

24031

3274

37238

1784

27543

1725

37788

1892

34464

2117

37860

7.

Гречиха

2028

17622

2509

28780

2499

26007

2523

25727

3177

33216

932

8131

518

5243

8.

Картофель

124

158200

114,6

163300

2061

225000

2014,2

229197

1859,4

123800

1037,5

165600

166

29040

9.

Овощи

16

24200

16

19700

281

38440

245,3

39000

236,4

31900

143,8

35000

17,5

2720

10.

Кормовые, цн

16515

732736

15963

363351

11529

346142

12829,1

323325

13008

442626

10240

746940

12195

785000

Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуется в рамках реализации постановления Правительства Республики Башкортостан от 26 июня 2013 г. № 278 «Об утверждении порядка предоставления субсидии из бюджета РБ на поддержание почвенного плодородия.

По содержанию фосфора почвы пахотных угодий района характеризуются средними запасами подвижного фосфора. Средневзвешенный показатель содержания подвижного фосфора в почвах района 44 мг на 1 кг почвы. Средневзвешенные показатели содержания в почве обменного калия составляет 142 мг на 1 кг почвы.

По кислотности почвы района преимущественно имеют кислую реакцию среды. По состоянию на 01 января 2015 г. среднекислые почвы занимают 10292 га, слабокислые почвы – 13775 га. Средневзвешенный показатель почвенной кислотности по району составляет 6,3.

Для повышения плодородия почвы хозяйствами района всех форм собственности планируется ежегодное приобретение и внесение минеральных удобрений в объеме 600 тонн в действующем веществе, а также вывозка и внесение органических удобрений.

Одной из основных задач в сфере растениеводства в 2019 год является проведение агрохимического обследования почв во всех хозяйствах Учалинского района совместно с ФГБУ САС «Ишимбайская». Сведения о плодородии почв, полученные в результате агрохимического обследования, послужат основным материалом для составления рекомендаций хозяйствам по регулированию плодородия почв, а также для предоставления в Минсельхоз России для наполнения Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения (ЕФИС ЗСН).

Динамика количества сельскохозяйственной техники в хозяйствах района представлена в таблице 4. На 01 января 2020 г. в сельскохозяйственных предприятиях и КФХ района имеется 213 тракторов и 42 грузовых машин.

Однако в сельхозпредприятиях района всех форм собственности тракторы, сельхозмашины, автомобили, зерноуборочные комбайны и многие другие виды техники, приобретенные еще в середине 1990-2000 гг. прошлого века, работают на полях для возделывания сельскохозяйственных культур. На балансе сельхозпредприятий и КФХ находятся следующие виды техники (таблица 4):

- тракторы всех марок – 213 единиц со сроком службы в среднем 15,5 лет;

- зерноуборочные комбайны – 17 единиц всех марок со сроком службы 21,2 лет;

- кормоуборочные комбайны – 11 единиц со сроком службы 11,6 лет;

- сеялки всех марок – 88 единиц со сроком службы более 20 года;

- культиваторы всех марок – 64 единиц со сроком службы 16,2 год

и многие другие виды сельскохозяйственной техники со сроком службы более 18 лет применяются в сельскохозяйственном производстве.

Поэтому сельхозпроизводителям ежегодно приходится ремонтировать имеющиеся тракторы и сельхозмашины перед сезонными сельскохозяйственными работами. На поддержание техники в работоспособном состоянии хозяйства расходуют около 8 млн. руб. В настоящее время износ машинно-тракторного парка составляет:

- по тракторам – 60 %;

- по зерноуборочным комбайнам – 94 %;

- по автомобилям – 71 %;

- сельскохозяйственным машинам – 88 %.

Таблица 4

Динамика количества сельскохозяйственной техники в хозяйствах Учалинского района, шт.

№ п/п

Вид

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Тракторы

1652

1624

1624

1594

1560

1532

1540

2.

Зерноуборочные комбайны

20

14

18

19

16

16

17

3.

Кормоуборочные комбайны

15

14

17

15

14

11

11

4.

Автомобили грузовые

895

883

883

872

854

828

812

Приобретение новой сельскохозяйственнной техники по сельскохозяйственным предприятиям и крестьянско(фермерским)хозяйствам и объем полученной субсидии на компенсацию части затрат на приобретение за 2012-2019 представлено в таблице № 5.

Таблица № 5

Наименование сельскохозяйственной техники

Ед. изм.

Количество приобретенной техники по годам

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Трактора

шт.

24

6

6

7

5

2

6

9

Самоходные косилки

шт.

0

0

0

0

0

0

0

0

Зерноуборочные комбайны

шт.

2

0

0

0

0

0

0

1

Кормоуборочные комбайны

шт.

0

0

0

0

0

0

0

1

Грузовых автомобилей для перевозки грузов сельскохозяйственного назначения

шт.

0

0

0

0

0

0

0

2

Компенсация части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники

тыс. руб.

10344,95

3945,86

1114,23

116,00

0,00

0,00

575,59

2414,93

Основным фактором эффективности функционирования агропромышленного производства, его устойчивого и интенсивного развития является кадровый потенциал. За последние годы отмечается тенденция к сокращению количества работников в сельскохозяйственных предприятиях. Основной причиной данного явления было прохождение большинства колхозов и совхозов процедуры банкротства с последующей реорганизацией или ликвидацией. Дальнейший отток рабочих кадров вызван низкой оплатой труда, ненормированным рабочим временем, отсутствием престижа рабочих профессий. Больше всего хозяйства нуждаются в ключевых специалистах – агрономах, зоотехниках, ветеринарах, инженерах, экономистах. Велика потребность и в рабочих кадрах – необходимы операторы машинного доения, слесари, водители, механизаторы.

Основные поставщики кадров для агропромышленного комплекса Республики и района – Башкирский государственный аграрный университет, техникумы и колледжи аграрного направления. Студенты, в настоящее время обучающиеся в учебных заведениях, после завершения учебы позволили бы покрыть потребности хозяйств в трудовых ресурсах, но имеет место отказ выпускников возвращаться из города в село.

На территории района подготовку кадров для сельского хозяйства ведет агропромышленное отделение ГАПОУ Учалинский колледж горной промышленности. Обучение ведется по семи квалификациям: «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства», «Водитель категорий A, B, C, D», «Комбайнер», «Газоэлектросварщик», «Автомеханик», «Электрогазосварщик ручной сварки», «Садовник для детей ОВЗ». Ежегодно выпускается около 80 специалистов в области сельского хозяйства. В 2020 году введена новая специальность «Механизация сельского хозяйства».

1.3. Проблемы развития сельского хозяйства в Учалинском районе

Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2019 – 2022 гг. обеспечивает сохранение производственного потенциала, повышение конкурентоспособности отрасли и создание условий для привлечения инвестиций в АПК Учалинского района.

Вместе с тем Государственной программой не в полной мере было охвачено решение таких задач, как стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, поддержка малых форм хозяйствования, обеспечение функций управления в АПК, стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития АПК, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель.

Низкий уровень агропромышленного производства вызван проблемами, решение которых является первоочередной задачей для вывода сельскохозяйственных предприятий района из кризисной ситуации:

-              низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

-              недостаточное техническое и технологическое оснащение, низкие темпы внедрения современных технологий. Основная часть машинно-тракторного парка хозяйств представлена устаревшими машинами и оборудованием. Низок уровень обновления техники. Эксплуатация устаревших машин также влияет и на затратность производства продукции, так как высок уровень расхода топлива и потребность в запасных частях, увеличивается время простоев техники; опережающее уменьшение основных производственных фондов по сравнению с их вводом;

-              зависимость от природно-климатических условий. Климат в районе умеренный резко-континентальный. На формирование климата существенное влияние оказывают: закрытость рельефа территории с запада Уральским хребтом и открытость территории с востока и севера, способствующая проникновению холодных арктических масс. Климат и состояние погоды в районе резко отличается от основной территории Башкортостана: район климатически является по сути западной периферией Западно-Сибирского климатического региона, что в совокупности с бедностью плодородного слоя почвы, засушливостью и низкими среднегодовыми температурами отрицательно сказывается на ведении сельского хозяйства и создает резко отличительные от других природных зон республики суровые климатические условия - это зона рискованного земледелия, поскольку в пятилетке обязательно 2 года засушливых.

-              отсутствие инфраструктуры для переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, адаптированного сельскохозяйственного рынка и как следствие низкая степень переработки внутри Учалинского района, недостаточное количество выпускаемой готовой к употреблению и реализации продукции, в результате потеря добавленной стоимости и вывоз относительно недорогого сырья за пределы района. Выручка предприятий образуется от продажи сырья – зерна, молока, мяса. Доля в выручке готовой продукции незначительна. Также существует дефицит путей реализации продукции личных подсобных хозяйств, поэтому посредники закупают в деревнях сельскохозяйственную продукцию по низким ценам. Большую часть прибыли, которая способна кормить село, «съедают» посредники;

-              отсутствие квалифицированных специалистов;

-              труднодоступность кредитных ресурсов для предприятий АПК и недостаток залогового обеспечения, неразвитость ипотечного кредитования в условиях незавершенности процессов регистрации земельных ресурсов

-              отсутствие оросительных систем, овощехранилищ, неиспользование имеющихся объектов сельскохозяйственного назначения (пустующие животноводческие помещения, хранилища элеватора).

Остаются нерешенными вопросы изменения структуры сельскохозяйственного производства, перепрофилирования производства в сторону более рентабельных видов деятельности, эффективного использования земельных ресурсов.

Для решения поставленных проблем необходим комплексный и последовательный подход, рассчитанный на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.

Наряду с имеющимися проблемами присутствуют и резервы для подъема производства:

-              наличие свободных земельных ресурсов, пригодных для обработки и выращивания сельскохозяйственных культур.

Сельскохозяйственным предприятиям в 2019 г. на условиях аренды передано 47,5 % паевых земель. На сегодняшний день на территории Учалинского района имеется 18190 га невостребованных паевых земель, которые после передачи в собственность сельских поселений, могут быть задействованы в сельскохозяйственном производстве (таблица 6).

Таблица 6

Структура и использование паевых земель

№ п/п

Наименование СП

Всего площадь паевых земель, га

Муниципальные

в Аренде СХП

В аренде КФХ

Не используются

Выделились

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Ахуновский

5272

0

4624

0

0

648

Итого по СП

5272

0

4624

0

0

648

2.

Амангильдинский

1068

16

404

312

352

976

0

976

Итого по СП

2044

16

404

0

1288

352

3.

Буйдинский

651

504

0

0

147

Итого по СП

651

0

504

0

0

147

4.

Ильчигуловский

760

720

4

36

1240

1112

0

0

128

Итого по СП

2000

0

1832

0

4

164

5.

Ильчинский

2020

92

1500

280

240

880

0

301

179

400

Итого по СП

2900

92

0

1801

459

640

6.

Имангуловский

2700

60

1700

1000

Итого по СП

2700

60

0

0

1700

1000

7.

Кунакбаевский

2524

0

2384

140

Итого по СП

2524

0

0

0

2384

140

8.

Мансуровский

1336

1176

160

150

38

112

Итого по СП

1486

0

0

0

1214

272

9.

Миндякский

1348

52

940

408

740

740

0

Итого по СП

2088

52

0

0

1680

408

10.

Наурузовский

1788

32

1049

0

541

198

Итого по СП

1788

32

1049

0

541

198

11.

Новобайрамгуловский

1204

0

295

0

777

132

Итого по СП

1204

0

295

0

777

132

12.

Поляковский

452

120

0

0

452

0

Итого по СП

452

120

0

0

452

0

13.

Сафаровский

2216

0

0

0

1696

520

Итого по СП

2216

0

0

0

1696

520

14.

Тунгатаровский

1440

73

420

0

752

268

792

0

0

0

600

192

Итого по СП

2232

73

420

0

1352

460

15.

Уразовский

3668

144

741

0

2167

760

Итого по СП

3668

144

741

0

2167

760

16.

Уральский

3156

144

2358

120

434

244

208

0

99

0

109

0

Итого по СП

3364

144

2457

120

543

244

17.

Учалинский

2572

268

0

0

1732

840

536

0

95

0

201

240

Итого по СП

3108

268

95

0

1933

1080

Итого по МР Учалинский район

39697

1001

12421

1921

18190

7165

2. Основные цели и задачи муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе

Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.»

2.1. Животноводство

Целью развития животноводства являются увеличение роста поголовья и производства животноводческой продукции.

Решение данной задачи будет реализовываться по следующим направлениям:

-              рост поголовья сельскохозяйственных животных;

-              рост продуктивности животных за счет использования более продуктивного скота и заготовки качественной и достаточной кормовой базы;

-              приобретение племенного поголовья сельскохозяйственных животных;

-              развитие птицеводства, как в сельскохозяйственных организациях, так и фермерских хозяйствах района;

-              развитие овцеводства и козоводств путем более экстенсивного формирования поголовья;

Производство молока и мяса должны стать основными направляющими в отрасли животноводства, так как на сегодняшний день именно молоко является основным источником денежных поступлений в хозяйствах. Для содержания скота имеются все предпосылки – пастбищные и сенокосные угодья, помещения для содержания скота, требующие только определенного ремонта.

Основной задачей для поддержки племенного животноводства является формирование племенной базы. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-              производство высококачественной продукции (материала) и её реализация на внутреннем рынке;

-              стимулирование селекционной работы направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных;

-              приобретение высококачественного племенного скота;

-              приобретение семени быков-производителей, которые улучшают племенные качества.

Развитие мясного скотоводства в районе необходимо осуществлять по следующим направлениям:

-              покупка и завоз высокоценных племенных животных;

-              увеличение численности имеющегося поголовья мясного скота;

-              проведение промышленного скрещивания выбракованных, низкопродуктивных коров с быками-производителями мясных пород

и искусственное осеменение их семенами;

-              создание прочной кормовой базы;

-              обеспечение на зимовку не менее 30 ц кормовых единиц для коровы с теленком и 25 ц кормовых единиц для молодняка старше одного года;

-              использование пустующих животноводческих помещений.

Главной задачей развития молочного скотоводства является повышение продуктивности коров за счет использования генетического потенциала крупного рогатого скота молочных пород. Для этого планируется обеспечение полноценного и сбалансированного кормления животных, организация целенаправленного выращивания телок, раздоя первотелок, эффективного воспроизводства стада, технического переоснащения отрасли. Плановыми породами района являются черно-пестрая, симментальская. Планируется строительство новых и реконструкция старых ферм. В районе реализуется программа по развитию семейных молочных ферм на базе существующих КФХ.

Целью осуществления мероприятий по развитию овцеводства и козоводства является более экстенсивное формирование поголовья, для чего необходимо:

-              сохранение традиционного уклада жизни и поддержания занятости и доходности сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей;

-              увеличение маточного поголовья во всех хозяйствах различных форм собственности;

-              приобретение высококачественных племенных животных.

Предполагается развивать птицеводство, как в производстве куриного яйца, так и в мясном производстве на основе мелкотоварных и личных подсобных хозяйств. Целью данного мероприятия является получение более высокого объема продукции птицеводства: мяса, яиц, пуха. Поэтому фермерским хозяйствам потребуется повысить поголовье птиц.

Для решения этих вопросов необходимо:

-              заинтересовать руководителей всех форм собственности в развитии данной отрасли;

-              увеличить поголовье птиц в хозяйствах всех форм собственности;

-              специализированно заниматься птицеводством.

Для укрепления экономического положения существующих хозяйств, развивающих коневодство в районе необходимо:

-              увеличить поголовье лошадей в СХП и КФХ;

-              специализированно заниматься продуктивным коневодством;

-              приобретать племенных животных.

Целью реализации мероприятий по развитию пчеловодства является сохранение традиционного уклада жизни и поддержание занятости и доходности сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.

Для надлежащей реализации данного направления необходимо:

-              увеличить количество пчелосемей башкирской породы в сельскохозяйственных предприятиях и фермерских хозяйствах района;

-              укрепить материально-техническую базу пасек;

-              применять рациональные технологии производства продукции пчеловодства; получать больший ассортимент продуктов.

2.2. Растениеводство

Целью реализации мероприятий по развитию растениеводства является повышение объемов производства продукции растениеводства, позволяющей удовлетворять потребности населения в продуктах питания, а животноводство - кормами.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-              увеличение площади посева зерновых культур;

-              стабилизация и повышение урожайности зерновых культур;

-              доведение площади засевания элитными семенами до 3% общей площади зерновых культур;

-              внедрение новых культур и новых сортов;

-              внедрение в структуру посевных площадей высокомаржинальных культур;

-              вовлечение в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель;

Задача увеличения производства всех видов сельскохозяйственной продукции имеет первоочередное значение при решении текущих и перспективных проблем, направленных на удовлетворение всесторонних потребностей каждой категории населения на основе научно-обоснованных норм потребления.

Основным направлением развития агропромышленного производства на современном этапе установившихся рыночных отношений, остается интенсификация производства, достижение максимальных результатов при минимальных затратах труда и средств на единицу продукции.

Стабильное по годам производство продукции растениеводства с минимальными удельными затратами в объеме достаточном для удовлетворения потребности района возможно реализуя следующие направления:

1.              Оптимизация структуры посевных площадей и размещения сельскохозяйственных культур на территории хозяйств и в севооборотах;

2.              Разработка и внедрение адаптивных технологий производства продукции растениеводства;

3.              Использование экологически пластичных сортов и совершенствование семеноводства сельскохозяйственных культур.

Повсеместно необходима работа по улучшению используемых земель и поддержанию их плодородия, в том числе и естественных кормовых угодий.

Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия направлены на решение следующих задач:

-              систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

-              защита земель от затопления и подтопления, водной эрозии, а также воздействия негативных техногенных факторов;

-              сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства, охрана сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания;

-              внесение минеральных удобрений;

-              организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование электронной информационной базы данных плодородия почв.

2.3. Технико-технологическая модернизация, кадровое обеспечение

Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации является обновление парка сельскохозяйственной техники.

Мероприятия технической и технологической модернизации организаций АПК:

-              приобретать высокотехнологическое оборудование для внедрения интенсивных агротехнологий;

-              проведение капитально-восстановительных ремонтных работ и модернизация сельскохозяйственной техники, укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных организаций;

-              реализация энергосберегающих мероприятий, предусматривающих широкое внедрение в сельскохозяйственное производство инновационных энергоресурсосберегающих технологий и энергоэффективных технических средств; организацию рационального и эффективного использования энергетических ресурсов.

Реализацию мероприятий по энергосбережению можно разделить по двум основным направлениям – техническому и организационному.

Организационные мероприятия:

-              проведение энергетического обследования зданий и строений, сбор и анализ информации об энергопотреблении, в том числе их ранжирование по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению;

-              организация учета всех видов энергетических ресурсов;

-              информационно-разъяснительная работа;

-              материальное стимулирование работы по энергосбережению.

Технические и технологические мероприятия:

-              оснащение зданий и строений приборами учета используемых энергетических ресурсов;

-              повышение тепловой защиты зданий и строений при капитальном ремонте, утепление зданий и строений;

-              повышение энергетической эффективности систем освещения зданий, строений, сооружений;

-              закупка энергопотребляющего оборудования высоких классов энергетической эффективности.

Основная задача, стоящая перед руководителями хозяйств – комплектация штата работников необходимыми специалистами и рабочими. Актуальным является и повышение квалификации работников в соответствии с требованиями времени, а также содействие выпускникам в трудоустройстве по специальности в хозяйствах района.

В рамках информационно-консультационного обеспечения предполагается осуществлять следующие мероприятия:

-              предоставление квалифицированной консультации через МКУ «ИКЦ»;

-              методическая работа через МКУ «ИКЦ»;

-              сбор и интеграция информации, доведение до вышестоящих органов и сельскохозяйственных товаропроизводителей через МКУ «ИКЦ».

Основные цели и задачи работы информационно-консультационного центра: продолжать работу по формированию интегрированной, эффективно функционирующей государственной системы информационно-консультационного обеспечения агропромышленного комплекса, позволяющей:

1.              содействовать устойчивому развитию организаций всех форм собственности, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, повысить их эффективность;

2.              обеспечить прямой доступ к информационным ресурсам самих товаропроизводителей;

3.              способствовать развитию рыночных отношений в сельской местности, повышению доходов сельского населения.

Основными потребителями информационно-консультационных услуг являются крестьянские (фермерские) хозяйства и личные подсобные хозяйства. Исходя из этого основные аспекты развития системы сельскохозяйственного консультирования:

-              создание системы мониторинга финансово-экономической деятельности сельскохозяйственных организаций;

-              распространение правовой, экономической и экологической информации;

-              предоставление финансовых, юридических, технологических, бухгалтерских, налоговых консультаций;

-              консультирование товаропроизводителей по организации, управлению, технологии производства, маркетингу и праву;

-              издание информационной продукции: ежемесячных информационных бюллетеней, ценовых обзоров, методических пособий, брошюр;

-              организация тематических семинаров для сельских товаропроизводителей, оказание помощи в организации сельскими товаропроизводителями демонстрационных объектов.

-              бухгалтерское сопровождение сельскохозяйственных товаропроизводителей

В целом деятельность МКУ «ИКЦ» должна быть направлена на обеспечение и расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам.

Таблица 9

С В Е Д Е Н И Я

о показателях (индикаторах) муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства

в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.» и их значениях

№ п/п

Показатель (индикатор) (наименование)

Ед. изм.

2016г.

2017 г.

2018 г.

План

2019 г.

2020г.

2021 г.

2022 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Объем валовой продукции сельского хозяйства

млн. руб.

2591

2430,1

2423,63

2482,91

2557

2576

2599

2.

Доля сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств в валовой продукции агропромышленного комплекса

%

30

34

20

23

25

25

25

3.

Количество вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов

ед.

-

1

4

2

2

2

2

4.

Валовая продукция в расчете на 1 га сельхозугодий

тыс. руб./га

12,98

12,17

12,14

12,39

12,76

12,85

12,96

5.

Валовая продукция животноводства на 1 га сельскохозяйственных угодий

тыс. руб./га

8,2

10,9

9,3

9,56

9,88

9,95

10,03

6.

Рентабельность сельскохозяйственных организаций

%

-60

-73

-11

54

54

55

56

7.

Производительность труда в сельском хозяйстве

тыс. руб./чел.

1890

2097

2090

2095

2140

2200

2230

8.

Общее число зарегистрированных осуществляющих свою деятельность сельскохозяйственных организаций

ед.

7

5

3

4

4

4

4

9.

Количество крестьянских(фермерских)хозяйств, получивших гранты по программе «Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан»

ед.

6

1

3

0

2

2

2

10.

Количество крестьянских(фермерских)хозяйств, получивших гранты по программе Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских(фермерских)хозяйств в Республике Башкортостан»

ед.

1

1

3

2

2

1

1

11.

Количество участников, получивших гранты на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов для реализации доходогенерирующих проектов, основанных на гражданских инициативах

ед.

-

-

4

2

2

1

1

12.

Общая площадь сельскохозяйственных угодий

га

199700

199700

199700

200528

200528

200528

200528

13.

Вся посевная площадь сельскохозяйственных культур

га

27356,1

28390,1

22762,0

24250,6

25353,0

25353,0

25353,0

14.

Зерновые и зернобобовые культуры – всего

га

12187

13019

10462,5

11401

12324

12324

12324

15.

Картофель

га

2014,2

1691,5

1037,5

976,7

976,7

976,7

976,7

16.

Овощи

га

245,3

217,5

143,8

161,8

162,8

162,8

162,8

17.

Кормовые культуры – всего

га

12829,1

13462,1

10182,0

10585,1

10739,1

10739ё,1

10739,1

18.

Масличные культуры

2030

1126

1150

1150

1150

19.

Зерновые и зернобобовые культуры – всего

тонн

17942,3

27900

18190

16440

20080

20600

22150

20.

Картофель

тонн

22919,7

12380

16560

16940

17000

16580

16940

21.

Овощи открытого грунта

тонн

3900

3190

3500

3400

3500

3560

3600

22.

Кормовые культуры – всего

тыс. т

29,8

29,3

22,8

39,15

45

40

40

23.

Зерновые и зернобобовые культуры – всего

цн/га

13,7

18,6

15,5

14,42

16,3

16,72

17,9

24.

Картофель

цн/га

114,5

113,4

115

173,45

174,06

169,6

173,45

25.

Овощи – всего

цн/га

158

152,6

150

210,1

214,99

218,68

221,13

26.

производство скота и птицы на убой (в живом весе) во всех категориях хозяйств

тыс. т

6

6,53

6,65

6,89

6,62

6,64

6,7

27.

производство молока во всех категориях хозяйств

тыс. т

47,22

38,7

40,3

42,24

44,52

45,68

46,11

28.

поголовье КРС во всех категориях хозяйств

тыс. голов

31,33

23,5

23,25

24,2

24,86

25,41

25,68

29.

в т.ч. поголовье коров во всех категориях хозяйств

тыс. голов

10,8

8,73

8,79

9,39

9,73

9,94

10,05

30.

надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях

кг

3950

7963

7448

7500

7515

7530

7545

31.

Тракторы

ед.

1594

1560

1532

1540

1569

1575

1580

32.

зерноуборочные комбайны

ед.

19

16

16

17

19

20

21

33.

кормоуборочные комбайны

ед.

15

14

11

11

14

15

16

34.

Внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100 % питательных веществ) под посевы сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях

кг/га

5,5

854

5

2,5

6

6

6

3. Перечень программных мероприятий

В конечном итоге реализация всех намеченных мероприятий должна стать стимулом к увеличению объемов производимой продукции.

Указанные темпы роста предусматриваются при благоприятных условиях развития отрасли, основным препятствием могут явиться только погодные условия.

Подъем сельскохозяйственного производства может быть обеспечен только после стабилизации финансово-экономического положения отрасли. В настоящее время финансовые результаты сельхозпроизводителей во многом зависят от государственной поддержки.

Перечень программных мероприятий, направленных на выполнение задач Программы и характеристика непосредственных результатов выполнения заданных мероприятий при благоприятных условиях представлены в таблице 10.

Таблица 10

П Л А Н

реализации муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства

в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.»

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответствен-ный исполни-тель, соисполни-тели

Срок реализа-ции меро-приятия

Источник финансирования

Расходы (тыс. руб.), годы

Наименование непосред-ственного результата

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Всего расходов

1

2

2

3

4

5

6

7

8

9

10

I. Привлечение средств федерального и республиканского бюджета для реализации мероприятий по оказанию финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям

1.

Привлечение хозяйствующих субъектов к участию в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2019-2022 гг.», в том числе

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022 г.

Бюджет РФ

27837,29

35500,00

35500,00

35500,00

134337,29

Подъем уровня сельско-хозяйственного производ-ства в обществен-ном секторе

Бюджет РБ

14510,16

30300,00

30300,00

30300,00

105410,16

1.1.1.

Привлечение хозяйствующих субъектов к участию в подпрограмме «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства»

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022 г.

Бюджет РФ

2143,53

7000

7000

7000

23143,53

Заложен-ные параметры позволят обеспечить ежегодное производ-ство в объеме 30 тысяч тонн зерна, а при благоприя-тных условиях до 40,0 тысяч тонн

Бюджет РБ

321,7

4000

4000

4000

12321,7

1.1.2.

Привлечение хозяйствующих субъектов к участию в подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет РФ

9701,9

15000

15000

15000

54701,9

Увеличе-ние роста поголовья КРС во всех категориях хозяйств к 2020 г. на 5% и доведение поголовья до 31400 голов; Производ-ство молока к концу 2020 года должно увеличить-ся на 15%. Продук-тивность молочных коров в сельско-хозяйст-венных предприя-тиях прогнози-руется к 2020 году на уровне 4100 кг

Бюджет РБ

1894,98

20000

20000

20000

61894,98

1.1.3.

Привлечение хозяйствующих субъектов к участию в подпрограмме «Развитие мясного скотоводства»

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет РФ

207,43

500

500

500

1707,43

Увеличе-ние объема произведе-нной продукции мясного скотовод-ства за счет поддержки приобрете-ния племенного поголовья скота Реализация скота и птицы на убой во всех категориях хозяйств к 2020 г. планируе-тся 6,7 тыс. тонн

Бюджет РБ

28,29

200

200

200

628,29

1.1.4.

Государственная поддержка кадрового потенциала

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет РФ

0

0

0

0

0

Увеличе-ние доли молодых специалис-тов в сфере сельского хозяйства

Бюджет РБ

70,28

500

500

500

1570,28

1.1.5.

Привлечение хозяйствующих субъектов к участию в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования»

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет РФ

15776,13

10000

10000

10000

45776,13

Увеличе-ние числа хозяйст-вующих субъектов в сфере сельского хозяйства за счет поддержки начинаю-щих фермеров и развития семейных фермер-ских хозяйств (около 4 хозяйств в год)

Бюджет РБ

7610,02

3000

3000

3000

16610,02

1.1.6.

Привлечение хозяйствующих субъектов к участию в подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет РФ

8,3

3000

3000

3000

9008,3

Оказание финансо-вой поддержки сельско-хозяйст-венным производи-телям с целью обновления и расшире-ния их материаль-но техничес-кой базы

Бюджет РБ

2517,53

0,00

0,00

0,00

2517,53

1.7.

Субсидия на поддержку рыбоводства

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет РБ

1603,2

1000

1000

1000

4603,2

Увеличе-ние производ-ства рыбы в Учалин-ском районе

1.8.

Субсидия на поддержание почвенного плодородия

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет РБ

464,16

1500

1500

1500

4964,16

1.9.

Привлечение хозяйствующих субъектов к участию в ФЦП «Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года»

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет РФ

0,00

0,00

0,00

0,00

0

Повышение плодородия используе-мых в сельско-хозяйст-венном производ-стве земель

Бюджет РБ

0

100

100

100

300

II. Привлечение средств бюджета муниципального района для реализации мероприятий по оказанию финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям

2.

Обеспечение деятельности муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных казенных учреждений, муниципальных унитарных предприятий

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»ФГБУ САС «Ишимбай-ская

2019-2022г.

Бюджет МР

673,62

891,00

919,80

941,90

3426,32

Изменение агрохими-ческих и агрофизи-ческих свойств почвы, содержание гумуса.

3.

Проведение праздничных мероприятий, совещаний, семинаров, в том числе:

Отдел сельского хозяйства, МКУ «ИКЦ»

2019-2022г.

Бюджет МР

491,96

490

350

350

1681,96

Популяри-зация и стимулиро-вание достиже-ний работников сельского хозяйства Учалин-ского района

3.1.

Проведение районного праздника «Сабантуй»

Отдел сельского хозяйства, Отдел социального развития, МКУ отдел культуры

ежегодно в соответ-ствии с постанов-лением главы админис-трации МР Учалин-ский район

Бюджет МР

296,65

309

309

309

1223,65

Популяризация и стимулиро-вание достиже-ний работников сельского хозяйства Учалин-ского района

Прочие

1300

1300

1300

1300

5200

3.2.

Мероприятие, посвященное Дню работника сельского Дню работника сельского хозяйства

Отдел сельского хозяйства, Отдел социального развития, МКУ отдел культуры

ежегодно в соответ-ствии с постанов-лением главы админис-трации МР Учалин-ский район

Бюджет МР

53,35

41

41

41

176,35

Стимули-рование достиже-ний работников сельского хозяйства Учалин-ского района

Прочие

0

0

0

0

0

3.3.

Участие муниципального района Учалинский район в конноспортивном турнире «Терра Башкирия» среди муниципальных районов Республики Башкортостан

Отдел сельского хозяйства, Отдел социального развития, МКУ отдел культуры

в соответ-ствии с Указом президен-та

Бюджет МР

141,96

140

0

0

281,96

Обеспече-ние сохранения националь-ных традиций коневод-ства в Республике Башкортос-тан

Прочие

0

0

0

0

0

3.4.

Проведение республиканских семинаров и совещаний в сфере АПК

Отдел сельского хозяйства, Отдел социального развития, МКУ отдел культуры

2019-2022г.

0

0

0

0

0

0

Обеспече-ние ежегодного участия сельско-хозяйст-венных производи-телей Учалинско-го района в проводи-мых мероприя-тиях

4.

Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия

МКУ «ИКЦ», Финансовое управление

2019-2022г.

Бюджет МР

264,31

500

500

500

1764,31

4.1.

Субсидия на поддержание почвенного плодородия (внесение в почву органических удобрений на основе отходов животноводства согласно ГОСТ Р 53117-2008)

МКУ «ИКЦ», Финансовое управление

2019-2022г.

Бюджет МР

264,31

500

500

500

1764,31

Увеличе-ние площадей посева озимых культур.

5

Субсидия н а посев озимых культур

МКУ «ИКЦ», Финансовое управление

2019-2022г.

Бюджет МР

999,99

1000

1000

1000

3999,99

Обеспече-ние деятель-ности учрежде-ния

ИТОГО

Бюджетные средства, в т.ч.

44777,33

68681,00

68569,8

68591,9

250620,03

Бюджет РФ

27837,29

35500,00

35500,00

35500,00

134337,29

Бюджет РБ

14510,16

30300,00

30300,00

30300,00

105410,16

Бюджет МР

2429,88

2881,00

2769,8

2791,9

10872,58

Прочие

1300,00

1300,00

1300,00

1300,00

5200,00

Всего за счет всех источников

46077,33

69981,00

69869,8

69891,9

255 820,03

4. Ресурсное обеспечение муниципальной программы

Источниками финансирования Программы являются:

-              средства федерального бюджета;

-              средства республиканского бюджета, которые предусматриваются законами Республики Башкортостан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год;

-              средства бюджета муниципального района;

-              прочие средства (личные средства граждан, собственные и привлеченные средства предприятий, частные инвестиции, кредитные ресурсы).

Прогнозируемый объем финансирования Программы на 2019-2022 гг. составляет 255 820,03 тыс.руб. (таблица 10), в том числе:

              2019 год – 46 077,33 тыс. руб.;

              2020 год – 69 981,00 тыс. руб.

              2021 год-69 869,8 тыс. руб.

              2022 год-69 891,9 тыс. руб.

из них:

из бюджета Российской Федерации –134 337,29 тыс. руб., в том числе по годам:

              2019 год – 27 837,29 тыс. руб.;

              2020 год – 35 500,00 тыс. руб.

              2021год-35 500,00 тыс. руб

              2022 год-35 500,00 тыс .руб.

из бюджета Республики Башкортостан – 105 410,16 тыс. руб., в том числе по годам:

              2019 год – 14 510,16 тыс. руб.;

              2020 год – 30 300,00 тыс. руб.

              2021 год-30 300,00 тыс. руб.

              2022 год-30 300,00тыс.руб.

из средств бюджета муниципального района Учалинский район – 10 872,58 тыс. руб., в том числе по годам:

              2019 год – 2429, 88 тыс. руб.;

              2020 год – 2 881,00 тыс. руб.

              2021 год – 2 769,8 тыс. руб.

              2022 год- 2791,9 тыс. руб.

из внебюджетных источников – 5 200 тыс. руб., в том числе по годам:

              2019 год – 1300,00 тыс. руб.;

              2020 год – 1300,00 тыс. руб.

              2019 год – 1300,00 тыс. руб.;

              2020 год – 1300,00 тыс. руб.

Объемы финансирования Программы за счет бюджетных средств на период 2019-2022 годы подлежат уточнению после принятия федеральных и республиканских нормативных правовых актов, определяющих участие средств федерального и республиканского бюджетов в мероприятиях, реализуемых в рамках Программы, а также приведению в соответствие с Решением о бюджете.

Таблица 11

Обоснование ресурсного обеспечения реализации муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства

в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.»

№ п/п

Наимено-вание МП статус и наимено-вание ее составных частей

От-ветст-венный испол-нитель, соис-полни-тели МЦП

Источники финансиро-вания программы

Расходы по годам, тыс. руб.(план)

Наименова-ние конечных результатов и единиц измерения

Ожидаемые конечные результаты

Всего

2019

2020

2021

2022

2019

2020

2021

2022

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Развитие сельского хозяйства в муници-пальном районе Учалинский район на 2019-2022 гг.

ОСХ, ИКЦ

Всего, в том числе:

255 820,03

46077,33

69981,00

69869,8

69891,9

Урожайность зерновых культур, цн/га

14,42

16,3

16,72

17,9

Федераль-ный бюджет

134337,29

27837,29

35500

35500

35500

Производство зерна, тыс. тн

16,44

20,08

20,6

22,15

Бюджет Республики Башкортос-тан

105410,16

14510,16

30300

30300

30300

Поголовье КРС

24200

24860

25410

25680

Бюджет МР Учалинский район

10872,58

2429,88

2881,00

2769,8

2791,9

Надой на одну корову, кг

7500

7515

7530

7545

Внебюджет-ные источники

5200

1300

1300

1300

1300

Количество КФХ

151

154

157

165

5. Механизм реализации муниципальной программы

Руководителем Программы является заместитель главы администрации муниципального района Учалинский район, начальник отдела сельского хозяйства, который в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности исполнителей на основе периодической отчетности для обеспечения их согласованных действий; осуществляет контроль за целевым использованием исполнителями выделяемых финансовых средств.

Реализация программы направлена на создание условий для решения проблем, стоящих на сегодняшний день перед производителями сельскохозяйственной продукции на территории района и постепенному росту объемов производимой продукции.

Программа имеет муниципальный статус и носит межведомственный характер. Она призвана консолидировать усилия органов и организаций, действующих в области развития сельского хозяйства, в формировании условий для развития существующих и новых предприятий, для поддержки начинающих фермеров и стимулирования работы молодых специалистов на селе.

Срок реализации программы: 2019-2022 годы.

Проверка целевого использования средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется путем:

-              координации действий всех субъектов Программы и заинтересованных исполнителей;

-              ежегодного уточнения затрат по программным мероприятиям, состава исполнителей;

-              обеспечения эффективного и целевого использования финансовых средств, качества проводимых мероприятий и выполнения сроков реализации;

-              регулярного мониторинга ситуации и анализа эффективности проводимой работы;

-              предоставления в установленном порядке отчетов о ходе реализации Программы.

Исполнителями мероприятий Программы являются:

-              отдел сельского хозяйства администрации муниципального района Учалинский район;

-              бухгалтерия администрации муниципального района Учалинский район;

-              финансовое управление администрации муниципального района Учалинский район;

-              МКУ «Информационно-консультационный центр» МР Учалинский район (таблицы 11);

-              отдел социального развития администрации муниципального района Учалинский район;

-              МКУ отдел культуры МР Учалинский район;

-              ФГБУ САС «Ишимбайская»;

Исполнители несут ответственность за качественное и своевременное выполнение программных мероприятий, целевое и рациональное использование финансовых средств, предусмотренных Программой, своевременное информирование руководителя Программы о проведенной работе и ее результатах, путем направления письменной информации ежеквартально о ходе выполнения программных мероприятий.

Отдел сельского хозяйства администрации муниципального района Учалинский район готовит сводный отчет о выполнении мероприятий Программы.

6. Оценка социально-экономической эффективности Программы

Реализация Программы позволит решить проблемы:

-              повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий;

-              повышение производительности труда и уровня оплаты работников;

-              техническая и технологическая модернизация отрасли, а также эффективное использование земли и иных природных ресурсов.

Первоначальной задачей является увеличение поголовья крупного рогатого скота. За последние годы в связи с ликвидацией многих крупных хозяйств, имеющееся в нем поголовье было утеряно, часть его переведена в фермерские хозяйства.

Намечается увеличение роста поголовья сельскохозяйственных животных на 5%, в основном за счет увеличения поголовья в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах (по ним увеличение должно составить более 5 %).

Увеличение реализации скота и птицы на убой к концу 2020 г. планируется увеличить до 6,7 тыс. тонн.

Производство молока к концу 2020 года должно увеличиться на 18%. Предполагается существенное увеличение в структуре валового производства молока доли крестьянских (фермерских) хозяйств. Продуктивность молочных коров в сельскохозяйственных предприятиях прогнозируется к 2020 г. на уровне 4100 кг.

За счет организационных, административных мер, оказания целевой государственной поддержки прогнозируется расширение сети заготовительных, сбытовых организаций.

К 2020 г. планируется увеличить поголовье мясного и поместного скота на 7%. Программа рассчитана на увеличение количества пчелосемей по сельскохозяйственным организациям и подсобным хозяйствам прочих организаций от 272 в 2014 г. до 400 штук в 2020 г., по фермерским хозяйствам от 132 до 300 штук.

Выполнение программы будет осуществляться увеличением урожайности посевных площадей зерновых культур хозяйствами всех форм собственности к 2020 г. до 18,2 ц/га, увеличением посевных площадей картофеля и овощей в сельскохозяйственных предприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Результатом проводимых мероприятий должно стать снижение себестоимости производимой продукции на 2-3 %, доведение площади засевания элитными семенами до 3% общей площади зерновых культур. Заложенные параметры позволят обеспечить ежегодное производство в объеме 30 тысяч тонн зерна, а при благоприятных условиях до 40 тысяч тонн.

При благоприятных погодных и экономических условиях будут решены вопросы:

-              совершенствование структуры посевных площадей;

-              освоение неиспользуемых в настоящий момент земельных участков;

-              поддержание почвенного плодородия земель;

-              рост поголовья скота, его продуктивности за счет использования более продуктивного и племенного скота;

-              техническая и технологическая модернизация предприятий АПК;

-              реализация энерго- и ресурсосберегающих мероприятий;

-              привлечение высококвалифицированных специалистов, обучение и повышение квалификации работников предприятий;

-              снижение рисковости ведения сельского хозяйства;

-              проведение информационно-консультационной работы с сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности;

-              использование производственного потенциала личных подсобных хозяйств сельского населения, переработка сельскохозяйственного сырья внутри района.

Основным ожидаемым результатом реализации муниципальной программы является сохранение и увеличения количества сельскохозяйственных производителей Учалинского района, обновление и укрепление их производственной, материально-технической базы, увеличение поголовья скота хозяйств и продуктивности засеваемых площадей.

Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств из бюджетов всех уровней обеспечивается за счет:

-              прозрачности использования бюджетных средств;

-              адресного предоставления субсидий;

-              привлечения сельскохозяйственными производителями помимо предоставленных субсидий, также и собственных, кредитных

и заемных средств для развития своих хозяйств.

Оценка эффективности программы будет осуществляться с применением целевых индикаторов, в число которых входят ряд показателей оценивающих эффективность деятельности органов местного самоуправления в сфере развития сельского хозяйства.

Установленные индикаторы дают возможность проведения оценки достижения целей и решения задач муниципальной программы.

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется по итогам ее выполнения за отчетный финансовый год и в целом после ее реализации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Информационный стенд от 19.10.2020 Об утверждении муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства в муниципальном районе Учалинский район Республики Башкортостан на 2019-2022 гг.».
Рубрики правового классификатора: 020.020.000 Расходы местных бюджетов, 240.000.000 СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать