Основная информация

Дата опубликования: 23 сентября 2009г.
Номер документа: В200907153
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0907153

В200907153

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.03.2010, N 3, СТР. 12, (ДОКУМЕНТ ОПУБЛИКОВАН НЕПОЛНОСТЬЮ)

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23.09.2009 N 30ПВ09

ЧАСТЬ 4 СТ. 5 В ЧАСТИ СЛОВ "И РАЗМЕР" ЗАКОНА ПЕРМСКОГО

КРАЯ ОТ 12 ОКТЯБРЯ 2007 Г. N 118-ПК "О РЕГУЛИРОВАНИИ

ОТДЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С АДВОКАТСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И АДВОКАТУРОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО

КРАЯ"; П. 1.2 В ЧАСТИ СЛОВ "И РАЗМЕР" ПОСТАНОВЛЕНИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ ОТ 21 МАЯ 2008 Г. N 118-П

"ОБ ОКАЗАНИИ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В ПЕРМСКОМ КРАЕ"; П. 3 (ВКЛЮЧАЯ ВСЕ ЕГО ПОДПУНКТЫ),

УТВЕРЖДЕННОГО УКАЗАННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕРМСКОГО КРАЯ ПОРЯДКА И РАЗМЕРА

КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ АДВОКАТАМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ

В ПЕРМСКОМ КРАЕ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ БЕСПЛАТНО,

А ТАКЖЕ СЛОВА "И РАЗМЕР" В НАИМЕНОВАНИИ "ПОРЯДОК

И РАЗМЕР КОМПЕНСАЦИИ РАСХОДОВ АДВОКАТАМ,

ОКАЗЫВАЮЩИМ В ПЕРМСКОМ КРАЕ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ

БЕСПЛАТНО", ПРИЗНАНЫ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

Статьей 5 закона Пермского края "О регулировании отдельных отношений, связанных с адвокатской деятельностью и адвокатурой на территории Пермского края" от 12 октября 2007 г. N 118-ПК предусмотрено оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно.

Пунктом 1.2 постановления Правительства Пермского края "Об оказании бесплатной юридической помощи в Пермском крае" от 21 мая 2008 г. N 118-п на основании ч. 4 ст. 5 закона Пермского края от 12 октября 2007 г. N 118-ПК утвержден порядок и размер компенсации расходов адвокатам, оказывающим в Пермском крае юридическую помощь бесплатно. Пунктом 3 данного Порядка определен состав расходов по осуществлению адвокатской деятельности, подлежащих компенсации.

Некоммерческое партнерство "Адвокатское бюро "Сачихин и партнеры" обратилось в суд с заявлением о признании недействующими ч. 4 ст. 5 вышеназванного закона Пермского края и п. 1.2 постановления Правительства Пермского края от 21 мая 2008 г. N 118-п в части установления размера компенсации расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь бесплатно, а также п. 3 Порядка и размера компенсации расходов адвокатам, оказывающим в Пермском крае юридическую помощь бесплатно, включая все его подпункты.

В обоснование требований заявитель указал, что данные нормативные правовые акты в оспариваемой части нарушают его права, предусмотренные ч. 2 ст. 3 и ст. 25 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", поскольку адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, расходы компенсируются лишь частично. Оспоренные нормы законодателем Пермского края приняты с превышением полномочий. В соответствии с ч. 9 ст. 25 данного Федерального закона субъект Российской Федерации вправе определить только порядок выплаты такой компенсации расходов адвокату. Установление размера компенсации федеральным законодательством к полномочиям субъекта Российской Федерации не отнесено.

Представители Законодательного Собрания и Правительства Пермского края возражали против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному законодательству, приняты в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и за счет бюджетных средств Пермского края.

Решением Пермского краевого суда от 16 сентября 2008 г. в удовлетворении заявления отказано.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. решение от 16 сентября 2008 г. отменено, принято новое решение, которым ч. 4 ст. 5 закона Пермского края от 12 октября 2007 г. N 118-ПК, а также п. 1.2 постановления Правительства края от 21 мая 2008 г. N 118-п в части слов "и размер", п. 3 (включая все его подпункты), слова "и размер" в наименовании "Порядок и размер компенсации расходов адвокатам, оказывающим в Пермском крае юридическую помощь бесплатно" признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

В надзорных жалобах Законодательное Собрание и Правительство Пермского края просят отменить определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. и оставить в силе решение Пермского краевого суда от 16 сентября 2008 г. в связи с тем, что определение Судебной коллегией Верховного Суда РФ вынесено с существенным нарушением норм материального права.

Президиум Верховного Суда РФ 23 сентября 2009 г. жалобы удовлетворил, указав следующее.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ; НГР:Р0205496 основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Согласно ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Положениями п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ; НГР:Р0202810 "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с последующими изменениями) закреплена обязанность адвоката исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных ст. 26 Федерального закона.

На федеральном уровне урегулированы правоотношения по установлению размера, порядка, а также определению источника финансирования оплаты вознаграждения адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (п. 8 ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ; НГР:Р0202810, постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400; НГР:Р0302625, Приказ Минюста России и Минфина России от 6 октября 2003 г. N 257/89н; НГР:В0302716, от 15 октября 2007 г. N 199/87н; НГР:В0702889).

В сфере правоотношений, возникающих в связи с компенсацией расходов адвокату за оказанную гражданам юридическую помощь бесплатно, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ; НГР:Р0202810 федеральным законодателем определены лишь полномочия субъекта Российской Федерации по установлению порядка компенсации указанных расходов (п. 9 ст. 25 названного Закона и подп. 27 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799).

Размер и источник финансирования компенсации расходов адвокату федеральным законодательством не урегулированы.

Данные вопросы связаны с адвокатурой.

В силу п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 вопросы, связанные с адвокатурой, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 (последующими изменениями) до принятия федеральных законов субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев.

В п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48; НГР:В0703792 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

Исходя из того что Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853 вопросы, связанные с адвокатурой, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и в настоящее время на уровне Российской Федерации не приняты специальные нормативные правовые акты, регулирующие вопрос размера компенсации таких расходов, не определен источник их финансирования, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о том, что при таких обстоятельствах законодательный и высший исполнительный орган государственной власти Пермского края вправе были осуществить собственное правовое регулирование по этому вопросу и самостоятельно определить размер компенсации таких расходов, предусмотрев финансирование компенсации из бюджета края.

Приведенное в определении от 10 декабря 2008 г. суждение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ о законодательном разграничении в данной сфере полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и установлении пределов полномочий субъектов Российской Федерации и ссылка при этом на пп. 1 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. N 400; НГР:Р0302625 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда" и положения подп. 27 п. 2 ст. 26 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" являются ошибочными, основанными на неправильном истолковании норм материального права.

Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400; НГР:Р0302625 урегулирован вопрос о размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению уполномоченных органов, и не затрагивает гражданских правоотношений, по поводу которых возник спор.

Положениями подп. 27 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ; НГР:Р9904799 установлены полномочия субъекта Российской Федерации, за счет своего бюджета, решать вопросы материально-технического и финансового обеспечения оказания адвокатской помощи в труднодоступных и малонаселенных местностях, а также определения порядка предоставления компенсаций расходов адвоката, оказывающего бесплатно юридическую помощь гражданам России в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ; НГР:Р0202810.

Из приведенной нормы не следует, что определение размера компенсации расходов адвокату за оказанную юридическую помощь гражданам бесплатно исключено из полномочий субъекта Российской Федерации и данный вопрос отнесен только к полномочиям Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда РФ определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2008 г. отменил, оставил в силе решение Пермского краевого суда от 16 сентября 2008 г.

[введено: 13.04.2010 редактор НЦПИ - Павозкова Е.А.]

[проверено: 14.04.2010 редактор НЦПИ - Красных В.Э.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 3 от 01.03.2010 Стр. 12
Рубрики правового классификатора: 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.020.000 Органы юстиции, 190.020.050 Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (см. также 010.140.020), 190.030.000 Адвокатура, 190.030.050 Оплата оказанной адвокатами юридической помощи

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать