Основная информация
Дата опубликования: | 02 февраля 2015г. |
Номер документа: | В201503954 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201503954
В201503954
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 21.08.2015, N 9, (Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.02.2015 N 71-КГ14-10
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ БЫВШЕГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА СЛУЖБУ
В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЫПЛАТА НАЗНАЧЕННОЙ ЕМУ
КАК ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
(Извлечение)
Военный комиссариат обратился в суд с иском к Г. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии.
Судом установлено, что Г. проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Приказом от 28 марта 1998 г. он уволен с военной службы и исключен из списков личного состава с 7 мая 1998 г.
13 мая 1998 г. Г. обратился в военный комиссариат с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, к заявлению приложил расчетную книжку и письменное обязательство немедленно сообщать в банк и в пенсионный отдел военного комиссариата обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии либо лишающих права на дальнейшее ее получение.
С 8 мая 1998 г. Г. назначена пенсия за выслугу лет по линии Минобороны России.
20 марта 2013 г. Г. обратился в центр социального обеспечения военного комиссариата с заявлением о прекращении выплаты пенсии по линии Минобороны России в связи с переходом на пенсию по линии таможенных органов.
С 1 апреля 2013 г. выплата Г. пенсии по линии Минобороны России прекращена в связи с переходом на пенсию в другое ведомство.
Судом также установлено, что с 22 мая 2006 г. по 11 апреля 2012 г. Г. проходил службу в таможенных органах в различных должностях.
Приказом начальника таможенной службы от 6 апреля 2012 г. полковник таможенной службы Г., занимающий должность начальника оперативно-розыскного отдела таможни, уволен с 11 апреля 2012 г. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Приказом начальника таможенной службы от 12 апреля 2012 г. Г. принят на государственную гражданскую службу в таможню на должность заместителя начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста.
Приказом начальника таможенной службы от 26 декабря 2013 г. контракт с Г. расторгнут по инициативе последнего.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным комиссариатом требования о взыскании с Г. как незаконных полученных им в период службы в таможенных органах сумм пенсии по выслуге лет по линии Минобороны России, суд со ссылкой на ст. ст. 1102 и 1107 ГК РФ, положения ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, пришел к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Г. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Минобороны России пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, однако этого сделано не было по причине недобросовестных действий Г., который не выполнил своего обязательства и не сообщил пенсионному органу о поступлении на службу в таможенные органы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 2 февраля 2015 г. признала выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, указав следующее.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно пп. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
Из содержания п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Минобороны России в соответствии с этим Законом.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала обоснованным довод в кассационной жалобе Г. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.
Таким образом, вывод суда о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Г. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Минобороны России пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, Судебная коллегия признала основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
[отформатировано: 25.09.2015 главный специалист НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 02.10.2015 специалист НЦПИ - Аленичева Л.В.]
В201503954
В201503954
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 21.08.2015, N 9, (Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02.02.2015 N 71-КГ14-10
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ БЫВШЕГО ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО НА СЛУЖБУ
В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ВЫПЛАТА НАЗНАЧЕННОЙ ЕМУ
КАК ВОЕННОСЛУЖАЩЕМУ ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
(Извлечение)
Военный комиссариат обратился в суд с иском к Г. о взыскании незаконно полученной суммы пенсии.
Судом установлено, что Г. проходил службу в Вооруженных Силах РФ. Приказом от 28 марта 1998 г. он уволен с военной службы и исключен из списков личного состава с 7 мая 1998 г.
13 мая 1998 г. Г. обратился в военный комиссариат с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет, к заявлению приложил расчетную книжку и письменное обязательство немедленно сообщать в банк и в пенсионный отдел военного комиссариата обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии либо лишающих права на дальнейшее ее получение.
С 8 мая 1998 г. Г. назначена пенсия за выслугу лет по линии Минобороны России.
20 марта 2013 г. Г. обратился в центр социального обеспечения военного комиссариата с заявлением о прекращении выплаты пенсии по линии Минобороны России в связи с переходом на пенсию по линии таможенных органов.
С 1 апреля 2013 г. выплата Г. пенсии по линии Минобороны России прекращена в связи с переходом на пенсию в другое ведомство.
Судом также установлено, что с 22 мая 2006 г. по 11 апреля 2012 г. Г. проходил службу в таможенных органах в различных должностях.
Приказом начальника таможенной службы от 6 апреля 2012 г. полковник таможенной службы Г., занимающий должность начальника оперативно-розыскного отдела таможни, уволен с 11 апреля 2012 г. по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Приказом начальника таможенной службы от 12 апреля 2012 г. Г. принят на государственную гражданскую службу в таможню на должность заместителя начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста.
Приказом начальника таможенной службы от 26 декабря 2013 г. контракт с Г. расторгнут по инициативе последнего.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным комиссариатом требования о взыскании с Г. как незаконных полученных им в период службы в таможенных органах сумм пенсии по выслуге лет по линии Минобороны России, суд со ссылкой на ст. ст. 1102 и 1107 ГК РФ, положения ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах но контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, пришел к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Г. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Минобороны России пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, однако этого сделано не было по причине недобросовестных действий Г., который не выполнил своего обязательства и не сообщил пенсионному органу о поступлении на службу в таможенные органы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 2 февраля 2015 г. признала выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, указав следующее.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации").
Согласно пп. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах РФ и во внутренних войсках МВД России, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.
Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, данный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Частями 1 и 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I установлено, что лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
В силу правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П в связи с вопросом о проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
Из содержания п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Минобороны России в соответствии с этим Законом.
Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала обоснованным довод в кассационной жалобе Г. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-I могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.
Таким образом, вывод суда о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Г. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Минобороны России пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, Судебная коллегия признала основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила состоявшиеся по делу судебные постановления и, не передавая дело на новое рассмотрение, приняла новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
[отформатировано: 25.09.2015 главный специалист НЦПИ - Булыгина А.В.]
[проверено: 02.10.2015 специалист НЦПИ - Аленичева Л.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 9 от 21.08.2015 Стр. 22 |
Рубрики правового классификатора: | 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 070.060.080 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей (см. 150.130.060), 150.130.060 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей, 180.040.010 Общие положения, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: