Основная информация

Дата опубликования: 03 февраля 2020г.
Номер документа: RU90000202000104
Текущая редакция: 3
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Министерство образования и науки Пермского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу приказом Министерства образования и науки Пермского края от 19.04.2021 № 26-01-06-396

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

             

ПРИКАЗ

от 03 февраля 2020 г. № СЭД-26-01-06-75

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2020 ГОДУ

(в редакции приказов Министерства образования и науки Пермского края от 14.02.2020 № СЭД-26-01-06-123, от 01.04.2020 № СЭД-26-01-06-304)

В соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 07 ноября 2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Методическими рекомендациями по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (письмо Рособрнадзора от 16 декабря 2019 г. №10-1059)

ПРИКАЗЫВАЮ:

Утвердить прилагаемое Положение по организации работы предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА-11) на территории Пермского края в 2020 году.

Установить, что в 2020 году предметные комиссии по общеобразовательным предметам осуществляют проверку экзаменационных работ участников ГИА-11 на территории Пермского края.

Региональному центру обработки информации (далее – РЦОИ) при организационно-технологическом сопровождении деятельности предметных комиссий в 2020 году руководствоваться данным приказом.

Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Пермского края от 05 февраля 2019 г. № СЭД-26-01-06-91 «Об утверждении Положения по организации работы предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пермского края в 2019 году».

Настоящий приказ вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра образования и науки Пермского края Звереву Н.Е.

Министр

Р.А. Кассина

УТВЕРЖДЕНО

приказом Министерства образования и науки Пермского края

от 03.02.2020 № СЭД-26-01-06-75

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2020 ГОДУ

(в редакции приказов Министерства образования и науки Пермского края от 14.02.2020 № СЭД-26-01-06-123, от 01.04.2020 № СЭД-26-01-06-304)

Настоящее Положение по организации работы предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пермского края в 2020 году (далее – Положение) разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) от 07 ноября 2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок);

приказом Рособрнадзора от 18 июня 2018 г. № 831 «Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы»;

рекомендациями федерального государственного бюджетного научного образовательного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» (далее – ФИПИ);

Методическими рекомендациями по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (письмо Рособрнадзора от 16 декабря 2019 г. №10-1059);

решениями государственной экзаменационной комиссии Пермского края (далее –ГЭК).

В Положении определяются цели деятельности предметных комиссий (далее - ПК), их полномочия и функции, права и обязанности членов, а также порядок организации работы.

Введение

1. Перечень условных обозначений, сокращений и терминов

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

ФИПИ

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

ФЦТ

Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФЦТ»

ОИВ

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

РЦОИ

Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации

Образовательная организация

Организация, осуществляющая образовательную деятельность

ППЭ

Пункты проведения экзаменов

ГИА

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования

ГЭК

Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации

ГВЭ

Государственный выпускной экзамен

ЕГЭ

Единый государственный экзамен

Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ

Изображения текстов развернутых ответов участников экзаменов (ЕГЭ), используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов ПК

Квалификация эксперта

Уровень знаний, умений, навыков (компетенции), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ

Квалификационное испытание

Испытание для установления уровня квалификации эксперта предметной комиссии

КИМ

Контрольные измерительные материалы

КК

Конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации

Бланк-протокол

Протокол проверки экспертом результатов выполнения заданий экзаменационной работы с развернутым ответом

ПК

Предметная комиссия субъекта Российской Федерации

Порядок

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 190/1512 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52952)

ПО

Программное обеспечение

Правила формирования и ведения ФИС/РИС

Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 755

РИС

Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Развернутые ответы

Ответы участников экзаменов (ЕГЭ) (ГВЭ) на задания экзаменационной работы с развернутыми ответами

СбФ

Сводный сборник форм к Методическим материалам по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2020 году

Статус эксперта

Подтвержденный уровень квалификации эксперта

Участник экзамена

Обучающиеся, допущенные в установленном порядке к ГИА; выпускники прошлых лет и другие категории лиц, определенные Порядком, допущенные к сдаче ЕГЭ

ФИС

Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования

ФПК

Предметная комиссия, создаваемая Рособрнадзором

Эксперт

Лицо, включенное распорядительным документом ОИВ                             в состав ПК

ЭМ

Экзаменационные материалы

II. Общие положения о деятельности предметной комиссии

2.1. Проверка развернутых ответов участников ГИА (в том числе устных ответов) осуществляется ПК по следующим учебным предметам: русскому языку, математике (профильный уровень), физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).

2.2. ПК по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с пунктом 31 Порядка.

2.3. Кандидатуры председателей по каждой ПК, создаваемой в субъектах Российской Федерации, представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК в сроки, указанные в приложении 2 к настоящему Положению.

2.4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за один месяц до начала ГИА.

2.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минпросвещения России, Рособрнадзора, инструктивно-методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА, нормативными правовыми документами ОИВ, в том числе Положениями о ПК.

2.6. ПК прекращает свою деятельность с момента утверждения ОИВ председателей ПК для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.

2.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.

2.8. ОИВ обеспечивает ПК изолированными помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ. Организация допуска в помещения для работы ПК должна обеспечивать пропуск только лиц, определенных Порядком и распорядительными документами ОИВ.

2.9.              ОИВ по представлению председателя ПК утверждает перечень дополнительных средств и материалов (например, непрограммируемый калькулятор, словари, учебники, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и т.п.), допустимых к использованию экспертами в помещениях ПК во время оценивания работ.

2.10. ОИВ обеспечивает наличие в необходимом количестве специальных рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для предоставления возможности каждому члену ПК уточнить и(или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено программное обеспечение в соответствии с установленным ОИВ перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых для использования экспертами в помещениях ПК во время оценивания работ.

2.11.В помещениях ПК могут присутствовать:

члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;

аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию;

должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - по решению соответствующих органов.

2.12. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.

2.13. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, соответствующее решение принимает председатель ПК и(или) руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.

2.14. В период организации и проведения ЕГЭ ПК осуществляет проверку развернутых письменных ответов участников экзаменов (ЕГЭ), выполненных на бланках ответов № 2 (в том числе и на дополнительных бланках ответов № 2), и устных ответов участников экзаменов (ЕГЭ) по иностранным языкам.

2.15. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

2.16. Сроки обработки ЭМ.

Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку ПК развернутых ответов участников экзаменов, должна быть завершена:

по русскому языку – не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;

по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;

по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов ПК не предусмотрена;

по учебным предметам по выбору – не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;

по экзаменам, которые проводятся в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

              2.17. ОИВ назначает лицо, обеспечивающее учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.

2.18. ОИВ обеспечивает организацию видеонаблюдения и видеозаписи в помещениях ПК.

III. Порядок формирования предметной комиссии

3.1. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям (далее - эксперты):

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.

              Также кандидату в члены ПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ.

              3.2. Члены ПК в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обязаны участвовать в ежегодных обучающих семинарах (консультациях), завершающихся квалификационным испытанием на федеральном уровне «Эксперт ЕГЭ». В качестве измерительных материалов используются образцы выполнения заданий участниками ЕГЭ прошлых лет, прошедшие калибровочное оценивание на федеральном уровне.

3.3. По результатам прохождения квалификационных испытаний ГЭК Пермского края принимается решение о допуске к проверке и присвоении эксперту одного из следующих статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

Функционал, доступный для эксперта, определяется присвоенным ему статусом.

Ведущий эксперт – статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя ПК (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю (-ям) председателя ПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.

Старший эксперт – статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя ПК) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку, перепроверку развернутых ответов выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.

3.4.Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:

требованиям к экспертам, определенным Положением;

требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;

требованиям к результатам квалификационного испытания;

требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам

3.5. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.

3.6. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.

Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях установлены пунктом 38 Порядка, пунктом 3.1. настоящего Положения.

3.7. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу «ведущий эксперт», присваивается статус «старший эксперт».

3.8. Статусы «ведущий эксперт» и «старший эксперт» могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» опыт оценивания должен составлять не менее трех лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников экзаменов устанавливаются ОИВ. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему учебному предмету).

3.9. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным ОИВ для присвоения экспертам каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в приложении 1.

3.10. Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами разрабатывается ОИВ. Минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.

Организация квалификационного испытания

3.11. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет ОИВ по согласованию с председателем ПК.

3.12. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливается ОИВ по согласованию с председателем ПК.

3.13. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту проводится ежегодно.

3.14. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету проводятся с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ» (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ).

3.15. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.

Порядок привлечения экспертов к работе в ПК

3.16. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.

Председатель ПК назначается ОИВ по согласованию с Рособрнадзором, председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.

Заместителем (-ями) председателя ПК может быть назначен только эксперт, имеющий статус ведущего эксперта.

Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году.

Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника экзаменов может привлекаться только эксперт ПК, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющий опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.

Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной ОИВ, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.

Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной Рособрнадзором, привлекаться могут только эксперты, которые являются членами ФПК и комиссий по разработке КИМ.

Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов

3.17. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов используется система согласования подходов к оцениванию (далее – система). Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов осуществляются на федеральном и региональном уровнях.

3.17.1. В мероприятиях федерального уровня принимают участие эксперты, имеющие статус ведущих экспертов:

- в рамках очных мероприятий с участием членов комиссий по разработке КИМ участвуют в обсуждении и выработке подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;

- оценивание образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;

- анализ результатов оценивания.

3.17.2.На региональном уровне согласование подходов к оцениванию развернутых ответов включает следующие мероприятия:

внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус «ведущий эксперт», и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов предыдущих лет;

обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ. 

3.18. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов на региональном уровне организуются ОИВ.

Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами и с использованием:

учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);

образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных РЦОИ.

IV. Организация проверки развернутых ответов. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы

4.1. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами.

4.2. По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки развернутых ответов участников экзаменов.

4.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается третья проверка.

4.4. Существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету и опубликовано в спецификациях и демонстрационных вариантах КИМ по каждому учебному предмету на сайте ФИПИ.

4.5. Третий эксперт назначается автоматизировано (посредством РИС) из числа экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

4.6. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.

4.7. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизировано при распечатке бланка-протокола.

4.8. Распределение работ участников экзаменов (ЕГЭ и ГВЭ) между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки работы ЕГЭ третьим экспертом осуществляются автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и уполномоченной Рособрнадзором организации (ФЦТ).

4.9. Расчет окончательной отметки за работу ГВЭ осуществляется экспертом в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в РЦОИ для дальнейшей обработки (см. п.4.41).

4.10. Председатель ПК заблаговременно направляет в ОИВ информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами ПК по соответствующему учебному предмету.

4.11. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету с учетом требований к срокам обработки ЭМ, установленных Порядком.

4.12. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК и расписание работы экспертов ПК для назначения в РИС экспертов на проверку экзаменационных работ.

4.13. Списочный состав ПК, направляемый в РЦОИ для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу ПК, указанному в соответствующем распорядительном документе ОИВ и содержать информацию о статусе каждого члена ПК («основной эксперт», «старший эксперт», «ведущий эксперт») для корректного назначения экспертов на первую-вторую проверку экзаменационных работ, третью проверку экзаменационных работ, перепроверку и проверку апелляционных работ. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений, предположительно не заполненных участниками экзаменов (ЕГЭ) бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2.

4.14. К проверке принимаются письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), выполненные только на бланках ответов № 2 и дополнительных бланках ответов № 2 установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ.

4.15. В рамках проверки экзаменационных работ (ЕГЭ) ПК по соответствующему учебному предмету экспертами ПК могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:

бланк ответов № 2 (лист 1) и бланк ответов № 2 (лист 2) содержат знаки «Z»[1];

развернутые ответы, оформленные на бланке ответов № 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов № 2, расположены на фоне проставленного знака «Z»;

пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом бланк ответов № 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).

Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту ПК необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.

При выявлении случаев, указанных в подпунктах «б» и «в» подпункта 3.15 Методических рекомендаций, а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо проинформировать председателя ПК, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя ПК. В данном случае ГЭК рекомендуется провести служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения нарушения пункта 64 Порядка, а именно выполнение участником экзамена экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц[2].

(абзац изложен в редакции приказа Министерства образования и науки Пермского края от 01.04.2020 № СЭД-26-01-06-304)

4.16. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из уполномоченной Рособрнадзором организации (ФЦТ) в день проведения экзамена (или на следующий день после проведения экзамена при существенной разнице во времени субъекта Российской Федерации с московским временем), и проводит в течение не менее часа оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов (ЕГЭ) на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. Рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом определенного количества первых экзаменационных работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.

4.17. В целях обеспечения согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях для работы ПК таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.

4.18. В целях повышения уровня объективности оценивания развернутых ответов участников экзаменов председатель ПК или назначенный им эксперт может использовать рабочие места, оборудованные выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для предоставления экспертам возможности уточнить и(или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка информации с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

4.19. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты ПК осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.

4.20. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами ПК независимо друг от друга. Оба эксперта, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

              4.21. Эксперт, который оценивает письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), получает рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:

              бланки-копии (не более 10 штук в одном рабочем комплекте)

              бланк-протокол;

              при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО, и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).

Бланк-копия является изображением бланка ответов № 2 участника экзамена (ЕГЭ) и дополнительных бланков ответов № 2, если они заполнялись участником экзамена (ЕГЭ), в регистрационной части которого указаны:

код бланка-копии;

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;

номер варианта КИМ;

номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов № 2, включая дополнительный бланк ответов № 2;

код субъекта Российской Федерации;

баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную экзаменационную работу (в случае, когда экзаменационная работа направлена на третью проверку).

Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертами баллов за ответы.

В регистрационной части бланка-протокола указаны:

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола;

код субъекта Российской Федерации.

4.22. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.

4.23. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.

4.24. Председатель ПК (или его помощник (и) – для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).

4.25. Эксперты проводят проверку экзаменационных работ (ЕГЭ) и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланков-протоколов, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте и т.п.), в которые эксперты выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.

4.26. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.

4.27. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю ПК.

4.28. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его помощник (и) – для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. Передача из ПК в РЦОИ заполненных бланков-протоколов и обработка их в РЦОИ должна проводиться регулярно по мере заполнения экспертами бланков-протоколов, не реже 3-4 раз в день. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.

4.29. Экзаменационная работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:

существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;

проверку экзаменационной работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу, имеющий опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году;

на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены автоматизировано при печати бланка-протокола.

4.30. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и(или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и (или) работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в уполномоченную Рособрнадзором организацию (ФИПИ) после получения соответствующего запроса. Данные работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.

4.31. В период работы ПК руководитель РЦОИ предоставляет председателю ПК статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (не реже 2-3 раз в день). При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация:

о количестве проверенных на текущий момент времени экзаменационных работ;

о количестве экзаменационных работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки;

о количестве и доле экзаменационных работ, назначенных на третью проверку;

другая информация, позволяющая определить качество работы ПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами ПК

Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.

4.32. При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК.

4.33. Председатель ПК направляет в ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом ПК требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта ПК в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушение процедуры проведения проверки.

В указанных случаях председатель ПК имеет право отстранить эксперта ПК от работы в ПК, окончательное решение по вопросу исключения эксперта ПК из состава ПК принимает ОИВ после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.

4.34. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображений экзаменационных работ участников экзаменов (ЕГЭ), полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников экзаменов (ЕГЭ). При этом членам ПК не предоставляется информация о том, экзаменационные работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам ПК.

4.35. В период работы ПК, с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников экзаменов, все помещения ПК, включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания развернутых ответов, должны быть оборудованы функционирующей системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

4.36. При выходе каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.

4.37. При выявлении экспертом случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзамена – автором проверяемой экспертом экзаменационной работы – Порядка (например, выявлен факт выполнения экзаменационной работы несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках, т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя ПК. Совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в соответствии с критериями оценивания развернутых, в том числе устных, ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых, в том числе устных, ответов и Указаниях по оцениванию (памятках экспертов).

4.38. В случае невозможности экспертом оценить развернутые ответы участника экзамена по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт уведомляет об этом председателя ПК. Совместно с председателем ПК составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель ПК направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю РЦОИ для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу.

В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить председатель ПК совместно с руководителем РЦОИ составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.

4.39. Проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все экзаменационные работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.

4.40. По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.

4.41. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ.

Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами. При проверке ответов участников экзаменов (устная форма) экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки экзаменационных работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки экзаменационных работ (см. «Развернутая форма проверки заданий»). Стандартизированные формы проверки экзаменационных работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.

Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников экзаменов в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола (см. «Правила заполнения протоколов экспертов предметной комиссии ГВЭ»), при этом отметки «0» и «1» не используются и не обрабатываются.

После заполнения бланки-протоколы обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков.

Окончательная итоговая отметка определяется как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами.

Результаты проверки работ участников экзаменов автоматизированно сохраняются в РИС.

4.42. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются исходя из следующих положений:

если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;

если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными.

Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА:

4.43. До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора или по решению ГЭК ПК могут проводить перепроверку отдельных экзаменационных работ участников экзаменов, проходивших ГИА на территории Российской Федерации или за ее пределами.

4.44. По решению ОИВ ПК проводит перепроверку отдельных экзаменационных работ участников экзаменов, проходивших ГИА на территории субъекта Российской Федерации. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году.

4.45. РЦОИ вносит в РИС сведения об участниках экзаменов, чьи экзаменационные работы отправлены по решению ОИВ на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.

4.46. Комплект документов для перепроверки содержит:

копии бланков ответов № 2, включая дополнительные бланки ответов № 2;

копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;

бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;

вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;

критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.

4.47. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).

4.48. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных экзаменационных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.

4.49. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.

4.50. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с уполномоченной Рособрнадзором организацией (ФЦТ) в рамках установленной компетенции.

V. Анализ работ ПК

5.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА проводится анализ работы ПК.

5.2. Анализ работы ПК проводится в соответствии с порядком проведения анализа работы ПК (минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3).

5.3. Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ.

5.4. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном ОИВ.

VI. Правила для председателя и членов ПК

6.1. Правила для председателя ПК при организации подготовительных мероприятий.

Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с Порядком, методическими материалами ФИПИ, настоящим Положением, нормативными и методическими материалами Министерства образования и науки Пермского края.

Председатель ПК:

в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФИПИ;

в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы, полученной от руководителя РЦОИ;

в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно направляет в Министерство образования и науки Пермского края информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами ПК по соответствующему учебному предмету;

не позднее чем за 14 дней до начала обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку экзаменационных работ;

согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку бланков, распознанных как пустые;

согласует с руководителем РЦОИ форму и состав данных, получаемых из РЦОИ в период проведения проверки, а также после завершения проверки развернутых ответов участников экзаменов.

6.2. Правила для председателя ПК на этапе проверки развернутых ответов участников экзаменов.

Председатель ПК должен:

получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию;

обеспечить присутствие в помещениях ПК только допущенных лиц. Помимо экспертов и председателя ПК (его помощника – для больших ПК) в аудитории могут находиться члены ГЭК (по решению ОИВ), должностные лица Рособрнадзора, иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, (по решению соответствующих органов), аккредитованные общественные наблюдатели;

провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее часа), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения  и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);

получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;

распределить экспертов по рабочим местам;

выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;

осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;

обеспечить комфортную рабочую атмосферу в ПК;

решать вопросы, возникающие у экспертов, в рамках своей компетенции;

контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками–протоколами и бланками-копиями с РЦОИ;

организовать взаимодействие с руководителем РЦОИ (уполномоченным им сотрудником РЦОИ) в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, и передать в РЦОИ данный комплект с протоколом проверки;

передать руководителю РЦОИ (уполномоченному им сотруднику РЦОИ) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, для переназначения другим экспертам;

информировать председателя ГЭК при выявлении случаев, указанных в подпункте «б» и «в» подпункта 3.15 Методических рекомендаций, а также в других случаях, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка;

(абзац изложен в редакции приказа Министерства образования и науки Пермского края от 01.04.2020 № СЭД-26-01-06-304)

информировать руководителя РЦОИ о невозможности оценить экспертом ПК развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), а в случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить совместно с руководителем РЦОИ – информировать об указанном случае председателя ГЭК;

контролировать качество работы экспертов ПК, направлять председателю ГЭК представление об отстранении от работы в ПК экспертов, нарушающих требования Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.

6.3. Правила для председателя ПК по завершении работы ПК.

Председатель ПК должен:

сдать руководителю РЦОИ или лицу, назначенному ОИВ, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки; 

по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ (уполномоченного им сотрудника РЦОИ) пакет документов о результатах работы ПК:

количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом;

количество экзаменационных работ, отправленных на третью проверку;

информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;

другую информацию, связанную с деятельностью ПК, при необходимости.

6.4. Правила для председателя ПК при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА.

Председатель ПК должен:

получить от председателя КК апелляционный комплект участника экзамена до заседания КК;

получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник экзамена, подавший апелляцию, до заседания КК организовать работу экспертов ПК по установлению правильности оценивания заданий с развернутым ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;

назначить на рассмотрение апелляции экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющих опыт «первой-второй» и «третьей» проверки в текущем году, и передать им вышеуказанные материалы;

узнать у ответственного секретаря КК дату, место и время заседания КК, а также о присутствии на заседании КК по рассмотрению апелляций апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);

направить экспертов ПК, назначенных на рассмотрение апелляции и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых ответов и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, в КК на заседание КК в указанное время);

передать председателю КК апелляционные комплекты документов и заключения экспертов ПК после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;

оперативно передавать в уполномоченную Рособрнадзором организацию (ФИПИ) информацию об обнаружении некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором. В случае признания задания некорректным всем участникам экзаменов, которые выполняли данное задание, проводится перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

              6.5. Правила для экспертов ПК.

Во время работы экспертам запрещается:

иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;

копировать и выносить из помещений для работы ПК экзаменационные работы, критерии оценивания, бланки-протоколы;

              разглашать информацию, содержащуюся в указанных выше материалах.              По завершении проверки использованные экспертами материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определенными руководителем РЦОИ.

Также запрещается:

без уважительной причины покидать аудиторию;

переговариваться с другими экспертами, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.

Эксперты должны:

на подготовительном этапе

пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, настоящего Положения, нормативных и методических документов Министерства образования и науки Пермского края;

заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК;

непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.

Эксперты, не подтвердившие квалификацию и(или) не прошедшие инструктаж, и(или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.

Во время проверки развернутых ответов:

по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;

получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;

соблюдать дисциплину во время работы;             

обратиться к председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ;

оформлять бланки-протоколы в соответствии со следующими правилами:

 заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

 не использовать для заполнения бланка-протокола карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);

 исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель ПК составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю РЦОИ служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;

 оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов № 2 (лист 1) и бланк ответов № 2 (лист 2) содержат знаки «Z»; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов № 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов № 2 расположены на фоне проставленного знака «Z»; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом бланк ответов № 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).

 при выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов № 2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов № 2 расположены на фоне проставленного знака «Z»; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом бланк ответов № 2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту ПК необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя ПК;

 информировать председателя ПК о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);

 поставить знак «Х» в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов №2 (дополнительный бланк ответов № 2);

 проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзамена приступал к выполнению задания;

 проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзамена (ЕГЭ) альтернативного задания, если участник экзамена (ЕГЭ) выполнял альтернативное задание;

 поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.

При проверке предположительно пустых бланков ответов № 2:

 получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов № 2;

 просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов № 2;

 при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в ПО), что изображение заполнено;

 при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено.

Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, направляются на проверку в ПК.

Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к которым не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов № 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами как незаполненные.  В этом случае автоматизировано (посредством РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.

При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА:

 получить от председателя ПК апелляционный комплект участника экзаменов, подавшего апелляцию, и критерии оценивания;

 до заседания КК рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной экзаменационной работы;

 дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;

 узнать у председателя ПК дату, место и время заседания КК и прибыть в указанное время в КК;

 в случае возникновения у апеллянта или у КК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых и/или устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;

 в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.

 Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам

экзаменов в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором.

Приложение 1

к Положению

по организации работы предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пермского края в 2020 году

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

СОГЛАСОВАННОСТИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ПРИСВОЕНИЯ СТАТУСА ЭКСПЕРТАМ

              Показатель: доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.

Предмет

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

Старший эксперт

Основной эксперт

Русский язык

10%

15%

25%

Иностранные языки

Обществознание

Литература

Биология

10%

15%

20%

История

Физика

5%

7%

10%

Химия

Информатика и ИКТ

География

Математика

1%

5%

7%

Показатель: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.

Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

0

Старший эксперт

0

Приложение 2

к Положению

по организации работы предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пермского края в 2020 году

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК

ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ЭКСПЕРТОВ И ФОРМИРОВАНИЮ ПК, ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАБОТЫ ПК



п/п

Мероприятие

Срок

1.

Подготовка экспертов ПК к проверке экзаменационных работ ГИА 2020года

До 20 февраля2020года

2.

Предоставление в Рособрнадзор списков кандидатур председателей ПК

Для ПК по всем учебным предметам - до 20 января2020года

3.

Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК

Для ПК по всем учебным предметам -
до 14 февраля2020года

4.

Формирование ПК: проведение квалификационных испытаний, присвоение статуса экспертам ПК

До 20 февраля 2020 года

5.

Очные семинары ФИПИ для председателей (заместителей председателей) ПК

Февраль-апрель 2020 года в соответствии с расписанием проведения, направляемым ФИПИ

6.

Вебинары ФИПИ для экспертов ПК субъектов Российской Федерации по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов

Май-июнь2020 года в соответствии с единым расписанием проведения ГИА

7.

Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов в ПК субъектов Российской Федерации

В день проведения экзамена после получения критериев оценивания развернутых ответов или на следующий день после экзамена до начала проверки экзаменационных работ

8.

Отбор экзаменационных работ участников экзаменов, вызвавших затруднения в оценивании, для включения в учебно-методические материалы для экспертов ПК

В процессе проверки экзаменационных работ

9.

Направление в ФИПИ информации об экзаменационных работах, вызвавших затруднения в оценивании

После окончания проверки экзаменационных работ резервных дней экзамена основного периода проведения ЕГЭ (июнь-июль 2020 года)

10.

Проведение анализа работы ПК

Июль 2020года

Приложение 3

к Положению

по организации работы предметных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Пермского края в 2020 году

МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ АНАЛИЗА РАБОТЫ ПК

Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК по проверке развернутых ответов участников экзаменов, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих уровень субъективности проверяющих экспертов.

При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:

Условия проведения проверки:

нахождение ПК в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;

количество аудиторий при работе ПК;

проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);

работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);

наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников экзаменов фактов; востребованность этого рабочего места;

прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).

Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.

Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).

Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению ОИВ).

Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке экзаменационных работ в разные периоды проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).

Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ. Принцип отбора экспертов, привлекаемых к рассмотрению апелляций.

Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции.

Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.

Доля работ, направленных на третью проверку после проверки в ПК, т.е. без учета пустых экзаменационных работ (средний показатель по всей комиссии).

Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов «доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку».

Максимальное и минимальное количество экзаменационных работ, проверенных одним экспертом.

Перечень экспертов, регулярно (более чем 5% проверяемых экзаменационных работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:

12.1.случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);

Пример 1.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

6

Эксперт 2

2

3

1

1

3

1

2

1

2

1

0

0

17

В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17-6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.

12.2. случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);

Пример 2.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

2

0

1

1

1

1

1

1

2

1

0

0

11

Эксперт 3

0

1

0

0

3

2

2

0

0

0

1

2

11

В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов) и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.

12.3. случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);

Пример 3.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

ИТОГ

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

Эксперт на апелляции

2

3

1

0

3

2

2

1

1

1

1

2

19

В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.

12.4. другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).

Результаты выборочной экспертизы председателем результатов оценивания развернутых ответов экспертами, показавших рассогласованную работу при проведении оценивания.

Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК при проведении квалификационных испытаний.

Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.

Основные выводы.

[1] В соответствии с пунктом 71 Порядка, в случае если бланки ответов на задания с развернутым ответом и дополнительные бланки содержат незаполненные области (за исключением регистрационных полей), организаторы погашают их следующим образом: «Z». Как правило, данный знак «Z» свидетельствует о завершении выполнения заданий КИМ, выполненных участником экзамена, которые оформляются на бланках ответов на задания с развернутыми ответами или на дополнительных бланках (при их использовании), а также свидетельствует о том, что данный участник экзамена свою экзаменационную работу завершил и более не будет возвращаться к оформлению своих ответов на соответствующих бланках  (продолжению оформления ответов). Указанный знак проставляется на последнем листе соответствующего бланка ответов. Например, участник экзамена выполнил все задания с развернутым ответом (или посильные ему задания), оформил ответы на задания с развернутым ответом на бланке ответов № 2 (лист 1) и бланке ответов № 2 (лист 2), дополнительные бланки ответов не запрашивал и соответственно не использовал их,  таким образом, знак «Z» ставится на бланке ответов № 2 (лист 2) в области указанного бланка, оставшейся незаполненной участником экзамена. Знак «Z» в данном случае на бланке ответов № 2 (лист 1) не ставится, даже если на бланке ответов  № 2 (лист 1) имеется небольшая незаполненная область.

[2] В Порядке отсутствует норма, согласно которой запрещается проверять часть экзаменационной работы, следующую после знака «Z», а также нормы, согласно которым запрещается проверять экзаменационные работы в случаях, описанных в подпунктах «б» и «в» подпункта 3.15 настоящих Методических рекомендаций. В то же время данный факт не означает, что по указанным ситуациям ГЭК не проводятся соответствующие служебные проверки, позволяющие исключить факт нарушения Порядка. В случае установления факта нарушения Порядка (после проведения соответствующей проверки) председатель ГЭК принимает решение об аннулировании результатов экзаменов в соответствии с Порядком.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 21.02.2020
Рубрики правового классификатора: 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать