Основная информация

Дата опубликования: 07 апреля 2020г.
Номер документа: RU42000202000345
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кемеровская область
Принявший орган: Департамент образования и науки Кемеровской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Департамент образования и науки

Кемеровской области

ПРИКАЗ

от              07.04.2020                            №              762                                 г. Кемерово

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОВЕРКЕ РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ УЧАСТНИКОВ ЭКЗАМЕНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях обеспечения проверки развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 №755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования», приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования  и науки от 07.11.2018 г. № 190/1512«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Положение о предметных комиссиях  государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА).

2. Государственному учреждению «Областной центр мониторинга качества образования» (О.А. Шитова) довести настоящий приказ до сведения председателей, заместителей председателей, экспертов предметных комиссий ГИА.

3. Отделу перспективного развития образования и информационной работы департамента образования и науки Кемеровской области (Е.В.Сурина) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте департамента образования и науки Кемеровской области.

4. Отделу правовой и кадровой работы (Е.В. Каменская) обеспечить размещение настоящего приказа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасс» (www.zakon.kemobl.ru) и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Начальник департамента

С.Ю. Балакирева

Утверждено

приказом департамента

образования и науки

Кемеровской области

от 07.04.2020 №762

Положение

о предметных комиссиях государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

Положение о предметных комиссиях государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – Положение) определяет цели, состав и структуру предметных комиссий, полномочия, функции, права, обязанности членов, порядок организации работы.

Положение разработано на основании Федерального закона от 29.12.2012 №ФЗ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2013  №755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования», приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы   по   надзору   в   сфере   образования   и   науки  от  07.11.2018 г. № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (далее – Порядок), Положения о государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области, утвержденного приказом департамента образования и науки Кемеровской области от 26.12.2019 года № 2521, и с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) в целях регламентации действий предметных комиссиях государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов участников экзаменов при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – предметная комиссия).

Общие положения о деятельности предметных комиссий

1.1. Проверка развернутых ответов участников экзаменов при проведении ГИА осуществляется предметными комиссиями по следующим учебным предметам: русскому языку, математике (профильный уровень), физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, истории, географии, обществознанию, литературе, иностранным языкам (английский, немецкий, французский, испанский, китайский).

Предметные комиссии создаются с целью обеспечения независимости и объективности проверки развернутых ответов участников экзаменов.

1.2. Предметные комиссии по каждому учебному предмету создает департамент образования и науки Кемеровской области (далее – департамент).

1.3. Кандидатуры председателей предметных комиссий по соответствующим учебным предметам представляются на согласование в Рособрнадзор председателем государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области (далее – ГЭК).

Формирование составов предметных комиссий организуется председателем ГЭК по представлению председателей предметных комиссий не позднее чем за один месяц до начала ГИА.

1.4.   ГЭК организует работу предметных комиссий совместно:

с департаментом;

с государственным учреждением «Областной центр мониторинга качества образования» (далее – ГУ ОЦМКО);

с муниципальными  органами управления образованием (далее – МОУО);

с образовательными организациями Кемеровской области.

1.5. Предметные комиссии в своей работе руководствуются:

законодательством Российской Федерации;

нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, Рособрнадзора;

методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;

нормативными правовыми документами департамента;

Положением о государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области;

данным Положением;

Порядком формирования предметных комиссий ГЭК по проверке развернутых ответов участников ГИА;

решениями ГЭК.

1.6. Предметная комиссия по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента создания предметной комиссии по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.

2. Структура и состав предметных комиссий

2.1. Предметные комиссии создаются по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА, для проверки развернутых ответов участников экзаменов.

2.2. В состав предметных комиссий входят председатель предметной комиссии, заместитель председателя предметной комиссии и члены предметных комиссий (далее – эксперты предметных комиссий).

2.3. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.

Кандидатуры председателей предметных комиссий согласуются с  Рособрнадзором и утверждаются приказом департамента.

2.4. Количественный состав предметных комиссий определяется исходя из количества участников экзаменов, которые будут сдавать ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов).

2.5. В состав экспертов предметных комиссий включаются учителя образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования.

2.6. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.

Также кандидату в эксперты предметной комиссии необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном департаментом.

2.7. Предметные комиссии размещаются в непосредственной близости к ГУ ОЦМКО в государственном бюджетном нетиповом образовательном учреждении «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции» и в ГУ ОЦМКО. ГУ ОЦМКО и предметные комиссии работают в помещениях, к которым относятся аудитории, коридоры, лестничные марши, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц и несанкционированного распространения информации ограниченного доступа. Организация допуска в помещения для работы предметных комиссий обеспечивает пропуск только лиц, определенных Порядком и распорядительными документами департамента.

2.8. Департамент по представлению председателя предметной комиссии определяет перечень дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами предметной комиссии в помещениях работы предметной комиссии во время проверки экзаменационных работ (например, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также средства обучения и воспитания, использованные участниками экзаменов во время выполнения ими экзаменационной работы в соответствии с нормативным правовым актом Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемым при проведении экзаменов).

2.9. На протяжении периода работы предметной комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из ГУ ОЦМКО до окончания проверки развернутых ответов участников экзаменов все помещения (аудитории, коридоры), в которых работает предметная комиссия, обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи (в режиме онлайн или оффлайн).

2.10. ГУ ОЦМКО обеспечивает наличие в необходимом количестве специальных рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для предоставления возможности каждому эксперту предметной комиссии уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками экзаменов фамилий, названий, фактов и т.п.). При необходимости на указанные рабочие места может быть заблаговременно установлено программное обеспечение в соответствии с определенным департаментом перечнем дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами предметной комиссии в помещениях работы предметной комиссии  во время проверки экзаменационных работ.

2.11. В помещениях предметных комиссий могут присутствовать:

а) члены ГЭК – по решению председателя ГЭК;

б) аккредитованные общественные наблюдатели - по желанию;

в) должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные Рособрнадзором, должностные лица Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области – по решению соответствующих органов.

2.12. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий осуществляет ГУ ОЦМКО.

2.13. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных данным Положением, соответствующее решение принимает председатель предметной комиссии совместно с руководителем ГУ ОЦМКО в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.

2.14. В период организации и проведения ГИА предметная комиссия осуществляет проверку развернутых ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ, выполненных на бланках ответов № 2 (в том числе на дополнительных бланках ответов № 2); развернутых письменных ответов участников экзаменов в форме государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ), выполненных на бланках ответов (в том числе на дополнительных бланках ответов); устных ответов участников экзаменов в форме ЕГЭ по иностранным языкам; устных ответов участников экзаменов в форме ГВЭ.

2.15. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами предметных комиссий осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту предметной комиссии по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

2.16. Экзаменационные работы участников экзаменов проходят следующие виды проверок:

проверку двумя экспертами предметной комиссии  (далее – первая и вторая проверки);

в случаях, установленных Порядком:

проверку третьим экспертом предметной комиссии  (далее – третья проверка);

межрегиональную перекрестную проверку;

перепроверку;

межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

2.17. Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку предметными комиссиями ответов на задания экзаменационной работы с развернутым ответом, ответов на задания текстов, тем, заданий, билетов ГВЭ, должны завершиться в следующие сроки:

- по русскому языку - не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;

- по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;

- по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов предметной комиссией не предусмотрена;

- по учебным предметам по выбору - не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;

- по экзаменам, проведенным в досрочный и дополнительный периоды, в резервные сроки каждого из периодов проведения экзаменов, – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

2.18. Экзаменационные работы ЕГЭ, ГВЭ, прошедшие обработку, хранятся в архиве ГУ ОЦМКО, исключающем доступ к ним посторонних лиц и позволяющем обеспечить сохранность указанных материалов, до 1 марта, следующего за годом проведения экзамена и по истечении указанного срока уничтожаются в установленном порядке.

2.19. Департамент назначает лицо, обеспечивающее учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.

2.20. Департамент обеспечивает организацию видеонаблюдения, в том числе видеозаписи в помещениях предметных комиссий.

3. Порядок формирования предметных комиссий

3.1. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется в соответствии с Порядком формирования предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов участников ГИА.

Порядок формирования предметных комиссий включает:

порядок проведения подготовки экспертов предметных комиссий;

порядок проведения анализа работы предметных комиссий;

требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников экзаменов;

порядок допуска лиц, претендующих на включение в предметную комиссию, к прохождению квалификационного испытания;

описание формата проведения квалификационного испытания для лиц, претендующих  на включение в предметную комиссию;

показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения;

порядок проведения анализа работы предметных комиссий;

иные положения, не противоречащие Порядку.

Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов предметных комиссий и формированию предметных комиссий устанавливаются департаментом в рамках соблюдения соответствующих сроков, установленных Порядком.

3.2. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту предметной комиссии может быть присвоен один из статусов: ведущий эксперт предметной комиссии, старший эксперт предметной комиссии, основной эксперт предметной комиссии.

Ведущий эксперт предметной комиссии – статус, присваиваемый председателю предметной комиссии и, по усмотрению председателя предметной комиссии (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю (-ям) председателя предметной комиссии, позволяющий:

осуществлять руководство подготовкой и подготовку экспертов предметной комиссии на региональном уровне;

консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по поручению председателя предметной комиссии);

привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя предметной комиссии);

осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии;

участвовать в межрегиональных перекрестных проверках;

осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;

осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2.

Старший эксперт предметной комиссии – статус, позволяющий:

консультировать экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов (по назначению председателя предметной комиссии);

осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии;

привлекаться к рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами (по поручению председателя предметной комиссии);

участвовать в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами;

участвовать в межрегиональных перекрестных проверках.

Основной эксперт предметной комиссии – статус, позволяющий:

осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе предметной комиссии;

участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе предметной комиссии, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов;

осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов №2, дополнительных бланков ответов №2.

3.3. Для присвоения эксперту предметной комиссии того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:

- требованиям к экспертам, определенным Порядком;

- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников экзаменов;

- требованиям к результатам квалификационного испытания;

- требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций (кроме экспертов предметной комиссии, включаемых в предметную комиссию  в первый раз).

3.4. Статусы «ведущего», «старшего» или «основного эксперта» предметной комиссии  присваиваются всем экспертам предметной комиссии, включаемым в предметную комиссию (кроме председателя предметной комиссии), в зависимости от уровня квалификации эксперта предметной комиссии. Председателю предметной комиссии присваивается статус ведущего эксперта предметной комиссии без участия в квалификационных испытаниях.

Для присвоения экспертам предметных комиссий того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.

Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком:

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.

Для присвоения статуса «ведущий эксперт» предметной комиссии  необходим опыт организационной работы в предметной комиссии или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек. Экспертам предметной комиссии, не назначенным заместителем председателя или председателем предметной комиссии и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу «ведущий эксперт» предметной комиссии, присваивается статус «старший эксперт» предметной комиссии.

Статусы «ведущий эксперт» предметной комиссии и «старший эксперт» предметной комиссии могут присваиваться только экспертам предметной комиссии, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников экзаменов. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» предметной комиссии опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет.

Отсутствие опыта проверки менее трех лет допускается только для предметной комиссии по испанскому языку, китайскому языку.

3.5. К прохождению квалификационного испытания допускаются эксперты, успешно прошедшие обучение по программе «Подготовка членов предметных комиссий по проверке развернутых ответов  участников ГИА» под руководством специалистов, имеющих статус «ведущий эксперт», с учетом результатов анализа согласованности работы членов предметных комиссий и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами, анализ проводится председателями предметных комиссий в соответствии с порядком проведения анализа работы предметных комиссий.

3.6. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту предметной комиссии проводится ежегодно.

3.7. Квалификационное испытание для экспертов предметных комиссий проводится с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов предметной комиссии «Эксперт-ЕГЭ» (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ) и (или) тестирование со сдачей зачета, содержание которого определяет председатель предметной комиссии.

3.8. Информация о результатах квалификационного испытания и  присвоенном экспертам статусе вносится в региональную/федеральную информационную систему.

3.9. Лица, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав предметной комиссии и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников экзаменов в текущем году.

3.10. Предметные комиссии формируются из числа «ведущих экспертов» предметной комиссии, «старших экспертов» предметной комиссии, «основных экспертов» предметной комиссии.

Председатель предметной комиссии назначается департаментом по согласованию с Рособрнадзором, председателю предметной комиссии присваивается статус «ведущего эксперта» предметной комиссии без участия в квалификационном испытании.

Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» предметной комиссии или «старший эксперт» предметной комиссии, ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году, а также председатель предметной комиссии.

Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутых ответов участников экзаменов может привлекаться только эксперт предметной комиссии, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» предметной комиссии или «старший эксперт» предметной комиссии,  имеющий опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу участника экзаменов, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.

Для проведения межрегиональной перекрестной перепроверки в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами могут привлекаться только эксперты предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» предметной комиссии.

Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной департаментом, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» предметной комиссии или «старший эксперт» предметной комиссии, имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, а также эксперты предметной комиссии, которым присвоен статус «основной эксперт» предметной комиссии, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.

4. Организации проверки развернутых ответов

4.1. Предметные комиссии осуществляют свою работу в досрочный, основной и дополнительные периоды проведения ГИА.

4.2. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами предметной комиссии (первая и вторая проверки).

4.3. По результатам первой и второй проверок эксперты предметной комиссии, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки развернутых ответов участников экзаменов. Протоколы проверки экзаменационных работ после заполнения передаются в ГУ ОЦМКО для дальнейшей обработки.

4.4. В случае установления существенного расхождения между баллами, выставленными двумя экспертами предметной комиссии, работа направляется на третью проверку.  

4.5. Эксперт предметной комиссии, который будет осуществлять третью проверку экзаменационной работы, оцененной двумя экспертами предметной комиссии  с существенной разницей, назначается автоматизировано (с использованием специализированных аппаратно-программных средств ГУ ОЦМКО) из числа экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» предметной комиссии  или «старший эксперт» предметной комиссии, ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

4.6. Эксперту предметной комиссии, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами предметной комиссии, ранее проверявшими экзаменационную работу.

4.7. Эксперт предметной комиссии, осуществляющий третью проверку, проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизировано при распечатке бланка-протокола.

4.8. Распределение работ участников экзаменов  между экспертами предметной комиссии, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости направления экзаменационной работы на третью проверку осуществляются автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств ГУ ОЦМКО и федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр тестирования» (далее – ФЦТ).

4.9. Расчет окончательной отметки за работу ГВЭ осуществляется экспертом предметной комиссии  в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в ГУ ОЦМКО для дальнейшей обработки.

4.10. Председатель предметной комиссии заблаговременно направляет в департамент информацию о необходимости принятия локальных актов,  содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.

5. Порядок проведения проверки развернутых ответов

участников ГИА

5.1. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель предметной комиссии передает руководителю ГУ ОЦМКО списочный состав предметной комиссии для внесения в РИС информации об экспертах предметной комиссии.

5.2. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки экзаменационных материалов председатель предметной комиссии и руководитель ГУ ОЦМКО согласуют график работы предметной комиссии в период проведения обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету с учетом требований к срокам обработки экзаменационных материалов, установленных Порядком. Данная информация используется        ГУ ОЦМКО для назначения в РИС экспертов предметных комиссий на проверку экзаменационных работ.

5.3. Списочный состав предметной комиссии, направляемый в                 ГУ ОЦМКО для внесения в РИС, должен соответствовать списочному составу предметной комиссии, указанному в соответствующем распорядительном акте департамента и содержать информацию о статусе каждого эксперта предметной комиссии («основной эксперт» предметной комиссии, «старший эксперт» предметной комиссии, «ведущий эксперт» предметной комиссии) для корректного назначения экспертов предметных комиссий на соответствующие проверки. Председатель предметной комиссии согласует с руководителем ГУ ОЦМКО график работы экспертов предметной комиссии, проводящих проверку изображений экзаменационных работ, предположительно не заполненных участниками экзаменов (ЕГЭ): бланков ответов №2, дополнительных бланков ответов №2.

5.4. К проверке принимаются письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), выполненные только на бланках ответов №2 и дополнительных бланках ответов №2, установленной Рособрнадзором формы, и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков ЕГЭ.

5.5. В рамках проверки экзаменационных работ (ЕГЭ) предметной комиссией по соответствующему учебному предмету экспертами предметной комиссии могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:

бланк ответов №2 (лист 1) и бланк ответов №2 (лист 2) содержат знаки «Z»;

развернутые ответы, оформленные на бланке ответов №2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов №2, расположены на фоне проставленного знака «Z»;

пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов №2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов №2, при этом бланк ответов №2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).

Во всех описанных выше случаях (а также при выявлении подобных случаев) эксперту предметной комиссии необходимо произвести оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.

При выявлении случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту предметной комиссии  необходимо проинформировать председателя предметной комиссии, который, в свою очередь, информирует председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя предметной комиссии. В данном случае ГЭК проводит служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения нарушения Порядка, а именно выполнение участником экзаменов экзаменационной работы несамостоятельно, с помощью посторонних лиц.

5.6. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя ГУ ОЦМКО (или уполномоченного им лица) критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена.

В целях обеспечения согласованной работы экспертов председатель предметной комиссии, опираясь на полученные критерии, проводит оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее часа) непосредственно перед проверкой работ в день начала проверки развернутых ответов участников экзаменов.

Для опоздавших экспертов предметной комиссии председатель предметной комиссии перед проверкой проводит дополнительное консультирование по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников экзаменов. 

В течение второго часа проверки экспертами работ председатель предметной комиссии в каждой аудитории, в которой работают эксперты предметной комиссии, проводит повторное оперативное семинар-согласование подходов к оцениванию для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.

А также председатель предметной комиссии проводит дополнительное семинар-согласование в течение рабочего дня во время проверки работ.

5.7. В целях обеспечения согласованной работы экспертов предметной комиссии председатель предметной комиссии назначает из числа экспертов предметной комиссии, имеющих статус «ведущий эксперт» предметной комиссии или «старший эксперт» предметной комиссии, консультантов, к которым могут обращаться эксперты предметной комиссии при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников экзаменов. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях для  работы предметной комиссии таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов предметной комиссии.

5.8. В целях повышения уровня объективности оценивания развернутых ответов участников экзаменов председатель предметной комиссии или назначенный им эксперт предметной комиссии может использовать рабочие места, оборудованные выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», для предоставлениям экспертам предметной комиссии возможности уточнить и (или) проверить изложенные в экзаменационных работах участников экзаменов факты (например, сверка информации с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

5.9. Проверку развернутых ответов участников экзаменов эксперты предметной комиссии осуществляют, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в предметной комиссии подходами к оцениванию развернутых ответов.

5.10. Развернутые ответы участников экзаменов оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо друг от друга. Оба эксперта предметной комиссии, проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

5.11. Эксперт предметной комиссии, который оценивает письменные развернутые ответы участников экзаменов (ЕГЭ), получает рабочий комплект эксперта предметной комиссии, который содержит:

бланк-копия (не более 10 штук в одном рабочем комплекте);

бланк-протокол;

при проверке устных ответов по иностранным языкам – список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО, и бланк-протокол проверки экспертом предметной комиссии устных ответов (форма 3-РЦОИ-У). Бланк-копия является изображением бланка ответов №2 участника экзаменов (ЕГЭ) и дополнительных бланков ответов №2, если они заполнялись участником экзаменов (ЕГЭ), в регистрационной части которого указаны:

код бланка-копии;

информация об эксперте предметной комиссии, назначенном на проверку экзаменационных работ, включенных в данный рабочий комплект (фамилия, имя, отчество эксперта предметной комиссии, код эксперта предметной комиссии);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующий данному коду бланка-копии;

номер варианта КИМ;

номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в бланке ответов №2, включая дополнительные бланки ответов №2;

код региона;

баллы, выставленные двумя экспертами предметной комиссии, ранее проверявшими данную экзаменационную работу (в случае, когда экзаменационная работа направлена на третью проверку).

Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий, включенных в полученный рабочий комплект, и поля для внесения экспертами предметной комиссии баллов за ответы.

В регистрационной части бланка-протокола указаны:

информация об эксперте предметной комиссии, назначенном на проверку бланка-копии (фамилия, имя, отчество эксперта предметной комиссии, код эксперта предметной комиссии);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола;

              код региона.

              5.12. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в ГУ ОЦМКО.

5.13. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта предметной комиссии в ГУ ОЦМКО с учетом графика работы предметной комиссии.

5.14. Председатель предметной комиссии (или его помощник(и) – для больших предметных комиссий, размещенных в нескольких помещениях) получает готовые рабочие комплекты экспертов предметной комиссии от руководителя ГУ ОЦМКО (или уполномоченного им сотрудника ГУ ОЦМКО).

5.15. Эксперты предметной комиссии проводят проверку экзаменационных работ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланков-протоколов, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте предметной комиссии и т.п., в которые эксперты предметной комиссии выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.

5.16. В случае возникновения у эксперта предметной комиссии затруднения в оценивании экзаменационной работы эксперт предметной комиссии может получить консультацию у председателя предметной комиссии или консультирующего эксперта предметной комиссии, назначенного председателем предметной комиссии.

5.17. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт предметной комиссии фиксирует для передачи председателю предметной комиссии.

5.18. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель предметной комиссии (или его помощник(и) – для больших предметных комиссий) передают в ГУ ОЦМКО для дальнейшей обработки. Передача из предметной комиссии в ГУ ОЦМКО заполненных бланков-протоколов и обработка их в ГУ ОЦМКО проводится регулярно по мере заполнения экспертами предметной комиссии бланков-протоколов, не реже 3-4 раз в день.

После проведения автоматизированной обработки каждого отдельного бланка-протокола в ГУ ОЦМКО могут быть выявлены экзаменационные работы, требующие третьей проверки.

5.19. В случае направления экзаменационной работы на третью проверку, в регистрационной части бланка-копии такой работы, для сведения эксперта предметной комиссии, назначенного на третью проверку, указываются баллы, выставленные двумя экспертами предметной комиссии, проверявшими эту работу ранее. Эксперт предметной комиссии, назначенный на третью проверку,  проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые эксперт предметной комиссии, назначенный на третью проверку, не проверяет, в протоколе заполнены автоматизировано.

5.20. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии и (или) его заместитель фиксируют у себя номера экзаменационных работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов предметной комиссии при оценивании (на основании экзаменационных работ, проверенных собственноручно и (или) экзаменационных работ, номера которых фиксировали эксперты предметной комиссии в процессе оценивания). Информацию о номерах таких экзаменационных работ необходимо будет передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Данные экзаменационные работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов предметной комиссии и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.

5.21. В период работы предметной комиссии руководитель ГУ ОЦМКО предоставляет председателю предметной комиссии статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов (не реже 2-3 раз в день). При этом председателю предметной комиссии предоставляется оперативная информация:

о количестве проверенных экзаменационных работ на текущий момент времени;

о количестве экзаменационных работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки;

о количестве и доле экзаменационных работ, назначенных на третью проверку;

другая информация, позволяющая определить качество работы предметной комиссии и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами предметной комиссии.

Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.

При необходимости председатель предметной комиссии дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы предметной комиссии.

Председатель предметной комиссии направляет в ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом предметной комиссии требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта предметной комиссии в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ или нарушение процедуры проведения проверки. В указанных случаях председатель предметной комиссии имеет право отстранить эксперта предметной комиссии от работы в предметной комиссии, окончательное решение по вопросу исключения эксперта предметной комиссии из состава предметной комиссии принимает департамент после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.

5.22. При проведении межрегиональной перекрестной проверки экзаменационные работы участников экзаменов (ЕГЭ), полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами предметной комиссии в общей очереди работ участников экзаменов (ЕГЭ). При этом экспертам предметной комиссии не предоставляется информация о том, экзаменационные работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены им на проверку. Также экспертам предметной комиссии не предоставляется информация о том, включены ли в рабочий комплект, назначенный эксперту предметной комиссии на проверку, экзаменационные работы, полученные в рамках межрегиональной перекрестной проверки.

5.23. В период работы предметной комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из ГУ ОЦМКО до окончания проверки развернутых ответов участников экзаменов все помещения работы предметной комиссии (аудитории, коридоры, лестничные марши), включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания развернутых ответов, должны быть оборудованы функционирующей системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи (в режиме онлайн или оффлайн).

5.24. При выходе каждый эксперт предметной комиссии сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю предметной комиссии, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.

5.25. При выявлении экспертом предметной комиссии случаев, свидетельствующих о нарушении или возможном нарушении участником экзаменов – автором проверяемой экспертом предметной комиссии экзаменационной работы – Порядка (например, выявлен факт выполнения экзаменационной работы несамостоятельно, наличие предположительно разных почерков, решение заданий разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах или опубликованных источниках, и т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя предметной комиссии.

Совместно с председателем предметной комиссии (при необходимости, с другими экспертами предметной комиссии, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера экзаменационной работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт предметной комиссии, обнаруживший указанные факты, оценивает работу в полном объеме в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов и Указаниях по оцениванию (памятках экспертов, включенных в состав критериев).

5.26. В случае невозможности экспертом предметной комиссии оценить развернутые ответы участника экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), эксперт предметной комиссии уведомляет об этом председателя предметной комиссии. Совместно с председателем предметной комиссии составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта руководителю ГУ ОЦМКО для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу. В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить председатель предметной комиссии совместно с ГУ ОЦМКО составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.

5.27. Проверка развернутых ответов участников экзаменов считается завершенной, когда все экзаменационные работы проверены экспертами предметной комиссии необходимое количество раз (определяется программным обеспечением ГУ ОЦМКО), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением ГУ ОЦМКО.

5.28. По завершении работы каждый эксперт предметной комиссии сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю предметной комиссии, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов.

5.29. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:

Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами предметной комиссии. При проверке ответов участников экзаменов (устная форма) экспертам предметной комиссии предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки экзаменационных работ вносятся экспертами предметной комиссии в стандартизированные формы проверки экзаменационных работ. Стандартизированные формы проверки экзаменационных работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.

Эксперты предметной комиссии осуществляют перевод первичных баллов участников экзаменов в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола, при этом отметки «0» и «1» не используются и не обрабатываются.

Окончательная итоговая отметка определяется, как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами предметной комиссии.

После заполнения бланки-протоколы обрабатываются в установленном порядке.

Результаты проверки работ участников автоматизировано сохраняются в РИС.

Окончательные баллы за развернутые ответы определяются, исходя из следующих положений:

если баллы, выставленные двумя экспертами предметной комиссии, совпали, то эти баллы являются окончательными;

если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами предметной комиссии, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов, выставленных двумя экспертами предметной комиссии в соответствии с правилами математического округления;

если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами предметной комиссии, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные экспертом предметной комиссии, назначенным на третью проверку, являются окончательными по тем позициям оценивания, которые направлялись на третью проверку.

6. Организация работы предметной комиссии при перепроверках

результатов ГИА

6.1. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по решению департамента или ГЭК предметные комиссии проводят перепроверку отдельных экзаменационных работ ЕГЭ.

6.2. ГУ ОЦМКО вносит в РИС сведения об участниках экзаменов, чьи экзаменационные работы отправлены по решению департамента на перепроверку, и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.

Комплект документов для перепроверки содержит:

копии  бланков ответов №2,включая дополнительные  бланки ответов №2;

копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;

бланк протокола перепроверки, содержащего заключение  экспертов предметной комиссии о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;

вариант КИМ, выполнявшийся участником экзаменов;

критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом

варианта КИМ, выполнявшегося участником экзаменов.

6.4. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя ГУ ОЦМКО (или уполномоченного им сотрудника ГУ ОЦМКО).

6.5. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных экзаменационных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.

6.6. Оформленные протоколы перепроверки председатель предметной комиссии передает в ГЭК для утверждения и руководителю ГУ ОЦМКО (или уполномоченному им сотруднику ГУ ОЦМКО)  для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.

6.7. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в федеральную информационную систему (далее – ФИС) с целью пересчета баллов осуществляет ГУ ОЦМКО совместно с ФЦТ в рамках установленной компетенции.

7. Правила для председателя предметной комиссии

7.1. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.

Председатель предметной комиссии:

в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных мероприятиях федерального уровня по согласованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФИПИ;

в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов предметной комиссии с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов предметной комиссии и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы;

в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно направляет в департамент информацию о перечне дополнительных средств и материалов (например, программное обеспечение рабочих мест с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», а также средства обучения и воспитания, используемые участниками экзаменами во время выполнениями ими экзаменационной работы, в соответствии с нормативным правовым актом Минпросвещения России и Рособрнадзора, устанавливающим сроки и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету, а также требования к средствам обучения и воспитания, используемых при проведении экзаменов), допустимых к использованию экспертами предметной комиссии  в помещениях работы предметной комиссии  во время проверки экзаменационных работ;

в период подготовки к проведению ГИА заблаговременно согласует с руководителем ГУ ОЦМКО перечень и формы отчетных материалов о ходе работы предметной комиссии в период проведения проверки экзаменационных работ, а также перечень и формы представления статистической информации о работе предметной комиссии по итогам проведения проверки;

не позднее чем за 14 дней до начала обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем ГУ ОЦМКО график работы экспертов предметной комиссии для планирования назначения экспертов предметной комиссии на проверку экзаменационных работ;

согласует с руководителем ГУ ОЦМКО график работы экспертов предметной комиссии, осуществляющих проверку бланков, распознанных как пустые;

согласует с руководителем ГУ ОЦМКО форму и состав данных, получаемых из ГУОЦМКО в период проведения проверки, а также после завершения проверки развернутых ответов участников экзаменов.

7.2.              Председатель предметной комиссии должен:

получить у руководителя ГУ ОЦМКО полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию выполнения каждого задания;

обеспечить присутствие в помещениях работы предметной комиссии только допущенных в установленном порядке лиц. Помимо экспертов предметной комиссии и председателя предметной комиссии (его помощника – для больших предметных комиссий) в аудитории могут находиться члены ГЭК (по решению департамента), должностные лица Рособрнадзора, Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области  (по решению соответствующих органов), аккредитованные общественные наблюдатели;

провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее одного часа), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне;

получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов предметной комиссии, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;

распределить экспертов предметной комиссии по рабочим местам;

выдать каждому эксперту предметной комиссии комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;

осуществлять консультирование экспертов предметной комиссии по вопросам оценивания экзаменационных работ;

              обеспечить комфортную рабочую атмосферу в предметной комиссии;

решать вопросы, возникающие у экспертов предметной комиссии, в рамках своей компетенции;

информировать председателя ГЭК при выявлении случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка;

информировать руководителя ГУ ОЦМКО о невозможности оценить экспертом предметной комиссии развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), а в случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить совместно с руководителем ГУ ОЦМКО – информировать об указанном случае председателя ГЭК;

контролировать качество заполнения экспертами предметной комиссии бланков-протоколов и осуществлять оперативный обмен бланками-протоколами и бланками-копиями с ГУ ОЦМКО;

организовать взаимодействие с руководителем ГУ ОЦМКО (уполномоченным им сотрудником ГУ ОЦМКО) в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом предметной комиссии полностью, и передать в ГУ ОЦМКО данный комплект с протоколом проверки;

передать руководителю ГУ ОЦМКО (уполномоченному им сотруднику ГУ ОЦМКО) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом предметной комиссии полностью, для переназначения другим экспертам предметной комиссии;

контролировать качество работы экспертов предметной комиссии, направлять председателю ГЭК информацию о случаях нарушения экспертом предметной комиссии требований Порядка, а именно недобросовестное выполнение возложенных на него обязанностей, использование статуса эксперта предметной комиссии в личных целях, а также игнорирование согласованных подходов к оцениванию экзаменационных работ, систематическое допущение ошибок в оценивании экзаменационных работ и (или) нарушение процедуры проведения проверки.

Председатель предметной комиссии по завершении работы предметной комиссии должен:

сдать руководителю ГУ ОЦМКО все экземпляры критериев оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки; 

по завершении проверки получить от руководителя ГУ ОЦМКО (уполномоченного им сотрудника ГУ ОЦМКО) пакет документов о результатах  работы предметной комиссии:

количество экзаменационных работ, проверенных каждым экспертом предметной комиссии;

количество экзаменационных работ, отправленных на третью проверку;

информацию об экспертах предметной комиссии, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;

другую информацию, связанную с деятельностью предметной комиссии, при необходимости.

Председатель предметной комиссии при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА должен:

до заседания конфликтной комиссии получить от председателя конфликтной комиссии комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ЕГЭ, который содержит:

протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 2-АП) с приложениями для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения апелляции (форма 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3);

распечатанные изображения бланка регистрации, бланка регистрации устной части, бланка ответов № 1 и бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;

распечатанные результаты распознавания бланков регистрации, бланка регистрации устной части, бланков ответов № 1 и № 2, дополнительных бланков ответов № 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;

электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам (при наличии);

заявление по форме 1-АП.

Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:

критерии оценивания развернутых ответов;

перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом;

КИМ, выполнявшийся участником экзаменов;

уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам ГИА (форма У-33).

В случае если работа апеллянта была направлена на межрегиональную перекрестную проверку, в составе апелляционного комплекта отсутствуют протоколы проверки развернутых ответов и протоколы оценивания устных ответов, а также результаты их распознавания.

До заседания конфликтной комиссии получить у председателя конфликтной комиссии комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ГВЭ, включающим в себя:

изображения экзаменационной работы участника экзаменов;

протоколы устных ответов обучающегося и электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов апеллянта, сдававшего ГВЭ в устной форме;

копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссии;

заявление по форме 1-АП.

Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:

критерии оценивания;

тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся участником экзаменов, подавшим апелляцию;

до заседания конфликтной комиссии организовать работу экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» предметной комиссии или «старший эксперт» предметной комиссии, имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами предметной комиссии, проверявшими экзаменационную работу апеллянта ранее, по установлению правильности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом;

назначить на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» предметной комиссии или «старший эксперт» предметной комиссии, имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами предметной комиссии, проверявшими экзаменационные работы данных апеллянтов ранее, и передать им вышеуказанные материалы;

узнать у ответственного секретаря конфликтной комиссии дату, место и время заседания конфликтной комиссии , а также о присутствии на заседании конфликтной комиссии апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);

направить экспертов предметной комиссии, назначенных на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых ответов и о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом апеллянтов, на заседание конфликтной комиссии в указанное время;

передать председателю конфликтной комиссии комплект апелляционных документов и заключение экспертов предметной комиссии после проведения экспертами предметной комиссии соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;

оперативно передавать в ФИПИ информацию об обнаружении некорректных (по мнению председателя предметной комиссии) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным, принимается Рособрнадзором.

8. Правила для экспертов предметной комиссии

8.1. Экспертам предметных комиссий запрещается:

иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру;

копировать и выносить из помещений, в которых работает предметная комиссия экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ;

разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах.

По завершении проверки использованные экспертами предметной комиссии материалы (за исключением бланков-протоколов) уничтожаются лицами, определенными руководителем ГУ ОЦМКО.

Также запрещается:

без уважительной причины покидать аудиторию;

переговариваться с другими экспертами предметной комиссии, если речь не идет о консультировании с председателем предметной комиссии или с экспертом предметной комиссии, назначенным по решению председателя предметной комиссии, консультантом.

8.2. Эксперты предметной комиссии должны:

на подготовительном этапе пройти обучение по программе «Подготовка членов предметных комиссий по проверке развернутых ответов участников ГИА» и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, настоящего Положения, а также нормативных и методических документов департамента;

заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем предметной комиссии;

непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем предметной комиссии оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.

Эксперты предметной комиссии, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж и (или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.

8.3. Во время проверки развернутых ответов эксперты предметной комиссии должны:

по указанию председателя предметной комиссии занять рабочие места в предоставленных аудиториях;

получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;

соблюдать дисциплину во время работы.

обратиться к председателю предметной комиссии или лицу, назначенному председателем предметной комиссии консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ;

оформлять бланки-протоколы в соответствии со следующими правилами:

заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

не использовать для заполнения бланка-протокола карандаш (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);

исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель предметной комиссии  составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю ГУ ОЦМКО  служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;

оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов №2 (лист 1) и бланк ответов №2 (лист 2) содержат знаки «Z»; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов №2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов №2 расположены на фоне проставленного знака «Z»; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов №2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов №2, при этом бланк ответов №2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи).

при выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов №2 (лист 1 и (или) лист 2) и (или) на дополнительных бланках ответов №2 расположены на фоне проставленного знака «Z»; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов №2 (лист 1) и на дополнительном бланке ответов №2, при этом бланк ответов №2 (лист 2) остался незаполненным, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту предметной комиссии необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя предметной комиссии;

информировать председателя предметной комиссии о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);

поставить знак «Х» в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзаменов не внес в бланк ответов №2 (дополнительный бланк ответов №2);

проставить в соответствующее поле (поля) бланка-протокола соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, если участник экзаменов приступал к выполнению задания;

проставить в соответствующее поле бланка-протокола номер выбранного участником экзаменов (ЕГЭ) альтернативного задания, если участник экзаменов (ЕГЭ) выполнял альтернативное задание;

поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю предметной комиссии для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.

8.4. При проверке предположительно пустых бланков ответов №2 эксперты предметной комиссии должны:

получить инструктаж от руководителя ГУ ОЦМКО или назначенного им лица и председателя предметной комиссии о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов №2;

просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов №2;

при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзаменов приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение заполнено;

при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в программном обеспечении), что изображение не заполнено.

Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов предметной комиссии как заполненные, отправляются на проверку в предметную комиссию.

Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к выполнению которых не приступал участник экзаменов, в случае, если изображения бланков ответов  №2 этого участника экзаменов определены двумя проверяющими экспертами предметной комиссии как незаполненные.  В этом случае автоматизировано (посредством РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.

8.5. При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными  баллами по ГИА эксперты предметной комиссии должны:

получить от председателя предметной комиссии комплект апелляционных документов участника экзаменов, подавшего апелляцию и критерии оценивания данной работы;

до заседания конфликтной комиссии рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной экзаменационной работы;

дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый им балл;

узнать у председателя предметной комиссии дату, место и время заседания конфликтной комиссии и прибыть в указанное время в конфликтной комиссии;

в случае возникновения у апеллянта или у конфликтной комиссии вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения  по вопросам оценивания развернутых ответов одного апеллянта – не более 20 минут;

в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю предметной комиссии с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам экзаменов в случае признания задания некорректным принимается Рособрнадзором.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.04.2020
Рубрики правового классификатора: 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать