Основная информация

Дата опубликования: 26 декабря 2019г.
Номер документа: RU42000201901847
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кемеровская область
Принявший орган: Департамент образования и науки Кемеровской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Департамент образования и науки

кемеровской области

ПРИКАЗ

От 26.12.2019 №2520

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ

ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ КЕМЕРОВСКОЙ

ОБЛАСТИ ПО ПРОВЕРКЕ РАЗВЕРНУТЫХ ОТВЕТОВ

УЧАСТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях повышения качества подготовки экспертов и обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. № 190/1512,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок формирования предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приложение).

2. Отделу перспективного развития образования и информационной работы департамента образования и науки Кемеровской области (И.Ю. Пузынина) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте департамента образования и науки Кемеровской области.

3. Отделу правовой и кадровой работы (Е.В. Каменская) обеспечить размещение настоящего приказа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области – Кузбасс» (www.zakon.kemobl.ru) и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

4.  Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

И.о. начальника департамента

С.А.Пфетцер

Утвержден

приказом департамента 

образования и науки  Кемеровской области

от 26.12.2019 № 2520 

Порядок

формирования предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным

программам среднего общего образования

Настоящий Порядок определяет квалификационные требования к членам предметных комиссий и опыту по проверке развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА), показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания, процедуру проведения квалификационного испытания и присвоения статусов (ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт).

Общие положения

1.1. Предметные комиссии создаются по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА, для проверки развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА.

1.2. В состав предметных комиссий входят председатель предметной комиссии, заместитель председателя предметной комиссии и члены предметных комиссий.

Кандидатуры председателей предметных комиссий согласовываются с  Рособрнадзором и утверждаются приказом департамента образования и науки Кемеровской области.

Кандидатуры заместителей председателей предметных комиссий утверждаются приказом департамента образования и науки Кемеровской области.

1.3. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по представлению председателей предметных комиссий. Количественный состав предметных комиссий определяется исходя из числа обучающихся, выпускников прошлых лет, которые будут сдавать ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом сроков и нормативов проверки развернутых ответов участников ГИА.

1.4. В состав членов предметных комиссий включаются учителя общеобразовательных организаций, преподаватели профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

1.5. По результатам прохождения квалификационных испытаний членам предметных комиссий может быть присвоен один из трех статусов: старший эксперт, основной эксперт.

1.6. Ведущий эксперт – статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю председателя предметной комиссии, позволяющий осуществлять подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов предметных комиссий по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметных комиссий, в том числе в качестве третьего эксперта.

1.7. Старший эксперт – статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом участников ГИА в составе предметных комиссий, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом участников ГИА, консультировать экспертов предметных комиссий по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя предметной комиссии), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

1.8. Основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом участников ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе предметных комиссий.

2. Квалификационные требования к членам предметных комиссий и опыту по проверке развернутых ответов участников ГИА

2.1. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

- наличие высшего образования;

- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету;

- участие в обучающих семинарах, проводимых председателями предметных комиссий на региональном уровне;

- отсутствие отрицательной статистики по проверке работ в предметной комиссии (для имеющих опыт работы в предметной комиссии);

- наличие положительных результатов квалификационного испытания
(в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ»
и (или) тестирование со сдачей зачета председателю предметной комиссии).

2.2. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» необходим опыт организационной работы в предметных комиссиях или государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГЭК). Статус «ведущий эксперт» может быть присвоен только председателю или заместителю председателя предметных комиссий. Экспертам, не назначенным председателем ПК или заместителем председателя и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу «ведущий эксперт», присваивается статус «старший эксперт».

2.3. Статусы «ведущий эксперт» и «старший эксперт» могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА.

Для присвоения статуса «ведущий эксперт» опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Отсутствие опыта оценивания менее 3-х лет допускается только для предметной комиссии по испанскому языку, по китайскому языку. Для председателей предметных комиссий по литературе, иностранным языкам учитывается опыт работы в предметной комиссии по проверке развернутых ответов участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

3. Показатели согласованности оценивания для присвоения статусов членам предметных комиссий

3.1. Присвоение статусов членам предметных комиссий осуществляется на основании следующих показателей согласованности оценивания, вычисляемых по результатам квалификационных испытаний:

- доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов (далее – показатель № 1);

- доля позиций оценивания, расхождение в которых составило два и более балла по заданию/критерию оценивания (далее – показатель № 2).

3.2. Для присвоения статуса членам предметных комиссий устанавливаются следующие значения:

- значение показателя № 1:

Статус

Русский язык, иностранные языки, обществознание, литература

Биология, история

Физика, химия, информатика и ИКТ, география

Математика

ведущий

10%

10%

5%

1%

старший

15%

15%

7%

5%

основной

25%

20%

10%

7%

- значение показателя № 2 должно составлять у претендующих на статус «ведущий эксперт» – 0%, «старший эксперт» – 0%.

4. Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА

4.1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется система согласования  подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА осуществляется на федеральном и региональном уровнях.

4.2. Согласование на федеральном уровне включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, претендующих на статус «ведущий эксперт». Мероприятия включает:

- обсуждение и выработку подходов к оцениванию типичных  случаев, вызывающих затруднения у экспертов предметных комиссий при оценивании;

- оценивание образцов экзаменационных работ в удаленном режиме;

- анализ результатов оценивания.

4.3. На региональном уровне система в период подготовки экспертов включает:

- внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов предметных комиссий. Подготовка экспертов организуется под руководством специалистов, имеющих статус «ведущий эксперт», и включает практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА предыдущих лет;

-  непосредственно перед началом проверки после получения критериев оценивания обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами предметных комиссий непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА.

4.4. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются департаментом образования и науки Кемеровской области, ГУ «Областной центр мониторинга качества образования» и председателями предметных комиссий в  соответствии с программой «Подготовка членов предметных комиссий по проверке развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА», составленной ГУ «Областной центр мониторинга качества образования», председателями предметных комиссий и утвержденной приказом департамента образования и науки Кемеровской области, с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов, размещенных на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (www.fipi.ru), образцов развернутых ответов участников ГИА прошлых лет.

5. Организация квалификационного испытания

5.1. К прохождению квалификационного испытания допускаются эксперты, успешно прошедшие обучение  по программе «Подготовка членов предметных комиссий по проверке развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА» в объеме 24 часов под руководством специалистов, имеющих статус «ведущий эксперт», с учетом результатов анализа согласованности работы членов предметной комиссии и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами, анализ проводится председателями предметных комиссий в соответствии с порядком проведения анализа работы предметных комиссий.

5.2. Квалификационное испытание для присвоения статуса члену предметной комиссии проводится ежегодно.

5.3. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов предметных комиссий по каждому учебному предмету включают в себя:

- оценку за выполнение итогового тестирования в Интернет-системе дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ»;

- прохождение успешного тестирования со сдачей  зачета председателю предметной комиссии, содержание которого определяет председатель предметной комиссии.

5.4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном статусе вносится в федеральную и региональную информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы среднего общего образования.

5.5. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав предметных комиссий и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.

6. Порядок привлечения членов предметных комиссий к работе
в предметной комиссии

6.1. Предметные комиссии по учебным предметам формируются из числа специалистов, имеющих статус «ведущий эксперт», «старший эксперт», «основной эксперт».

6.2. Председатель предметной комиссии назначается департаментом образования и науки Кемеровской области по согласованию с Рособрнадзором, председателю предметной комиссии присваивается статус «ведущий эксперт» без участия в квалификационном испытании.

Заместителем председателя предметной комиссии назначается только эксперт, имеющий статус «ведущий эксперт».

6.3. Для проведения третьей проверки назначаются эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году.

6.4. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА привлекаются только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, не проверявшие ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.

6.5. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной департаментом образования и науки Кемеровской области, привлекаются только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.

6.6. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, привлекаются только эксперты, которые являются членами комиссии, созданной Рособрнадзором.

7. Порядок проведения анализа работы предметных комиссий

7.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА председатели предметных комиссий проводят анализ работы предметных комиссий.

7.2. Анализ работы предметных комиссий проводится в целях оптимизации работы предметных комиссий по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.

7.3. Анализ работы предметных комиссий проводится на основании информации, предоставленной ГУ «Областной центр мониторинга качества образования».

7.4. Анализ работы предметных комиссий проводится по следующим направлениям деятельности предметных комиссий:

7.4.1. Условия проведения проверки:

нахождение предметной комиссии в/вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается предметная комиссия;

количество аудиторий при работе предметной комиссии;

проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки;

работа экспертов-консультантов, назначенных председателем предметной комиссии при работе предметной комиссии, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования, количество консультаций;

наличие специально оборудованного в помещениях предметной комиссии рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов.

7.4.2. Количество и доля экспертов предметной комиссии, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.

7.4.3. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка).

7.4.4. Общее количество проверок, проведенных предметной комиссией (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению департамента образования и науки Кемеровской области).

7.4.5. Общее количество экспертов предметной комиссии,  задействованных при проверке экзаменационных работ в разные периоды проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).

7.4.6. Общее количество экспертов предметной комиссии, задействованных при проверке  апелляционных работ. Принцип отбора экспертов, привлекаемых к рассмотрению апелляций.

7.4.7. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции).

7.4.8. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.

7.4.9. Доля работ, направленных на третью проверку после проверки в предметной комиссии.

7.4.10. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов «доля экзаменационных работ, направленных на третью проверку».

7.4.11. Максимальное и минимальное количество экзаменационных работ, проверенных одним экспертом.

7.4.12. Перечень экспертов, регулярно (более чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:

случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения;

случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения;

другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения.

7.4.13. Результаты выборочной экспертизы председателем предметной комиссии результатов оценивания развернутых ответов экспертами, показавших рассогласованную работу при проведении оценивания.

7.4.14. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам предметных комиссий при проведении квалификационных испытаний.

7.4.15. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании предметных комиссий, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.

7.4.16. Основные выводы.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.02.2020
Рубрики правового классификатора: 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать