Основная информация

Дата опубликования: 07 апреля 2020г.
Номер документа: RU42000202000344
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Кемеровская область
Принявший орган: Департамент образования и науки Кемеровской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Департамент образования и науки

Кемеровской области

ПРИКАЗ

от  07.04.2020    №   761     г. Кемерово

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ КОМИССИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПРОВЕРКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ РАБОТ В ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях обеспечения проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Кемеровской области и в соответствии с приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы  по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о предметных комиссиях государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке экзаменационных работ в период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

2. Назначить ответственным за учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов при проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам   основного   общего  образования директора  государственного учреждения «Областной центр мониторинга качества образования»  О.А. Шитову.

3. Государственному учреждению «Областной центр мониторинга качества образования» (О.А. Шитова) довести настоящий приказ до сведения председателей, экспертов предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке экзаменационных работ в период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования.

4. Отделу перспективного развития образования и информационной работы департамента образования и науки Кемеровской области (Е.В.Сурина) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном сайте департамента образования и науки Кемеровской области.

5. Отделу правовой и кадровой работы (Е.В. Каменская) обеспечить размещение настоящего приказа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте «Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса» (www.zakon.kemobl.ru) и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru ).

6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя начальника департамента образования и науки Кемеровской области Л.В. Голубицкую.

Начальник департамента

С.Ю. Балакирева

Утверждено

приказом департамента

образования и науки

Кемеровской области 

от 07.04.2020 №  761

Положение

о предметных комиссиях государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке экзаменационных работ в период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Общие положения

1. Положение о предметных комиссиях государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области по проверке экзаменационных работ в период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – Положение) разработано на основании:

- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

- постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего  и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения и проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

- приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

2. Настоящее Положение определяет цели, состав и структуру предметных комиссий государственной экзаменационной комиссии Кемеровской области при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее –

предметные комиссии), полномочия и функции предметных комиссий, права,

обязанности экспертов, порядок формирования и организации работы предметных комиссий.

3. Предметные комиссии создаются с целью обеспечения объективности и независимости проверки   выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее – ГИА).

4. Проверка заданий с развернутым ответом осуществляется предметными комиссиями по следующим учебным предметам: русский язык, математика, физика, химия, информатика и ИКТ, биология, история, география, обществознание, литература, иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский).

5. Формирование составов предметных комиссий организуется председателем государственной экзаменационной комиссии (далее –  ГЭК) по представлению председателей предметных комиссий не позднее чем за две недели до начала ГИА.

6. Предметные комиссии в своей работе руководствуются нормативными правовыми актами Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор), департамента, настоящим Положением, Положением о государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК), решениями ГЭК.

7. Кандидатуры председателей предметных комиссий по соответствующим учебным предметам, создаваемых в Кемеровской области, представляются на согласование в   Рособрнадзор председателем ГЭК.

8. Предметные комиссии по каждому учебному предмету утверждает департамент образования и науки Кемеровской области (далее – департамент) по согласованию с ГЭК.

9. Предметная комиссия по соответствующему учебному предмету прекращает свою деятельность с момента создания предметной комиссии по соответствующему учебному предмету для проведения ГИА в Кемеровской области в следующем году.

2. Состав и структура предметных комиссий

1. Предметные комиссии создаются по каждому учебному предмету, по которому проводится ГИА, для проверки развернутых ответов участников ГИА.

2.  В  состав  предметной   комиссии  входит  председатель  предметной

комиссии и члены предметной комиссии (далее – эксперты).

3. Кандидатуры председателей предметных комиссий согласуются с Рособрнадзором и утверждаются приказом департамента.

4. Количественный состав предметных комиссий определяется исходя из количества участников ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году, а также с учетом нормативов и сроков проверки заданий с развернутым ответом.

5. В состав экспертов предметных комиссий включаются учителя общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования.

6. Общее руководство и координацию деятельности предметной комиссии по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель.

7. Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

- наличие высшего образования;

- соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;

- наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

- наличие опыта работы по оцениванию экзаменационных работ участников ГИА;

- наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету.

Также кандидату в эксперты предметной комиссии необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном департаментом.

3. Организация работы предметной комиссии

1. Департамент обеспечивает работу предметных комиссий в помещениях, которые расположены в непосредственной близости к государственному  учреждению  «Областной  центр  мониторинга  качества

образования» (далее –  ГУ ОЦМКО) и в ГУ ОЦМКО, в государственном бюджетном нетиповом  образовательном учреждении «Губернаторская кадетская школа-интернат полиции». Помещения исключают возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа. Организация допуска в помещения для работы предметных комиссий осуществляется только для лиц, определенных Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 г. № 189/1513  (далее – Порядок) и распорядительными документами департамента.

2. По представлению председателя предметной комиссии департамент утверждает по согласованию с ГЭК перечень дополнительных средств и материалов, допустимых к использованию экспертами в помещениях, где осуществляет работу предметная комиссия во время оценивания работ.

3. В период работы предметной комиссии с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из ГУ ОЦМКО до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает предметная комиссия, обеспечиваются системой   непрерывного видеонаблюдения.

4. ГУ ОЦМКО обеспечивает в помещениях, где находятся предметные комиссии, размещение специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»  для предоставления возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

5. В помещениях, где находятся предметные комиссии, могут присутствовать:

члены ГЭК – по решению председателя ГЭК;

общественные наблюдатели, аккредитованные в установленном порядке, – по желанию;

должностные лица Рособрнадзора, Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее – Кузбассобрнадзор) – по решению соответствующих органов.

6. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности предметных комиссий осуществляет ГУ ОЦМКО.

7. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящим Положением, соответствующее решение принимает председатель предметной комиссии совместно с руководителем ГУ ОЦМКО в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием председателя ГЭК о принятом решении.

8. В период организации и проведения ГИА предметные комиссии осуществляют проверку развернутых ответов участников ГИА, выполненных на бланках ответов (в том числе и на дополнительных бланках ответов), устных ответов участников основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) по иностранным языкам, практических работ по  информатике и ИКТ, устных ответов участников   государственного выпускного экзамена (далее – ГВЭ).

9. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами предметных комиссий осуществляется в зависимости   от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

10. Департамент назначает лицо, обеспечивающее учет критериев оценивания развернутых ответов.

11. Департамент обеспечивает организацию видеонаблюдения и видеозаписи в помещениях предметных комиссий.  

12. Экзаменационные работы участников экзаменов проходят следующие виды проверок:

проверку двумя экспертами (далее – первая и вторая проверки);

в случаях, установленных Порядком:

проверку третьим экспертом (далее – третья проверка);

перепроверку;

перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

4. Сроки обработки экзаменационных материалов

1. Обработка бланков ОГЭ, ГВЭ, включая проверку предметными комиссиями развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена не позднее сроков, определенных Положением:

- по экзаменам, которые проводятся в основной период ГИА – не позднее десяти календарных дней после проведения соответствующего экзамена;

- по экзаменам, которые проводятся в досрочный, дополнительный периоды и в резервные сроки – не позднее пяти календарных дней после проведения экзамена.

2. Экзаменационные работы  ОГЭ, ГВЭ, прошедшие обработку, хранятся в архиве ГУ ОЦМКО, исключающем доступ к ним посторонних лиц,  до  1 марта года, следующего за годом проведения экзамена.               По истечении указанного срока уничтожаются в установленном порядке.

5. Порядок формирования предметной комиссии в период проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

5.1. Статусы экспертов предметных комиссий

1. Эксперту может быть присвоен один из трех статусов: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт. Председателю предметной комиссии присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационном испытании.

Ведущий эксперт – статус, присеваемый председателю предметной комиссии, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по предмету, консультировать экспертов по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять первую, вторую и третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметной комиссии, осуществлять отбор изображений незаполненных участниками ГИА бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов  №

2.   Старший эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе предметной комиссии, консультировать экспертов по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя предметной комиссии), участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках.

Основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую,     вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе  предметной комиссии, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников ГИА, осуществлять отбор изображений незаполненных участниками экзаменов бланков ответов №2, дополнительных бланков ответов №2.

2. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования. Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются Порядком.

3. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:

- требованиям к экспертам, определенным Порядком;

- требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;

- требованиям к результатам квалификационного испытания;

- требованиям к согласованности работы при проверке     в предыдущем году и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

5.2. Согласование и совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне

1. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов используется система по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее – система).   На региональном уровне мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов включают в себя:

1.1. В процессе подготовки экспертов предметной комиссии:

внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к проверке и оцениванию развернутых ответов участников ГИА, выполнение практических занятий по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы.

1.2. Непосредственно перед началом проверки:

обязательное проведение (не менее 60 минут) оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами предметной комиссии  в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА, после получения критериев оценивания развернутых ответов из  ГУ ОЦМКО.

2. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются департаментом. Подготовка экспертов проводится  в соответствии с образовательными программами и с использованием учебно-методических материалов для подготовки экспертов ГИА, размещенных на официальном сайте Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт  педагогических измерений»  (www.fipi.ru) (далее – ФИПИ), образцов развернутых ответов участников экзаменов прошлых лет, предоставленных ГУ ОЦМКО.

5.3. Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам

1. Статусы ведущего, старшего, основного эксперта присваиваются   в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю предметной комиссии присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.

2. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» необходим опыт организационной работы в предметной комиссии или государственной экзаменационной комиссии. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав предметной комиссии входит менее 10 человек.

3. Статусы «ведущий эксперт» и «старший эксперт» могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет, статуса «старший эксперт» - не менее 2-х лет.

4. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным департаментом для присвоения экспертам каждого из статусов.

Предмет

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

Старший эксперт

Основной эксперт

Русский язык

Иностранные языки

Обществознание

Литература

10%

15%

25%

Биология

История

10%

15%

20%

Физика

Химия

Информатика и ИКТ

География

5%

7%

10%

Математика

1%

5%

7%

Показатель: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило
2 и более балла по заданию/критерию оценивания.

5.4. Организация квалификационного испытания

1. К прохождению квалификационного испытания допускаются эксперты, успешно прошедшие обучение по программе «Подготовка членов предметных комиссий по проверке развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА» под руководством специалистов, имеющих статус «ведущий эксперт», с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами, анализ проводится председателями предметных комиссий в соответствии с порядком проведения анализа работы предметных комиссий.

2. Квалификационное испытание для присвоения статуса экспертам проводится ежегодно.

3. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету на региональном уровне проводятся в форме зачета.

4. Информация о результатах квалификационного испытания и присвоенном экспертам статусе вносится в региональную информационную систему (далее – РИС).

5. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания    в текущем году, не допускаются к включению в состав предметной комиссии, а также не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.

5.5. Порядок привлечения экспертов к работе в предметной комиссии

1. Предметные комиссии формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов.

2. Председатели предметных комиссий назначаются департаментом по согласованию с Рособрнадзором. Председателям предметных комиссий присваивается статус ведущего эксперта предметной комиссии без участия в квалификационном испытании.

3. Для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, а также председатель предметной комиссии.

4. Для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника экзаменов может привлекаться только эксперт предметной комиссии, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или

«старший эксперт»,  имеющий опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами.

5. Для проведения перепроверки экзаменационных работ участников экзаменов, инициированной департаментом, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющие опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы, а также эксперты, которым присвоен статус «основной эксперт», имеющие опыт первой и второй проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы.

6. Организация проверки развернутых ответов

6.1. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы

1. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами (первая и вторая проверки).

2. По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ОГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся    в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА. Протоколы проверки экзаменационных работ после заполнения передаются в ГУ ОЦМКО для дальнейшей обработки.

3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается третья проверка.

4. Существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету.

5. Третий эксперт назначается автоматизировано, посредством РИС, из числа экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

6. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.

7. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизировано при распечатке бланка-протокола.

8. Распределение работ участников ОГЭ и ГВЭ между экспертами предметной комиссии, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ОГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизировано, с использованием специализированных аппаратно-программных средств ГУ ОЦМКО.

9. Расчет окончательной отметки за работу ГВЭ осуществляется экспертом   в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ  по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в ГУ ОЦМКО для дальнейшей обработки.

6.2. Порядок проведения проверки развернутых ответов 

участников ГИА

1. Председатель предметной комиссии заблаговременно направляет в департамент информацию о необходимости принятия локальных актов, содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами предметной комиссии по соответствующему учебному предмету.

2. Не позднее чем за один месяц до начала проведения экзаменов председатель предметной комиссии передает руководителю РЦОИ списочный состав предметной комиссии для внесения в РИС информации об экспертах предметной комиссии.

3. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки экзаменационных материалов (далее – ЭМ) председатель предметной комиссии и руководитель ГУ ОЦМКО согласуют график работы предметной комиссии в период проведения обработки экзаменационных материалов по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.

4. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов председатель предметной комиссии передает руководителю ГУ ОЦМКО списочный состав предметной комиссии и расписание работы экспертов предметной комиссии для назначения в   РИС экспертов на проверку работ.

5. Списочный состав предметной комиссии, направляемый  в ГУ ОЦМКО для внесения в РИС, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена предметной комиссии (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам.  

  6. Председатель предметной комиссии согласует с руководителем ГУ ОЦМКО график работы экспертов предметной комиссии, проводящих проверку изображений, предположительно незаполненных участниками ОГЭ бланков ответов на задания с развернутым ответом, дополнительных бланков ответов на задания с развернутым ответом.

7. К проверке принимаются развернутые ответы участников ОГЭ, выполненные только на бланках ответов на задания с развернутым ответом и дополнительных бланках ответов на задания с развернутым ответом установленной формы и заполненные в соответствии с Правилами заполнения бланков ОГЭ.

8. В рамках проверки экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету экспертами предметной комиссии могут быть выявлены экзаменационные работы, в которых:

а) бланк ответов № 2 содержат знаки «Z»;

б) развернутые ответы, оформленные на бланке ответов № 2 и (или) на дополнительных бланках ответов № 2, расположены на фоне проставленного знака «Z»;

в) пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом оборотная сторона бланка ответов № 2 осталась незаполненной, а также другие подобные случаи).

При выявлении подобных случаев эксперт производит оценивание работы по критериям оценивания в полном объеме.

При выявлении случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперт предметной комиссии информирует председателя предметной комиссии, который, в свою очередь, информирует руководителя  ГУ ОЦМКО, председателя ГЭК о выявленной экзаменационной работе с указанием всей необходимой информации об указанной экзаменационной работе. Председатель ГЭК рассматривает информацию, полученную от председателя предметной комиссии, и проводит служебную проверку по указанному выше факту в целях исключения нарушения Порядка.

9. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя ГУ ОЦМКО (или уполномоченного им лица) критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из Федерального государственного бюджетного учреждения  «Федеральный центр  тестирования» (далее – ФЦТ) в день проведения экзамена (или на следующий день после проведения экзамена).

В целях обеспечения согласованной работы председатель предметной комиссии перед проверкой экзаменационных работ в день начала проверки
в течение не менее 60 минут проводит оперативный семинар - согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ОГЭ на каждое из заданий с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии.

10. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель предметной комиссии назначает из числа экспертов, имеющих статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», консультантов,    к которым могут обращаться эксперты предметной комиссии   при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает предметная комиссия, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.

11. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель предметной комиссии или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованное в помещениях предметной комиссии рабочее место с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

12. Проверку развернутых ответов участников ГВЭ осуществляют эксперты предметной комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в предметной комиссии подходами   к оцениванию развернутых ответов.

13. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

14. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ОГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта предметной комиссии, который содержит:

обезличенные бланки-копии с изображениями развернутых ответов участников ОГЭ (далее – бланк-копия) - не более 10 штук в одном рабочем комплекте;

бланк-протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ОГЭ (далее – бланк-протокол);

при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ      на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного программного обеспечения (далее – ПО) и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом.

14.1. Бланк-копия является изображением бланка ответов на задания с развернутым ответом участника ОГЭ и дополнительных бланков ответов на задания с развернутым ответом, если они заполнялись участником ОГЭ, в регистрационной части, которого указаны:

код бланка-копии;

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка- копии;

номер варианта контрольных измерительных материалов (далее - КИМ);

номер страницы и количество заполненных страниц участником ОГЭ   в бланке ответов на задания с развернутым ответом, включая дополнительный бланк ответов на задания с развернутым ответом;

код региона;

баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).

14.2. Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:

информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);

наименование учебного предмета;

дата проведения экзамена;

номер протокола;

код региона.

15. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в ГУ ОЦМКО.

16. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в ГУ ОЦМКО с учетом графика работы предметной комиссии.

17. Председатель предметной комиссии получает готовые рабочие комплекты экспертов от руководителя ГУ ОЦМКО (или уполномоченного им сотрудника ГУ ОЦМКО).

18. Эксперты проводят проверку работ и выставляют баллы  в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов. Рекомендуется использовать черновики бланков-протоколов, не содержащие переменной информации: номеров работ, данных об эксперте и т.п.), в которые эксперты выставляют баллы до их внесения в бланк-протокол.

19. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт может получить консультацию у председателя предметной комиссии или консультирующего эксперта, назначенного председателем предметной комиссии.

20. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю предметной комиссии.

21. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель предметной комиссии передает в ГУ ОЦМКО для дальнейшей обработки. Передача из предметной комиссии в ГУ ОЦМКО заполненных бланков-протоколов и обработка их в ГУ ОЦМКО проводится регулярно по мере заполнения экспертами бланков-протоколов, не реже 3 - 4 раз в день. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в ГУ ОЦМКО выявляются работы, требующие третьей проверки.

22. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:

- существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;

- проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу, имеющий опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году;

- на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку,  в егистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт    не проверяет, в протоколе заполнены автоматизировано при печати бланка-протокола.

23. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и (или) работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ председатель предметной комиссии передает руководителю ГУ ОЦМКО.

24. На протяжении периода работы предметной комиссии председатель предметной комиссии запрашивает у руководителя ГУ ОЦМКО статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю предметной комиссии предоставляется оперативная информация  о количестве проверенных на текущий момент времени работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку, а также другая информация, позволяющая определить качество работы предметной комиссии и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами предметной комиссии. Результаты статистических отчетов председатель предметной комиссии использует для оптимизации организации работы предметной комиссии.

При необходимости председатель предметной комиссии дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы предметной комиссии. Председатель предметной комиссии направляет в ГЭК и департамент представление об отстранении от работы экспертов, нарушающих требования Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки. Окончательное решение по вопросу отстранения эксперта от работы в предметной комиссии принимает департамент после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.

25. На протяжении периода работы предметных комиссий, с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из ГУ ОЦМКО  до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА, все помещения, в которых работает предметная комиссия, включая помещение, в котором проводится семинар-согласование с разбором заданий и критериев оценивания развернутых ответов,  обеспечиваются системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

26. На время выхода из помещений предметной комиссии каждый член предметной комиссии сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю предметной комиссии.

27. При выявлении экспертом случаев нарушения участником экзамена – автором проверяемой экспертом экзаменационной работы – установленного Порядка (при обнаружении факта выполнения экзаменационной работы несамостоятельно (например, обнаружено, что работа выполнена предположительно разными почерками, решены задания разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах и т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя предметной комиссии. Совместно с председателем предметной комиссии (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель предметной комиссии направляет служебную записку с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший подобный факт, оценивает работу в соответствии критериями оценивания развернутых ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых ответов  памятках экспертов.

28. В случае невозможности экспертом оценить развернутые ответы участника ГИА по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.) эксперт уведомляет об этом председателя предметной комиссии. Совместно с председателем предметной комиссии составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием проблемы. Председатель предметной комиссии передает служебную записку с приложением указанного акта руководителю ГУ ОЦМКО для устранения причин, не позволяющих оценить экзаменационную работу. В случае если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить председатель предметной комиссии совместно с руководителем ГУ ОЦМКО составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов, который незамедлительно направляется председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения.

29. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется программным обеспечением ГУ ОЦМКО), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы программным обеспечением ГУ ОЦМКО.

30. По завершении работы каждый эксперт предметной комиссии сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, председателю предметной комиссии.

6.3. Особенности проведения проверки развернутых ответов         участников  ГВЭ

1. Председатель предметной комиссии до начала работы предметной комиссии получает от руководителя ГУ ОЦМКО (или уполномоченного им сотрудника ГУ ОЦМКО) критерии для оценивания развернутых ответов.

2. Проверку развернутых ответов участников ГВЭ осуществляют эксперты предметной комиссии, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов.

3. При проверке ответов участников экзаменов в устной форме экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов.

4. Развернутые ответы участников ГВЭ оцениваются двумя экспертами предметной комиссии независимо.

5. Результаты проверки работ вносятся экспертами в стандартизированные формы проверки работ. Стандартизированные формы проверки работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.

6. Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола, при этом отметки «0» и «1» не используются и не обрабатываются.

7. После заполнения бланки протоколов экспертов обрабатываются в установленном порядке.

8. Результаты проверки работ участников автоматизировано сохраняются в РИС.

  9. Окончательные баллы за развернутые ответы определяются исходя из следующих положений:

если баллы, выставленные двумя экспертами, совпали, то эти баллы являются окончательными;

если установлено несущественное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то окончательные баллы определяются как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в соответствии с правилами математического округления;

если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается третья проверка. Баллы, выставленные третьим экспертом, являются окончательными по тем позициям оценивания, которые направлялись на третью проверку.

7.  Организация работы предметной комиссии при перепроверках результатов ГИА

1. До 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, по поручению департамента или  по решению ГЭК предметные комиссии могут проводить перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА  в Кемеровской области.

2. ГУ ОЦМКО вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению департамента на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.

3. Комплект документов для перепроверки содержит:

- копии бланков ответов на задания с развернутым ответом, включая дополнительные бланки ответов № 2 на задания с развернутым ответом;

-  копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;

- бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;

- вариант КИМ, выполнявшийся участником  ГИА;

- критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником ГИА.

4. Председатель предметной комиссии получает подготовленные комплекты от руководителя ГУ ОЦМКО.

5. Эксперты предметной комиссии осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.

6. Оформленные протоколы перепроверки председатель предметной комиссии передает в ГЭК для утверждения и руководителю ГУ ОЦМКО для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.

7. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с целью пересчета баллов осуществляет ГУ ОЦМКО в рамках установленной компетенции.

8. Анализ работы предметной комиссии

1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА проводится анализ работы предметной комиссии.

2. Анализ работы предметной комиссии проводится на основании информации, предоставленной ГУ ОЦМКО, а также Рособрнадзором и уполномоченными Рособрнадзором организациями (ФИПИ, ФЦТ).

3. В целях обеспечения проведения анализа работы предметной комиссии группе экспертов, анализирующих работу предметной комиссии, предоставляется доступ к контрольным измерительным материалам в сроки и порядке, установленном департаментом.

9. Правила для председателя и экспертов предметной комиссии

9.1. Правила для председателя предметной комиссии

Подготовительные мероприятия

1. Подготовительные мероприятия по определению состава   и квалификации экспертов предметной комиссии проводятся в соответствии с Порядком, методическими материалами ФИПИ, нормативными  и методическими материалами департамента.

2. Председатель предметной комиссии в период подготовки  и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных мероприятиях федерального уровня по совершенствованию подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ОГЭ, организуемых ФИПИ.

3. Председатель предметной комиссии в период подготовки  и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров  по согласованию подходов к оцениванию) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы.

4. Не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ГИА по соответствующему учебному предмету председатель предметной  комиссии формирует и согласует с руководителем ГУ ОЦМКО график работы экспертов предметной комиссии для планирования назначения экспертов на проверку работ с указанием статуса каждого эксперта предметной  комиссии для обеспечения автоматизированного назначения работ на проверки в соответствии со статусом каждого из экспертов предметной  комиссии, график работы экспертов, осуществляющих проверку бланков, распознанных как пустые.

Проверка  развернутых ответов участников ГИА

Председатель предметной комиссии должен:

1. Получить у руководителя ГУ ОЦМКО (или уполномоченного им сотрудника ГУ ОЦМКО) полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться к семинару-согласованию подходов к оцениванию.

2. Обеспечить присутствие в помещениях предметной комиссии только допущенных лиц. Помимо экспертов и председателя предметной комиссии в аудитории могут находиться члены ГЭК (по решению председателя ГЭК), должностные лица Кузбассобрнадзора, аккредитованные общественные наблюдатели.

3. Провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию).

4. Получить необходимое количество комплектов критериев для   экспертов (при проверке ответов по иностранным языкам - дополнительные схемы оценивания ответов).

5. Распределить экспертов по рабочим местам в помещениях, предоставленных для  работы предметной комиссии.

6. Выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки.

7.  Осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ.

8. Обеспечить комфортную рабочую атмосферу в предметной комиссии.

9. В рамках своей компетенции решать вопросы, возникающие   у экспертов, а при необходимости решать вопросы, связанные    с компетенцией ГУ ОЦМКО, согласовывать свои решения с руководителем ГУ ОЦМКО.

10. Контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов и оперативно передавать бланки–протоколы и бланки-копии  в ГУ ОЦМКО.

11. Оперативно устранять возникающие у экспертов затруднения.

12. Направлять председателю ГЭК и в департамент представление об отстранении от работы в предметной комиссии экспертов, нарушающих требования Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.

13. Информировать руководителя ГУ ОЦМКО о невозможности оценить экспертом предметной комиссии развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.), а, в случае, если проблемы технического характера (например, некачественная запись устного ответа и т.п.) не удалось решить совместно с руководителем ГУ ОЦМКО – информировать об указанном случае председателя ГЭК.

14. Если рабочий комплект по ряду объективных причин не был проверен экспертом полностью, то необходимо сообщить об этом руководителю ГУ ОЦМКО (или уполномоченному им сотруднику ГУ ОЦМКО)  и передать ему данный комплект с протоколом проверки.

15. Бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, передать руководителю ГУ ОЦМКО (или уполномоченному им сотруднику ГУ ОЦМКО) для переназначения другим экспертам.

По завершении работы

Председатель предметной комиссии должен:

1. Сдать руководителю ГУ ОЦМКО (или уполномоченному им сотруднику ГУ ОЦМКО) все экземпляры критериев оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки.

2. Получить от руководителя ГУ ОЦМКО (или уполномоченного им сотрудника ГУ ОЦМКО) пакет документов о результатах работы предметной   комиссии:

количество работ, проверенных каждым экспертом;

количество работ, отправленных на третью проверку;

информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений в результатах оценивания;

другую информацию, связанную с деятельностью предметной комиссии, при необходимости.

При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами

Председатель ПК должен:

до заседания конфликтной комиссии (далее - КК) получить от председателя КК комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ОГЭ, который содержит:

а) протокол рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами (форма 2-АП) с приложениями для внесения информации о ходе и результатах рассмотрения апелляции (форма 2-АП-1, 2-АП-2, 2-АП-3);

б) распечатанные изображения бланка регистрации, бланка регистрации устной части, бланка ответов № 1 и бланка ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;

в) распечатанные результаты распознавания бланков регистрации, бланка регистрации устной части, бланков ответов № 1 и № 2, дополнительных бланков ответов № 2, протоколов проверки развернутых ответов, протоколов оценивания устных ответов;

г) электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов участников ОГЭ по иностранным языкам (при наличии);

д) заявление по форме 1-АП.

Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:

критерии оценивания развернутых ответов;              

перечень допустимых символов для записи ответов на задания с кратким ответом;

контрольные измерительные материалы, выполнявшиеся участником экзамена;

уведомление по итогам рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами по результатам ГИА.

До заседания КК получить у председателя КК комплект апелляционных документов о несогласии с выставленными баллами ГВЭ, включающим в себя:

а) изображения экзаменационной работы участника ГВЭ;

б) протоколы устных ответов обучающегося и электронные носители, содержащие файлы с цифровой аудиозаписью устных ответов апеллянта, сдававшего ГВЭ в устной форме;

в) копии протоколов проверки экзаменационной работы предметной комиссией;

г) заявление по форме 1-АП.

Дополнительно к апелляционному комплекту распечатываются:

критерии оценивания;

тексты, темы, задания, билеты, выполнявшиеся участником ГВЭ, подавшим апелляцию;

до заседания КК организовать работу экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший

эксперт», имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами предметной комиссии, проверявшими экзаменационную работу апеллянта ранее, по установлению правильности оценивания выполнения заданий с развернутым ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом;

назначить на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами экспертов предметной комиссии, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющих опыт первой, второй и третьей проверки в текущем году, но не являющихся экспертами предметной комиссии, проверявшими экзаменационные работы данных апеллянтов ранее, и передать им вышеуказанные материалы;

узнать у ответственного секретаря КК дату, место и время заседания КК, а также о присутствии на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);

направить экспертов предметной комиссии, назначенных на рассмотрение апелляции о несогласии с выставленными баллами и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания развернутых ответов и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым ответом апеллянтов, на заседание КК в указанное время;

участвовать в рассмотрении апелляции о несогласии с выставленными баллами;

передать председателю КК комплект апелляционных документов и заключение экспертов предметной комиссии после проведения экспертами предметной комиссии соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день.

9.2.  Правила для экспертов предметной комиссии

Во время подготовительного этапа эксперты должны:

1. Пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка.

2. Заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем предметной  комиссии.

3. Непосредственно перед проверкой работ участвовать в  проводимом председателем предметной  комиссии оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое  из заданий с развернутым ответом.

4. Эксперты, не подтвердившие квалификацию и (или) не прошедшие инструктаж и (или) не участвующие в оперативном семинаре-согласовании,    к проверке развернутых ответов не допускаются.

Во время работы экспертам запрещается:

1. Самостоятельно изменять рабочие места.

2. Копировать и выносить из помещений, где осуществляется проверка, экзаменационные работы, критерии оценивания, протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах.

3. Иметь при себе и (или) пользоваться средствами связи, фото- и видеоаппаратурой, портативными персональными компьютерами (ноутбуками, КПК и другими), кроме специально оборудованного   в помещениях предметной комиссии рабочего места с выходом  в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

4. Без уважительной причины покидать аудиторию.

5. Переговариваться, если речь не идет о консультации у председателя предметной комиссии или у эксперта, назначенного по решению председателя предметной  комиссии консультантом.

6. Если у эксперта возникают вопросы или проблемы, он должен обратиться к председателю предметной  комиссии или лицу, назначенному председателем предметной  комиссии консультантом.

Во время проверки развернутых ответов эксперты должны:

1. По указанию председателя предметной комиссии занять рабочие места в предоставленных аудиториях.

2. Получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания.

3. Соблюдать дисциплину во время работы.

4. Обратиться к председателю предметной комиссии или лицу, назначенному председателем предметной комиссии консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ.

5. Заполнять бланки-протоколы, руководствуясь следующими правилами:

- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек     со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо;

- внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления должны быть зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие подписи ставятся внизу в бланке-протоколе);

- исключить внесение исправлений в бланки-протоколы, при необходимости внесения изменений председатель ПК составляет акт о факте порчи протокола и направляет руководителю ГУ ОЦМКО служебную записку о необходимости уничтожения испорченного протокола и распечатки нового;

- оценивать работы по критериям оценивания в полном объеме в случае выявления экзаменационных работ, в которых: бланк ответов № 2 содержат знаки «Z»; развернутые ответы, оформленные на бланке ответов №2 и (или) на дополнительных бланках ответов № 2 расположены на фоне проставленного знака «Z»; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом оборотная сторона бланка ответов № 2 осталась незаполненной, а также другие подобные случаи).

При выявлении экзаменационных работ, в которых развернутые ответы, оформленные на бланке ответов № 2 и (или) на дополнительных бланках ответов № 2 расположены на фоне проставленного знака «Z»; пространство, разделяющее развернутые ответы одной экзаменационной работы, занимает страницу или более (например, развернутые ответы оформлены на бланке ответов № 2 и на дополнительном бланке ответов № 2, при этом оборотная сторона бланка ответов № 2 осталась незаполненной, а также другие подобные случаи), а также других случаев, свидетельствующих о возможном нарушении Порядка, эксперту необходимо незамедлительно проинформировать об установленных фактах председателя предметной комиссии;

информировать председателя предметной комиссии о невозможности оценить развернутые ответы участников экзаменов по причине проблем технического характера (нечеткая печать, некачественное сканирование работы, некачественная запись устного ответа и т.п.);

- поставить знак «Х» в полях бланка-протокола, соответствующих позициям оценивания выполнения заданий, ответ на которые участник экзамена не внес в бланк ответов № 2 (дополнительный бланк ответов № 2);

- если участник ГИА приступал к выполнению задания,  то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

6. После завершения заполнения бланка-протокола поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю предметной комиссии для передачи на обработку после завершения заполнения бланка протокола.

При проверке предположительно пустых бланков ответов № 2:

получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых бланков ответов № 2;

просматривать с экрана изображения предположительно пустых бланков ответов № 2;

при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник экзамена приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в ПО), что изображение заполнено;

при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено.

Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов ПК как заполненные, направляются на проверку в ПК.

Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к выполнению которых не приступал участник экзамена в случае, если изображения бланков ответов № 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами ПК как незаполненные. В этом случае автоматизировано (посредством РИС) ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.

При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами:

получить от председателя ПК комплект апелляционных документов участника экзамена, подавшего апелляцию и критерии оценивания данной работы;

до заседания КК рассмотреть экзаменационную работу апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание данной экзаменационной работы;

дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым ответом с обязательной содержательной аргументацией и указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый им балл;

узнать у председателя ПК дату, место и время заседания КК и прибыть в указанное время в КК;

в случае возникновения у апеллянта или у КК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых ответов одного апеллянта – не более 20 минут.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 16.04.2020
Рубрики правового классификатора: 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать