Основная информация

Дата опубликования: 26 марта 2020г.
Номер документа: RU71000202000161
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тульская область
Принявший орган: Комитет Тульской области по региональной безопасности
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Утратил силу приказом комитета Тульской области по региональной безопасности от 23.04.2020 № Осн-33

КОМИТЕТ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИКАЗ

от 26.03.2020 № осн-28

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В соответствии с Законом Тульской области от 09 июня 2003 г. № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области», Положением о комитете Тульской области по региональной безопасности, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 06 июня 2019 г. № 210, приказываю:

1. Утвердить порядок привлечения к административной ответственности.

2. Приказ вступает в силу со дня подписания.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Председатель комитета Тульской области

по региональной безопасности

С.В. Косов

Приложение

к приказу комитета Тульской области по региональной безопасности

от «26» 03 2020 г. № осн-28

Порядок привлечения к административной ответственности

I. Общие положения

Настоящий порядок разработан в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Законом Тульской области № 388-ЗТО от 9 июня 2003 г. «Об административных правонарушениях в Тульской области», иными нормативными правовыми актами.

II. Основные понятия, используемые в Методических рекомендациях

Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического, или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).

Административное наказание - установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения и применяемая в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст.3.1 КоАП РФ).

Административный штраф - административное наказание имущественного характера, имеющее денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств в рублях (ст.3.5 КоАП РФ).

Субъект административного правонарушения - лицо, совершившее административное правонарушение.

Физическое лицо - лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет.

Должностное лицо - лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно -хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. К этой же категории относятся и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст.2.4 КоАП РФ).

Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.48 ГК РФ).

Должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях – должностные лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ (ст. ст. 28.2, 28.5, 28.6, 28.8 КоАП РФ).

Доставление - принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным (ст.27.2 КоАП РФ).

Административное задержание - кратковременное ограничение свободы физического лица, которое применяется в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ст.27.3 КоАП РФ).

III. Участие лица, совершившего административное правонарушение, его законного представителя или защитника в производстве по делу об административном правонарушении.

3.1. Субъектом административного правонарушения является физическое, юридическое либо должностное лицо, совершившее административное правонарушение.

К физическим лицам - субъектам административной ответственности относятся лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет; военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут за административные правонарушения административную ответственность на общих основаниях (ст.2.5 КоАП РФ); иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях, кроме лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Вопрос о привлечении к административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации, решается в соответствии с нормами международного права (ч.3 ст.2.6 КоАП РФ).

3.2. Физические лица в производстве по делу об административном правонарушении могут выступать как лично, так и через представителей.

3.3. С учетом положений ст.25.5 КоАП РФ юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может оказывать защитник, в качестве которого в производство по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием.

Полномочия иного лица удостоверяются доверенностью, в том числе общего характера, на участие в административных делах, заверенной нотариально (или иным приравненным способом), выданной физическим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Следует учитывать, что лица, оказывающие юридическую помощь лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе в силу закона пользоваться всеми процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ в отношении представляемых ими лиц.

В связи с этим специальные полномочия, например, на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, обжалование и т.д. могут в доверенности не оговариваться.

3.4. Законными представителями юридического лица признаются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.2 ст.25.4 КоАП РФ). Полномочия законного представителя подтверждаются оригиналом или заверенной в установленном порядке копией учредительных документов или выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

3.5. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как должностное лицо.

Вместе с тем должностные лица в производстве по делу об административном правонарушении выступают как лично, так и через представителей.

3.6. Копии предусмотренных настоящим разделом документов, подтверждающих полномочия представителей физических или юридических лиц (должностных лиц), приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

3.7. Не могут выступать в качестве представителей физических и юридических лиц (должностных лиц) в производстве по делам об административных правонарушениях сотрудники государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу (ч.1 ст.25.12 КоАП РФ).

IV. Возбуждение дел об административных правонарушениях

4.1. Должностные лица комитета Тульской области по региональной безопасности, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

4.1.1. Производство по делу об административном правонарушении возбуждается должностными лицами комитета Тульской области по региональной безопасности, осуществляющими управление и координацию деятельности органов исполнительной власти области в сфере противодействия терроризму и экстремизму, наделенными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.2, 5.3 (в части невыполнения законных решений, постановлений, распоряжений и предписаний органов государственной власти, их должностных лиц), 5.3-2 Закона Тульской области от 09 июня 2003 г. № 388-ЗТО «Об административных правонарушениях в Тульской области» приказом комитета Тульской области по региональной безопасности от ___________ № _____ «О наделении полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях», путем составления протокола об административном правонарушении.

4.2. Порядок и сроки возбуждения дел об административных правонарушениях

4.2.1. Дело об административном правонарушении возбуждается должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

4.2.2. Протокол об административном правонарушении (далее - протокол) составляется должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности немедленно после выявления совершения административного правонарушения, т. е. с момента установления должностным лицом факта административного проступка (ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). (Приложения № 1, № 2, № 3).

В случае, если уполномоченному должностному лицу комитета Тульской области по региональной безопасности для составления протокола необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела либо данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (ч. 2 ст.28.5 КоАП РФ).

Протокол должен содержать дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса мест жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ).

Вместе с тем существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

4.2.3. При составлении протокола уполномоченное должностное лицо комитета Тульской области по региональной безопасности разъясняет физическому, должностному лицу или законному представителю юридического лица (далее - лицо), в отношении которых ведется дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные ст.51 Конституции Российской Федерации и соответствующими положениями главы 25 КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

Свидетели, специалисты, эксперты, переводчики при участии в деле об административном правонарушении предупреждаются об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений.

Такие объяснения могут быть получены как в самом протоколе об административном правонарушении, так и на отдельном бланке объяснений.

Отсутствие таких разъяснений и предупреждений в протоколе или отдельном объяснении лица может быть признано судом нарушением, влекущим невозможность использования такого доказательства при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Кроме того, должностное лицо комитета Тульской области по региональной безопасности выясняет, владеет ли лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, русским языком и нуждается ли в услугах переводчика, что удостоверяется подписью данного лица.

В случае, если указанное лицо не владеет русским языком, должностное лицо Комитет Тульской области по региональной безопасности привлекает переводчика в порядке, установленном ст.25.10 КоАП РФ. Переводчик предупреждается об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ за заведомо неправильный перевод.

4.2.4. После составления протокола лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данное лицо имеет право представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности, его составившим, лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении. После чего копия протокола вручается под расписку указанному лицу.

В случае отказа от подписания протокола лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, в протоколе делается соответствующая запись.

Вместе с тем отказ от подписания протокола лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, впоследствии не является препятствием для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления.

4.2.5. Должностному лицу комитета Тульской области по региональной безопасности при решении вопроса о привлечении лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности рекомендуется учитывать соответствующие сроки давности. Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст.4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

Так, срок давности привлечения к административной ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

4.3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законом Тульской области № 388-ЗТО от 9 июня 2003 г. «Об административных правонарушениях в Тульской области» (в ред. № 3-ЗТО от 3 февраля 2020 г.).

4.3.1. При выявлении уполномоченным должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности, административных правонарушений, предусмотренных ст. ст.5.1, 5.2, 5.3 и 5.3-2 Закона Тульской области № 388-ЗТО от 9 июня 2003 г. «Об административных правонарушениях в Тульской области», протокол составляется немедленно.

В случае, если сведения об административных правонарушениях, предусмотренных ст.5.1, 5.2, 5.3 и 5.3-2 закона Тульской области № 388-ЗТО от 9 июня 2003 г. «Об административных правонарушениях в Тульской области», поступили от иных источников и требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

4.4. Особенности производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.3 «Невыполнение законных решений, постановлений, распоряжений и предписаний органов государственной власти области, органов местного самоуправления, их должностных лиц» закона Тульской области № 388-ЗТО от 9 июня 2003 г. «Об административных правонарушениях в Тульской области».

При выявлении административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, протоколы составляются уполномоченным должностным лицом комитета Тульской области по региональной безопасности, уполномоченным составлять протоколы в соответствии с п.18 ч.1 статьи 4.1. Закона Тульской области № 388-ЗТО от 9 июня 2003 г. «Об административных правонарушениях в Тульской области».

Особенностью рассматриваемой нормы является то, что диспозиция данной нормы содержит указание на исчерпывающий перечень документов органов государственной власти области, органов местного самоуправления, их должностных лиц, принятых в пределах их полномочий в виде решений, постановлений, распоряжений и предписаний.

V. Формирование дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях (ДАП) включают следующие документы:

5.1. сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

5.2. копии протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных и юридического лиц и приложений к нему;

5.3. иные документы, полученные или составленные в целях дополнительного выяснения обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении;

5.4.документ, свидетельствующий о направлении протоколов об административных правонарушениях, составленных в отношении должностных и юридического лиц и приложений к нему, мировому судье на рассмотрение;

5.5. копии вступивших в силу постановлений судебных органов по делам об административных правонарушениях и сведения об их исполнении;

5.6. ДАП должны иметь внутреннюю опись содержащихся в нем документов.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 02.04.2020
Рубрики правового классификатора: 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать