Основная информация

Дата опубликования: 28 октября 2019г.
Номер документа: RU50000201901437
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Московская область
Принявший орган: Министерство образования Московской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Распоряжения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

28.10.2019 № 23

ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В соответствии с федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию от 03.09.2018 № 10, региональным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным Губернатором Московской области 14.12.2018:

1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее - Регламент).

2. Определить организацией - оператором проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Московской области «Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи» (далее — Областной центр Московской области).

3. Областному центру Московской области (Простомолотова Т.В.):

3.1. Организовать проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в соответствии с Регламентом;

3.2. Сформировать состав общественного совета при областном центре Московской области по вопросам общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее соответственно - ОЭ ДОП, Совет) в десятидневный срок со дня издания настоящего распоряжения.

3.3. Сформировать и утвердить группу экспертов ОЭ ДОП в десятидневный срок со дня издания настоящего распоряжения.

3.4. Обеспечить организационно-техническое сопровождение работы Совета.

4. Управлению дополнительного образования и воспитания детей осуществлять контроль проведения ОЭ ДОП организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в соответствии с Регламентом.

5. Управлению информационно-аналитической работы Министерства образования Московской области направить копии настоящего распоряжения и Регламента:

в Главное управление по информационной политике Московской области для официального опубликования в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации;

в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области для включения в федеральный реестр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования;

в Прокуратуру Московской области в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации.

6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра образования Московской области Бронштейна И.М.

Первый заместитель Председателя Правительства Московской области — министр образования Московской области

распоряжением Министерства образования Московской области

от 28.10.2019 № 23

РЕГЛАМЕНТ

проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ

1. Общие положения

ЕЕ Регламент проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее — Регламент) разработан в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 №10, региональным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным Губернатором Московской области 14.12.2018.

1.2. Регламент определяет механизм проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями следующих законодательных актов:

1) Федеральный закон от 21.07.2014 №212—ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;

2) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3) Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

4) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

5) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

6) Основные требования к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных  управленческих и организационно - экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской федерации «Развитие образования», направленные письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.07.2018 № 09-953 «О направлении информации».

1.3. Настоящий Регламент разработан для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее - ОЭ ДОП) организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на территории Московской области (далее - Организации).

1.4. ОЭ ДОП проводится с целью определения:

соответствия содержания программ, заявленных в них целям и задачам;

соответствия содержания программ образовательным потребностям и интересам детей;

соответствия содержания программ возрастным и индивидуальным особенностям детей;

соответствие содержания программ ориентирам, установленным Концепцией развития дополнительного образования детей.

1.5. ОЭ ДОП проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей в Московской области.

1.6. ОЭ ДОП проводится ежегодно.

1.7. Для проведения ОЭ ДОП Министерством образования Московской области определяется организация - оператор проведения ОЭ ДОП (далее - Оператор).

1.8. ОЭ ДОП проводится группой экспертов на основании добровольной заявки организации, реализующей (или планирующей реализовывать) данную программу.

1.9. Состав группы экспертов формируется на основании предложений муниципальных опорных центров дополнительного образования и утверждается приказом Оператора.

2. Организация проведения общественной экспертизы дополнительных

общеобразовательных программ

2.1. Проведение ОЭ ДОП предусматривает выполнение следующих процедур:

1) Подготовку к проведению ОЭ ДОП;

2) Проведение ОЭ ДОП;              /

3) Обработку и оформление результатов ОЭ ДОП;

4) Принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных программ.

2.2. Подготовка к проведению ОЭ ДОП:

2.2.1. Оператор в пределах своих полномочий:

определяет типовые формы на проведение ОЭ ДОП и оформление ее

результатов;

обеспечивает:

информирование Организаций о формате проведения ОЭ ДОП, критериях оценки и оформлении результатов экспертной оценки дополнительных общеобразовательных программ;

проведение ОЭ ДОП таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе за счет независимости привлекаемых экспертов, то есть отсутствие взаимозависимости между экспертом и Организацией, направившей программу на общественную экспертизу;

администрирование процедур ОЭ ДОП с помощью Единой информационной системы, содержащей сведения о возможностях дополнительного образования на территории Московской области (далее- ЕИС ДОП);

привлечение к проведению общественной экспертизы максимального числа представителей от муниципальных образований из числа наиболее компетентных представителей педагогического сообщества.

2.2.3.Организация              загружает дополнительную общеобразовательную

программу в ЕИС ДОП согласно инструкции, утвержденной Оператором.

2.2.4.Регистрация дополнительной общеобразовательной программы на проведение общественной экспертизы осуществляется автоматически в день загрузки.

2.2.5.Оператор              осуществляет распределение дополнительных

общеобразовательных программ, поступивших на экспертизу, между экспертами посредством ЕИС ДОП в течение 3 рабочих дней после регистрации.

2.3. Проведение ОЭ ДОП:

2.3.1. Экспертиза программ осуществляется по критериям оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных на общественную экспертизу, определенным в соответствии с приоритетными задачами функционирования и развития системы дополнительного образования Московской области согласно приложению 1 к настоящему Регламенту.

2.3.2. Срок проведения экспертизы программы устанавливается в

соответствии с требованиями части 8 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ              «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

2.3.3. Результаты общественной экспертизы оформляются экспертом в форме экспертного листа оценки дополнительной общеобразовательной программы согласно приложению 2 к настоящему Регламенту посредством ЕИС ДОП.

2.3.4. Для того чтобы ОЭ ДОП считалась завершенной, такая программа должна получить не менее 3 оценок от различных экспертов.

2.4. Обработка и оформление результатов ОЭ ДОП:

2.4.1. Оператор:

проводит анализ информации, представленной экспертами в экспертных листах оценки дополнительной общеобразовательной программы;

формирует итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, и направляет его на рассмотрение членам общественного совета, созданного при Операторе (далее — общественный совет) не позднее, чем за 5 рабочих дней до заседания Совета;

размещает на сайте Оператора информацию о результатах ОЭ ДОП в течение 3 рабочих дней после утверждения результатов на заседании общественного совета;

2.4.2. Результаты общественной экспертизы не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности.

2.5. Принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных программ:

2.5.1. Оператор разрабатывает меры по совершенствованию дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Организациями.

3. Представление процедур и результатов общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ

3.1. Прозрачность и открытость ОЭ ДОП обеспечивается за счет: прозрачности процедуры формирования общественного совета и открытости его деятельности;

прозрачности процедур проведения ОЭ ДОП; открытости и доступности результатов ОЭ ДОП.

Приложение! к Регламенту

проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ

Критерии оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных

на общественную экспертизу

Критерии оценки структурных элементов программы

Баллы/показатели

2 балла

1 балл

0 баллов

1. Титульный лист

1.1.Соответствие              оформления

требованиям              к              программам

(обозначены:              наименование

образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена дополнительная общеобразовательная программа              (подписи,              печать

организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитана; срок              реализации              программы;

направленность; уровень; Ф.И.О., должность автора (авторов);

Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы)

Соответствует

Частично

соответствует

Не соответствует

2.Пояснительная записка

2.1.Наличие              необходимых

элементов (актуальность, новизна, цель,              задачи,              ожидаемые

результаты,              информация              о

направленности,              уровне,

возможности              реализации

индивидуального образовательного маршрута обучающегося              (для

продвинутого              уровня,              и

адаптированных              программ),

(краткая              характеристика

обучающихся,              возрастные

особенности,              иные              медико-

психолого-педагогические характеристики), объем и срок освоения              программы              (общее

количество              учебных              часов,

запланированных на весь период обучения,              необходимых              для

освоения              программы,

продолжительность программы), формы обучения, особенности

Соответствует

Частично соответствует (отсутствуют 1-2 элемента)

Не соответствует (отсутствуют более 2 элементов)

организации образовательного процесса, состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий)

2.2. Обоснованность актуальности, необходимости разработки программы в рамках данной направленности

Обосновано в полной мере

Частично

обосновано

Не обосновано

2.3. Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)

Обосновано в полной мере

Частично

обосновано

Не обосновано

2.4 Учёт поло - возрастных, индивидуально — психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп

Учтено

Частично

учтено

Не учтено

2.5. Обоснованность цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе)

Обосновано в полной мере

Частично соответствует (отсутствуют 1-2 элемента)

Не соответствует (отсутствуют более 2 элементов)

2.6.Наличие описания и оправданность форм организации содержания методов оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов)

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

З.Учсбный план

3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы,. количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме)

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

4.Содержание программы

4.1 .Педагогическая целесообразность              подбора

содержания              (учет              возрастных

особенностей,              ,              уровня

обучающихся, отражение              основных

дидактических принципов)

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

4.2.В содержании программы дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачами планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика,

последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен)

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

5. Календарный учебный график

5.1. Календарный учебный график соответствует              требованиям

Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ              «Об              образовании в

Российской Федерации» (определяет количество              учебных              недель,

количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы,              ее              модулей,

последовательность              реализации

содержания              учебного              плана

продолжительность              каникул.

Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы)

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

6.Условил реализации программы

6.1. Наличие необходимых (реальных) материально-технических условий для реализации программы

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

(прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы)

6.2. Наличие информационно­методических условий реализации программы, обеспечивающих достижение планируемых результатов (электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, внутренних и внешних сетевых ресурсов, методических материалов к темам и разделам программы, учебно-методического комплекса. Раскрывают особенности организации образовательного процесса, методы обучения, формы организации образовательного процесса, формы организации учебного занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и обеспечивают достижение планируемых результатов)

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

6.3. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы

Программа реализуется в дистанционной форме

Используются

дистанционные

технологии

Нет

6.4. Программа реализуется в сетевой форме

Да

-

Нет

7.Список литературы

7.1. Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей

Наличие списков для

педагогов, детей и родителей

Наличие списка

для педагогов

Отсутствие

списков

7.2. Соответствие оформление списков использованной и рекомендуемой литературы, оформленные в соответствии с правилами составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11-2011)

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

8.Культура оформления программы

8.1 . Соответствие и обоснованность используемой терминологии

Соответствует

Частично

соответствует

Не

соответствует

8.2. Оптимальность объема (страниц) программы

Оптимально

Наличие лишней информации

Много лишней информации

ИТОГО БАЛЛОВ

Варианты итогового заключения:

1. Программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования;

2. Программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования, только после устранения недочетов.

3. Программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования.

Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один

Методика оценки полученных результатов экспертизы

1

15 баллов и менее

программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования

2

от 16 до 22 баллов

программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования только после устранения недочетов

3

от 23 до 38 баллов

программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования

Приложение 2 к Регламенту

проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ

Экспертный лист

оценки дополнительной общеобразовательной программы

Наименование и

Степень соответствия требованиям

содержание

структурных элементов

Соответствует

Частично

Не соответствует

программы

(2 балла)

соответствует (1 балл)

(0 баллов)

1. Титульный лист

1.1. Соответствие оформления требованиям к программам (обозначены: наименование образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена дополнительная общеобразовательная программа (подписи, печать организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитана; срок реализации программы; направленность; уровень; Ф.И.О., должность автора (авторов);

Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки

программы)              1

2.Пояснительная записка

2.1.Наличие необходимых элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые

/

{

результаты, информация о направленности, уровне, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня, и адаптированных программ), (краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психолого­педагогические характеристики), объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения

программы,

продолжительность

программы), формы

обучения,

особенности

организации

образовательного

процесса, состав

группы, режим

занятий,

периодичность и

продолжительность

занятий)

-

2.2. Обоснованность актуальности разработки программы в рамках данной направленности, для указанного возраста и заявленной категории обучающихся

Обосновано в полной мере

Неполное обоснование

(отсутствуют

1-2 элемента)

Не обосновано

(отсутствуют все элементы)

2.3. Обоснованность новизны,

отличительных

Обосновано в полной мере

Неполное обоснование

(отсутствуют 1-2 элемента)

Не соответствует

(отсутствуют более

2 элементов)

особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)

2.4. Учёт поло - возрастных, индивидуально - психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов

комплектования учебных групп

2.5. Обоснованность цели, задач, сроков и , этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с

планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе,

компетенции и

личностные качества,

Обосновано в полной мере

Неполное обоснование (отсутствие

1-2 элементов)

Не соответствует

(отсутствие более 2 элементов)

которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе)

2.6.Наличие описания и оправданность форм организации содержания методов оценки уровня

освоения

программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов ■— пакет

диагностических

методик, позволяющих определить

достижение

учащимися

планируемых

результатов)

З.Учебный план

3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы,

количество

теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме)

4.Содержание программы

4.1. Педагогическая целесообразность подбора содержания (учет возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражение основных дидактических принципов)

4.2.В содержании программы дано описание разделов и тем программы в

соответствии с

' :

последовательностью, заданной учебным планом, включая

описание

теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачами планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно- методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен)

!

5. Календарный учебный график

5.1. Календарный учебный график соответствует требованиям ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»

(определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания

реализации программы, ее модулей,

последовательность реализации содержания учебного плана

продолжительность каникул. Является обязательным приложением к программен составляется для каждой группы)

б.Условия реализации программы

6.1. Наличие необходимых (реальных) материально-

технических условий для реализации программы (прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы)

6.2. Наличие

информационно-

методических условий

реализации

программы,

обеспечивающих

достижение

планируемых

результатов

(электронных

образовательных

ресурсов,

информационных

технологий,

внутренних и внешних

сетевых ресурсов,

методических

материалов к темам и

разделам программы,

учебно-методического

комплекса.

Раскрывают

особенности

организации

образовательного

процесса, методы

обучения, формы

организации

образовательного

процесса, формы

организации учебного

занятия,

педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и

. ' ■ ' ■ ■ .;

. ■ ■

' ' . ' :

■ ■

,

1 ■

1 ■.

,v ; .-

1 ■

■ ■ . .1 .

обеспечивают

достижение

планируемых

результатов)

6.3. Использование

дистанционных

образовательных

технологий при реализации программы

6.4. Программа реализуется в сетевой форме

7.Список литературы

7.1. Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей

7.2.Соответствие оформление списков использованной и рекомендуемой литературы, оформленные в соответствии

с правилами

составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11- 2011)

8.Культура оформления программы

8.1. Соответствие и обоснованность используемой терминологии

8.2. Оптимальность объема (страниц) программы

Оптимально

Превышение оптимального объема (71 и более стр.)

Недостаточный

объем

(менее 7 стр.)

ИТОГО БАЛЛОВ

Варианты итогового заключения:

1. Программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования.

2 Программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных

в систему

персонифицированного финансирования, только после устранения недочетов. 3.Программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему

персонифицированного

финансирования.

Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.11.2019
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать