Основная информация
Дата опубликования: | 28 октября 2019г. |
Номер документа: | RU50000201901437 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Московская область |
Принявший орган: | Министерство образования Московской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Распоряжения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
28.10.2019 № 23
ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В соответствии с федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию от 03.09.2018 № 10, региональным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным Губернатором Московской области 14.12.2018:
1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее - Регламент).
2. Определить организацией - оператором проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Московской области «Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи» (далее — Областной центр Московской области).
3. Областному центру Московской области (Простомолотова Т.В.):
3.1. Организовать проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в соответствии с Регламентом;
3.2. Сформировать состав общественного совета при областном центре Московской области по вопросам общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее соответственно - ОЭ ДОП, Совет) в десятидневный срок со дня издания настоящего распоряжения.
3.3. Сформировать и утвердить группу экспертов ОЭ ДОП в десятидневный срок со дня издания настоящего распоряжения.
3.4. Обеспечить организационно-техническое сопровождение работы Совета.
4. Управлению дополнительного образования и воспитания детей осуществлять контроль проведения ОЭ ДОП организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в соответствии с Регламентом.
5. Управлению информационно-аналитической работы Министерства образования Московской области направить копии настоящего распоряжения и Регламента:
в Главное управление по информационной политике Московской области для официального опубликования в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации;
в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области для включения в федеральный реестр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования;
в Прокуратуру Московской области в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра образования Московской области Бронштейна И.М.
Первый заместитель Председателя Правительства Московской области — министр образования Московской области
распоряжением Министерства образования Московской области
от 28.10.2019 № 23
РЕГЛАМЕНТ
проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
1. Общие положения
ЕЕ Регламент проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее — Регламент) разработан в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 №10, региональным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным Губернатором Московской области 14.12.2018.
1.2. Регламент определяет механизм проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями следующих законодательных актов:
1) Федеральный закон от 21.07.2014 №212—ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3) Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
4) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
6) Основные требования к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно - экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской федерации «Развитие образования», направленные письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.07.2018 № 09-953 «О направлении информации».
1.3. Настоящий Регламент разработан для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее - ОЭ ДОП) организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на территории Московской области (далее - Организации).
1.4. ОЭ ДОП проводится с целью определения:
соответствия содержания программ, заявленных в них целям и задачам;
соответствия содержания программ образовательным потребностям и интересам детей;
соответствия содержания программ возрастным и индивидуальным особенностям детей;
соответствие содержания программ ориентирам, установленным Концепцией развития дополнительного образования детей.
1.5. ОЭ ДОП проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей в Московской области.
1.6. ОЭ ДОП проводится ежегодно.
1.7. Для проведения ОЭ ДОП Министерством образования Московской области определяется организация - оператор проведения ОЭ ДОП (далее - Оператор).
1.8. ОЭ ДОП проводится группой экспертов на основании добровольной заявки организации, реализующей (или планирующей реализовывать) данную программу.
1.9. Состав группы экспертов формируется на основании предложений муниципальных опорных центров дополнительного образования и утверждается приказом Оператора.
2. Организация проведения общественной экспертизы дополнительных
общеобразовательных программ
2.1. Проведение ОЭ ДОП предусматривает выполнение следующих процедур:
1) Подготовку к проведению ОЭ ДОП;
2) Проведение ОЭ ДОП; /
3) Обработку и оформление результатов ОЭ ДОП;
4) Принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных программ.
2.2. Подготовка к проведению ОЭ ДОП:
2.2.1. Оператор в пределах своих полномочий:
определяет типовые формы на проведение ОЭ ДОП и оформление ее
результатов;
обеспечивает:
информирование Организаций о формате проведения ОЭ ДОП, критериях оценки и оформлении результатов экспертной оценки дополнительных общеобразовательных программ;
проведение ОЭ ДОП таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе за счет независимости привлекаемых экспертов, то есть отсутствие взаимозависимости между экспертом и Организацией, направившей программу на общественную экспертизу;
администрирование процедур ОЭ ДОП с помощью Единой информационной системы, содержащей сведения о возможностях дополнительного образования на территории Московской области (далее- ЕИС ДОП);
привлечение к проведению общественной экспертизы максимального числа представителей от муниципальных образований из числа наиболее компетентных представителей педагогического сообщества.
2.2.3.Организация загружает дополнительную общеобразовательную
программу в ЕИС ДОП согласно инструкции, утвержденной Оператором.
2.2.4.Регистрация дополнительной общеобразовательной программы на проведение общественной экспертизы осуществляется автоматически в день загрузки.
2.2.5.Оператор осуществляет распределение дополнительных
общеобразовательных программ, поступивших на экспертизу, между экспертами посредством ЕИС ДОП в течение 3 рабочих дней после регистрации.
2.3. Проведение ОЭ ДОП:
2.3.1. Экспертиза программ осуществляется по критериям оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных на общественную экспертизу, определенным в соответствии с приоритетными задачами функционирования и развития системы дополнительного образования Московской области согласно приложению 1 к настоящему Регламенту.
2.3.2. Срок проведения экспертизы программы устанавливается в
соответствии с требованиями части 8 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
2.3.3. Результаты общественной экспертизы оформляются экспертом в форме экспертного листа оценки дополнительной общеобразовательной программы согласно приложению 2 к настоящему Регламенту посредством ЕИС ДОП.
2.3.4. Для того чтобы ОЭ ДОП считалась завершенной, такая программа должна получить не менее 3 оценок от различных экспертов.
2.4. Обработка и оформление результатов ОЭ ДОП:
2.4.1. Оператор:
проводит анализ информации, представленной экспертами в экспертных листах оценки дополнительной общеобразовательной программы;
формирует итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, и направляет его на рассмотрение членам общественного совета, созданного при Операторе (далее — общественный совет) не позднее, чем за 5 рабочих дней до заседания Совета;
размещает на сайте Оператора информацию о результатах ОЭ ДОП в течение 3 рабочих дней после утверждения результатов на заседании общественного совета;
2.4.2. Результаты общественной экспертизы не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности.
2.5. Принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных программ:
2.5.1. Оператор разрабатывает меры по совершенствованию дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Организациями.
3. Представление процедур и результатов общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
3.1. Прозрачность и открытость ОЭ ДОП обеспечивается за счет: прозрачности процедуры формирования общественного совета и открытости его деятельности;
прозрачности процедур проведения ОЭ ДОП; открытости и доступности результатов ОЭ ДОП.
Приложение! к Регламенту
проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
Критерии оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных
на общественную экспертизу
Критерии оценки структурных элементов программы
Баллы/показатели
2 балла
1 балл
0 баллов
1. Титульный лист
1.1.Соответствие оформления
требованиям к программам
(обозначены: наименование
образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена дополнительная общеобразовательная программа (подписи, печать
организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитана; срок реализации программы;
направленность; уровень; Ф.И.О., должность автора (авторов);
Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы)
Соответствует
Частично
соответствует
Не соответствует
2.Пояснительная записка
2.1.Наличие необходимых
элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые
результаты, информация о
направленности, уровне,
возможности реализации
индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для
продвинутого уровня, и
адаптированных программ),
(краткая характеристика
обучающихся, возрастные
особенности, иные медико-
психолого-педагогические характеристики), объем и срок освоения программы (общее
количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы,
продолжительность программы), формы обучения, особенности
Соответствует
Частично соответствует (отсутствуют 1-2 элемента)
Не соответствует (отсутствуют более 2 элементов)
организации образовательного процесса, состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий)
2.2. Обоснованность актуальности, необходимости разработки программы в рамках данной направленности
Обосновано в полной мере
Частично
обосновано
Не обосновано
2.3. Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)
Обосновано в полной мере
Частично
обосновано
Не обосновано
2.4 Учёт поло - возрастных, индивидуально — психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп
Учтено
Частично
учтено
Не учтено
2.5. Обоснованность цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе)
Обосновано в полной мере
Частично соответствует (отсутствуют 1-2 элемента)
Не соответствует (отсутствуют более 2 элементов)
2.6.Наличие описания и оправданность форм организации содержания методов оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
З.Учсбный план
3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы,. количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
4.Содержание программы
4.1 .Педагогическая целесообразность подбора
содержания (учет возрастных
особенностей, , уровня
обучающихся, отражение основных
дидактических принципов)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
4.2.В содержании программы дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачами планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика,
последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
5. Календарный учебный график
5.1. Календарный учебный график соответствует требованиям
Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (определяет количество учебных недель,
количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы, ее модулей,
последовательность реализации
содержания учебного плана
продолжительность каникул.
Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
6.Условил реализации программы
6.1. Наличие необходимых (реальных) материально-технических условий для реализации программы
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
(прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы)
6.2. Наличие информационнометодических условий реализации программы, обеспечивающих достижение планируемых результатов (электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, внутренних и внешних сетевых ресурсов, методических материалов к темам и разделам программы, учебно-методического комплекса. Раскрывают особенности организации образовательного процесса, методы обучения, формы организации образовательного процесса, формы организации учебного занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и обеспечивают достижение планируемых результатов)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
6.3. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы
Программа реализуется в дистанционной форме
Используются
дистанционные
технологии
Нет
6.4. Программа реализуется в сетевой форме
Да
-
Нет
7.Список литературы
7.1. Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей
Наличие списков для
педагогов, детей и родителей
Наличие списка
для педагогов
Отсутствие
списков
7.2. Соответствие оформление списков использованной и рекомендуемой литературы, оформленные в соответствии с правилами составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11-2011)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
8.Культура оформления программы
8.1 . Соответствие и обоснованность используемой терминологии
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
8.2. Оптимальность объема (страниц) программы
Оптимально
Наличие лишней информации
Много лишней информации
ИТОГО БАЛЛОВ
Варианты итогового заключения:
1. Программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования;
2. Программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования, только после устранения недочетов.
3. Программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования.
Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один
Методика оценки полученных результатов экспертизы
1
15 баллов и менее
программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования
2
от 16 до 22 баллов
программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования только после устранения недочетов
3
от 23 до 38 баллов
программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования
Приложение 2 к Регламенту
проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
Экспертный лист
оценки дополнительной общеобразовательной программы
Наименование и
Степень соответствия требованиям
содержание
структурных элементов
Соответствует
Частично
Не соответствует
программы
(2 балла)
соответствует (1 балл)
(0 баллов)
1. Титульный лист
1.1. Соответствие оформления требованиям к программам (обозначены: наименование образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена дополнительная общеобразовательная программа (подписи, печать организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитана; срок реализации программы; направленность; уровень; Ф.И.О., должность автора (авторов);
Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки
программы) 1
2.Пояснительная записка
2.1.Наличие необходимых элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые
/
{
результаты, информация о направленности, уровне, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня, и адаптированных программ), (краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психологопедагогические характеристики), объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы,
продолжительность
программы), формы
обучения,
особенности
организации
образовательного
процесса, состав
группы, режим
занятий,
периодичность и
продолжительность
занятий)
-
2.2. Обоснованность актуальности разработки программы в рамках данной направленности, для указанного возраста и заявленной категории обучающихся
Обосновано в полной мере
Неполное обоснование
(отсутствуют
1-2 элемента)
Не обосновано
(отсутствуют все элементы)
2.3. Обоснованность новизны,
отличительных
Обосновано в полной мере
Неполное обоснование
(отсутствуют 1-2 элемента)
Не соответствует
(отсутствуют более
2 элементов)
особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)
2.4. Учёт поло - возрастных, индивидуально - психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов
комплектования учебных групп
2.5. Обоснованность цели, задач, сроков и , этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с
планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе,
компетенции и
личностные качества,
Обосновано в полной мере
Неполное обоснование (отсутствие
1-2 элементов)
Не соответствует
(отсутствие более 2 элементов)
которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе)
2.6.Наличие описания и оправданность форм организации содержания методов оценки уровня
освоения
программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов ■— пакет
диагностических
методик, позволяющих определить
достижение
учащимися
планируемых
результатов)
З.Учебный план
3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы,
количество
теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме)
4.Содержание программы
4.1. Педагогическая целесообразность подбора содержания (учет возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражение основных дидактических принципов)
4.2.В содержании программы дано описание разделов и тем программы в
соответствии с
' :
последовательностью, заданной учебным планом, включая
описание
теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачами планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно- методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен)
!
5. Календарный учебный график
5.1. Календарный учебный график соответствует требованиям ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания
реализации программы, ее модулей,
последовательность реализации содержания учебного плана
продолжительность каникул. Является обязательным приложением к программен составляется для каждой группы)
б.Условия реализации программы
6.1. Наличие необходимых (реальных) материально-
технических условий для реализации программы (прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы)
6.2. Наличие
информационно-
методических условий
реализации
программы,
обеспечивающих
достижение
планируемых
результатов
(электронных
образовательных
ресурсов,
информационных
технологий,
внутренних и внешних
сетевых ресурсов,
методических
материалов к темам и
разделам программы,
учебно-методического
комплекса.
Раскрывают
особенности
организации
образовательного
процесса, методы
обучения, формы
организации
образовательного
процесса, формы
организации учебного
занятия,
педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и
. ' ■ ' ■ ■ .;
. ■ ■
' ' . ' :
■ ■
,
1 ■
1 ■.
,v ; .-
1 ■
■ ■ . .1 .
обеспечивают
достижение
планируемых
результатов)
6.3. Использование
дистанционных
образовательных
технологий при реализации программы
6.4. Программа реализуется в сетевой форме
7.Список литературы
7.1. Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей
7.2.Соответствие оформление списков использованной и рекомендуемой литературы, оформленные в соответствии
с правилами
составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11- 2011)
8.Культура оформления программы
8.1. Соответствие и обоснованность используемой терминологии
8.2. Оптимальность объема (страниц) программы
Оптимально
Превышение оптимального объема (71 и более стр.)
Недостаточный
объем
(менее 7 стр.)
ИТОГО БАЛЛОВ
Варианты итогового заключения:
1. Программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования.
2 Программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных
в систему
персонифицированного финансирования, только после устранения недочетов. 3.Программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему
персонифицированного
финансирования.
Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
28.10.2019 № 23
ОБ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В соответствии с федеральными законами от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию от 03.09.2018 № 10, региональным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным Губернатором Московской области 14.12.2018:
1. Утвердить прилагаемый Регламент проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее - Регламент).
2. Определить организацией - оператором проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Московской области «Областной центр развития дополнительного образования и патриотического воспитания детей и молодёжи» (далее — Областной центр Московской области).
3. Областному центру Московской области (Простомолотова Т.В.):
3.1. Организовать проведение общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в соответствии с Регламентом;
3.2. Сформировать состав общественного совета при областном центре Московской области по вопросам общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее соответственно - ОЭ ДОП, Совет) в десятидневный срок со дня издания настоящего распоряжения.
3.3. Сформировать и утвердить группу экспертов ОЭ ДОП в десятидневный срок со дня издания настоящего распоряжения.
3.4. Обеспечить организационно-техническое сопровождение работы Совета.
4. Управлению дополнительного образования и воспитания детей осуществлять контроль проведения ОЭ ДОП организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, в соответствии с Регламентом.
5. Управлению информационно-аналитической работы Министерства образования Московской области направить копии настоящего распоряжения и Регламента:
в Главное управление по информационной политике Московской области для официального опубликования в газете «Ежедневные новости. Подмосковье» в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации;
в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области для включения в федеральный реестр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в 7-дневный срок после дня первого официального опубликования;
в Прокуратуру Московской области в течение 5 рабочих дней со дня их регистрации.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя министра образования Московской области Бронштейна И.М.
Первый заместитель Председателя Правительства Московской области — министр образования Московской области
распоряжением Министерства образования Московской области
от 28.10.2019 № 23
РЕГЛАМЕНТ
проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
1. Общие положения
ЕЕ Регламент проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее — Регламент) разработан в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 №10, региональным проектом «Успех каждого ребенка», утвержденным Губернатором Московской области 14.12.2018.
1.2. Регламент определяет механизм проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями следующих законодательных актов:
1) Федеральный закон от 21.07.2014 №212—ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3) Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
4) Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5) Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
6) Основные требования к внедрению системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации для реализации мероприятий по формированию современных управленческих и организационно - экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в рамках государственной программы Российской федерации «Развитие образования», направленные письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.07.2018 № 09-953 «О направлении информации».
1.3. Настоящий Регламент разработан для проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ (далее - ОЭ ДОП) организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы на территории Московской области (далее - Организации).
1.4. ОЭ ДОП проводится с целью определения:
соответствия содержания программ, заявленных в них целям и задачам;
соответствия содержания программ образовательным потребностям и интересам детей;
соответствия содержания программ возрастным и индивидуальным особенностям детей;
соответствие содержания программ ориентирам, установленным Концепцией развития дополнительного образования детей.
1.5. ОЭ ДОП проводится в интересах участников отношений в сфере дополнительного образования детей в Московской области.
1.6. ОЭ ДОП проводится ежегодно.
1.7. Для проведения ОЭ ДОП Министерством образования Московской области определяется организация - оператор проведения ОЭ ДОП (далее - Оператор).
1.8. ОЭ ДОП проводится группой экспертов на основании добровольной заявки организации, реализующей (или планирующей реализовывать) данную программу.
1.9. Состав группы экспертов формируется на основании предложений муниципальных опорных центров дополнительного образования и утверждается приказом Оператора.
2. Организация проведения общественной экспертизы дополнительных
общеобразовательных программ
2.1. Проведение ОЭ ДОП предусматривает выполнение следующих процедур:
1) Подготовку к проведению ОЭ ДОП;
2) Проведение ОЭ ДОП; /
3) Обработку и оформление результатов ОЭ ДОП;
4) Принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных программ.
2.2. Подготовка к проведению ОЭ ДОП:
2.2.1. Оператор в пределах своих полномочий:
определяет типовые формы на проведение ОЭ ДОП и оформление ее
результатов;
обеспечивает:
информирование Организаций о формате проведения ОЭ ДОП, критериях оценки и оформлении результатов экспертной оценки дополнительных общеобразовательных программ;
проведение ОЭ ДОП таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе за счет независимости привлекаемых экспертов, то есть отсутствие взаимозависимости между экспертом и Организацией, направившей программу на общественную экспертизу;
администрирование процедур ОЭ ДОП с помощью Единой информационной системы, содержащей сведения о возможностях дополнительного образования на территории Московской области (далее- ЕИС ДОП);
привлечение к проведению общественной экспертизы максимального числа представителей от муниципальных образований из числа наиболее компетентных представителей педагогического сообщества.
2.2.3.Организация загружает дополнительную общеобразовательную
программу в ЕИС ДОП согласно инструкции, утвержденной Оператором.
2.2.4.Регистрация дополнительной общеобразовательной программы на проведение общественной экспертизы осуществляется автоматически в день загрузки.
2.2.5.Оператор осуществляет распределение дополнительных
общеобразовательных программ, поступивших на экспертизу, между экспертами посредством ЕИС ДОП в течение 3 рабочих дней после регистрации.
2.3. Проведение ОЭ ДОП:
2.3.1. Экспертиза программ осуществляется по критериям оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных на общественную экспертизу, определенным в соответствии с приоритетными задачами функционирования и развития системы дополнительного образования Московской области согласно приложению 1 к настоящему Регламенту.
2.3.2. Срок проведения экспертизы программы устанавливается в
соответствии с требованиями части 8 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2014 №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
2.3.3. Результаты общественной экспертизы оформляются экспертом в форме экспертного листа оценки дополнительной общеобразовательной программы согласно приложению 2 к настоящему Регламенту посредством ЕИС ДОП.
2.3.4. Для того чтобы ОЭ ДОП считалась завершенной, такая программа должна получить не менее 3 оценок от различных экспертов.
2.4. Обработка и оформление результатов ОЭ ДОП:
2.4.1. Оператор:
проводит анализ информации, представленной экспертами в экспертных листах оценки дополнительной общеобразовательной программы;
формирует итоговый документ (заключение), подготовленный по результатам общественной экспертизы, и направляет его на рассмотрение членам общественного совета, созданного при Операторе (далее — общественный совет) не позднее, чем за 5 рабочих дней до заседания Совета;
размещает на сайте Оператора информацию о результатах ОЭ ДОП в течение 3 рабочих дней после утверждения результатов на заседании общественного совета;
2.4.2. Результаты общественной экспертизы не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности.
2.5. Принятие мер по улучшению качества дополнительных общеобразовательных программ:
2.5.1. Оператор разрабатывает меры по совершенствованию дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Организациями.
3. Представление процедур и результатов общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
3.1. Прозрачность и открытость ОЭ ДОП обеспечивается за счет: прозрачности процедуры формирования общественного совета и открытости его деятельности;
прозрачности процедур проведения ОЭ ДОП; открытости и доступности результатов ОЭ ДОП.
Приложение! к Регламенту
проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
Критерии оценки дополнительных общеобразовательных программ, заявленных
на общественную экспертизу
Критерии оценки структурных элементов программы
Баллы/показатели
2 балла
1 балл
0 баллов
1. Титульный лист
1.1.Соответствие оформления
требованиям к программам
(обозначены: наименование
образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена дополнительная общеобразовательная программа (подписи, печать
организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитана; срок реализации программы;
направленность; уровень; Ф.И.О., должность автора (авторов);
Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы)
Соответствует
Частично
соответствует
Не соответствует
2.Пояснительная записка
2.1.Наличие необходимых
элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые
результаты, информация о
направленности, уровне,
возможности реализации
индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для
продвинутого уровня, и
адаптированных программ),
(краткая характеристика
обучающихся, возрастные
особенности, иные медико-
психолого-педагогические характеристики), объем и срок освоения программы (общее
количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для
освоения программы,
продолжительность программы), формы обучения, особенности
Соответствует
Частично соответствует (отсутствуют 1-2 элемента)
Не соответствует (отсутствуют более 2 элементов)
организации образовательного процесса, состав группы, режим занятий, периодичность и продолжительность занятий)
2.2. Обоснованность актуальности, необходимости разработки программы в рамках данной направленности
Обосновано в полной мере
Частично
обосновано
Не обосновано
2.3. Обоснованность новизны, отличительных особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)
Обосновано в полной мере
Частично
обосновано
Не обосновано
2.4 Учёт поло - возрастных, индивидуально — психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов комплектования учебных групп
Учтено
Частично
учтено
Не учтено
2.5. Обоснованность цели, задач, сроков и этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе, компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе)
Обосновано в полной мере
Частично соответствует (отсутствуют 1-2 элемента)
Не соответствует (отсутствуют более 2 элементов)
2.6.Наличие описания и оправданность форм организации содержания методов оценки уровня освоения программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
З.Учсбный план
3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы,. количество теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
4.Содержание программы
4.1 .Педагогическая целесообразность подбора
содержания (учет возрастных
особенностей, , уровня
обучающихся, отражение основных
дидактических принципов)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
4.2.В содержании программы дано описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачами планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика,
последовательность, аргументированность, системность, научно-методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
5. Календарный учебный график
5.1. Календарный учебный график соответствует требованиям
Федерального закона от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (определяет количество учебных недель,
количество учебных дней, даты начала и окончания реализации программы, ее модулей,
последовательность реализации
содержания учебного плана
продолжительность каникул.
Является обязательным приложением к программе и составляется для каждой группы)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
6.Условил реализации программы
6.1. Наличие необходимых (реальных) материально-технических условий для реализации программы
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
(прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы)
6.2. Наличие информационнометодических условий реализации программы, обеспечивающих достижение планируемых результатов (электронных образовательных ресурсов, информационных технологий, внутренних и внешних сетевых ресурсов, методических материалов к темам и разделам программы, учебно-методического комплекса. Раскрывают особенности организации образовательного процесса, методы обучения, формы организации образовательного процесса, формы организации учебного занятия, педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и обеспечивают достижение планируемых результатов)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
6.3. Использование дистанционных образовательных технологий при реализации программы
Программа реализуется в дистанционной форме
Используются
дистанционные
технологии
Нет
6.4. Программа реализуется в сетевой форме
Да
-
Нет
7.Список литературы
7.1. Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей
Наличие списков для
педагогов, детей и родителей
Наличие списка
для педагогов
Отсутствие
списков
7.2. Соответствие оформление списков использованной и рекомендуемой литературы, оформленные в соответствии с правилами составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11-2011)
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
8.Культура оформления программы
8.1 . Соответствие и обоснованность используемой терминологии
Соответствует
Частично
соответствует
Не
соответствует
8.2. Оптимальность объема (страниц) программы
Оптимально
Наличие лишней информации
Много лишней информации
ИТОГО БАЛЛОВ
Варианты итогового заключения:
1. Программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования;
2. Программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования, только после устранения недочетов.
3. Программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования.
Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один
Методика оценки полученных результатов экспертизы
1
15 баллов и менее
программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования
2
от 16 до 22 баллов
программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования только после устранения недочетов
3
от 23 до 38 баллов
программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования
Приложение 2 к Регламенту
проведения общественной экспертизы дополнительных общеобразовательных программ
Экспертный лист
оценки дополнительной общеобразовательной программы
Наименование и
Степень соответствия требованиям
содержание
структурных элементов
Соответствует
Частично
Не соответствует
программы
(2 балла)
соответствует (1 балл)
(0 баллов)
1. Титульный лист
1.1. Соответствие оформления требованиям к программам (обозначены: наименование образовательной организации; когда и кем согласована и утверждена дополнительная общеобразовательная программа (подписи, печать организации); название программы; возраст детей, на которых рассчитана; срок реализации программы; направленность; уровень; Ф.И.О., должность автора (авторов);
Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки
программы) 1
2.Пояснительная записка
2.1.Наличие необходимых элементов (актуальность, новизна, цель, задачи, ожидаемые
/
{
результаты, информация о направленности, уровне, возможности реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося (для продвинутого уровня, и адаптированных программ), (краткая характеристика обучающихся, возрастные особенности, иные медико-психологопедагогические характеристики), объем и срок освоения программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы,
продолжительность
программы), формы
обучения,
особенности
организации
образовательного
процесса, состав
группы, режим
занятий,
периодичность и
продолжительность
занятий)
-
2.2. Обоснованность актуальности разработки программы в рамках данной направленности, для указанного возраста и заявленной категории обучающихся
Обосновано в полной мере
Неполное обоснование
(отсутствуют
1-2 элемента)
Не обосновано
(отсутствуют все элементы)
2.3. Обоснованность новизны,
отличительных
Обосновано в полной мере
Неполное обоснование
(отсутствуют 1-2 элемента)
Не соответствует
(отсутствуют более
2 элементов)
особенностей программы от существующих в рамках данной направленности (особенность идеи, технологии, методов и средств обучения)
2.4. Учёт поло - возрастных, индивидуально - психологических, физических и иных особенностей и состояний учащихся, обоснованность принципов
комплектования учебных групп
2.5. Обоснованность цели, задач, сроков и , этапов реализации, форм организации образовательного процесса, методов и технологий обучения (цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый достижимый конечный результат (личностные, метапредметные, предметные), цель конкретизирована через задачи, формулировки задач соотнесены с
планируемыми результатами (планируемые результаты сформулированы с учетом цели программы как требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе занятий по программе,
компетенции и
личностные качества,
Обосновано в полной мере
Неполное обоснование (отсутствие
1-2 элементов)
Не соответствует
(отсутствие более 2 элементов)
которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе)
2.6.Наличие описания и оправданность форм организации содержания методов оценки уровня
освоения
программного материала по каждому году обучения (наличие оценочных материалов ■— пакет
диагностических
методик, позволяющих определить
достижение
учащимися
планируемых
результатов)
З.Учебный план
3.1. Логичность последовательности изучения разделов и тем (содержит название разделов и тем программы,
количество
теоретических и практических часов, формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме)
4.Содержание программы
4.1. Педагогическая целесообразность подбора содержания (учет возрастных особенностей, уровня обучающихся, отражение основных дидактических принципов)
4.2.В содержании программы дано описание разделов и тем программы в
соответствии с
' :
последовательностью, заданной учебным планом, включая
описание
теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме, соответствующих цели, задачами планируемым результатам освоения программы (выполнено профессионально грамотно, отмечается логика, последовательность, аргументированность, системность, научно- методическая обоснованность, соответствие учебному плану; стиль изложения понятен)
!
5. Календарный учебный график
5.1. Календарный учебный график соответствует требованиям ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
(определяет количество учебных недель, количество учебных дней, даты начала и окончания
реализации программы, ее модулей,
последовательность реализации содержания учебного плана
продолжительность каникул. Является обязательным приложением к программен составляется для каждой группы)
б.Условия реализации программы
6.1. Наличие необходимых (реальных) материально-
технических условий для реализации программы (прописано через характеристику помещения для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы)
6.2. Наличие
информационно-
методических условий
реализации
программы,
обеспечивающих
достижение
планируемых
результатов
(электронных
образовательных
ресурсов,
информационных
технологий,
внутренних и внешних
сетевых ресурсов,
методических
материалов к темам и
разделам программы,
учебно-методического
комплекса.
Раскрывают
особенности
организации
образовательного
процесса, методы
обучения, формы
организации
образовательного
процесса, формы
организации учебного
занятия,
педагогические технологии, алгоритм учебного занятия, дидактические материалы; соответствуют современным требованиям и
. ' ■ ' ■ ■ .;
. ■ ■
' ' . ' :
■ ■
,
1 ■
1 ■.
,v ; .-
1 ■
■ ■ . .1 .
обеспечивают
достижение
планируемых
результатов)
6.3. Использование
дистанционных
образовательных
технологий при реализации программы
6.4. Программа реализуется в сетевой форме
7.Список литературы
7.1. Наличие списков литературы для педагога, учащихся и родителей
7.2.Соответствие оформление списков использованной и рекомендуемой литературы, оформленные в соответствии
с правилами
составления библиографического списка (ГОСТ Р 7.0.11- 2011)
8.Культура оформления программы
8.1. Соответствие и обоснованность используемой терминологии
8.2. Оптимальность объема (страниц) программы
Оптимально
Превышение оптимального объема (71 и более стр.)
Недостаточный
объем
(менее 7 стр.)
ИТОГО БАЛЛОВ
Варианты итогового заключения:
1. Программа может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему персонифицированного финансирования.
2 Программа нуждается в доработке и может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных
в систему
персонифицированного финансирования, только после устранения недочетов. 3.Программа нуждается в доработке и не может быть рекомендована для формирования Реестра программ, включенных в систему
персонифицированного
финансирования.
Примечание: из трех вариантов заключений указывается только один
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.11.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: