Основная информация

Дата опубликования: 07 октября 2004г.
Номер документа: В200403858
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403858

В200403858

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.06.2005, N 6, СТР. 25, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

07.10.2004 N ГКПИ04-1208

ПОЛОЖЕНИЯ ПП. 13, 15, 16 И 17 ИНСТРУКЦИИ

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЫПЛАТАХ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 МАРТА 2003 Г.

N 155; НГР:В0300524, КОТОРЫЕ УСТАНАВЛИВАЮТ ПОРЯДОК

ВЫПЛАТЫ ДЕНЕЖНОГО ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ, ПРИЗНАНЫ

НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

А. обратился в Верховный Суд РФ с требованием о признании недействующими пп. 13, 15, 16 и 17 Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 марта 2003 г. N 155; НГР:В0300524 (далее - Инструкция), сославшись на то, что оспариваемые пункты названной Инструкции противоречат Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, Трудовому кодексу Российской Федерации; НГР:Р0102414 и нарушают его (А.) права на получение заработной платы.

В судебном заседании заявитель требование уточнил и просил признать недействующими абз. 2 п. 13, пп. 14-16 и абз. 1 п. 17 Инструкции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 7 октября 2004 г. по первой инстанции, в удовлетворении заявления отказала по следующим основаниям.

Как установлено судом, в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ; НГР:Р0203457 "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 33; НГР:Р0300151 "О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом МВД России от 13 марта 2003 г. N 155; НГР:В0300524 была утверждена Инструкция о дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, абз. 2 п. 13 которой предусмотрено, что при исчислении сотрудникам времени исполнения служебных обязанностей для выплаты вознаграждения учитываются периоды нахождения на лечении, в служебных командировках, на обучении, в отпусках (кроме отпусков по уходу за ребенком), нахождения сотрудников в распоряжении и за штатом.

В силу п. 15 этой же Инструкции выплата вознаграждения сотрудникам производится на основании приказа начальника, а начальникам и их заместителям - на основании приказа вышестоящего руководителя. В приказе указывается, кому и в каком размере надлежит выплатить вознаграждение, а также перечисляются сотрудники, лишенные вознаграждения, с указанием конкретных причин лишения вознаграждения.

Пунктом 16 Инструкции установлено, что при перемещении сотрудника по службе в системе МВД России выплата вознаграждения ему производится по новому месту службы, с учетом результатов служебной деятельности по предыдущему месту службы.

В абз. 1 п. 17 данной Инструкции предусмотрено, что вознаграждение не выплачивается сотрудникам, уволенным со службы в связи с нарушением ими условий контракта, по служебному несоответствию в аттестационном порядке, за грубое нарушение либо систематические нарушения дисциплины, за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудников органов внутренних дел, и в связи с осуждением за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу.

По утверждению представителей заинтересованных лиц, положения оспариваемых пунктов Инструкции соответствуют требованиям упомянутых Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ; НГР:Р0203457 и постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 33; НГР:Р0300151 о выплате единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, о чем свидетельствует и анализ их содержания, и охраняемых законом прав заявителя не нарушают.

Как видно из материалов дела, предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496 оснований для признания недействующими оспариваемых в указанной части пунктов Инструкции не имеется.

Довод заявителя о том, что п. 13 Инструкции вопреки требованиям закона не предусматривает при исчислении сотрудникам времени исполнения служебных обязанностей для выплаты вознаграждения периоды их нахождения на службе по контракту или иным основаниям в Чеченской Республике и других регионах Российской Федерации, не может быть признан обоснованным.

Из пояснений представителя МВД России следует, что исполнение служебных обязанностей работниками органов внутренних дел в Чеченской Республике и других регионах Российской Федерации осуществляется в форме служебных командировок. Периоды же нахождения сотрудников в служебных командировках согласно оспариваемому пункту Инструкции учитываются при выплатах вознаграждения по итогам службы за год.

Не оспаривал в судебном заседании и сам заявитель того обстоятельства, что проходил службу в Чеченской Республике на основании служебной командировки.

С учетом этого суд пришел к выводу о том, что п. 13 Инструкции фактически охватываются все периоды службы сотрудников (включая и время прохождения службы в Чеченской Республике и других регионах Российской Федерации), необходимые для исчисления и выплаты вознаграждения.

Утверждение А. о том, что п. 15 Инструкции в изложенной редакции противоречит положениям закона, ничем не обосновано; само требование в этой части фактически сводится к изменению редакции данного пункта с дополнением его последнего предложения словами "предусмотренных Федеральным законом", но содержание этого требования не свидетельствует о несоответствии названного пункта закону.

Нет оснований и для признания незаконным оспариваемого п. 16 Инструкции. Более того, признание его недействующим привело бы к нарушению указанных в нем прав сотрудников при перемещении по службе в системе МВД России.

По заявлению, в котором оспаривается п. 14 Инструкции, уже имеется вступившее в законную силу решение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2004 г. об отказе в его удовлетворении, в связи с чем производство в этой части прекращено.

Исходя из приведенных выше обстоятельств, суд не может принять во внимание довод заявителя о том, что п. 17 Инструкции находится в противоречии с требованиями ст. 192 ТК РФ; НГР:Р0102414, так как данная норма Закона не относит отдельные перечисленные в этом пункте обстоятельства, дающие основания для лишения вознаграждения, к дисциплинарным проступкам.

Согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ; НГР:Р0203457 единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года выплачивается в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год.

Приняв оспариваемую Инструкцию, Министерство внутренних дел Российской Федерации фактически реализовало делегированное ему названным Законом право определять порядок выплаты денежного вознаграждения.

То обстоятельство, что некоторые предусмотренные п. 17 Инструкции основания для лишения денежного вознаграждения не указаны в ст. 192 ТК РФ; НГР:Р0102414 в качестве оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности, не свидетельствует о несоответствии его закону, поскольку лишение премии или денежного вознаграждения законом не отнесено к мерам дисциплинарного взыскания, и эта мера воздействия в отношении лиц, недобросовестно выполняющих свои служебные обязанности, устанавливается, как и в данном случае, соответствующими нормативными актами.

Заявитель утверждал, что оспариваемыми пунктами Инструкции нарушается его конституционное право на получение вознаграждения за труд. С этим нельзя согласиться, так как указанные пункты не касаются вопросов основной оплаты труда. Ими предусмотрена возможность лишения дополнительного вознаграждения за упущения по службе и нарушения служебной дисциплины, что действующему законодательству Российской Федерации, в том числе и Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, не противоречит.

Не дает оснований для удовлетворения заявленного требования и ссылка заявителя на необоснованные приказы о лишении его вознаграждения, так как в случае несогласия с ними он может обратиться за защитой своего нарушенного права в установленном порядке в соответствующий районный суд.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление А. о признании недействующими п. п. 13, 15, 16 и 17 Инструкции о дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 13 марта 2003 г. N 155; НГР:В0300524, оставила без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

[введено: 19.10.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 24.10.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 6 от 01.06.2005 Стр. 25
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.010.000 Органы исполнительной власти, 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать