Основная информация

Дата опубликования: 11 февраля 2005г.
Номер документа: В200502387
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0502387

В200502387

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.08.2005, N 8, СТР. 14, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11.02.2005 N ГКПИ04-1479

РЕШЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕМИРОВАНИИ РАБОТНИКОВ

ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ

ЗА КВАРТАЛ, УТВЕРЖДЕННОЕ ГЕНЕРАЛЬНЫМ ПРОКУРОРОМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 МАРТА 1997 Г., ПРИЗНАНО

НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

М. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконным Положения о премировании работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за квартал, утвержденного Генеральным прокурором Российской Федерации 17 марта 1997 г. Как указала заявительница, оспариваемый нормативный правовой акт не прошел государственную регистрацию и обнародование, кроме того, абз. 2 п. 4, п. 5, п. 6, абз. 2 п. 8 Положения не соответствуют федеральному законодательству и нарушают права прокурорских работников на гарантированное вознаграждение за труд.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 11 февраля 2005 г. по первой инстанции, оставила заявление без удовлетворения, указав следующее.

Согласно ст. 129 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации как единой централизованной системы с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" определяет правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона служба в органах и учреждениях прокуратуры представляет собой вид федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.

Во исполнение ст. 44 названного Федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации 17 марта 1997 г. утвердил Положение о премировании работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за квартал.

Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763; НГР:Р9602426 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" введена государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, с последующим их официальным опубликованием.

Прокуратура Российской Федерации не входит в систему федеральных органов исполнительной власти, и ее нормативные правовые акты не подлежат государственной регистрации.

Как пояснил в суде представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации, оспариваемое Положение о премировании было доведено до сведения прокурорских работников, а также опубликовано в 2003 году в систематизированном сборнике нормативных правовых актов и рекомендаций "Государственная служба в прокуратуре Российской Федерации".

С учетом изложенного доводы М. о незаконности Положения о премировании работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за квартал, как не прошедшего государственную регистрацию и обнародование, необоснованны.

Оплата труда прокурорских работников производится в виде денежного содержания, которое является основным средством их материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по занимаемой должности.

Денежное содержание прокурорских работников согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы (в размере 50 процентов должностного оклада); доплат за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (в размере до 50 процентов должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; денежного поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год; иных выплат, предусмотренных законами и другими нормативными актами. При этом денежное поощрение (премия) прокурорских работников по итогам работы за квартал и год, а также оплата труда других работников определяются по нормам, установленным для работников органов исполнительной власти.

Вопросы премирования работников органов исполнительной власти установлены указами Президента Российской Федерации.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310; НГР:Р9705986 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" введено денежное содержание для федеральных государственных служащих аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265; НГР:Р9800910 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" - денежное содержание для федеральных государственных служащих прокуратуры субъекта Российской Федерации, прокуратуры города (района) и определено, что условия выплаты премий устанавливаются руководителями федеральных органов государственной власти. При утверждении фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов сверх сумм средств, направляемых для выплаты должностных окладов федеральным государственным служащим, предусматриваются также средства на выплату премий по результатам работы - в размере трех должностных окладов.

Из содержания этих нормативных актов следует, что выплата премии обусловлена результатами работы служащего.

Премия - это денежная сумма, выплачиваемая работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и относится к дополнительным (стимулирующим) выплатам.

При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителя о том, что премия прокурорских работников по итогам работы за квартал и год не может быть уменьшена, так как ее выплата обусловлена результатами работы.

Абзацем 2 п. 4 Положения предусмотрено, что руководители структурных подразделений в пределах премиального фонда, в том числе приходящегося на вакантные должности, вносят предложения о конкретных размерах премии каждому работнику, мотивируя повышение либо понижение ее размера.

Данная норма Положения определяет обязанности должностных лиц прокуратуры, которые должны внести предложения о конкретных размерах премии каждому работнику, мотивируя повышение либо понижение ее размера, что соответствует правовой природе премии как денежного поощрения и обеспечивает охрану законных прав прокурорских работников на материальное обеспечение.

Пунктом 5 Положения установлено, что премирование производится с учетом личного вклада в решение задач, стоящих перед органами прокуратуры, в выполнение порученной работы, соблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка и максимальными размерами не ограничивается.

В этом пункте Положения предусмотрены показатели, с учетом которых производится премирование, и они не противоречат действующему законодательству.

Согласно п. 6 Положения за упущения по службе, нарушение трудовой дисциплины размер премии может быть снижен либо, с учетом тяжести допущенных нарушений, работник может быть полностью лишен премии.

Лишение премии по итогам работы за квартал или снижение ее размера с указанием причин должно быть оформлено приказом руководителя прокуратуры, института, наделенного правом принятия решения о премировании, и производится только за тот период, в котором имело место нарушение.

Лишение премии или ее снижение не может рассматриваться как нарушение прав прокурорских работников на получение денежного содержания, поскольку премия относится к стимулирующим выплатам и является денежным поощрением по результатам работы.

Работникам, уволенным за нарушение трудовой дисциплины, премия не выплачивается за тот квартал, в котором совершен проступок, повлекший увольнение (абз. 2 п. 8 Положения).

В названной норме Положения устанавливается порядок выплаты премии, определенный представителем нанимателя в соответствии с требованиями Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".

Доводы заявителя о том, что Положение противоречит нормам международного права, несостоятельны.

Конвенция о защите заработной платы 1949 года не применяется к отношениям по материальному обеспечению прокурорских работников, поскольку регулирует отношения по выплате заработной платы предпринимателем трудящемуся.

В силу п. 2 ст. 40 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о государственной службе с учетом особенностей, предусмотренных этим Федеральным законом.

К полномочиям Генерального прокурора Российской Федерации по руководству системой прокуратуры Российской Федерации Законом отнесено регулирование порядка реализации мер материального обеспечения прокурорских работников, включающее установление положений о премировании. Утверждение Генеральным прокурором Российской Федерации Положения о премировании работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за квартал не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации; НГР:Р0102414.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 29 марта 2005 г. решение оставила без изменения.

[введено: 20.10.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 01.11.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.2005 Стр. 14
Рубрики правового классификатора: 020.000.000 Основы государственного управления, 020.020.000 Государственная служба в Российской Федерации (см. также 060.020.180), 020.020.010 Федеральная государственная служба, 060.000.000 Труд и занятость населения, 060.020.000 Труд (см. также 200.160.020), 060.020.090 Оплата труда, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат, 190.010.000 Прокуратура, 190.010.060 Иные вопросы организации и деятельности органов прокуратуры

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать