Основная информация

Дата опубликования: 18 января 1999г.
Номер документа: В199902379
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

В199902379

В199902379

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

                      18.01.99 N ГКПИ98-733

[Жалоба о признании незаконными некоторых положений

Инструкции Государственной налоговой службы РФ "О порядке

исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"

оставлена без удовлетворения]

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда РФ - Редченко Ю.Д.

   народных заседателей - Гончаренко Р.А.

                          Петелина С.Е.

   при секретаре - Емельяновой М.А.

   с участием прокурора - Масаловой Л.Ф.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Лобанова Николая Геннадьевича о признании незаконным и недействующим абзаца 3, пункта 16, раздела VIII Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями на 29 декабря 1997 года),

                           установила:

Лобанов Н.Г. обратился в Верховный суд с вышеуказанным требованием сославшись на то, что оспариваемое им положение названной Инструкции не соответствует требованиям действующего налогового законодательства и Конституции РФ и необоснованно ограничивает права граждан и юридических лиц на получение льгот по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных законом.

В жалобе, в частности, указывает на то, что требования ГНС РФ, содержащиеся в абзаце 3 пункта 16 Инструкции о том, что при отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)" не соответствуют положениям Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и в связи с этим нарушают имущественные права предприятий и организаций, приобретших товары у таких юридических и физических лиц, при дальнейшей их продаже или их использовании в процессе производства. Они при этом будут вынуждены исчислять сумму налога, подлежащую взносу в бюджет, со всего оборота по реализации, поскольку сумма налога, уплаченная поставщику отсутствует.

Полагает, что порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС, установленный оспариваемым пунктом Инструкции, позволяет изымать в бюджет большую сумму налога, чем вся добавленная стоимость, что затрудняет возможность использования права на получение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством.

Статья 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", по мнению заявителя, не предусматривает порядка исчисления НДС, в случаях освобождения от данного налога товаров на одной из стадий обращения, облагаемых на последующих стадиях обращения.

В судебное заседание заявитель Лобанов Н.Г. не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель Министерства РФ по налогам и сборам (правопреемника Государственной налоговой службы РФ) Дятлова Е.В. с жалобой не согласилась и просила об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом о том, что оспариваемое заявителем положение Инструкции действующему налоговому законодательству РФ и Конституции РФ не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Кроме того содержание оспариваемого абзаца Инструкции полностью соответствует требованиям ст.7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и п.7 утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914 "Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость"

Выслушав объяснения представителя Министерства РФ по налогам и сборам Дятловой Е.В., обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ находят ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой, а согласно п.7, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1996 г. N 914 "Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость, в счете-фактуре сумма налога не указывается и делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Как установлено судом, Государственной налоговой службой РФ в пределах своей компетенции была создана Инструкция N 39 от 11 октября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями), из абзаца 3 п.16 раздела VIII которой следует, что при отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не облагаемых налогом, расчетные документы, реестры, приходные кассовые ордера и первичные учетные документы (включая и счета-фактуры) выписываются без выделения сумм налога на добавленную стоимость и на них делается надпись или ставится штамп "Без налога (НДС)".

Данная инструкция принята ГНС РФ в установленном порядке и прошла государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, чего не оспаривает в своей жалобе и сам заявитель.

По утверждению представителя Министерства РФ по налогам и сборам Дятловой Е.В., исходя из содержания п.1 ст.7 Закона "О налоге на добавленную стоимость", в случае реализации товаров (работ, услуг) без указанного налога выделение данного налога в расчетных документах не требуется, о чем и указывается в оспариваемом абзаце Инструкции.

Учитывая, что в соответствии с подпунктами "ф" и "х" п.1 ст.5 названного Закона товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги, производимые и реализуемые общественными организациями инвалидов, о которых упоминает в жалобе заявитель, освобождены от налога на добавленную стоимость, указанные организации при их реализации без налога на добавленную стоимость выписывают расчетные документы без выделения данного налога. В случае отказа общественных организаций инвалидов от предоставляемой Законом льготы, они реализуют товары по ценам, увеличенным на суммы налога на добавленную стоимость, и в расчетных документах налог на добавленную стоимость указывают отдельной строкой, как и все другие плательщики налога.

Эти утверждения представителя заинтересованного лица материалами дела не опровергнуты.

Анализ содержания приведенных выше норм Закона и утвержденного постановлением Правительства "Порядка ведения журналов учета счетов-фактур (одного из видов расчетных документов) при расчетах по налогу на добавленную стоимость" также свидетельствует о том, что оспариваемое положение Инструкции не противоречит действующему налоговому законодательству и Конституции РФ и чьих-либо прав по уплате налога на добавленную стоимость, в том числе и прав заявителя, по сравнению с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" не нарушает и в связи с этим каких-либо оснований для признания его незаконным не имеется.

Довод заявителя о том, что обжалуемый абзац Инструкции, по сравнению с налоговым законодательством, ограничивает права физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, и общественных организаций инвалидов на получение льгот по налогу на добавленную стоимость не может быть принят во внимание, поскольку он ничем фактически не подтвержден и основан лишь на ошибочных рассуждениях заявителя.

Ссылка заявителя при этом на положения пунктов 1 и 2 ст.7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" не может быть признана обоснованной, поскольку эти положения содержат определение самого налога на добавленную стоимость (ст.1 Закона) и устанавливают порядок исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей перечислению в бюджет (п.2 ст.7 Закона), и не связаны с выводом заявителя о том, что обороты по реализации товаров (работ, услуг) не являются объектами налогообложения.

Кроме того, обжалуемый абзац Инструкции не содержит положений, определяющих объект налогообложения и в связи с этим не может противоречить требованиям приведенного выше Закона.

Не устанавливается данным абзацем Инструкции, о чем утверждает в жалобе заявитель, и какого-либо нового непредусмотренного налоговым законодательством вида налога, а лишь определяется порядок отражения в расчетных документах сведений, свидетельствующих о том, что реализация товаров произведена как с уплатой, так и без уплаты налога на добавленную стоимость, что полностью соответствует п.7 утвержденного постановлением Правительства "Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость", который заявителем не оспаривается.

Исходя из требований закона, Государственная налоговая служба РФ обязана исполнять постановления Правительства РФ.

Не может суд согласиться и с утверждением заявителя о том, что оспариваемым положением Инструкции нарушаются требования ст.ст.8, 34,35,55 и 57 Конституции РФ, так как данное положение основано на действующем законодательстве и конституционные права граждан и юридических лиц на реализацию товаров (работ, услуг), на свободу экономической деятельности и на охрану частной собственности не нарушает.

Что касается довода заявителя о необходимости возложения на Министерство РФ по налогам и сборам обязанности по внесению изменений в Инструкцию, то он также не может быть признан обоснованным, поскольку решение вопросов о внесении изменений и дополнений в соответствующие нормативные правовые акты к компетенции судов законом не отнесено. Суд в пределах своей компетенции проверяет лишь соответствие требованиям законодательства действующих положений названных актов.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.191-197 и 239-7 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

                             решила:

жалобу Лобанова Николая Геннадьевича о признании незаконным и недействующим абзаца 3 пункта 16 раздела VIII Инструкции Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями на 29 декабря 1997 г.) оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в десятидневный срок в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ.

   Председательствующий                             (подпись)

   Народные заседатели                              (подписи)

[отформатировано: 23.09.99 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать