Основная информация
Дата опубликования: | 24 июля 2003г. |
Номер документа: | В200304408 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0304408
В200304408
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.08.2004, N 8, СТР. 10, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
24.07.2003 N ГКПИ 03-690
ПОДПУНКТ "Г" П. 22 ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО
ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12 АПРЕЛЯ 1999 Г. N 288; НГР:В9901649, В ЧАСТИ СЛОВ ",
СПРАВКИ ИЗ НАРКОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО
ДИСПАНСЕРОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА" ПРИЗНАН
НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ
СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288; НГР:В9901649 (зарегистрированным в Минюсте России 24 июня 1999 г.) утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
В подп. "г" п. 22 Инструкции предусмотрено, что граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по месту жительства в орган внутренних дел медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.
З. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного положения Инструкции недействующим в части требования представить справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства, так как, по его мнению, оно противоречит Федеральному закону "Об оружии", согласно которому гражданин для получения лицензии обязан представить в орган внутренних дел только один документ - медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, и нарушает его право на получение лицензии на приобретение оружия, поскольку он вынужден представлять в орган внутренних дел не предусмотренные законом документы и нести при этом дополнительные расходы.
В судебном заседании З. поддержал требование и просил о его удовлетворении, пояснив, что форма медицинского заключения об отсутствии у граждан противопоказаний к владению оружием утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344; НГР:В0002960 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", в данном Приказе и утвержденной им форме медицинского заключения предусмотрено участие в освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия специалистов - психиатра и нарколога, которые отражают свое решение в медицинском заключении, утверждаемом клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 24 июля 2003 г. по первой инстанции, заявление З. удовлетворила по следующим основаниям.
Согласно чч. 1-3 ст. 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ; НГР:Р9605776 "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается этими органами в течение месяца со дня его подачи. В нем указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные данным Федеральным законом документы.
В силу ч. 12 ст. 13 названного Закона для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 9 Закона.
То есть законодатель ограничил перечень документов, которые граждане обязаны представить в органы внутренних дел для получения лицензии на приобретение оружия, предусмотрев их в ст. ст. 9 и 13 данного Закона, и отнес к числу таких документов медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией.
Обязанности по представлению каких-либо иных медицинских документов, в том числе справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства, указанный Закон на граждан не возлагает.
Следовательно, у органов внутренних дел Российской Федерации отсутствует право требовать эти справки у граждан, обращающихся за выдачей лицензии на право приобретения оружия.
Данный вывод суда подтверждается и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344; НГР:В0002960 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", который, как следует из его преамбулы, принят в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814; НГР:Р9803200 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Названным Приказом установлен порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и утверждена учетная форма N 046-1 "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия".
Медицинское освидетельствование осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования).
В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт участковый с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе.
Заключение специалистов утверждается клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью.
Из примечания к данному Приказу следует, что наличие противопоказаний для получения лицензии на приобретение оружия врачами определяется исходя из перечня заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814; НГР:Р9803200 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", которое предусматривает, что лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
С доводом МВД России о том, что действующее законодательство не наделяет Минздрав России полномочиями по определению количества предоставляемых для получения лицензии медицинских справок, а также утверждению формы медицинского заключения, суд согласиться не может, так как в силу п. 6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 284; НГР:Р0200810) Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности.
Довод представителей заинтересованных лиц о том, что право органов внутренних дел требовать от граждан соответствующие справки напрямую вытекает из положений ст. 28 Федерального закона "Об оружии", нельзя признать обоснованным.
Действительно, согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.
Однако, выполняя соответствующие контрольные функции, органы внутренних дел (так же, как и граждане) обязаны соблюдать требования Федерального закона "Об оружии" и при выдаче лицензии на приобретение оружия не вправе возлагать на граждан обязанность по представлению документов, не предусмотренных ст. ст. 9 и 13 Закона.
Кроме того, оспариваемое предписание Инструкции не содержит указания о форме справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства и информации, которая должна в них отражаться. Такая неопределенность также может нарушать права граждан, поскольку даже представители заинтересованных лиц давали по этим обстоятельствам в судебном заседании противоречивые объяснения.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ заявление З. Удовлетворила: признала недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подп. "г" п. 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288; НГР:В9901649, в части слов ", справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства".
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 23 сентября 2003 г. решение оставила без изменения.
[введено: 23.08.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 26.08.2004 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
В0304408
В200304408
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.08.2004, N 8, СТР. 10, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
24.07.2003 N ГКПИ 03-690
ПОДПУНКТ "Г" П. 22 ИНСТРУКЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ ГРАЖДАНСКОГО И СЛУЖЕБНОГО
ОРУЖИЯ И ПАТРОНОВ К НЕМУ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 12 АПРЕЛЯ 1999 Г. N 288; НГР:В9901649, В ЧАСТИ СЛОВ ",
СПРАВКИ ИЗ НАРКОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО
ДИСПАНСЕРОВ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА" ПРИЗНАН
НЕДЕЙСТВУЮЩИМ СО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ
СУДА В ЗАКОННУЮ СИЛУ
(Извлечение)
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288; НГР:В9901649 (зарегистрированным в Минюсте России 24 июня 1999 г.) утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).
В подп. "г" п. 22 Инструкции предусмотрено, что граждане Российской Федерации, впервые приобретающие газовые пистолеты или револьверы, огнестрельное бесствольное оружие самообороны отечественного производства, сигнальное оружие либо приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие в целях самообороны, для получения лицензий на их приобретение должны представить по месту жительства в орган внутренних дел медицинское заключение об отсутствии у заявителя противопоказаний для владения оружием, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства.
З. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного положения Инструкции недействующим в части требования представить справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства, так как, по его мнению, оно противоречит Федеральному закону "Об оружии", согласно которому гражданин для получения лицензии обязан представить в орган внутренних дел только один документ - медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, и нарушает его право на получение лицензии на приобретение оружия, поскольку он вынужден представлять в орган внутренних дел не предусмотренные законом документы и нести при этом дополнительные расходы.
В судебном заседании З. поддержал требование и просил о его удовлетворении, пояснив, что форма медицинского заключения об отсутствии у граждан противопоказаний к владению оружием утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344; НГР:В0002960 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", в данном Приказе и утвержденной им форме медицинского заключения предусмотрено участие в освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия специалистов - психиатра и нарколога, которые отражают свое решение в медицинском заключении, утверждаемом клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело 24 июля 2003 г. по первой инстанции, заявление З. удовлетворила по следующим основаниям.
Согласно чч. 1-3 ст. 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ; НГР:Р9605776 "Об оружии" приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением приобретения оружия и патронов к нему государственными военизированными организациями. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается этими органами в течение месяца со дня его подачи. В нем указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные данным Федеральным законом документы.
В силу ч. 12 ст. 13 названного Закона для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ, подтверждающий гражданство Российской Федерации, а также другие документы в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 9 Закона.
То есть законодатель ограничил перечень документов, которые граждане обязаны представить в органы внутренних дел для получения лицензии на приобретение оружия, предусмотрев их в ст. ст. 9 и 13 данного Закона, и отнес к числу таких документов медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией.
Обязанности по представлению каких-либо иных медицинских документов, в том числе справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства, указанный Закон на граждан не возлагает.
Следовательно, у органов внутренних дел Российской Федерации отсутствует право требовать эти справки у граждан, обращающихся за выдачей лицензии на право приобретения оружия.
Данный вывод суда подтверждается и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 сентября 2000 г. N 344; НГР:В0002960 "О медицинском освидетельствовании граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия", который, как следует из его преамбулы, принят в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814; НГР:Р9803200 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Названным Приказом установлен порядок освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия и утверждена учетная форма N 046-1 "Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина для выдачи лицензии на право приобретения оружия".
Медицинское освидетельствование осуществляется в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих медицинскую помощь гражданину на постоянной основе (по месту жительства либо работы или по договору обязательного медицинского страхования).
В освидетельствовании принимают участие врач-терапевт участковый с привлечением имеющейся медицинской документации, а также специалисты - психиатр, нарколог, окулист. В случае отсутствия специалистов в данном медицинском учреждении привлечение их осуществляется на договорной основе.
Заключение специалистов утверждается клинико-экспертной комиссией медицинского учреждения и скрепляется печатью.
Из примечания к данному Приказу следует, что наличие противопоказаний для получения лицензии на приобретение оружия врачами определяется исходя из перечня заболеваний, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814; НГР:Р9803200 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", которое предусматривает, что лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
С доводом МВД России о том, что действующее законодательство не наделяет Минздрав России полномочиями по определению количества предоставляемых для получения лицензии медицинских справок, а также утверждению формы медицинского заключения, суд согласиться не может, так как в силу п. 6 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 284; НГР:Р0200810) Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет выдачу в установленных законодательством Российской Федерации случаях соответствующих заключений при лицензировании отдельных видов деятельности.
Довод представителей заинтересованных лиц о том, что право органов внутренних дел требовать от граждан соответствующие справки напрямую вытекает из положений ст. 28 Федерального закона "Об оружии", нельзя признать обоснованным.
Действительно, согласно ч. 3 данной статьи должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, имеют право требовать от юридических лиц и граждан представления документов или копий, письменной или устной информации, необходимых для выполнения контрольных функций.
Однако, выполняя соответствующие контрольные функции, органы внутренних дел (так же, как и граждане) обязаны соблюдать требования Федерального закона "Об оружии" и при выдаче лицензии на приобретение оружия не вправе возлагать на граждан обязанность по представлению документов, не предусмотренных ст. ст. 9 и 13 Закона.
Кроме того, оспариваемое предписание Инструкции не содержит указания о форме справок из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства и информации, которая должна в них отражаться. Такая неопределенность также может нарушать права граждан, поскольку даже представители заинтересованных лиц давали по этим обстоятельствам в судебном заседании противоречивые объяснения.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ заявление З. Удовлетворила: признала недействующим со дня вступления решения суда в законную силу подп. "г" п. 22 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288; НГР:В9901649, в части слов ", справки из наркологического и психоневрологического диспансеров по месту жительства".
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 23 сентября 2003 г. решение оставила без изменения.
[введено: 23.08.2004 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 26.08.2004 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 8 от 01.08.2004 Стр. 10 |
Рубрики правового классификатора: | 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка, 160.060.000 Средства обеспечения безопасности, 160.060.040 Оборот гражданского, служебного и иного оружия |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: