Основная информация
Дата опубликования: | 26 мая 2005г. |
Номер документа: | В200504414 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0504414
В200504414
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.04.2006, N 4, СТР. 11, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
26.05.2005 N ГКПИ05-588
ПОЛОЖЕНИЯ АБЗ. 3 ПОДП. "А" П. 3 РАЗДЕЛА 2
ПРАВИЛ ОПЛАТЫ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЬЯ
И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ИЮЛЯ 2004 Г. N 392; НГР:Р0403357,
В ЧАСТИ ВОЗЛОЖЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ЛИФТОВ НА НАНИМАТЕЛЕЙ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ ДОМА,
ПРИЗНАНЫ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
(Извлечение)
Щ. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просила признать недействующим абз. 3 подп. "а" п. 3 раздела 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392; НГР:Р0403357; далее - Правила) в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Правил неправомерно возлагает на нее обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, пользователем которого она не является.
В заявлении также указано, что Правила были приняты Правительством в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", а он в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586 признан утратившим силу.
Кодекс, по ее мнению, не содержит нормы, прямо относящей плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, ст. 156 ЖК РФ; НГР:Р0405586 предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и Правительство Российской Федерации в настоящее время не вправе решать вопросы о размерах указанных платежей.
Она проживает в квартире на первом этаже дома и общим имуществом в виде лифта никогда не пользуется, а поэтому не должна нести расходы по его содержанию и ремонту.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 мая 2005 г. в удовлетворении заявления отказала по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Как установлено судом, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392; НГР:Р0403357 были утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, абз. 3 подп. "а" п. 3 которых предусмотрено, что оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, включает в себя внесение платы за содержание жилья, которое состоит, в том числе, из технического
обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома.
По утверждению представителя Правительства Российской Федерации, оспариваемый абз. 3 подп. "а" п. 3 Правил действующему законодательству не противоречит и не предусмотренных законом обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома на заявительницу не возлагает, он полностью соответствует ст. 156 ЖК РФ; НГР:Р0405586, согласно которой размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
С учетом объяснений представителя заинтересованного лица, анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586, регулирующих вопросы содержания общего имущества жилого дома, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого в указанной части п. 3 Правил недействующим не имеется.
Довод заявительницы о том, что Жилищный кодекс Российской Федерации; НГР:Р0405586 не содержит нормы, относящей плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения, не может быть признан обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; НГР:Р0405586 лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме. Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 154 названного Кодекса следует, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586 усматривается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.
Такое же требование предусмотрено и оспариваемой нормой Правил, что соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586.
Не противоречит п. 3 Правил и ст. 156 названного Кодекса, поскольку в последней содержатся положения, регулирующие, в частности, порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, в состав которой, как указывалось выше, входит и плата за содержание и ремонт лифтов. Ссылка заявительницы при этом на то, что Правительство Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; НГР:Р0405586 не вправе устанавливать размеры платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, не может быть принята во внимание, поскольку данным пунктом Правил размер платы не устанавливался.
Не может суд согласиться и с утверждением заявительницы о том, что оспариваемый пункт Правил противоречит ст. 7 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, так как указанная норма Конституции Российской Федерации не регулирует вопросы содержания общего имущества многоквартирного дома и не устанавливает каких-либо исключений для нанимателей жилых помещений по несению расходов, связанных с его содержанием.
Данный пункт Правил не противоречит и требованиям ст. 235 ГК РФ; НГР:Р0102092, поскольку выполнение предусмотренной законом обязанности по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не может расцениваться как принудительное изъятие имущества у собственника.
Ссылка заявительницы на ст. 1 ГК РФ; НГР:Р0102092 в обоснование заявленного требования также не может быть признана состоятельной, так как названная норма Закона не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление Щ. о признании недействующим абз. 3 подп. "а" п. 3 раздела 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392; НГР:Р0403357, в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома, оставила без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
[введено:26.10.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 07.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0504414
В200504414
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.04.2006, N 4, СТР. 11, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
26.05.2005 N ГКПИ05-588
ПОЛОЖЕНИЯ АБЗ. 3 ПОДП. "А" П. 3 РАЗДЕЛА 2
ПРАВИЛ ОПЛАТЫ ГРАЖДАНАМИ ЖИЛЬЯ
И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ИЮЛЯ 2004 Г. N 392; НГР:Р0403357,
В ЧАСТИ ВОЗЛОЖЕНИЯ ПЛАТЫ ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ ЛИФТОВ НА НАНИМАТЕЛЕЙ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ПЕРВОМ ЭТАЖЕ ДОМА,
ПРИЗНАНЫ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
(Извлечение)
Щ. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просила признать недействующим абз. 3 подп. "а" п. 3 раздела 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392; НГР:Р0403357; далее - Правила) в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома, сославшись на то, что оспариваемый в указанной части пункт Правил неправомерно возлагает на нее обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, пользователем которого она не является.
В заявлении также указано, что Правила были приняты Правительством в соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", а он в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586 признан утратившим силу.
Кодекс, по ее мнению, не содержит нормы, прямо относящей плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения. Кроме того, ст. 156 ЖК РФ; НГР:Р0405586 предусмотрено, что размер платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) и Правительство Российской Федерации в настоящее время не вправе решать вопросы о размерах указанных платежей.
Она проживает в квартире на первом этаже дома и общим имуществом в виде лифта никогда не пользуется, а поэтому не должна нести расходы по его содержанию и ремонту.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 мая 2005 г. в удовлетворении заявления отказала по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496 суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Как установлено судом, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392; НГР:Р0403357 были утверждены Правила оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, абз. 3 подп. "а" п. 3 которых предусмотрено, что оплата жилья нанимателями жилых помещений по договору социального найма жилого помещения и договору найма жилого помещения, относящихся к государственному и муниципальному жилищным фондам, включает в себя внесение платы за содержание жилья, которое состоит, в том числе, из технического
обслуживания общих коммуникаций, технических устройств, лифтов и приборов учета, а также технических помещений жилого дома.
По утверждению представителя Правительства Российской Федерации, оспариваемый абз. 3 подп. "а" п. 3 Правил действующему законодательству не противоречит и не предусмотренных законом обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома на заявительницу не возлагает, он полностью соответствует ст. 156 ЖК РФ; НГР:Р0405586, согласно которой размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
С учетом объяснений представителя заинтересованного лица, анализа положений Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586, регулирующих вопросы содержания общего имущества жилого дома, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований для признания оспариваемого в указанной части п. 3 Правил недействующим не имеется.
Довод заявительницы о том, что Жилищный кодекс Российской Федерации; НГР:Р0405586 не содержит нормы, относящей плату за содержание и обслуживание лифтов к плате за содержание и ремонт жилого помещения, не может быть признан обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; НГР:Р0405586 лифты, лифтовые и иные шахты, механическое, электрическое и иное оборудование, находящееся в данном доме, входят в состав общего имущества в многоквартирном доме. Из содержания п. 2 ч. 1 ст. 154 названного Кодекса следует, что для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, плата за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя плату за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Из приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586 усматривается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения нанимателей жилых помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое жилое помещение.
Такое же требование предусмотрено и оспариваемой нормой Правил, что соответствует положениям Жилищного кодекса Российской Федерации; НГР:Р0405586.
Не противоречит п. 3 Правил и ст. 156 названного Кодекса, поскольку в последней содержатся положения, регулирующие, в частности, порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, в состав которой, как указывалось выше, входит и плата за содержание и ремонт лифтов. Ссылка заявительницы при этом на то, что Правительство Российской Федерации в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; НГР:Р0405586 не вправе устанавливать размеры платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, не может быть принята во внимание, поскольку данным пунктом Правил размер платы не устанавливался.
Не может суд согласиться и с утверждением заявительницы о том, что оспариваемый пункт Правил противоречит ст. 7 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, так как указанная норма Конституции Российской Федерации не регулирует вопросы содержания общего имущества многоквартирного дома и не устанавливает каких-либо исключений для нанимателей жилых помещений по несению расходов, связанных с его содержанием.
Данный пункт Правил не противоречит и требованиям ст. 235 ГК РФ; НГР:Р0102092, поскольку выполнение предусмотренной законом обязанности по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги не может расцениваться как принудительное изъятие имущества у собственника.
Ссылка заявительницы на ст. 1 ГК РФ; НГР:Р0102092 в обоснование заявленного требования также не может быть признана состоятельной, так как названная норма Закона не имеет отношения к рассматриваемому вопросу.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ заявление Щ. о признании недействующим абз. 3 подп. "а" п. 3 раздела 2 Правил оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 392; НГР:Р0403357, в части возложения платы за техническое содержание лифтов на нанимателей жилых помещений, проживающих на первом этаже дома, оставила без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
[введено:26.10.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 07.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 01.04.2006 Стр. 11 |
Рубрики правового классификатора: | 050.000.000 Жилище, 050.010.000 Общие положения, 050.040.000 Коммунальное хозяйство, 050.040.010 Общие вопросы, 050.040.090 Тарифы и льготы по оплате коммунальных услуг |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: