Основная информация
Дата опубликования: | 26 августа 2005г. |
Номер документа: | В200504413 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0504413
В200504413
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.04.2006, N 4, СТР. 9, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
26.08.2005 N ГКПИ05-825
ПОЛОЖЕНИЯ П. 1 УКАЗАНИЯ МИНИСТЕРСТВА
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР
ОТ 20 АПРЕЛЯ 1992 Г. N 1-28-У; НГР:В9251261
"О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РСФСР
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"
ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИЙ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ"
ПРИЗНАНЫ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
(Извлечение)
Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 1 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У; НГР:В9251261 "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".
Как указывал заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону и нарушают его права на пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд требует от работника при назначении пенсии с особо вредными условиями труда справку с кодами профессий и условий труда, когда по закону не предусмотрено вносить в трудовую книжку коды условий труда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 августа 2005 г. в удовлетворении заявления отказала, указав следующее.
В соответствии с п. 1 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У; НГР:В9251261 при назначении работникам льготных пенсий нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы: классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже и т. п., то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы.
Как пояснили в суде представители Минздравсоцзащиты России, данное указание было направлено во все отделы социальной защиты и опубликовано в журнале "Социальная защита" (N 9, 1997 г.). Оно разъясняет применение списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
В п. 2 постановления Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517; НГР:Р9100682 Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов было предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
На территории Российской Федерации с 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и с этого дня утратил силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Б. в своем заявлении ссылается на нормы Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", однако суд при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта должен установить, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям закона, утратившего силу, не могут служить основанием для удовлетворения заявления.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ; НГР:Р0102274 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии (преамбула) и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст. 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В ст.ст. 27 и 28 названного Федерального закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается такая трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537; НГР:Р0203731 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Кабинет Министров СССР постановлением от 26 января 1991 г. N 10; НГР:С9100139 утвердил Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (введены в действие с 1 января 1992 г.).
Трудовой кодекс Российской Федерации; НГР:Р0102414 в ст. 66 предусматривает, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225; НГР:Р0301317.
Трудовая книжка, являясь основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, не содержит во всех случаях сведений, подтверждающих, что в результате профессиональной деятельности организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В Списках N 1 и N 2 помимо наименований профессий и должностей содержатся для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов показатели (условия), с учетом которых работники приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми и вредными условиями труда (например, классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, постоянная занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже, на работах в определенных структурных подразделениях и т. д.); место работы (у плавильных печей, у гальванических ванн и др.); особый характер работы (например, на зарядке аккумуляторов); занятость на определенном оборудовании (например, на литейных машинах); работа с определенными материалами, сырьем и топливом (медные порошки, анилиновые красители и др.); технологический процесс (например, дробление, измельчение и помол ископаемых); виды работ (например, разделка лома, приготовление шихты); виды продукции (например, бумага для кинофотопромышленности).
Из объяснения представителя Минздравсоцразвития России в суде следует, что администрация организации вправе выдать уточняющую справку о характере работы со ссылкой на документы, при этом указание кода профессии не имеет обязательного значения для учета стажа.
Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях устанавливает при досрочном назначении трудовой пенсии по старости отдельным категориям работников, занятых на работах, предусмотренных Списком N 1 и Списком N 2, предоставление документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан на трудовые пенсии, заявление Б. удовлетворению не подлежит.
[введено:26.10.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 07.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
В0504413
В200504413
ОПУБЛИКОВАНО:
БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.04.2006, N 4, СТР. 9, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
26.08.2005 N ГКПИ05-825
ПОЛОЖЕНИЯ П. 1 УКАЗАНИЯ МИНИСТЕРСТВА
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР
ОТ 20 АПРЕЛЯ 1992 Г. N 1-28-У; НГР:В9251261
"О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА РСФСР
"О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР"
ПРИ НАЗНАЧЕНИИ ПЕНСИЙ В СВЯЗИ С ОСОБЫМИ
УСЛОВИЯМИ ТРУДА И ПЕНСИЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ"
ПРИЗНАНЫ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
(Извлечение)
Б. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим п. 1 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У; НГР:В9251261 "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет".
Как указывал заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат федеральному закону и нарушают его права на пенсионное обеспечение. Пенсионный фонд требует от работника при назначении пенсии с особо вредными условиями труда справку с кодами профессий и условий труда, когда по закону не предусмотрено вносить в трудовую книжку коды условий труда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 26 августа 2005 г. в удовлетворении заявления отказала, указав следующее.
В соответствии с п. 1 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20 апреля 1992 г. N 1-28-У; НГР:В9251261 при назначении работникам льготных пенсий нет необходимости требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений данных о результатах аттестации рабочих мест, заключений органов государственной экспертизы, санитарно-эпидемиологических станций и других органов о фактических условиях труда на их рабочих местах. Однако если в Списках для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов указываются показатели (условия), при которых им предоставляются пенсионные льготы: классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже и т. п., то такие сведения должны быть подтверждены уточняющей справкой со ссылкой на документы.
Как пояснили в суде представители Минздравсоцзащиты России, данное указание было направлено во все отделы социальной защиты и опубликовано в журнале "Социальная защита" (N 9, 1997 г.). Оно разъясняет применение списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
В п. 2 постановления Совмина РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517; НГР:Р9100682 Министерству труда РСФСР, Министерству здравоохранения и социального обеспечения РСФСР по согласованию с Пенсионным фондом РСФСР и с участием профсоюзов было предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение; списков работ, профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет; правил исчисления выслуги и назначения пенсий.
На территории Российской Федерации с 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и с этого дня утратил силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Б. в своем заявлении ссылается на нормы Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", однако суд при рассмотрении заявления об оспаривании нормативного правового акта должен установить, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С учетом изложенного доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта требованиям закона, утратившего силу, не могут служить основанием для удовлетворения заявления.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ; НГР:Р0102274 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии (преамбула) и закрепляя в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (ст. 7), предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В ст.ст. 27 и 28 названного Федерального закона определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается такая трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537; НГР:Р0203731 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Кабинет Министров СССР постановлением от 26 января 1991 г. N 10; НГР:С9100139 утвердил Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (введены в действие с 1 января 1992 г.).
Трудовой кодекс Российской Федерации; НГР:Р0102414 в ст. 66 предусматривает, что в трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2003 г. N 225; НГР:Р0301317.
Трудовая книжка, являясь основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, не содержит во всех случаях сведений, подтверждающих, что в результате профессиональной деятельности организм человека подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.
В Списках N 1 и N 2 помимо наименований профессий и должностей содержатся для некоторых категорий рабочих, руководителей и специалистов показатели (условия), с учетом которых работники приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми и вредными условиями труда (например, классы опасности получаемых или применяемых вредных веществ, постоянная занятость на горячих участках работ, на добыче полезных ископаемых в карьерах и разрезах глубиной 150 м и ниже, на работах в определенных структурных подразделениях и т. д.); место работы (у плавильных печей, у гальванических ванн и др.); особый характер работы (например, на зарядке аккумуляторов); занятость на определенном оборудовании (например, на литейных машинах); работа с определенными материалами, сырьем и топливом (медные порошки, анилиновые красители и др.); технологический процесс (например, дробление, измельчение и помол ископаемых); виды работ (например, разделка лома, приготовление шихты); виды продукции (например, бумага для кинофотопромышленности).
Из объяснения представителя Минздравсоцразвития России в суде следует, что администрация организации вправе выдать уточняющую справку о характере работы со ссылкой на документы, при этом указание кода профессии не имеет обязательного значения для учета стажа.
Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях устанавливает при досрочном назначении трудовой пенсии по старости отдельным категориям работников, занятых на работах, предусмотренных Списком N 1 и Списком N 2, предоставление документов, подтверждающих стаж на соответствующих видах работ.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат действующему законодательству, изданы компетентным органом государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан на трудовые пенсии, заявление Б. удовлетворению не подлежит.
[введено:26.10.2006 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 07.12.2006 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 4 от 01.04.2006 Стр. 9 |
Рубрики правового классификатора: | 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.010 Общие положения, 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: