Основная информация

Дата опубликования: 30 июля 2004г.
Номер документа: В200403782
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0403782

В200403782

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.02.2005, N 2, СТР. 6, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

30.07.2004 N ГКПИ04-945

АБЗАЦ 4 П. 2.15 ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ЛЬГОТ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ,

ИНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН, УСТАНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ

ЗАКОНОМ "О ВЕТЕРАНАХ", УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ

МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11 ОКТЯБРЯ 2000 Г. N 69; НГР:В0003530,

ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ, ЧТО В УДОСТОВЕРЕНИИ ПРОИЗВОДИТСЯ

ОТМЕТКА О ГРУППЕ ИНВАЛИДНОСТИ И О ПРАВЕ НА ЛЬГОТЫ,

УСТАНОВЛЕННЫЕ СТ. 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ",

ПРИЗНАН НЕДЕЙСТВУЮЩИМ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ В ЧАСТИ СЛОВ

"И О ПРАВЕ НА ЛЬГОТЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ СТАТЬЕЙ 14

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ"

(Извлечение)

М. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим абз. 4 п. 2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69; НГР:В0003530 (далее - Инструкция) в части слов "и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".

По мнению М., оспариваемое предписание Инструкции нарушает право инвалидов Отечественной войны и инвалидов боевых действий (далее - инвалиды войны) на льготы, предусмотренные действующим законодательством, поскольку ограничивает круг предоставляемых льгот перечнем, содержащимся в ст. 14 Федерального закона "О ветеранах". Между тем названные лица имеют право на льготы, установленные и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Как указал заявитель, он является инвалидом военной службы и на него распространяются льготы, предоставляемые инвалидам войны. Кроме льгот, предусмотренных ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", он также имеет право на льготы, установленные, в частности, ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Однако согласно Инструкции в удостоверении инвалида о праве на льготы имеется только ссылка на ст. 14 Федерального закона "О ветеранах", поэтому он лишен возможности пользоваться иными льготами, предусмотренными для инвалидов войны.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев 30 июля 2004 г. дело по первой инстанции, заявление М. удовлетворила по следующим основаниям.

Пунктом 2.15 Инструкции предусмотрено, что права и льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах", предоставляются в следующем порядке:

инвалидам Отечественной войны из числа лиц, указанных в ст. 4 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения инвалида Отечественной войны, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209; НГР:С8100074;

инвалидам боевых действий из числа лиц, указанных в ст. 4 Федерального закона "О ветеранах", - на основании удостоверения инвалида о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209; НГР:С8100074.

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании справок учреждений медико-социальной экспертизы (ВТЭК) об инвалидности.

В удостоверении производится отметка о группе инвалидности и о праве на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".

С доводами представителей заинтересованных лиц (Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации) о соответствии абз. 4 п. 2.15 Инструкции закону согласиться нельзя, поскольку Федеральный закон "О ветеранах" (далее - Закон), предоставив инвалидам военной службы права и льготы инвалидов войны, не ограничил объем этих прав и льгот лишь перечнем, приведенным в ст. 14 данного Закона.

Согласно п. 1 ст. 11 Закона законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона меры социальной защиты ветеранов определяются ст.ст. 14-23 данного Федерального закона. При наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям Закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Действующее законодательство устанавливает для инвалидов войны ряд льгот, которые не перечислены в ст. 14 Закона.

Так, в силу ст. 17 Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209; НГР:С8100074, инвалидам Отечественной войны и проживающим совместно с ними членам их семей предоставляется скидка в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов по оплате коммунальных услуг.

Приведенные льготы не содержатся в ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".

Поскольку, распространив в силу п. 3 ст. 14 Закона на инвалидов военной службы льготы, предоставляемые инвалидам войны, законодатель не ограничил их перечнем, содержащимся в ст. 14 Закона, Министерство труда и социального развития Российской Федерации не вправе было устанавливать в Инструкции предписание о том, что в удостоверении инвалида о праве на льготы производится отметка о праве на льготы, установленные лишь ст. 14 Федерального закона "О ветеранах".

Тем самым Минтруд России фактически ограничил права граждан, перечисленных в п. 3 ст. 14 Закона, на пользование льготами инвалидов войны, предусмотренными другими законами и иными нормативными правовыми актами (а также льготами, которые могут быть предусмотрены для инвалидов войны в будущем).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 30 июля 2004 г. заявление М. удовлетворила, признала недействующим с момента принятия абз. 4 п. 2.15 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69; НГР:В0003530, в части слов "и о праве на льготы, установленные статьей 14 Федерального закона "О ветеранах".

Решение вступило в законную силу.

[введено: 24.06.2005 оператор НЦПИ - Агуреева И.В.]

[проверено: 06.07.2005 корректор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 2 от 01.02.2005 Стр. 6
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.090.000 Льготы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать