Основная информация

Дата опубликования: 13 декабря 2013г.
Номер документа: В201306105
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201306105

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 25.09.2014, N 10, (Извлечение)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13.12.2013 N 45-КГ13-17

СТАТЬЯ 11 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

ОТ 26 НОЯБРЯ 1998 Г. N 175-ФЗ НЕ ПРЕПЯТСТВУЕТ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРАВА НА ПОЛУЧЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЧЛЕНАМИ

СЕМЬИ УМЕРШЕГО ГРАЖДАНИНА, ИМЕВШЕГО СТАТУС ПОСТРАДАВШЕГО

ОТ АВАРИИ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ "МАЯК"

И СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В Р. ТЕЧА,

В ОТНОШЕНИИ КОТОРОГО БЫЛА УСТАНОВЛЕНА ПРИЧИННАЯ

СВЯЗЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ВЫЗВАВШЕГО СМЕРТЬ, С ВОЗДЕЙСТВИЕМ

РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ ДАННОЙ АВАРИИ

(Извлечение)

Л. обратилась в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области по городу Каменску-Уральскому и Каменскому району (далее - Управление) о признании за ней права на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча", поскольку является членом семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в ст.ст. 2, 3 названного Федерального закона.

Решением Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 8 августа 2012 г. заявленные Л. требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 октября 2012 г. указанное решение суда отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В кассационной жалобе Л. просила об отмене состоявшегося по делу судебного постановления суда апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 13 декабря 2013 г. пришла к выводу о том, что при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции были допущены существенные нарушения норм права, являющиеся согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке.

Судом установлено, что Л. - вдова умершего 3 октября 2010 г. В., являвшегося при жизни инвалидом I группы по общему заболеванию и имевшего статус добровольно выехавшего на новое место жительства из с. Бугаево, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на ПО "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, в связи с чем имевшего право на льготы и компенсации, предусмотренные п. 6 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Приказом начальника Управления от 18 мая 2011 г. Л. было отказано в предоставлении мер социальной поддержки и оформлении соответствующего удостоверения по категории лиц, указанных в ст. 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча", на том основании, что ее муж В. не относился к числу граждан, указанных в пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 1, ст.ст. 2 и 3 указанного Федерального закона.

Согласно ст. 11 названного Федерального закона семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 1, ст.ст. 2 и 3 этого Федерального закона, гарантируется предоставление компенсаций, предусмотренных ст.ст. 41 и 42 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в ст.ст. 2 и 3 названного Федерального закона, меры социальной поддержки, предусмотренные пп. 2, 3, 7, 8, 12-14 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", сохраняются в случае, если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции с учетом положений п. 7 ст. 1, ст.ст. 2 и 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча" исходил из того, что, поскольку супруг Л. при жизни имел статус лица, добровольно выехавшего из населенного пункта Бугаево, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, а также имел заболевание, входящее в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. N 592, то он при жизни имел право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 2 и 3 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ.

Учитывая, что смерть В. явилась следствием заболевания, вызванного воздействием радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, а также при условии, что он при жизни имел право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст.ст. 2 и 3 названного Федерального закона, соответственно, у Л. как у члена семьи, потерявшего кормильца, возникло право на предоставление мер социальной поддержки, указанных в ст. 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча".

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда о том, что Л. имеет право на предоставление мер социальной поддержки, указанных в ст. 11 названного Федерального закона, поскольку на нее как на члена семьи кормильца при жизни В. меры социальной поддержки, указанные в ст. 11 этого Федерального закона, не распространялись.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что п. 13 ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, указанным в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона (граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, и инвалиды, вследствие чернобыльской катастрофы), гарантируется ежемесячная денежная компенсация, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров. В данной норме определен конкретный круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, к которым истец не относится.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с выводом суда апелляционной инстанции о том, что на истца как на члена семьи пострадавшего от радиоактивного воздействия лица не распространяются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча".

Судом первой инстанции установлено, что В. имел статус лица, добровольно выехавшего из населенного пункта, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча.

Согласно заключению комиссии экспертов ФГБУ "Российский центр судебно-медицинской экспертизы Минздравсоцразвития Российской Федерации", принятому по результатам судебно-медицинской экспертизы, при изучении медицинской документации установлено наличие у В. заболевания, которое входит в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. N 592.

Установлено также, что решением Челябинского регионального межведомственного экспертного совета от 14 февраля 2001 г. N 51 причина смерти В. определена как связанная с воздействием радиации во время проживания на пострадавших вследствие аварии территориях.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для признания судом за истцом права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для членов семьи, потерявших кормильца из числа лиц, указанных в Федеральном законе от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча".

При указанных обстоятельствах ст. 11 названного Федерального закона не может рассматриваться как препятствующая реализации права на получение мер социальной поддержки членами семьи умершего гражданина, имевшего статус пострадавшего от аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча, в отношении которого была установлена причинная связь заболевания, вызвавшего смерть, с воздействием радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в р. Теча.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2010 г. N 751 внесены изменения в Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в части выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьям умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии с данными изменениями компенсация на приобретение продовольственных товаров назначается названным лицам с 1 ноября 2010 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30 октября 2012 г. отменила, оставила в силе решение Красногорского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 8 августа 2012 г.

[введено: 11.12.2014 редактор НЦПИ – Денисова Н.Н.]

[проверено: 08.04.2015 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 10 от 25.09.2014 Стр. 23
Рубрики правового классификатора: 070.070.010 Пособия, 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 070.090.000 Льготы, 180.040.010 Общие положения, 180.040.030 Производство в кассационной инстанции, 180.040.040 Пересмотр решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать